Жанрово - стилистические особенности творчества В.Н.Литовкина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 23:26, курсовая работа

Краткое описание

На протяжении всей истории существования журналистики, она выполняет ряд важных функций, главной из которых является информирование. Особенно важна эта функция в период военных конфликтов, когда без своевременного оповещения людей о ситуации, их жизни могут быть подвержены опасности. Особенно обострились военные конфликты в конце XX века. При этом развитие науки и техники сопровождает и поддерживает успешное внедрение новых идей и разработок в военную промышленность. Ранее военные конфликты имели более локальную направленность, сейчас же они становятся более глобальными и грозят развернуться по всему миру, и не в последнюю очередь виноваты в этом наука и техника. Их характерная особенность – информационная открытость гражданам всего мира.

Содержание

Введение………………………………………………………………..3
Глава 1. Биография и творческий путь В. Н. Литовкина…………....6
Глава 2. История «Независимой газеты» и приложения к ней «НВО»…………………………………………………………………10
Глава 3. Контент – анализ избранных материалов за 2007 – 2012 года……………………………………………………………………14
Заключение……………………………………………………………28
Список литературы…………………………………………………..29

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа 3 курс филологический факультет кафедра журналистики - Дёмина А.Ю..docx

— 67.40 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный университет

им. Н. И. Лобачевского»

 

 

Филологический факультет

 

Кафедра журналистики

 

ЖАНРОВО-СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСТВА В. Н. ЛИТОВКИНА («НЕЗАВИСИМОЕ ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ» 2007 -2012гг)

 

 

Курсовая работа

студентки 936 группы

Дёминой Александры Юрьевны.

Научный руководитель:

к.п.н.,доцент

Автаева Наталия Олеговна.

 

 

                                             Нижний Новгород

2013

Содержание

  1. Введение………………………………………………………………..3
  2. Глава 1. Биография и творческий путь В. Н. Литовкина…………....6
  3. Глава 2. История «Независимой газеты» и приложения к ней «НВО»…………………………………………………………………10
  4. Глава 3. Контент – анализ избранных материалов за 2007 – 2012 года……………………………………………………………………14
  5. Заключение……………………………………………………………28
  6. Список литературы…………………………………………………..29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

На протяжении всей истории  существования журналистики, она  выполняет ряд важных функций, главной  из которых является информирование. Особенно важна эта функция в  период военных конфликтов, когда  без своевременного оповещения людей  о ситуации, их жизни могут быть подвержены опасности. Особенно обострились  военные конфликты в конце XX века. При этом развитие науки и техники  сопровождает и поддерживает успешное внедрение новых идей и разработок в военную промышленность.  Ранее  военные конфликты имели более  локальную направленность, сейчас же они становятся более глобальными  и грозят развернуться по всему миру, и не в последнюю очередь виноваты в этом наука и техника. Их характерная  особенность – информационная открытость гражданам всего мира. Ирак, Югославия, Афганистан, Чечня – войны последнего десятилетия продемонстрировали мировому сообществу, что их непосредственными участниками, а не только сторонними наблюдателями, стали журналисты.

Журналисты, также как  и любые другие граждане, могут  стать жертвами обстрела, заложниками  и погибнуть от взрыва, но перед журналистом, помимо преодоления общих угроз безопасности, необходимости остаться живым и здоровым, стоит и другая задача: невзирая на все препятствия, выполнить свою работу. У профессиональных журналистов, именно выполнение своей работы стоит в приоритете.

Вообще, военная журналистика - это эта очень специфичное  направление. Если описание военных  действий, разработка нового вооружения, освящение военного собрания или  круглого стола написано очень сухим, скучным языком, то даже самый непритязательный читатель, интересующийся данной тематикой, постарается побыстрее закрыть газету и не возвращаться к её прочтению. Но использование высокохудожественного слога будет так, же неуместно, как и первое. Здесь очень важно найти некую золотую середину, при которой материал будет интересен и удобочитаем, даже не пресвященному в этом вопросе читателю. На примере материалов профессионального военного журналиста, В. Н. Литовкина, мы покажем, как примерно должен выглядеть профессиональный журналистский материал, посвященный военной тематики, с точки зрения жанрового и стилистического своеобразия.

Объект  исследования - биография, творческий путь и работа В. Н. Литовкина в «Независимом военном обозрении».

Научная новизна данного исследования заключается в том, что на настоящий момент, несмотря на большое и постоянно растущее количество журналистов, очень мало специалистов данной профессии, специализируются на написании материалов, посвященных военной тематике, так как это очень специализированное и узкое направление, требующее специальной теоретической и физической подготовки.

