Отображение журналистской деятельности в романе К. Симонова "Живые и мертвые"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2013 в 00:00, курсовая работа

Краткое описание

В памяти поколений великие события народной жизни - войны, восстания, революции - неотделимы от имен их героев, их главных действующих лиц. Образ этой войны, который сегодня живет в памяти каждого советского человека, сформирован под воздействием литературы, и многие книги, передающие величие того сурового времени, стали для нас как бы частью самой войны. И некоторые имена писателей и названия произведений вошли в нашу память, как сводки Совинформбюро, как голос Левитана, читающего победные приказы, как грозная мелодия "Священной войны". Среди них имя Симонова и названия лучших его произведений.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Специфические особенности журналистской деятельности 5
1.1. Основные характеристики журналистской деятельности 5
1.2. Факторы эффективной деятельности журналиста 11
Глава 2. Характерные черты журналистской деятельности в ро-мане К.Симонова «Живые и мертвые»
17
2.1. Авторская позиция в романе «Живые и Мертвые» К.Симонова 17
2.2. Отображение личности в романе «Живые и мертвые» К.Симонова 30
Заключение 37
Список использованной литературы 38

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 198.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОСИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ОБРАЗОВАНИЯ

ТАМБОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 

им. Г.Р.Державина

 

Кафедра журналистики

 

 

 

Курсовая работа

 

 

ОТОБРАЖЕНИЕ ЖУРНАЛИСТСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОМАНЕ к.Симонова «Живые и мертвые»

 

 

Выполнил: Зюзин Иван

студент 4курса факультета

журналистики заное отделение

Научный руководитель:

зав.кафедрой журналистики, профессор Ю.Э.Михеев

 

 

 

 

Тамбов, 2006

 

Содержание

 

Введение

3

Глава 1. Специфические  особенности журналистской деятельности

5

1.1. Основные характеристики  журналистской деятельности

5

1.2. Факторы эффективной деятельности журналиста

11

Глава 2. Характерные черты  журналистской деятельности в романе К.Симонова «Живые и мертвые»

 

17

2.1. Авторская позиция в романе «Живые и Мертвые» К.Симонова

17

2.2. Отображение личности  в романе «Живые и мертвые»  К.Симонова

30

Заключение

37

Список использованной литературы

38


 

 

 

 

Введение

 

В памяти поколений великие  события народной жизни - войны, восстания, революции - неотделимы от имен их героев, их главных действующих лиц. Образ этой войны, который сегодня живет в памяти каждого советского человека, сформирован под воздействием литературы, и многие книги, передающие величие того сурового времени, стали для нас как бы частью самой войны. И некоторые имена писателей и названия произведений вошли в нашу память, как сводки Совинформбюро, как голос Левитана, читающего победные приказы, как грозная мелодия "Священной войны". Среди них имя Симонова и названия лучших его произведений.

Все четыре года Великой  Отечественной войны Константин Симонов провел на передовой. О мужестве и стойкости воинов Советской  Армии - его корреспонденции и  очерки, лирические стихотворения о  фронтовой дружбе, верности и любви.  Документальность и лирические интонации присущи и большой прозе Симонова о  годах войны .В перерывах между боями , во время кратких поездок в Москву он пишет  повесть "Дни и ночи" о Сталинградской битве, рассказы. К этому времени относится его пьеса "Русские люди". 

Не  зная отдыха и передышки во время войны,  Симонов и в наступившие мирные дни очень много работает. Он становится одним из руководителей Союза писателей, главным редактором литературного журнала "Новый мир", а затем "Литературной газеты", занят общественной деятельностью.

В основу его  трилогии «Живые и мертвые» легли  не только личные впечатления, дневниковые  записи писателя, но и его многочисленные  встречи с ветеранами войны.

К.М. Симонов  был одним из первых, кто начал  после войны тщательное изучение трофейных документов немецко-фашистской армии. Им проведены длительные и обстоятельные беседы с маршалами Жуковым, Коневым и другими много воевавшими людьми. Немало сделал для обогащения писателя конкретным опытом войны генерал армии Жадов, огромное количество фактов и живых впечатлений о важнейших событиях войны получено из обширнейшей переписки.

