Метафора в газетных заголовках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 16:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: ознакомиться и изучить вопрос использования метафор, при написании заголовков газет.
Задачи исследования:
ознакомиться с теоретическими основами написания газетных заголовков;
рассмотреть вопрос использования метафор в заголовках газет с теоретической и практической точки зрения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1.1 Заголовки публикаций и его смысловая нагрузка 4
1.2 Классификация газетных заголовков 6
1.3 Средства выразительности, используемые в заголовках 10
2.1 Теоретические аспекты употребления метафоры в печатном тексте 13
2.2 Практические аспекты употребления метафоры в печатном тексте 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 22

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_po_Metafore_v_gazetnykh_zagolovkakh.docx

— 49.96 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 2

1.1 Заголовки  публикаций и его смысловая  нагрузка 4

1.2 Классификация  газетных заголовков 6

1.3 Средства  выразительности, используемые в  заголовках 10

2.1 Теоретические  аспекты употребления метафоры  в  печатном тексте 13

2.2 Практические  аспекты употребления метафоры  в  печатном тексте 16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 22

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

   

Французский ученый, философ  и  писатель  Паскаль  заметил:  “Я  пишу длинно,  потому  что  у  меня  нет   времени   писать   коротко”.   В   этом парадоксальном   заявлении   глубокий   смысл,   потому   что   небрежность, беспомощность автора обычно приводит к многословию, а  краткость  и  ясность формулировок достигаются в результате  напряженной работы со словом.

       Максим  Горький,  рассказывая  о   труде  писателя,  подчеркивал,  что лаконизм, как и точность словоупотребления, дается нелегко:  “Крайне  трудно найти точные слова и поставить их так, чтобы немногим  было сказано  много, чтобы  словам было тесно, мыслям просторно”.

       Экономное,  точное выражение мысли – важнейшее  требование стилистика. Особенно  важна яркость и точность для  заголовка, ведь заголовок – первое,  с чем  сталкивается  читатель  газеты,  первое,  на  что  обращает   внимание, просматривая газетную  полосу,  по  заголовкам  ориентируются  в  содержании газеты.

 Заголовки публикаций  в газете – неотъемлемый элемент  издания. От их характера и  оформления во многом зависит  «лицо» периодического издания. Важнейшая их функция – привлечение внимания читателя. Заголовки помогают ему быстро ознакомиться с содержанием номера, понять, о чем сообщают его публикации, что важно в информации, которую ему предлагают, что представляет для него особый интерес. Умение журналистов газеты использовать заголовки, часто определяет решение читателя – прочитать те публикации, заголовки которых возбудили в нем интерес, или отложить номер в сторону. Газетная практика дает многочисленные примеры того, как в результате неудачного выбора и оформления заголовков резко снижается воздействие важных выступлений газеты на читателей: содержательную статью с неправильно выбранным, невыразительным, неграмотно оформленным заголовком не замечают. И наоборот, яркий заголовок, привлекший читателя своим содержанием и формой, побуждает прочитать следующий за ним текст или рассмотреть стоящую под ним иллюстрацию.

Актуальность исследования обусловливается тем, что в наш  современный скоротечный век у людей все меньше и меньше времени читать газеты что называется «от корки до корки», и роль заголовков многократно возрастает – именно от них во многом зависит, будет, прочитан материал или нет.

Изучая заголовки современных  периодических изданий, видно, что  журналисты используют разнообразные  лексические и синтаксические языковые средства, такие как  метафора, олицетворение, перифраза, эпитеты, олицетворение, синекдоха;  часто встречается стилистически окрашенная лексика. Удачно обыгрывают известные фразы, цитаты из произведений,  уместно используют названия книг, кинофильмов, стихотворений. Очень часто  встречаются заголовки-обращения, просьбы, пожелания, риторические вопросы. Для новостных колонок в основном используют повествовательные предложения, не являющиеся восклицательными с точки зрения интонации.

В данной работе хотелось бы остановиться более подробно на рассмотрении вопроса использования метафор в заголовках газет.

Цель исследования: ознакомиться и изучить вопрос использования  метафор, при написании заголовков газет.

Задачи исследования:

  • ознакомиться с теоретическими основами написания газетных заголовков;
  • рассмотреть вопрос использования метафор в заголовках газет с теоретической и практической точки зрения.

 

 

ГЛАВА 1

ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ  СОЗДАНИЯ ГАЗЕТНЫХ  
ЗАГОЛОВКОВ

1.1 Заголовки публикаций и его смысловая нагрузка

 

В настоящее время при  подготовке высококачественного информационного продукта наблюдается усиление эмоциональных приемов воздействия.

