Роль слухов в массовой информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2012 в 16:45, контрольная работа

Краткое описание

По определению С.И.Ожегова, "слух, молва, известие о ком-нибудь или о чём-нибудь, обычно ничем не подтверждённое". В русском языке близко по смыслу к слухам стоят такие выражения:, как толки, пересуды, разговоры, сплетни. И если определения "молвы", "толков" и "разговоров" обычно носят оценочно-нейтральный характер, то определения "пересудов" и "сплетен" содержат осуждающее отношение человека, оценивающего степень достоверности полученной им информации.
Слухи - это специфический вид информации, появляющейся спонтанно в силу информационного вакуума среди определенных слоев населения, либо специально кем-то распространяемой для воздействия на общественное сознание.

Вложенные файлы: 1 файл

Глава I.doc

— 115.50 Кб (Скачать файл)

2. помогают  выявить степень доверия, во-первых, к существующим структурам власти, а также к официальным источникам информации, и, во-вторых, СМИ несознательным или умышленным искажением информации зачастую способствуют понижению доверия населения как к властям различного уровня, так и к себе, поскольку в глазах населения СМИ выступают проводником политики центральных и местных структур власти.

3. служат  сигналом для возможных событий  как бы предвосхищая их. Например, либерализации цен предшествовали  слухи об "обвальном и оглушительном росте цен", а также о том, что следствием инфляции будет "невозможность выплаты зарплаты и заме-па её ценными бумагами местного значения".

Хотя  слухи представляют собой лишь составляющую общественного мнения, тем не менее, роль их в формировании последнего велика.

Последствия воздействия слухов на общественное мнение:

1. поскольку  слухи блокируют информационное  воздействие на общественное  мнение официальных структур, и  главным образом СМИ, то необходимо  расширять официальную информационную  сеть. Чем шире будет развита информационная сеть и чем больше слоев населения будут иметь к ней доступ, тем меньшим будет воздействие неофициальной информации на общественное мнение.

2. Слухи  могут быть использованы как  провокация, могут вызвать противоправные действия различных политических группировок экстремистского и националистического толка, занимающими оппозиционное к правительству и полулегальное положение. Результатом слухов могут стать в таком случае столкновения различных политических сил.

3. Слухи могут отразиться на социальном самочувствии населения, если они носят негативный характер, например, слухи о гражданской войне, о голоде, распаде России и т.д., распространённые в нашем обществе в 1992 г. Слухи по-разному действуют на разных людей, одних они минуют, других притягивают к себе настолько, что могут становиться регуляторами их поступков. «Заражение» людей слухом происходит в зависимости от их индивидуальных, социальных и психологических особенностей.

слух  информация распространение

2. Функции слухов

Выделяют  следующие функции слухов:

1. обсуждение  слухов может способствовать  выработке общей точки зрения  и снижению межиндивидуальной  вариативности мнений, что повышает  сплоченность группы;

2. дискредитация  оппонента;

3. провоцирование  населения на выгодные одной из сторон действия;

4. введение  оппонента в заблуждение.

5. возможное  снабжение человека информацией  в неопределенных и угрожающих  ситуациях, повышение способности  ориентации в окружающей реальности.

6. снижение  уровня тревоги у индивидов. Антиципация возможного события, что делает его легче переносимым и уменьшает беспокойство по поводу его последствий. (Антиципация - это способность (в самом широком смысле) действовать и принимать те или иные решения с определенным временно-пространственным упреждением в отношении ожидаемых, будущих событий).

СМИ оказывают  выраженное влияние на циркуляцию слухов. Прежде всего отсутствие или недостаточное  количество информации по какой-либо теме в СМИ благоприятствует появлению  и циркулированию слухов по этой тематике. Слухи в данном случае заполняют информационный вакуум. СМИ могут быть также непосредственным источником слухов, публикуя недостаточно проверенную информацию. Вместе с тем СМИ порой вносят решающий вклад в процесс затухания слухов, представляя подробную и ясную информацию по соответствующей теме.

В разных странах периодически предпринимались  попытки введения негативных санкций  за распространение слухов. Однако нет никаких данных, подтверждающих эффективность силовых методов  борьбы со слухами.