Константин Симонов  через свои очерки, стихи и военную  прозу показал увиденное и пережитое как им самим, так и тысячами других участников войны. Он проделал гигантскую работу по изучению и глубокому осмысливанию опыта войны именно с этой точки зрения. Он не приукрашивал войну, ярко и образно показал ее суровый лик.  Его фронтовой корреспондентский опыт оказал влияние на его романное творчество. Фактически роман «Живые и мертвые» является подведением итога его журналисткой деятельности, что находит отражение на страницах романа.

Цель работы: Изучить отражение журналистской деятельности в романе К.Симонова «Живые и мертвые».

Задачи работы:

      1. охарактеризовать теоретические аспекты журналисткой деятельности;
      2. рассмотреть авторскую позицию К. Симонова в романе «Живые и мертвые»;
      3. исследовать изображение личности в романе К.Симонова «Живые и мертвые»

 
 
Глава 1. Специфические особенности журналистской деятельности

 

1.1. Основные характеристики журналистской деятельности

 

Журналистское  творчество имеет свои специфические особенности, одна из главных – социальный и массовый характер всего процесса творчества.  Именно это определяет и целевую позицию творческой деятельности и формирует закономерности и принципы этой деятельности.

В рамках журналистской деятельности протекают  как бы два взаимосвязанных творческих процесса: репродуктивный,  он роднит деятельность журналиста с производственным процессом и придает ей воспроизводящий характер; и эвристический (поисковый), предполагающий наличие  специализированных условий и определенного уровня культуры субъекта (субъектов) творческой деятельности.

Особенность журналистской деятельности составляют ее ярко выраженный социальный характер, своеобразная “отстройка” от других деятельностных полей. Помимо общих теорий журналистского творчества (В. М. Горохов,   Г. В. Лазутина, И. Дзялошинский, С. М. Виноградова, Л. Г. Свитич  и др.)  существуют и специальные теории творчества в журналистике, а точнее специализированные. Они соответствуют той  видовой  и типовой (или типологической) структуре журналистской деятельности, подразумевающей наличие специфических характеристик деятельности в рамках той или иной направленности. (Э. Г. Багиров, Д. Любосветов, Ю. Летунов, В. И. Михалкович и др.).   Рассмотрим наиболее характерные для современного представления о журналистской профессии и журналистской деятельности  журналистского творчества.

Здесь можно использовать несколько  подходов, а именно: теоретико-исследовательский, определяющий структурные компоненты моделей и  их взаимосвязь  в рамках деятельностного поля; практико-профессиональный, определяющий системные формообразующие признаки деятельностного поля и раскрывающий методически-технологическую сторону деятельности журналиста. Также классифицировать  теоретические модели творчества журналиста можно и с позиций формирования тех или иных знаний в рамках этой модели. Это, например, знания нравственно – этического характера, а также знания технологические, социологические и т.д. Такой подход можно обозначить как познавательно-целевой.

Первоначальное знание о творчестве журналиста складывается из двух параллельных областей: теоретической, опирающейся  на исследовательские материалы  в этой области, и практической, опирающейся  преимущественно на опыт  деятельности.

Тип творчества может быть определен, исходя из представлений о типе как  форме, которая составляет основу ряда расхожих или родственных  индивидов1. Это своеобразный образец, который лучше всего представляет вид или род.

В системе появления типов огромную роль играет мышление, которое и  характеризуется как мышление, направленное на образование типов. Здесь очень важно выделить  одно из качеств, характеризующих типологическую особенность мышления. Это качество прегнантности. Оно определяется как содержательная лаконичность, проникновенность и острота выражений. Прегнантный значит лаконичный, но вместе с тем и полный смысла, содержательный.

Еще у Платона и Аристотеля мы находим образцы мышления при  помощи типов. Это необходимое средство образования понятий и помогает выражать суть дела наиболее ясно. Существуют так называемые смешанные типы, тогда как чистых типов, как подчеркивают исследователи, не имеется.

Типологическое мышление в журналистской  деятельности проявляется в том, что в творческом процессе журналиста участвуют все выработанные человечеством  типы творчества – научное, художественное и публицистическое, рождая особый тип журналистского творчества.

Журналистское творчество носит  глубоко синтезированный характер, не проявляя ни одно в отдельности направление, как только лишь присущее, а, напротив, выражая и то, и другое, и третье в их полноте и совокупном характере.

