Роль слухов в массовой информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2012 в 16:45, контрольная работа

Краткое описание

По определению С.И.Ожегова, "слух, молва, известие о ком-нибудь или о чём-нибудь, обычно ничем не подтверждённое". В русском языке близко по смыслу к слухам стоят такие выражения:, как толки, пересуды, разговоры, сплетни. И если определения "молвы", "толков" и "разговоров" обычно носят оценочно-нейтральный характер, то определения "пересудов" и "сплетен" содержат осуждающее отношение человека, оценивающего степень достоверности полученной им информации.
Слухи - это специфический вид информации, появляющейся спонтанно в силу информационного вакуума среди определенных слоев населения, либо специально кем-то распространяемой для воздействия на общественное сознание.

Вложенные файлы: 1 файл

Глава I.doc

— 115.50 Кб (Скачать файл)

Глава I.  Слухи как техника информационно-психологического воздействия.

    1. Слухи. Предпосылки и причины возникновения.

   По  определению С.И.Ожегова, "слух, молва, известие о ком-нибудь или о чём-нибудь, обычно ничем не подтверждённое". В русском языке близко по смыслу к слухам стоят такие выражения:, как толки, пересуды, разговоры, сплетни. И если определения "молвы", "толков" и "разговоров" обычно носят оценочно-нейтральный характер, то определения "пересудов" и "сплетен" содержат осуждающее отношение человека, оценивающего степень достоверности полученной им информации.

     Слухи - это специфический вид информации, появляющейся спонтанно в силу информационного  вакуума среди определенных слоев  населения, либо специально кем-то распространяемой для воздействия на общественное сознание.

   А.С.Ахиезер: «Слухи - постоянно действующая система  интерпретации событий массовым сознанием в соответствии с исторически  сложившимся менталитетом. Слухи - неофициальная форма связи в большом обществе, постоянный процесс освоения событий в дуальной оппозиции: комфортное -дискомфортное состояние, тайный шепот широких масс, формирующий общую духовную атмосферу в обществе, против которой бессильны как система массовой информации, так и самые крайние методы массового террора».

     Т.Шибутани связывал функционирование слухов с  развитием эффективной коммуникации, и, в частности, с одним из ее видов - формальным (официальным). Слухи, по его  мнению, есть дополнение неформальной сетью «доверительных сообщений». Согласно позиции Т.Шибутани, в основе слухов лежит событие, обладающее двумя качествами: важностью и неопределенностью (слух = важность, неопределенность). Если событие не важно и совершенно не обладает неопределенностью, то слухов по его поводу не будет.

     Слухи — специфический вид межличностной коммуникации, в процессе которой сюжет, до известной степени отражающий некоторые реальные или вымышленные события, становится достоянием обширной диффузной аудитории. Наряду с описываемым событием отражают также общественное мнение и настроение, более общие социальные стереотипы и установки аудитории и, наконец, информационную ситуацию в регионе,  зачастую являются источником ложной, искаженной информации.

     Слухи — это оперативная информация, не имеющая ссылки на источник ее происхождения.

     Существует  ряд предпосылок социально-психологического характера, которые способствуют возникновению  и распространению слухов среди  людей и поэтому в ряде случаев, они становятся эффективным средством психологических операций, особенно в кризисных ситуациях, экстремальным проявлением которых являются вооруженные конфликты.

     В реальном поведении часто возникают  ситуации, в которых один человек, ведущий, например, непосредственное наблюдение за каким-либо объектом, передает в форме речевого сообщения извлекаемую при этом информацию другому. Тот, другой, не имея возможности непосредственно наблюдать объект, должен воссоздать его образ только на основе воспринятого сообщения. Практически подобные задачи люди решают повседневно. Однако механизм этого процесса еще не ясен. Как при этом изменяется информация (что теряется, искажается, добавляется и т. д.) и почему? Наконец, как потом другим человеком принятое речевое сообщение трансформируется в образ объекта, которого он не воспринял?

     Использование слухов в пропагандистских акциях, по мнению известного американского  специалиста по психологическим  операциям Пола Лайндбарджера, заключается  в планомерном их воздействии  на ум и чувства группы людей с  определенной, имеющей общественное значение целью - военной, экономической или политической. Живучесть и восприимчивость к слухам, в значительной степени определяется тем, что они является легко доступным способом удовлетворения информационных потребностей человека, т.е. потребностей в информации, необходимой для социальной ориентации и организации своего поведения. Эмоционально негативные переживания сопровождают человека, если у него нет информации о происходящих событиях, т.е. когда он находится в состоянии своеобразной «информационной неопределенности», «информационного дефицита». Вот этот информационный дефицит и помогают нейтрализовать слухи. Таким образом, человек субъективно ощущает себя информированным, но в то же время его поведение объективно начинает попадать в определенной степени в зависимость от конкретных слухов.

