Отображение журналистской деятельности в романе К. Симонова "Живые и мертвые"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2013 в 00:00, курсовая работа

Краткое описание

В памяти поколений великие события народной жизни - войны, восстания, революции - неотделимы от имен их героев, их главных действующих лиц. Образ этой войны, который сегодня живет в памяти каждого советского человека, сформирован под воздействием литературы, и многие книги, передающие величие того сурового времени, стали для нас как бы частью самой войны. И некоторые имена писателей и названия произведений вошли в нашу память, как сводки Совинформбюро, как голос Левитана, читающего победные приказы, как грозная мелодия "Священной войны". Среди них имя Симонова и названия лучших его произведений.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Специфические особенности журналистской деятельности 5
1.1. Основные характеристики журналистской деятельности 5
1.2. Факторы эффективной деятельности журналиста 11
Глава 2. Характерные черты журналистской деятельности в ро-мане К.Симонова «Живые и мертвые»
17
2.1. Авторская позиция в романе «Живые и Мертвые» К.Симонова 17
2.2. Отображение личности в романе «Живые и мертвые» К.Симонова 30
Заключение 37
Список использованной литературы 38

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 198.50 Кб (Скачать файл)

Ученым выделены особые основания профессиональной морали журналиста, к которым  автор относит: а)оперативность и быстродействие массовой коммуникации, что “неизбежно ограничивает глубину проникновения журналиста в предмет, и он не может не учитывать это обстоятельство в своих суждениях и выводах"6; б)институциональное представительство журналиста (в своих суждениях и материалах он всегда выступает от имени особого социального института, каковым является журналистика); в)ярко выраженную управленческую и функциональную направленность журналистской деятельности.

Авраамов обосновывает и противоречивый характер деятельности журналиста, который заключается в том, что по структуре журналистская деятельность состоит как бы из двух различных видов деятельности. С одной стороны – отражение и фиксация (предметом этого вида деятельности являются факты, события и явления) и с другой стороны – управленческая деятельность, “направленная на преобразование действительности, на утверждение определенных ценностей и норм, на организацию разного рода экономических, политических, идеологических программ и контроля за их реализацией, в конечном счете, – на регулирование социальных отношений”.

В исследованиях Галины Лазутиной  достаточно ярко выражены этико-нравственные черты всего журналистского творчества (или деятельности), представлена7.  Творческая личность представлена как личность, обладающая профессиональным сознанием, определенными потребностями и профессиональной позицией, которые и составляют структурные компоненты модельного плана. Профессиональное сознание определяется как “часть общественного сознания, которая возникает в его структуре как проекция специализации трудового опыта конкретных профессиональных групп – результат общественного разделения труда”8. Автором конкретизируется понятие профессионального журналистского сознания. Его составными частями можно считать прежде всего представления о продукте, в котором нуждается общество на данный момент и представления о том, как этот продукт может быть произведен9 В журналистское профессиональное сознание включаются  также нормы и ценности, знания, которые являются основополагающими в профессиональной деятельности журналиста. Это как бы варианты комплексного представления о развитом журналистском сознании. У Лазутиной дана и графическая структура профессионального сознания журналиста, в которую автор включает  четыре основных компонента:

·   знания методологического характера;

·   технологические правила и нормы;

·   профессионально-нравственные ориентиры;

·   несистематизированный повседневный опыт.

Основу профессиональной позиции журналиста составляют профессионально-нравственные представления журналистской общности. Это – доминанта  его (журналиста) профессионально-нравственного сознания. Именно позиция задает деятельностные установки, которые определяют задачи и цели журналиста. 

 

1.2. Факторы эффективной деятельности журналиста

 

Е. Прохоров формулирует ряд требований к журналистскому тексту, необходимых для пробуждения  интереса у аудитории10.

Близость к вопросам, событиям, лицам, проблемам, интересующим аудиторию. «Близкое» может становиться почвой для развития материала, который далек от насущных интересов публики или интерес к которому прямо не осознается. Его функция схожа с функцией контактоустанавливающих вопросов в интервью, которые помогают  завязать беседу, расположить к себе собеседника.

Ситуативность повествования. Она проявляется в постоянном обращении автора текста к конкретным примерам из жизни. Следовать этому требованию легче всего при подготовке информационных жанров, основу которых составляет событийная информация. Задача усложняется при работе с аналитическими жанрами, когда журналисту требуется касаться абстрактных вещей. Перегруженная абстрактными рассуждениями статья может оказаться просто отложенной читателем в сторону. 