С помощью  социологического опроса были выявлены и причины распространения слухов. В этой системе отсчёта первое место занял такой фактор, как  неискренность политиков (48,2% и 51,6%). В основе слухов, по мнению респондентов, лежат "борьба между партиями и  их лидерами", стремление "втереть народу очки", "предательство руководителями интересов народа", "неумение управлять", "своеобразные ходы депутатов", "происки бывших партаппартчиков".

Далее по значимости интервьюируемые в  качестве важного фактора зарождения и распространения слухов назвали замалчивание событий в СМИ. Ещё одной причиной распространения слухов респонденты считают преднамеренный роспуск слухов заинтересованными людьми. Здесь вновь фигурируют политические лидеры, коррумпированные структуры, предприимчивые дельцы. Подобные проявления респонденты связывают с падением нравов как в обществе в целом, так и среди руководителей.

На третьем  и четвёртом месте (в анкетном и прессовом опросах) по значимости стоит такая причина, как искажение  информации журналистами. Здесь у опрашиваемых наблюдается дифференцированный подход: они отличают неосознанное искажение и умышленное.

Самый низкий рейтинг имеет предположение, что слухи подбрасываются из-за рубежа. Очевидно, это связано с тем, что  у населения на данный момент отсутствует потребность в поиске "образа врага" за пределами страны. В целом население в качестве главной причины распространения слухов считает тяжёлое социально-экономическое положение людей в результате краха экономических структур, всего механизма внутренней политики. И здесь основную роль играют тревожные слухи.

Ещё одна причина, отмечаемая респондентами, относится  к состоянию общественного сознания и массовой психологии. Часть читателей  отмечает в связи с этим всеобщую озлобленность, растерянность, низкий уровень сознания, невежество и бескультурье масс, часть -- бессилие что-либо изменить, часть -- неправильное восприятие информации, искажение информации в процессе её передачи.

Немаловажное  значение имеет и то обстоятельство, что и как об одном и том же событии сообщают различные источники коммуникации. Они оперируют разными понятиями, которые воспроизводятся людьми на свой лад. Также следует учитывать особенности психики людей, например, её избирательность в отборе информации, неподготовленность к радикальным переменам.

После характеристики основных источников отметим  их связь с основными механизмами  рассматриваемого процесса формирования общественного мнения. На уровне межличностной  коммуникации общественное мнение, как  правило, образуется за счёт индивидуального опыта, микросреды и, кроме того, такого феномена, как слухи. Всё это относится к неофициальным источникам информации.

Что касается научной информации и СМИ, то о  них можно сказать, что, формируя официальную информацию и создавая единую систему ценностей и правил общения, они действуют на межгрупповом уровне.

Причины, позволяющие снизить объем и  воздействие слухов:

1) ориентация  на предвидение и противостояние  чувствам тревоги и неопределенности  у людей;

2) предоставление  населению значительного объема фактической информации и отсутствие ограничений на каналы передачи информации;

3) открытость  и правдивость, запрет на искажение  фактов ради краткосрочных выгод;

4) формирование  у людей убежденности в деструктивной  природе слухов.

Структура слухов может быть представлена следующим образом: весь массив о слухах можно разделить на:

1) собственно  слухи; 

2) оценки,

3) суждения.

3. Каналы  циркуляции слухов

Каналы  циркуляции слухов, как свидетельствует  опрос, чрезвычайно разнообразны. Если расставить упоминаемые каналы по местам, то картина будет следующей. На первом месте стоят разговоры с товарищами по работе -- 48,7%. Это не случайно, так как большую часть времени человек занимается трудовой деятельностью. На втором месте находятся СМИ -- 37,8%. Это можно рассматривать, с одной стороны, позитивно, так как этот факт свидетельствует о том, что наш народ читает прессу и смотрит телевизор, и, с другой стороны, негативно, поскольку СМИ -- это все же официальный источник информации.

Очень большой процент слухов дают наши российские очереди, в которых наш соотечественник, так же, как и на работе, проводит значительную часть своего времени -- 32%. Далее места распределяются таким образом: приятели- 30,5%, улица и транспорт -- 29%, разговоры но телефону -- 22,6%, семья -- 17,8%, соседи -- 16,4%.

Помимо  данных каналов распространения  слухов назывались: рынок, больница, санаторий, рыбалка, коллективный сад, баня, электричка, национальные праздники, церковь, зарубежное радио и т.д., то есть любое место, где возможен контакт людей, знакомых и незнакомых. 


Информация о работе Роль слухов в массовой информации