Экономическая основа правового статуса Банка России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 19:10, курсовая работа

Краткое описание

"В ЦБ РФ, включая его структурные подразделения и территориальные учреждения, работает свыше 85 тысяч служащих. ЦБ РФ регулирует присущими ему государственно-рыночными методами деятельность более чем 1300 коммерческих банков"1.
Актуальность темы контрольной работы, на мой взгляд, выражена, во-первых, неоднозначностью конституционно-правового регулирования статуса ЦБ РФ; во-вторых, проведением административной реформы в Российской Федерации, включая регулярное обновление законодательства о ЦБ РФ; в-третьих, особой ролью ЦБ РФ в развитии денежно-кредитных отношений в Российской Федерации, в осуществлении банковского регулирования и надзора.

Содержание

Введение
1. Содержание правового статуса Банка России: значение и сущность
1.1. Нормативная основа правового статуса Банка России
1.2. Организационно-правовая форма Банка России
1.3. Компетенция Банка России
2. Конституционные основы правового статуса Банка России
3. Экономическая основа правового статуса Банка России
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

банк аня.doc

— 104.50 Кб (Скачать файл)

 

1.3 Компетенция Банка России

 

Компетенция Банка  России включает его правоспособность, а также те его правомочия, которые  закреплены в Федеральном законе от 10 июля 2002 г. "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и в других федеральных законах. Например, в Федеральном законе "О банках и банковской деятельности", в Федеральном законе "О валютном регулировании и валютном контроле", Федеральном законе "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", Федеральном законе "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" и в некоторых других федеральных законах.

Она определяется целями, поставленными  перед Банком России. Эти цели закреплены в Федеральном законе от 10 июля 2002 "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Задачи, конкретизирующие эти цели, закреплены и в других законах, регулирующих банковскую деятельность, например в Федеральном законе "О валютном регулировании и валютном контроле"10.

Сущность правового статуса  Банка России конкретизируется в его функциях и полномочиях (статьи 4, 35, 45 и др. Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле"), а также в его централизованной организационной структуре.

Все его структурные подразделения  построены по принципу вертикального подчинения. Система Банка России включает центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения, предприятия, учреждения и организации и другие структурные подразделения.

Территориальные учреждения соответствуют административно-территориальному делению, однако закон не предусматривает двойного подчинения. Национальные банки республик относятся к категории территориальных учреждений Банка России.

Такое организационное построение обусловлено единством денежной системы. Вертикальная структура управления помимо остальных преимуществ, диктуемых необходимостью регулирования денежных потоков, создает организационные предпосылки независимости денежной власти в системе разделения властей вообще и независимости банковского регулирования и банковского надзора в частности.

 

 

2. Конституционные  основы правового статуса Банка  России

 

Конституция Российской Федерации11 (статья 75) закрепляет основы денежной системы в Российской Федерации.

Главное, что определяет характер денежной системы, – это эмиссия денег и независимость центрального банка, его независимый конституционный статус и, соответственно, его место, а также и роль в системе разделения властей.

Независимость в проведении эмиссии денег дополняется предусмотренным в Конституции Российской Федерации порядком формирования руководящих органов Банка России и его ответственностью. Эти нормы одновременно являются и основополагающими нормами банковского права.

В Конституции России (ст. 75, п. 2) сказано, что Центральный банк Российской Федерации осуществляет свою основную функцию (защита и обеспечение устойчивости рубля) "независимо от других органов государственной власти"12.

"Упоминание о "других" органах государственной власти  может навести на мысль о том, что Центробанк является органом государственной власти"13.

Однако это не так. В  Конституции России (ст. 10) сказано, что "государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную"14.

Центральный банк не является ни законодательной, ни исполнительной, ни судебной властью, а его служащие не являются государственными служащими. Ведь в п. 1 ст. 3 Федерального закона от 31 июля 1995 года N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" говорилось буквально следующее: "Государственным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном федеральным законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации"15. Те же нормы сохранились и в новых федеральных законах о государственной службе. А денежное вознаграждение служащим Банка России, как известно, по закону выплачивается не из федерального бюджета, а тем более не из бюджета субъекта Российской Федерации.

В Федеральном законе "О  Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" не сказано, кто  из высших руководителей Банка России является должностным лицом. Это банк, уполномоченный государством на осуществление функций центрального банка. Государство делегировало ему властные полномочия. Поэтому и все его служащие не являются государственными служащими.

"Центральный банк Российской Федерации не осуществляет государственный надзор, поскольку он не является государственным органам. Да и в самом Федеральном законе "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" полномочия государственного надзора не предусмотрены. Там говорится о надзоре, который осуществляется в целях регулирования банковской системы. Непонимание этого обстоятельства усматривается в тех случаях, когда Банк России пытаются наделить не свойственными центральному банку функциями. В частности, он не должен подменять деятельность правоохранительных органов. Если он будет заниматься правоохранительной деятельностью, то он будет это делать непрофессионально, а значит, – плохо"16.

Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" не предусматривает защиту прав акционеров и вкладчиков как обязанность Банка России.

На сегодняшний  день защита прав вкладчиков или акционеров реализуется в судебном порядке.

В ст. 75 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются.

Защита и  обеспечение устойчивости рубля  – основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти.

Важным элементом  конституционного статуса Банка  России является формирование его высшего  руководства.

В п. "в" ст. 103 Конституции Российской Федерации говорится, что назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации относится к ведению Государственной Думы.

