Экономическая основа правового статуса Банка России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 19:10, курсовая работа

Краткое описание

"В ЦБ РФ, включая его структурные подразделения и территориальные учреждения, работает свыше 85 тысяч служащих. ЦБ РФ регулирует присущими ему государственно-рыночными методами деятельность более чем 1300 коммерческих банков"1.
Актуальность темы контрольной работы, на мой взгляд, выражена, во-первых, неоднозначностью конституционно-правового регулирования статуса ЦБ РФ; во-вторых, проведением административной реформы в Российской Федерации, включая регулярное обновление законодательства о ЦБ РФ; в-третьих, особой ролью ЦБ РФ в развитии денежно-кредитных отношений в Российской Федерации, в осуществлении банковского регулирования и надзора.

Содержание

Введение
1. Содержание правового статуса Банка России: значение и сущность
1.1. Нормативная основа правового статуса Банка России
1.2. Организационно-правовая форма Банка России
1.3. Компетенция Банка России
2. Конституционные основы правового статуса Банка России
3. Экономическая основа правового статуса Банка России
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

банк аня.doc

— 104.50 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

Введение

1. Содержание правового  статуса Банка России: значение  и сущность

1.1. Нормативная основа  правового статуса Банка России

1.2. Организационно-правовая  форма Банка России

1.3. Компетенция Банка  России

2. Конституционные основы  правового статуса Банка России

3. Экономическая основа  правового статуса Банка России

Заключение

Список литературы

 

 

 

Введение

 

Центральный банк Российской Федерации (далее – ЦБ РФ) – системообразующий  и центральный орган управления, контроля и надзора в банковской системе России.

Он занимает особое место  в государственном механизме  и рыночной экономике нашей страны. Деятельность ЦБ РФ по регулированию  банковской и денежной системы направлена на реализацию социальных и экономических  основ конституционного строя Российской Федерации.

Полномочия ЦБ РФ по развитию денежной системы, защите и обеспечению  устойчивости рубля являются ключевыми  для формирования экономики государства, а следовательно, для реализации прав граждан Российской Федерации  на собственность, занятие предпринимательской деятельностью, социальное обеспечение.

"В ЦБ РФ, включая его структурные подразделения и территориальные учреждения, работает свыше 85 тысяч служащих. ЦБ РФ регулирует присущими ему государственно-рыночными методами деятельность более чем 1300 коммерческих банков"1.

Актуальность темы контрольной  работы, на мой взгляд, выражена, во-первых, неоднозначностью конституционно-правового  регулирования статуса ЦБ РФ; во-вторых, проведением административной реформы  в Российской Федерации, включая регулярное обновление законодательства о ЦБ РФ; в-третьих, особой ролью ЦБ РФ в развитии денежно-кредитных отношений в Российской Федерации, в осуществлении банковского регулирования и надзора.

Также нужно отметить, что  в последние годы научный интерес  к проблемам деятельности ЦБ РФ заметно усилился, появилось большое количество научных публикаций на эту тему.

"На данный момент существует неясность некоторых конституционных положений об органах государственной власти в целом, о разделении властей. Многие правовые акты, регулирующие эту сферу, противоречивы и даже не согласованы с нормами Конституции Российской Федерации, что усложняет определение конституционно-правового статуса Банка России и до сих пор затрудняет толкование его положения в системе федеральных органов государственной власти"2.

Кроме того, борьба за возможность  влияния на работу Центрального банка  между Государственной Думой, Правительством и Администрацией Президента лишь усиливают  дискуссию о конституционном  статусе Центробанка.

Все еще слабо исследованы особенности взаимоотношений ЦБ РФ с кредитными организациями, его полномочия в условиях банковских кризисов, роль и место ЦБ РФ в развитии и укреплении банковской системы страны и многие другие вопросы. До сих пор не разрешены вопросы об организационно-правовой форме ЦБ РФ, а также не определены границы его независимости: распространяется ли она на все виды деятельности ЦБ РФ или только на те, которые связаны с осуществлением основной функции – защитой и обеспечением устойчивости рубля.