Цель - данная работа является исследованием жанрово - стилистических особенностей творчества профессионального военного репортера В.Н.Литовкина в «Независимом военном обозрении».

Поставленная цель достигается  решением следующих задач:

1. Изучить биографию журналиста, выявить причины, по которым он избрал данную профессию, именно военное направление.

2. Изучить историю  создания и становления «Независимой газеты».

3. Рассмотреть историю «НВО» («Независимого военного обозрения»), приложения к «Независимой газете».

4. Проанализировать материалы В. Н. Литовкина, написанные в «НВО», в период с 2007-2012 год.

5. Выводы.

Практическая  значимость - данная работа может быть интересна исследователям современной военной журналистики, так как В. Н. Литовкин является ярким ее представителем, журналистам, студентам кафедр журналистики, сотрудникам военных изданий и всем, интересующимся журналистикой, военной техникой, боевыми действиями.

 

 

 

Хронологические рамки - 2007 - 2012 гг.

 

Методы исследования

В данной курсовой работе используются следующие методы исследования:

1. Метод анализа и синтеза

2. Метод дедукции

3. Описательный метод

 

Структура курсовой работы

Структурно курсовая работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка литературы. В первой главе  биография журналиста и творческий путь.

Во второй главе история  «Независимой газеты» и её приложения «НВО». И третья глава посвящена анализу материалов журналиста за 5 лет, в период с 2007 по 2012 года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1

Виктор Николаевич Литовкин - один из ведущих военных журналистов  нашего времени, являющийся на данный момент ответственным редактором «Независимого военного обозрения», родился 26 апреля 1945 года, в селе Троянов Житомирской области Украинской ССР, в день, когда советские танки вошли в Берлин. Детские годы Виктора Николаевича прошли в Азербайджане.

 В 1962 году решает поступать в университет на факультет журналистики, но для этого требовалось иметь трудовой стаж. Уходит работать в Каспийское морское пароходство, мотористом на нефтеналивные суда - «изучать жизнь». Вскоре он оказался  в загранплавании. Побывал в Марселе, Венеции, Стамбуле, прошел по Суэцкому каналу, плавал близ островов Сокотра, Ходейда, Аден. Романтика заграничных походов закружила мальчишку, и «очнулся» он уже у эшелоне, который увозил его на службу в город Советск Калининградской области, в артелерийский полк, в котором он прослужил три года срочной службы.

В 1965 году, после трех лет  срочной службы, Виктор Николаевич возвращается в Баку. Принимает решение  поступать в университет на факультет  журналистики. К сожалению, в Баку он этого сделать не мог, так как  для этого было необходимо знание азербайджанского языка, который, как  он сам признается, никогда не знал. Благодаря знакомым, Виктор Николаевич узнает о существовании высшего  военного училища в Львове, где есть факультет журналистики, куда впоследствии он и поступает. Несмотря на то, что училище было военным, порядки там были очень демократичные. После занятий студенты имели возможность переодеться в гражданскую форму и отправиться гулять по городу. Львов произвел на журналиста большое впечатление, оставив удивительные и неповторимые воспоминания. Параллельно с учебой, Виктор Николаевич проходил практику в местной окружной газете, где приобрел  знания и опыт от местных корреспондентов.  По окончании обучения в училище, получает диплом военного журналиста единовластного вуза СССР, который готовил профессиональных военных журналистов для всей страны. Так же, Виктор Николаевич получает образование по специальности редактор в Военно-политической академии им. В. И. Ленина.

С 1971 по 1976 год трудится в  редакции газеты «Ленинское знамя»  Южной группы войск (Венгрия).

С 1979 по 1989 год был редактором отдела  воинского воспитания и  пропаганды журнала Министерства обороны  СССР «Знаменосец». Надо отметить, что в этот период, а точнее в 1984 году Виктор Николаевич оказывается первый раз на войне в Афганистане, где получает первый жизненный опыт освящения военного конфликта. Как  вспоминает В.Н.Литовкин: «Писать о том, что идет война, хотя об этом знал весь мир и наша страна в том числе, не разрешалось.  Поэтому приходилось писать о том, что наши войны выполняют свой интернациональный долг, разминируют дороги, проводят грузовые караваны, атакуют с вертолетов противника, но исключительно в учебных целях».

Потом у журналиста был  опыт работы в Баку, где в него стреляли, был блокированный американцами Ирак (Багдад, Басра и другие города), Афганистан (Кабул, Рюха, Баграм), трижды побывал в Косовском крае, в  начале девяностых в Южной Осетии, в те же годы и в Абхазию съездил, где не раз пришлось побывать под  огнем. В девяносто пятом - Грозный. После окончания боев побывал  в Приднестровье и Таджикистане. Землетрясение в Армении, Спитак и Гюмри (он назывался тогда Ленинакан), но обо всем этом можно было писать открыто.