При этом п. "г" ст. 83 Конституции Российской Федерации предусматривает, что Президент Российской Федерации: представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации.

 

 

3. Экономическая  основа правового статуса Банка  России

 

При рассмотрении вопроса об экономической основе правового статуса Банка России коснемся в самых общих чертах его истории.

Ранее действовавший  Устав Центрального банка РСФСР (Банка России), утвержденный Постановлением Президиума ВС РСФСР от 24 июня 1991 года, в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 26 апреля 1995 года N 65-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О Центральном банке РСФСР (Банке России)" признан утратившим силу.17

В этом Уставе были закреплены многие аспекты правового  положения Банка России. В ст. 1 Устава, которая называлась "Правовая основа создания и деятельности Центрального банка РСФСР (Банка России), его правовой статус", было сказано: "Центральный банк РСФСР является главным банком Российской Советской Федеративной Социалистической Республики. Банк России подотчетен Верховному Совету РСФСР"18, и далее в Уставе говорилось, что Банк России является юридическим лицом, обладает обособленным имуществом, может от своего имени приобретать права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, арбитражном суде или третейском суде.

В ст. 4 того же Устава было сказано: "Имущество Банка России составляют его денежные, включая собственные золотовалютные резервы, и иные материальные ценности, стоимость которых отражается в балансе Банка России. Это имущество принадлежит Банку России на праве полного хозяйственного ведения"19.

Термин "полное хозяйственное ведение" позже  исчез вместе с отменой Устава, и в самом Федеральном законе он уже не был использован.

В ст. 9 Устава предусматривалось, что "страховой фонд банковской системы создается в Банке России в установленном им порядке как за счет обязательных отчислений от прибыли коммерческих банков и других кредитных учреждений, получивших от Банка России лицензии на осуществление банковских операций, так и за счет отчислений от прибыли Банка России. Эти средства используются для страхования депозитов (вкладов) клиентов и страхования участников фонда в случае их банкротства, а также для компенсации потерь участников фонда при предоставлении ими кредитов по льготным процентным ставкам, устанавливаемым Банком России"20.

Это правило  также было утрачено с отменой  Устава. В Федеральном законе оно  уже не было воспроизведено.

Между тем это  очень важный вопрос ответственности  Банка России перед вкладчиками. Поэтому можно сказать и так, что отмена Устава как бы снимала  некоторую экономическую, а значит, и юридическую ответственность  в этой области денежно-кредитных отношений.

В законодательстве экономическая основа Банка России была сформулирована следующим образом.

В ст. 2 Федерального закона от 2 декабря 1990 года "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (в редакции от 26 апреля 1995 г.) говорилось: "Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. В соответствии с целями и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России. Изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без согласия Банка России не допускаются. Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Банк России не регистрируется в налоговых органах. Банк России является юридическим лицом. Банк России имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и своим наименованием. Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России - по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами"21. Потом в новом Федеральном законе от 10 июля 2002 г. "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" такая норма о налогах была отменена.

Вот как теперь сформулирована статья 2 Федерального закона от 10 июля 2002 г. "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее – Федеральный закон): "Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. В соответствии с целями и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России. Изъятие и обременение обязательствами указанного имущества без согласия Банка России не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России – по обязательствам государства, если они не приняли  на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами.

Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов".

"Итак, в Федеральном  законе сказано, что "уставный  капитал и иное имущество Банка  России являются федеральной  собственностью". И как мы видим, Банк России владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом. В этом смысле его организационно-правовая форма не охватывается никакими нормами ГК РФ. И это не должно удивлять. Более того такая ситуация объясняется спецификой правового статуса Банка России, его независимостью от органов государственной власти. Ничего здесь не нужно менять только потому, что есть ГК РФ. Основные постулаты гражданского права сформировались давно, намного раньше, чем возникли центральные банки. Поэтому невозможно все уложить в те рамки, которые появились в те времена, когда деньги обменивались на золото и серебро, и когда существовал золотой стандарт. Мир изменился. Появились мировые резервные валюты. Центральные банки стали играть роль регуляторов в денежных системах. Появилось и банковское право, как самостоятельная отрасль права, несводимая к отрасли гражданского права, которая помимо прочего, регулирует правовой статус и в том числе цели, центрального банка, как бы он при этом не назывался. В данном случае, – функции Банка России"22.

Как уже говорилось, все органы государственной власти по Конституции Российской Федерации  разделены на три вида: законодательные, исполнительные и судебные. А Банк России не является ни законодательным, ни исполнительным, ни судебным органом.

При этом он был  и остается самым активным участником гражданско-правовых отношений. Более  того, без такого участника не было бы и самих гражданско-правовых отношений. Именно Банк России обеспечивает нормальное функционирование денежной системы, которая в принципе предусматривается ст. 140 Гражданского кодекса, в которой сказано, что денежной единицей является рубль как единственное законное средство платежа.

"В итоге  напрашивается вывод о том,  что в правовом статусе Банка  России с точки зрения гражданского права есть определенные противоречия. Их можно снять, если в п. 1 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации будут внесены небольшие дополнения в отношении Банка России"23.

Поскольку Банк России владеет, пользуется и распоряжается  определенной частью федеральной собственности, то, естественно, к ней должно быть и соответствующее отношение. Смысл государственной собственности содержится в ее цели. "Государственная и муниципальная собственность призвана обеспечивать интересы больших групп людей: народа РФ в целом..."24. Это принцип демократизма и правило большинства в гражданском обществе.

Информация о работе Экономическая основа правового статуса Банка России