Феномен мифотворчества в современных средствах массовой информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 14:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - выявить сущность и специфику современного мифотворчества.
Задачи работы:
1.Раскрыть феномен мифотворчества в прессе.
2.Рассмотреть влияние мифов на сознание человека и общества.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………..3
1.Понятие мифотворчества
1.1 Мифотворчество в прессе…………………………………………………. 5
1.2 Миф как средство манипуляции сознанием……………………………...12
2. Анализ статей-мифов в печатных изданиях
2.1 Мифотворчество на примере «Российской газеты» и «Независимой газеты»….……………...………………………………………………………..17
2.2.Специфика мифов в «Мире новостей» и «Аргументах и фактах»...………………………………………………………………………...22
Заключение…………………………………………………………………………………27
Список использованной литературы………………………………………............29
Список источников…………………………………………………………….31

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 168.50 Кб (Скачать файл)

                                      

            Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

             Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Мичуринский государственный  аграрный университет»

                      Кафедра социальных коммуникаций  и философии

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

             по теории и практике массовой  информации

на тему: «Феномен мифотворчества в современных средствах массовой информации»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            Студентки III курса

                                                         специальности «Связи с общественностью» 

                                                         Догадовой Екатерины Алексеевны

                                                         Проверила:  

                                                         Синепупова О.С.

                                                         Оценка на защите

 

 

 

 

 

 

 

                                             Мичуринск-Наукоград РФ

2010

 

 

 Содержание

 

Введение……………………………………………………………………………………..3

1.Понятие мифотворчества

1.1 Мифотворчество в прессе…………………………………………………. 5

1.2 Миф как средство манипуляции сознанием……………………………...12

2. Анализ статей-мифов в печатных изданиях

2.1 Мифотворчество на примере «Российской газеты» и «Независимой газеты»….……………...………………………………………………………..17

2.2.Специфика мифов в «Мире новостей» и «Аргументах и фактах»...………………………………………………………………………...22

Заключение…………………………………………………………………………………27

Список использованной литературы………………………………………............29

Список источников…………………………………………………………….31

Приложение……………………………………………………………………..32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                           Введение

Механизм воздействия  на массовое сознание известен человечеству, по крайней мере, уже с античности. В настоящее время средства массовой информации оказывают все большее влияние на аудиторию, ее взгляды, поведение. Было бы неправильно говорить о СМИ только как о банке информации, доступной всем и каждому. Существеннейшей из их возможностей является формирование ценностных ориентиров и стереотипов. На сегодняшний день это самый удобный способ манипуляции массовым сознанием.

Одной из форм такой манипуляции  и стало мифотворчество. Формирование мифа является наиболее эффективным исторически сложившимся механизмом внушения. В России мифотехнологии в различных отраслях развивается достаточно значительными темпами.

Актуальность темы не может вызвать сомнений, ведь мифы в современных средствах массовой информации  занимали и будут занимать огромную нишу. Вряд ли можно сферу нашей жизни, которой не коснулась мифологизация.

            Мифотворчество и его дальнейшее развитие внесли принципиальные изменения в   общество, его действия и мнения.

      Мифы используют также для поддержания оптимистического взгляда на жизнь. Потребность зрителя в позитивной информации - это и есть потребность в мифе. Неоднократно  повторенный миф становится носителем собственной истины, недоступной рациональному объяснению. Противоречащие друг другу сведения, полученные из разных источников, также могут служить основой мифов. Миф создает "сказку" в сознании человека. Мифотворчество позволяет фальсифицировать, мифологизировать чьи-либо действия. 

      Возможности для возникновения и распространения массовых  социальных  мифов, а также злоупотребления им с помощью средств массовой информации в современном обществе не уменьшились, а увеличились.

     Обращение к мифу как к средству формирования тех или иных взглядов неизменно было эффективным.

     "СМИ тоталитарны по своей природе, так как стремятся взять под свой контроль волю людей, их мысли и чувства, тем самым ограничивая свободу личности, порабощая ее" [6;110]. СМИ не в состоянии трансформировать саму реальность, но им по силам изменить представление о ней.

      Объект  исследования – мифотворчество  в современных средствах массовой  информации.

       Предмет  исследования  - специфика мифов  в общероссийских печатных изданиях.

       Цель данной работы  - выявить сущность и специфику современного мифотворчества.

Задачи работы:

1.Раскрыть феномен мифотворчества в прессе.

2.Рассмотреть влияние мифов на сознание человека и общества.