Журналистское творчество носит прегнантный характер – оно способствует лаконичности высказывания, что определяется уже его целевыми установками и задачами, решаемыми в процессе деятельности.

Журналистское творчество или журналистская творческая деятельность носит, по выражению Е. П. Прохорова, пропагандистско-агитационно – организующий характер2.

Публицистическому типу исследователи отводят ведущее  место. Публицистика – это многозначное понятие и в теории и практике журналистской деятельности оно до сих пор не имеет однозначного толкования. Даже бытует мнение о невозможности сформированности научного понятия “публицистика”. Говорят о размытости границ и формообразующих элементов самого понятия и т.д. Однако, у Прохорова находим ряд характерных черт, которые присущи этому публицистическому типу творчества в журналистике. Перечислим их:

1. Публицистика воссоздает целостную панораму современности как момента перехода из прошлого в будущее.

2. Панорама современности  складывается в публицистике  из наиболее характерных конкретных  ситуаций, типических фрагментов  настоящего.

3. Объективная панорама текущих событий в публицистике носит осмысленный субъективно-личностный характер, содержит не только факты, но и мнения.

4. Публицистика призвана  целостно рассматривать явления  действительности, т.е. “давать их характеристики на пересечении политического, экономического, правового, этического, эстетического, философского подходов к ситуациям жизни”3.

Публицистический тип  творчества – это еще и совокупность методологических приемов, которые позволяют оценить, развить и проанализировать ситуацию, рассматриваемую в произведении, которое называют публицистическим. Однако надо отметить, что данные характеристики ни в коей мере не являются единственно определенными в данной проблеме. Напротив, это только лишь один пример, который наряду с другими может представлять широкий спектр понятий из области публицистического творчества. (В. В. Ученова, С. П. Гуревич, Е. Пронин и др.)

Этические проблемы профессиональной деятельности журналиста были в центре внимания исследователей во все времена. Примером тому может служить знаменитое письмо Михаила Ломоносова Л. Эйлеру, написанное им в 1754 году. Ломоносов создает для журналистов своеобразную прамодель этического творческого профессионального начала, в которой предостерегает от злоупотребления свободой суждений. Истина и ее поиски – вот те критерии, которые нуждаются в постоянной опеке тружеников пера.

В отечественной теории печати и журналистики проблемы этических основ журналистской деятельности рассматриваются в разное время и в разных ракурсах  (Р. Г. Бухарцев, В. М. Теплюк, Д. С.  Авраамов и др.).

В. М. Теплюк говорит о нормативно-действенном характережурналистской деятельности4. Автор указывает на направленность на нормативную характериологическую структуру всей деятельности журналиста и предполагает выстраивание в каждом конкретном случае некоторых частных моделей поведенческого типа. Поведенческая основа прослеживается в ситуации ответственности (в том числе и личного плана), которая занимает у В. М. Теплюка одну из центральных позиций в модельной деятельности. Ситуация ответственности очень тесно связана с нравственными и этическими законами и нормами. Немаловажное значение приобретает и технологическая подструктурная ее часть. Это и условия общения журналиста с героями материалов, это и технологические приемы ведения беседы, обусловленные этическими требованиями к данному процессу, это и документальная система в творческой деятельности журналиста – ее принципиальные и функциональные особенности, это и техническая основа творческой деятельности журналиста, теснейшим образом связанная с этико-нравственными канонами поведения в профессии журналиста.

Р. Г. Бухарцев указывает на теснейшую связь с проблемами этического плана и рассматриваются этико-профессиональные основы труда журналиста, которые впоследствии автором были развиты и исследованы в других работах5.

Дмитрия Аврамов отмечает обобщенно-структурный анализ этических позиций в деятельности журналиста и перспективный прогностический вариант исследования этих злободневных проблем. Это отслеживание отношений по направлениям:

журналист – читатель;

журналист – источники информации;

журналист – герои материалов;

журналист – коллеги.

Это и глубокий анализ нравственно-сознательного уровня творческой деятельности журналиста, что включает в себя рассмотрение профессиональной морали как индивидуального сознания журналиста, выделение проблем социальной обусловленности позиции журналиста, проблем стимулирования творческого акта в журналистской деятельности и участие в этом процессе такого структурного показателя как самосознание журналиста.

Информация о работе Отображение журналистской деятельности в романе К. Симонова "Живые и мертвые"