Яркость, образность, новизна  публикации, оригинальный дизайн газеты или журнала, а также хорошие заголовки повышают конкурентоспособность периодического издания.

Заголовки представляет собой первый элемент текстовой публикации, с которой они органично связаны.

Заголовки выполняют несколько  важных функций. Прежде всего, они подводят читателя непосредственно к тексту статьи и сообщают суть материала.

Заголовки публикаций являются неотъемлемым элементом дизайна газеты. От их оформления во многом зависит имидж периодического издания. Они разбивают серую массу текста, помогают читателю быстрее ознакомиться с содержанием номера, выделить то, что представляет для него особый интерес. Удачный заголовок часто определяет решение прочитать весь материал или пропустить его.

Заголовки также дифференцируют материалы по степени важности. Своими размерами и расположением они дают читателю понять, насколько значительными или интересными эти материалы считает сама редакция.

В настоящее время почти  все тексты и многие газетные иллюстрации  публикуются с заголовками. Исключения составляют небольшие информационные сообщения и заметки, сгруппированные в подборку. Тогда над ней ставят общий заголовок - рубрику, обозначающую тему этих публикаций или другой общий для них признак.

Как правило, заголовки в  газетах и журналах строятся по традиционным моделям: повествовательный, заголовок-сообщение, заголовок-резюме, заголовок-цитата, обращение, призыв, игровой заголовок и другие.

В процессе редакционной практики возникли своеобразные стереотипы использования заголовков различных жанровых публикаций. Так, для новостных заметок характерно вынесение в заголовок опорных фактов и цифровых данных. Заголовки интервью часто представляют собой цитату из ответа респондента. Для репортажей и очерков характерны образные заголовки.

Стиль заголовков - одно из специфических отличий периодического издания. Его не следует менять в течение длительного времени. По стилю заголовков постоянный читатель узнает газету, даже не  видя ее названия.

Известно, что человек  мгновенно и без напряжения воспринимает слова, в которых содержится не более шести букв. Именно из них опытные журналисты составляют газетные заголовки. Обычно их пишут в настоящем времени. Это вызывает ощущение сиюминутности. Правда, данное правило, не касается материалов, посвященных историческим событиям.

Неудачный выбор заголовка  или плохое оформление резко снижают  воздействие всей публикации. Содержательную статью с невыразительным заголовком часто вообще не замечают. Яркий  заголовок побуждает прочитать следующий за ним текст или внимательно рассмотреть иллюстрацию.

Воздействие заголовка на читателя зависит от технического оформления - размещения на газетной полосе и постановки над текстом, сбоку от него или в центре. Играет роль и деление заголовка на строки, выбор гарнитуры шрифта и его кегля, насыщенность цвета и другие характеристики. Опытные дизайнеры применяют дополнительные цвета для выделения на полосе одной, иногда двух важнейших публикаций, концентрируя на них внимание читателей.

Нередко заголовок, дающий слабое представление о содержании публикации, конкретизирует и развивает подзаголовок.

Подзаголовок может также  указывать характер газетного выступления или  источник получения информации.

Таким образом, система заголовков периодического издания позволяет  читателю быстро познакомиться с  содержанием всего номера и выделить то, что представляет особый интерес. Хороший заголовок привлекает внимание, выражает суть журналистского материала, передает его характер, соответствует стилю. Правильный выбор места, размера, цвета и гарнитуры шрифта заголовка улучшают дизайн периодического издания. Заголовок может иметь образную форму. Тогда он должен быть дополнен подзаголовком.

 

1.2 Классификация газетных заголовков

Существует несколько  классификаций заглавия публикаций. Рассмотрим их более подробно.

В первой классификации заглавия различаются в зависимости от того, один или несколько элементов  смысловой схемы текста выражает заголовок. По этому признаку выделяются однонаправленные комплексные заглавия. Однонаправленные заглавия соотносятся  с одним элементом смысловой  структуры текста. Значительное количество заголовков выражает тему текста (тематизирующие заглавия). Тема текста входит в состав его основной мысли. Это тезис, который  раскрывается системой тезисов, составляющих текст. Основная мысль включает тему публикации и ее предикат. Одно из главных  назначений заголовка — сообщить читателю о теме публикации, которую  ему предлагает газета. Формулирование предиката темы при этом не обязательно, так как по главной теме читатель может быть сориентирован в содержании текста. В процессе чтения материала информация, заложенная в заголовке, уточняется, конкретизируется. Процесс восприятия прямой - от заголовка к тексту [1].