  Основой для возникновения слухов является, в частности, искажение информации при устной передаче ее людьми друг другу. Причем, чем длиннее «цепочка», чем большее количество людей участвует в передаче сведений, не подкрепленных достоверными данными, тем значительнее искажаются эти сведения.

Проведенные специалистами эксперименты показали, что характер этих искажений непосредственно  связан с имеющимися у людей социальными  установками, так называемыми предиспозиционными факторами – человек подсознательно настроен воспринимать в первую очередь именно то, что он ожидает. Кроме этого искажение также определяется особенностями и механизмами человеческого восприятия и отношений между людьми в процессе общения. К другим причинам объективного характера, способствующим возникновению и распространению слухов, относятся следующие психологические факторы, способствующие искажению информации при ее передаче «из уст в уста»: ограничение оперативной памяти человека, не позволяющее удержать большое количество информации; трудность в подборе точных семантических эквивалентов обозначения предметов и событий, о которых идет речь, а потому происходит постепенная подмена смысла; «домысливание» фрагментов отсутствующей информации, когда для придания ей стройности и достоверности приходиться додумывать недостающие детали; отсутствие критичности, что приводит к одностороннему восприятию без уточняющих вопросов в сомнительных деталях получаемой информации.

     Среди социальных причин, порождающих слухи, в первую очередь, необходимо выделить отсутствие или дефицит информации по волнующим людей проблемам или событиям, а также недостаточную оперативность, запаздывание в подаче информации. Важность анализа такого социально-психологического явления как слухи привлекала внимание многих исследователей. В настоящее время среди специалистов получило достаточно широкое распространение определенная классификация слухов с использованием ряда критериев.

Содержанием слухов чаще становится информация, удовлетворяющая потребности людей, которые неудовлетворенны иными способами. Неудовлетворенность и ожидание удовлетворения выступают в качестве основных мотивов для восприятия и передачи воспринятой информации.

1.2 Факторы  распространения и «жизни» слухов.

 

     При помощи слухов происходит адаптация  к изменениям реальности. Дело в  том, что общество всегда находится  в развитии, изменении, и в результате некоторые новые события не могут  быть объяснены с позиции уже  сложившихся концепций. Подобное положение  вещей заставляет людей искать новые пути объяснения и понимания событии. Посредством передачи и обсуждения слухов и происходит процесс адаптации к новым реалиям. Слухи, таким образом, являются одним из способов коллективного взаимодействия, ориентированного на решение проблемы. Особенно вероятно возникновение слухов в ситуациях катастроф и социальных волнений. Слухи -- это заменитель новостей, или, точнее, -- это новости, которым не нашлось места в официальных средствах информации. Неудовлетворенное требование новостей, диссонанс между информацией, которая необходима для понимания ситуации в условиях существенного изменения окружающего мира, и тем, что сообщается в СМИ, создают основу для появления и циркуляции слухов.

     Следует отметить цикличность возникновения слухов, их зависимость от общего духа времени, системы мнений, сложившихся в обществе.

Несмотря  на значимость макросоциальных источников слухов, немаловажную роль играют и  особенности личности коммуникантов. Важнейшим фактором, способствующим интересу к слухам, является информационная неопределенность, т. е. наличие у индивида субъективного ощущения нехватки информации по какой-либо теме. Другая детерминанта возникновения слухов -- значимость темы для человека, ее релевантность системе интересов и ценностей личности.

Два указанных  фактора (неопределенность и значимость) входят в формулу основного закона слухов, предложенного Г. Олпортом и  Л. Постманом.

Закон Олпорта гласит: слух есть функция  важности события, помноженной на его  двусмысленность. Видный американский специалист в области социальной психологии представил свой закон в виде формулы:

C=f(BxD),

где: С -- слух,

В -- важность события, D -- двусмысленность,

F - функция.

Данный  закон раскрывает зависимость распространённости слухов:

во-первых, от важности грядущего события, воспринимаемого общественным мнением чаще как угроза для безопасности (террористический акт, "голод", "инфляция", "безработица", "путч", "межнациональный конфликт" и т.п.), нежели как надежда на улучшение своего положения;

во-вторых, от степени неопределённости, неясности, недоступности его для проверки, отчего ещё не наступившее событие кажется почти реально свершившимся фактом.

     Например, значимость темы для субъекта не является решающим фактором: порой люди склонны  распространять слухи, значимые не для них самих, а для других.