Драматизм повествования. Проявления драматизма в тексте могут быть разнообразными:

– демонстрация драматизма самой действительности, т. е. освещение в материале конфликтной ситуации. Конфликт – всегда интересен для потребителя;

– демонстрация «поиска истины» или внутренний драматизм. Используя этот прием, автор показывает аудитории путь своей мысли при исследовании какой-либо проблемной ситуации. Аудитория в этом случае вместе с журналистом «проходит» все этапы его размышления. Кстати, при этом информация усваивается полнее и надежнее;

– диалогическая форма общения с аудиторией – использование обращений, вопросов от лица аудитории и ответов на них со стороны автора. Прибегая к этому приему, журналист должен хорошо знать свою аудиторию,  чтобы не фальшивить, выступая от ее лица;

– использование образа "адвоката дьявола", вымышленного оппонента автора, точку зрения которого он стремится опровергнуть.1

Помимо соблюдения указанных  выше требований, журналист должен учитывать некоторые законы восприятия информации. Важнейшим моментом при контакте потребителя информации с различными информационными продуктами является его установка восприятия. Установка восприятия в первую очередь зависит от фундаментальных компонентов сознания – мировоззрения и миросозерцания. Установка восприятия заставляет реципиента тем или иным образом реагировать на поступающую информацию.

В работе установок восприятия выделяют два этапа. Первый этап –  поиск информации в соответствии с ценностями и стремлениями индивида. Здесь несколько слов необходимо сказать о работе механизма внимания. Человек может сознательно вести поиск необходимой информации: в этом случае говорят о работе произвольного внимания. Человек может обратить внимание на объект в силу его необычности: в этом случае срабатывает непроизвольное внимание. Фиксация на найденном, заинтересовавшем объекте - это уже работа послепроизвольного внимания. Проще всего в СМИ эксплуатировать непроизвольное внимание. На телевидении это может быть анонс передачи, в котором выделено нечто необычное, интригующее. В газете в качестве раздражителя также выступают анонсы, необычные фотографии, броские заголовки. В практике западной прессы широко распространены т. н. «хедлайны». «Хедлайн» предваряет материал, совмещая функции заголовка и лида. Он в максимально сжатой форме излагает суть публикации, набирается очень крупным шрифтом и может занимать до трети полосы.

Второй этап – собственно восприятие. При восприятии информации действует несколько принципов. Принцип настороженности проявляется в том, что информация об угрозе принимается наиболее полно и без искажений, осмысливается быстрее.

Авторская позиция является точкой отсчёта в журналистском творчестве. Без определённой точки зрения по какому-либо вопросу, без чёткого понимания вещей и ясно выраженной позиции публициста неоткуда взяться и оценкам той же ситуации.    Т.е. субъективность журналиста это следствие убеждений, мировоззрения, позиции пишущего.

Общее понятие «позиция» можно выразить следующим образом:

 Во-первых, позиция,  наряду с убеждениями, является  составляющей частью мировоззрения.

Во-вторых, позиция предполагает наличие какой-либо системы поведения и действия субъекта для её выражения. И, в-третьих, и это самое главное, позиция включает в себя определённую долю оценочности, нравственные ориентиры и осознанную ответственность личности, а основой для всего этого служит субъективность.  

 При этом данное  обобщённое определение позиции  личности нисколько не противоречит авторской позиции публициста. Отличие в том, что свою позицию как индивидуума журналист выражает не где-нибудь, а именно в тексте, который затем выходит в свет и с ним может ознакомиться многочисленная аудитория.

Обратиться к авторской позиции с точки зрения её отношения к жанру. Московские исследователи теории и практики журналистики, и в частности,   известные  специалисты  МГУ  Я. Н. Засурский и Е. И. Пронин, считают, что «подобно другим наукам, теория журналистики жанры рассматривает как исторически сложившиеся, целостные, относительно устойчивые виды единого типа текста, различающиеся по способу освоения жизненного материала. Жанр, бесспорно, весьма важен для адекватного выражения смысловой основы журналистского произведения… Это общепринятый способ подбора, своего рода алгоритм необходимых и достаточных для достижения определённой цели выразительных средств журналистики и структурирования их в целостную публикацию, оптимально соответствующую реальной коммуникативной ситуации, возникшей в процессе актуальной социальной практики» .  

 Как отмечают те  же исследователи, «выразительные  средства журналистики структурного уровня в каждом реальном произведении разворачиваются применительно к объективной значимости конкретного явления социальной практики (предмет отображения) и актуальной общественной потребности в уровне осмысления данного явления (объективно-субъективная коммуникативная ситуация актуальной социальной практики). Поэтому сложившиеся в историческом опыте СМИ журналистские жанры следует сопоставлять по двум параметрам: по предметному подходу к отображению реального процесса социальной практики и по целевой установке на уровень осмысления.