Сложнее воспринимаются заглавия, отражающие факт, положенный в основу материала, когда их связи с текстом  видоизменяются. Подтекст, на котором  основан заголовок, понимается ретроспективно - после прочтения текста. Процесс  восприятия системы «заголовок —  текст» усложняется, в нем присутствует осцилляция (возвращающееся восприятие), за счет чего повышается выразительность  текста. Положительная оценочность  заголовка — результат восприятия всего текста [2].

Газетный текст может  быть посвящен какому-либо событию. Тогда  основная мысль строится по типу «событие — случилось», «событие — произошло», «событие — показало, что ...» и  т. д. В заголовке актуализируется  или название темы-события, или вся  основная мысль (тема + предикат). Но есть и другие публикации. При создании заглавия автор газетного текста имеет возможность сделать его  выразительнее, передать событие иносказательно для того, чтобы усложнить процесс  восприятия, заинтересовать читателя, заставить его обратиться к тексту [2].

3аголовок газетного текста  актуализирует аналитическую оценку  ситуации, отраженной в нем. Идея  текста - это тот его элемент,  который формируется из всего  изложения, является своеобразным  итогом, выводом из сказанного. Подобные  заглавия до чтения газетного  материала подготавливают читателя  к восприятию идейного смысла, публикация понимается сразу  в определенном ключе. Идейный  смысл воспринимается дважды: первый  раз до знакомства с текстом,  а затем — повторно, после прочтения  всего текста. На основе соотношения  «заголовок — текст» повышается  действенность, убедительность газеты. Заголовок актуализирует один  из тезисов, развивающих тему  текста. Это элемент текста, относящийся  к его общему содержанию (основной установочный или один из развивающих тезисов) [2].

Кроме основных элементов  общего содержания текста, заголовок  может актуализировать и его  второстепенные элементы - иллюстрации  к тезисам и общий фон к  цели сообщения. Такие заглавия особенно экспрессивны, так как они построены  на вынесении перед текстом элемента не основного, неглавного. Кажущаяся  «необязательность», «вторичность»  того, что выражено в названии, делает его заразительным, привлекает читательское внимание. Интересно вынесение в  заголовок такого второстепенного  элемента содержания текста, как общий  фон к цели сообщения. Такое заглавие с помощью зримой детали приближает к читателю событие, оживляет текст [2].

Газетное заглавие очень  часто выражает тот оценочный  фон, который окрашивает весь текст, присутствует в каждом элементе его  содержательной схемы. Эти, оценочные  по своему характеру, заглавия актуализируют  тот дополнительный коннотативный  смысл, который заключен в содержательной структуре текста. Прямое выражение  оценки — свойство газеты, которое  следует из ее воздействующей функции. Оценочный заголовок настраивает  читателя на определенное восприятие сообщения, прогнозирует отношение  к тому, о чем говорится [2].

Комплексные заголовки соотносятся  с несколькими элементами структурной  схемы текста одновременно. Они передают усложненную информацию. Степень  их информативности выше, связи этих заглавий с текстом более многообразны, чем предыдущих, что является одним  из средств повышения выразительности  текста. Комплексный заголовок актуализирует  одновременно тему и аналитическую  оценку ситуации, какой-либо тезис и  иллюстрации и т. д. Комплексное  выражение отдельных частей структурной  схемы может быть подано по-разному [2]. Наиболее простой пример актуализации двух содержательных компонентов текста — когда сам заголовок состоит из двух частей, соединенных союзом «или»: «это, или то». Интересен прием, использованный в заголовке, условно названный композиционной инверсией. Первая часть заглавия соотносится с элементом, расположенным почти в самом конце текста, а вторая его часть — с началом текста. Возникает композиционное соотношение заголовка и текста «наоборот» [2].

Комплексный заголовок может  отражать два смысловых элемента текста, когда он построен на явлении  многозначности слова. В прямом значении заголовок соотносится с темой, но его значение понимается ретроспективно, после восприятия смысла текста [2].

Вторая классификация  заглавий основана на том, полностью  или не полностью отражен в  них тот или иной элемент текста. Текст представляет собой систему  тезисов, связанных друг с другом. Каждый тезис имеет двучастную структуру, состоит из темы и ее признака (предиката). Развертывание текста — последовательное предицирование предметов мысли [2].

Информация о работе Метафора в газетных заголовках