 С 1989 года по 1999 работал военным обозревателем газеты «Известия».

 В 1990 году, во время межнационального конфликта в Баку, писал о том, как моряки Каспийской флотилии спасали от погрома армянские семьи, селили их у себя на базе, а потом перевозили их в Астрахань  и в Красноводск. Интересным эпизодом был тот факт, что на второй день после выхода газеты, Виктора Николаевича разыскала группа офицеров флотилии в Баку и очень серьезно с ним «поговорила». Ведь ситуация в городе была такая, что даже за благородный поступок с точки зрения нравственности и морального кодекса человека, семьи этих офицеров могли убить.

«В военных конфликтах, особенно в межнациональных, очень много рисков, потому что каждая сторона считает себя абсолютно правой, и естественно, если журналист находится на одной стороне,

то писать что-либо более  менее объективное о другой не представляется возможным» - говорит Виктор Николаевич.

Вспоминая о работе в старых «Известиях» (в 90-е годы), Виктор Николаевич говорит, что делали так: «один журналист освещает события с одной стороны, другой с другой.

 Материалы публиковали  рядом, благодаря чему читатели  могли получить наиболее полное  представление происходящих событий». В.Н.Литовкин не был авантюристом, не лез под пули, не ходил ни с кем в разведку, хотя и работал «горячих» точках. Правда, пару раз были случаи, когда оказывался под огнем, но в основном в дороге - в вертолете, когда его чуть не сбили, на бронетранспортере под камнеметом на военно-грузинской дороге. Виктор Николаевич всегда говорит, что в работе военного журналиста главное не доблесть и отвагу свою демонстрировать, а привезти или переслать в редакцию хороший материал, потому, что именно за этим журналистов посылают на войну, а не для того, чтобы совершать подвиги. Для этого есть другие люди - военные.

С 1999 по 2002 год В.Н.Литовкин работал обозревателем  общественно-политического  еженедельника, под названием -  «Общая газета» издававшаяся в России с 1991 по 2002 год. В этот период в России и мире произошло огромное количество событий, которые нашли свое отражение в работах Виктора Николаевича, что видно уже из информационно насыщенных и интересных заголовков, таких как: «Чистое небо для Страны огней», «Лодку снова пытаются утопить», «Путин уволил «тень семьи»», «Пролетая над гнездом «Китти Хоук»» и другие. Основной объем материалов, написанных за этот период, на прямую или как-то косвенно касается Соединенных Штатов Америки, так же «львиная» доля предоставляемой информации  посвящена новому оружию, реконструированному и старому, но уже усовершенствованному. Виктор Николаевич пишет о разработках в сфере боевого транспорта. И лишь малую часть посвящает каким-либо отдельным личностям. Но с 2002 года, в связи с закрытием издания, причем не на пустом месте. Газета была разоблачена, как СМИ, где за публикацию заказных статей принимают денежное вознаграждение (то есть, практикуют т.н. «джинсу»1)

C 2007 года по настоящее время работает в приложении к «Независимой газете» - «НВО» («Независимое военное обозрение»).

С 2010 года является её ответственным  редактором.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2

«Независимая газета» - одно из крупнейших периодических изданий современной России, посвященное актуальным проблемам общественной, политической и культурной жизни в России и за ее пределами.

Выходит с 21 декабря 1990 года. Первым редактором, выпустившим первый номер «Независимой газеты» был Виталий Третьяков - бывший обозреватель газеты «Московские ведомости», а так же политолог, автор и ведущий телепрограммы «Что делать? Философские беседы» на телеканале «Культура», декан Высшей школы (факультета) телевидения МГУ им. М. В. Ломоносова, генеральный директор-главный редактор «Независимой издательской группы „НИГ“», главный редактор журнала «Политический класс» и  генеральный директор Фонда содействия развитию образования в области журналистики «Медиалогия».

Вспоминая, как все начиналось, Виталий Товиевич говорит: «Собрал я по тысяче тогдашних рублей у нескольких известных политиков демократического толка, впоследствии получивших название «тысячников», и выпустил первый номер «Независимой газеты» - так начиналась история существования первой бесцензурной газеты России».

Фактически газета создавалась  на средства московского бюджета, была снабжена техникой из фондов Моссовета  и разместилась в помещении, выделенном тогдашним первым зампредом Моссовета  Сергеем Станкевичем.

Информация о работе Жанрово - стилистические особенности творчества В.Н.Литовкина