3.Выявить специфику мифотворчества на примере конкретных печатных изданий.

      В ходе исследования были использованы следующие методы: анализ документов, описание, сравнение, обобщение.

      Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, списка источников, приложения.

 

                                                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Понятие мифотворчества

1.1 Мифотворчество  в прессе

 

      Средства массовой информации с момента своего появления занимались созданием символов или даже мифотворчеством. Кроме того, в качестве адресанта в схеме коммуникативного процесса СМИ выступают как поставщики новой информации, которая способствует формированию и дальнейшей жизни мифов в массовом сознании. Газеты, радио, телевидение – суть режиссеры-постановщики пьесы, которой наше сознание заменяет реальный мир. Усиливает воздействие и описанный принцип дополнения. СМИ предлагают нам актеров на уже прописанные в сознании роли. Достаточно назвать одного «врагом», а другого «героем», – и мы сами начнем интерпретировать их поведение по модели, которая существует у нас в сознании.

      В «информационном» обществе социальное мифотворчество,  осуществляемое путем внушения и подражания мифам, играет огромную социокультурную роль. Мифы внедряются в сознание и подсознание, воздействуют на мировоззрение и чувства людей. Благодаря своей чрезвычайной насущности, эмоциональности, эффективности они обладают  повышенной социокультурной  живучестью.  Жизненность мифа объясняется тем, что, опираясь на реальные факты  бытия,  он часто воспринимается как абсолют, непререкаемо, догматически.

      Вообще существует два рода мифов. Первый (и наиболее древний) – «бессознательно-художественный» способ приспособления сознания человека к действительности. Выдающийся русский философ ХХ века А.Ф. Лосев писал о мифе: «Это не  выдумка, но наиболее яркая и самая подлинная действительность, это совершенно необходимая категория мысли и жизни». Мифы древних греков, к примеру, были для них отнюдь не сказкой, а реальной жизнью, они входили в их «внутреннюю картину мира [6,101].

     Другой род мифов – это пропагандистские мифы, создаваемые  с целью маскировки реальной действительности для обеспечения стабильности той или иной социально-культурной структуры. Пропагандистские мифы мистифицируют действительность, создают ложное сознание. В России, например, за годы перестройки и реформ с помощью печати, телевидения и радио были справедливо разоблачены многие пропагандистские мифы советского времени. Так, «несущими конструкциями коммунистической системы» выступали мифы о частной собственности как о главном источнике социального зла, о неизбежности краха капитализма и торжества коммунизма, о руководящей роли рабочего класса и его коммунистической партии, о единственно верном социальном учении – марксизме-ленинизме. Сегодня их место заняли постсоветские мифы. «С одной стороны, интеллигенция ведет активную критику, рассеивая мифы и иллюзию, – пишет французский  социолог Эдгар Морен, – с другой – вырабатывает идеи и мифы современного общества».  Типичными государственными мифами являются такие, как «Американская мечта», «Светлое коммунистическое будущее» [6,104].

        Мифы, несущие в себе важную иррациональную (в принципе, религиозную) компоненту, становятся частью традиции и играют важную роль в легитимации общественного строя в идеократических государствах. Однако миф  и в современном обществе не утратил своего значения как важной формы массового сознания.

         Структура мифа и характер его восприятия общественным сознанием хорошо изучены, что позволило создать в демократических государствах целую индустрию, фабрикующую и внедряющую мифы с целью манипуляции сознанием и поведением аудитории. Такие мифы, правда, редко становятся частью долговременной традиции, входящей в ядро культуры (подобно мифам Древней Греции или былинам об Илье Муромце). Однако в текучей мозаичной массовой культуре они могут занимать большое место, а главное, решать конкретные задачи по манипуляции сознанием населения. Для современного зрителя уже стали привычными повторы в информационных блоках, а затем интерпретация тех же самых фактов в аналитических программах, усиленная под определенным углом. Таким образом происходит манипуляция вниманием зрителя [12;31].

      Немецкий философ Э. Кассирер говорит о целенаправленном создании мифов как средстве манипуляции массовым сознанием в политических целях: «Миф всегда трактовался как результат бессознательной деятельности и как продукт свободной игры воображения. Но здесь миф создается в соответствии с планом. Новые политические мифы не возникают спонтанно, они не являются диким плодом необузданного воображения. Напротив, они представляют собой искусственные творения, созданные умелыми и ловкими «мастерами». Нашему ХХ веку – великой эпохе технической цивилизации – суждено было создать и новую технику мифа. Это новый момент, имеющий принципиальное значение. Он изменит всю нашу социальную жизнь. Методы подавления и принуждения всегда использовались в политической жизни. Но в большинстве случаев эти методы ориентировались на «материальные» результаты. Даже наиболее суровые деспотические режимы удовлетворялись лишь навязыванием человеку определенных правил действия. Они не интересовались чувствами и мыслями людей...» [10;135].