 Первый параметр  важен вот почему:  журналистика, обращаясь к тем или иным событиям действительности, стремится дать читателю практически ценное понимание сути дела и надёжное руководство к действию. Журналист, обращаясь к реалиям общественной жизни, концентрирует внимание на том аспекте отображаемого явления, который имеет наиболее существенное значение для повышения эффективности практической деятельности».

 Второй параметр, по  классификации Е. И. Пронина,  не менее важен.  В зависимости от задачи, от понимания характера объективной ситуации журналист может ограничиться беспристрастным изложением события («оповещение»). Но он может дать хотя бы лаконичное описание явления, и тогда центром и основой сообщения окажется эмоциональная оценка факта, ориентирующая читателя в социальной значимости события («ориентирование»). А может сосредоточить всё своё внимание на всестороннем обосновании собственного суждения о сути дела («коррекция»). Наконец, журналист может поставить целью своего выступления создание обобщённой программы практического отношения ко всему данному типу явлений («символизация»).

Таким образом, «жанр  как устойчивый способ структурирования выразительных средств журналистики в целостное произведение, оптимально соответствующее реальной коммуникативной ситуации социальной практики, может быть описан как «пересечение» двух этих классификационных параметров.

Интересна точка зрения А. С. Лавреневская на авторскую позицию. Это «образный ориентир», «авторский приём», «мнение» (имеющее определённую «направленность», «тональность», «персонифицированность» и «охват»), а также «роль» повествователя («художник», «прагматик», «исследователь» и «пропагандист»). Однако, все эти понятия исследователь в своей работе подробно не рассматривает, ограничиваясь лишь констатацией факта. Тем не менее, её исторический анализ роли публициста заслуживает внимания. Автор вскрывает «диалектику объективного и субъективного в тексте, наглядно демонстрируя, что системное взаимодействие выразительных средств текста обусловлено «ролью», принимаемой на себя автором. И наоборот, личность автора очерчивается в тексте системным взаимодействием всего комплекса выразительных средств»

 Вообще же, позиция  определяется А. С. Лавреневской  как интегральное выражение субъективности. Исследователь показывает диалектику развития роли журналиста, а поскольку роль является составляющей частью позиции автора, то можно утверждать, что и изменение самой позиции. Исторический экскурс весьма показателен. Так, раньше журналист находился как бы вне ситуации, он старательно показывал, что «списывает всё с натуры», но в событиях лично не участвует. Это роль «художника» и его текст это «рисунок», в котором реальность неотличима от игры и творческого воображения.  Позже журналист берёт на себя роль «пропагандиста», и его текст становится своего рода «прокламацией», цель которой широкое распространение каких-либо установок. Затем журналист становится социальным «исследователем», который доносит до аудитории результаты собственного анализа объективных обстоятельств. В его тексте «трактате» - рассматриваются реальные жизненные проблемы. До недавнего времени публицист был «прагматиком», а его текст - «рецептом» к решению конкретных проблем, возникающих в жизни общества.  

 Очевидно, что совпадение роли журналиста как комментатора у А. С. Лавреневской и системы жанров Е. И. Пронина не случайно. По всей видимости,  комментарий является наиболее подходящим жанром для выражения позиции. Однако, анализируя явления и беря на себя смелость делать какие-либо выводы, автор должен чётко осознавать степень ответственности перед аудиторией.

 

Глава 2. Характерные черты журналистской деятельности в романе К.Симонова «Живые и мертвые»

 

2.1. Авторская позиция в романе «Живые и Мертвые» К.Симонова

 

«Живые и мертвые” считается едва ли не самой личной книгой Симонова. Стоит подчеркнуть, что в Синцове автор обозначает самого себя и все события лета 1941 года пропущены им глубоко через душу. Проза Константина Симонова, начавшего биографию военного журналиста на Халкин-Голе, короткая, деловитая, эмоционально приглушенная. Вместо автора о событиях говорят сами описываемые факты - происходящее с людьми не нуждается в описаниях и комментариях.

Победа 1945 года стала рубежом не только между  войной и миром, но и между военным и послевоенным сознанием у продолжающих и начинающих писать о войне, началом неизбежной переналадки художественного зрения, сложившегося за предшествующее четырёхлетие. Естественный и необходимый во время войны функционально-пропагандистский, героико-патриотический пафос, определявший в литературных произведениях всё: от системы персонажей до интонационно-речевого строя, от подбора деталей до сюжетов, уступает место другому – достоверному изображению того, «как это было», для исследования на этой основе всей многомерности явления «человек и война». Эти две равнодействующие: безупречная, часто почти документальная точность в изображении военной реальности и начавшееся расширение проблематики, нравственно-гуманистическое осмысление этой реальности – и лежали в основе развития прозы о войне после победы.

Информация о работе Отображение журналистской деятельности в романе К. Симонова "Живые и мертвые"