Еще одной  переменной, влияющей на интерес к  слухам, является уровень тревожности  индивида (аффективное состояние, вызванное  предчувствиями будущих неприятных событий). Более тревожные люди чаще обсуждают и передают слухи. Вера в истинность слуха также способствует его распространению.

Передаваясь от одного человека к другому, слух подвергается разного рода трансформациям. Можно говорить о трех типах этого  процесса: сглаживание, заострение, уподобление. При сглаживании фабула становится короче за счет исчезновения деталей, которые данной аудитории представляются несущественными. При заострении происходит увеличение значимости тех деталей, которые представляются ей существенными. Оценка существенности или несущественности субъективна и зависит от потребностей и интересов человека, передающего слух. При уподоблении обычно наблюдается приближение фабулы слуха к психологическим, культурным, этническим особенностям аудитории. Возможно, однако, и усложнение структуры слуха. Указанные механизмы искажения обычно действуют совместно и нередко приводят к значительному отклонению содержания и «длины» слуха от его первоначального состояния.

     На  распространение слухов активно  влияют средства массовой информации. Прежде всего, отсутствие или недостаток информации по какой-либо теме в СМИ благоприятствует появлению и циркулированию слухов по этой тематике, -- они-то и заполняют информационный вакуум, достраивая картину события. СМИ также могут быть непосредственным источником слухов, публикуя недостаточно проверенную информацию. Кроме того, телевидение и пресса порой вносят решающий вклад в процесс затухания слухов, предоставляя подробную и ясную информацию по их тематике.

     Каждый  слух имеет свой «жизненный цикл». Некоторые  слухи «умирают» естественной смертью. Они затухают, поскольку люди «устают» от данной темы и новые события начинают вызывать больший интерес. Прекращаются слухи и в том случае, когда исчезают обусловливающие их страхи и напряжение. Причиной «гибели» слуха может быть также успешное проведение мероприятий по их опровержению. 

1.3 Классификация и типология слухов.

     За  основу типологии слухов берутся  следующие две характеристики: информационная и экспрессивная. Первая характеристика определяет собой объективную степень достоверности, а вторая – общий тип эмоциональной реакции, на которую рассчитан и которую вызывает слух при его восприятии людьми, - желание, страх или враждебность. 

* По происхождению или источнику возникновения слухи могут быть               1) стихийными;

2) умышленно фабрикуемыми;

3) целенаправленно распространяемыми.

* В соответствии с информационной характеристикой слухи подразделяются на четыре основных типа:

1) абсолютно недостоверные слухи;

2) недостоверные слухи с элементами правдоподобия;

3) правдоподобные слухи;

4) достоверные слухи с элементами неправдоподобия.

* Используя экспрессивную характеристику и вызываемую общую эмоциональную реакцию, слухи подразделяются на следующие типы:

1) слухи-желания, когда распространяемая информация имеет целью или объективно приводит к разочарованию по поводу несбывшихся в последующем ожиданий и вызывает соответствующую деморализацию людей (в историческом плане можно привести пример из периода «странной» войны во Франции 1939-1940гг. – «Скоро начнутся мирные переговоры с немцами»);    2) слухи-пугала, распространение которых наиболее эффективно и имеет благоприятную психологическую основу в среде с преобладающими настроениями тревоги, неуверенности и страха и обычно существенно деморализует людей, блокирует реализацию ими своих социальных обязанностей и дезорганизует целесообразную деятельность (например, «В Пирл-Харборе уничтожен весь Тихоокеанский флот», США, 1941г.);                 3) разобщающие агрессивные слухи, вносящие разлад во взаимоотношения людей, нарушающие привычные социальные связи и организационно-структурные образования подозрительностью и взаимным недоверием, неприязнью и ненавистью к отдельным лицам или группам людей. В некоторых иностранных службах были созданы подразделения, которые в период холодной войны активно занимались распространения слухов на Советский Союз. Причем, для своих дипломатов они выпускали специальный бюллетень, в котором предупреждали о дезинформации. Объектами слухов становились звезды эстрады (Аллу Пугачеву несколько раз западные радиостанции «оставляли» за границей), политические деятели (неоднократно сообщалось о смерти престарелых лидеров СССР), другие события, будоражащие общественное мнение. Достаточно сильно помешали карьере Г.В.Романова, перспективного политического деятеля времен Л.И.Брежнева, слухи о якобы использовании им на свадьбе дочери сервизов из Эрмитажа. Многочисленные агрессивные слухи антирусской направленности появились на Украине после трагедии на Чернобыльской АЭС. Межнациональные и межгосударственные конфликты последнего времени также происходят на фоне изобилия специально искажаемой и неточной информации.

Информация о работе Роль слухов в массовой информации