       Современные политические мифы действуют совсем по-другому. С самого начала они стремятся изменить сознание людей, чтобы потом иметь возможность регулировать и контролировать их поведение. Политические мифы действуют так же, как змея, парализующая кролика перед тем, как атаковать его. Люди становятся жертвами мифов без серьезного сопротивления. Они побеждены и покорены еще до того, как оказываются способными осознать, что же на самом деле произошло. И здесь особую роль играет то, что современный человек поглощает большую часть информации с телевизионного экрана, где визуальный ее образ часто начинает превалировать над звуковым, несмотря на то, что зритель одновременно воспринимает вместе с изображением и текст, и музыку. Однако визуальный ряд обладает определенной магией: он информирует и одновременно воздействует на чувства и воображение зрителя. Движущиеся образы заставляют зрителя сосредоточенно следить за действием, что, с одной стороны, обостряет внимание, а с другой – может рассеивать и переключать его. Поэтому нельзя не согласиться с мнением С.Г.Кара-Мурзы, который пишет, что «эффективность телевидения связана с тем, что оно мобилизует периферические системы внимания, что обеспечивает большую избыточность информации в центральной интегрирующей системе. Чем больше избыточность, тем меньше усилий требует восприятие сообщения» [6;140].

     Мифы скрепляют понимание человеком происходящих процессов. Возможность дать смысл всему дает им силу. Российское бытие буквально пронизано такими мифоосмысляющими его образами. Например, когда речь идет о богатом предпринимателе, в его образ сразу вписывается понятие «партийных денег», как лежащих в основе его богатства. И хотя никто этих денег не видел, и нет реальных доказательств их существования, введенная интерпретация освобождает человека от беспокойства, не требует искать причину в ином. Или такой же аргумент – «комсомольский функционер», опять-таки имея в виду происхождение его денег. Вероятно, мифом, облегчающим существование в глазах обывателя всех остальных предпринимателей, является аксиома Остапа Бендера: «Все современные состояния нажиты нечестным путем».

           К Жириновскому, например, СМИ приклеили ярлык «шута», причем настолько прочно, что любые его действия воспринимались населением как фарс, буффонада, розыгрыш. Рейтинг упал, что вызвало крайнюю озабоченность имиджмейкеров Владимира Вольфовича, и они настояли на смене имиджа и более серьезном поведении лидера ЛДПР.

       Миф – всегда победитель, так как он отражает интеллектуальные потребности, уже апробированные всей историей человечества, а с другой стороны, наиболее точно воспроизводит ожидаемое и желаемое. Поэтому любое политическое движение (т.е. стремящиеся к власти индивидуумы) продуцирует целую серию мифов, призванных оправдать его существование.

       Политики первыми вырабатывают наиболее эффективные способы воздействия на аудиторию, активно используя все имеющиеся на тот момент новые технологии. Показательны в этом плане избирательные кампании. [17;211].

       Учитывая смену за последнее столетие основного канала коммуникации (печать – радио – телевидение), получаем, что важным становится не содержание, а форма, не сущность, а образ. Современные СМИ творят имиджи отдельных людей, групп, событий, явлений и т.п., которые в свою очередь получают роли и место в символическом театре массового сознания.

      Возьмем, к примеру, один из самых распространенных мифических образов, столь любимый отечественными СМИ, – «спаситель». Владимир Ленин, Иосиф Сталин – их смерть оплакивала вся страна, не представляющая как дальше жить без своего «спасителя». О феномене «мессианства» Михаила Горбачева уже можно писать книги. Статуса «спасителя» не избежал и Борис Ельцин, «избавивший» страну от красного террора, победив Геннадия Зюганова во втором туре выборов. Интересно, что если бы противником (гипотетическим) Бориса Николаевича был Иосиф Виссарионович, кто кого бы от кого спасал – совершенно не ясно. Эстафетная палочка «спасителя» была передана Владимиру Путину, что объясняет его политический иммунитет при выражении недоверия нынешнему правительству [17;179].

Информация о работе Феномен мифотворчества в современных средствах массовой информации