Принципиальные  вопросы сущности и содержания статуса  ЦБ РФ по-прежнему интересны для  правовой науки и требуют дальнейшего  исследования в силу очевидной научной  и практической значимости.

 

 

1. Содержание правового  статуса Банка России: значение  и сущность

 

1.1 Нормативная основа правового статуса Банка России

 

Правовое регулирование  Банка России осуществляется только федеральным законодательством. Это  обстоятельство имеет принципиальное значение, если учесть, что денежная система должна быть единой, а банковская система – стабильной. Если бы все было иначе, то тогда рано или поздно в субъектах Федерации в той или иной форме могла бы появиться своя денежная система или ее суррогаты. Последствия этого для страны нетрудно предугадать.

Но, не только законы субъектов Федерации, но и подзаконные нормативные акты (в том числе и нормативные акты Банка России) не могут регулировать правовое положение Банка России, т.е. Банк России не может сам себя регулировать. Это обстоятельство определено ст. 2 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", содержание которой разделяют понятие банковской системы и понятие правового регулирования банковской деятельности.

В части первой этой статьи сказано, что "банковская система Российской Федерации включает в себя Банк России, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков"3. В части второй этой же статьи говорится: "Правовое регулирование банковской деятельности осуществляется Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", другими федеральными законами, нормативными актами Банка России"4.

Таким образом, нормативными актами Банка России может  регулироваться только банковская деятельность, но не банковская система.

Отсюда следуют  два вывода:

- во-первых, как  уже отмечалось, Банк России не  должен регулировать своими нормативными  актами банковскую систему. Его  компетенция распространяется только  на банковскую деятельность. Следовательно,  все вопросы, которые относятся к структуре кредитных организаций, – это вопросы, которые должны регулироваться только федеральными законами;

- во-вторых, Банк  России – это составная часть  банковской системы. И поскольку  банковская система не является  объектом правового регулирования, то, Банк России не может своими нормативными актами регулировать свои же задачи, функции, свою собственную структуру.

В ст. 1 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" сказано, что "статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации Центрального банка Российской Федерации (Банка России) определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами"5.

Однако на практике это требование, не соблюдается, и Банк России в некоторых случаях как бы регулирует сам себя. "Так, например, в ч. 2 ст. 84 того же Федерального закона применительно к территориальному учреждению Банка России сказано, что "задачи и функции территориальных учреждений Банка России определяются Положением о территориальных учреждениях Банка России, утверждаемым Советом директоров". Но поскольку территориальное учреждение – это составная часть Банка России как централизованной организации с вертикальной структурой управления, то получается, что Банк России может регулировать сам себя своими же собственными нормативными актами"6. Налицо явное противоречие.

Правовой статус Банка России складывается из отраслевых статусов – конституциионного, банковского, гражданско-правового.

Правовой статус Банка России включает следующие элементы;

а) организационно-правовую форму;

б) компетенцию;

в) структуру.

Все эти основные составляющие в большей или меньшей  степени, но закреплены законом.

В самом общем  виде закреплена организационно-правовая форма Банка России. Его структура имеет централизованный характер.

 

1.2 Организационно-правовая форма Банка России

 

В ст. 2 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" говорится, что Банк России является юридическим лицом. Следовательно, он выступает в качестве субъекта гражданско-правовых отношений.

В Федеральном  законе "О Центральном банке  Российской Федерации (Банке России)" по отношению к Банку России используется термин "учреждение", а не "организация", в то время как в Федеральном законе "О банках и банковской деятельности" указано, что банк – это разновидность "кредитной организации".

"Следовательно, банк не может быть разновидностью учреждения, а соответственно Банк России – это не банк в том буквальном смысле, который имеется в виду в Федеральном законе "О банках и банковской деятельности". Кроме того, Банк России не является банком и в том значении, которое содержится в ГК РФ. Ведь он не является ни акционерным обществом, ни обществом с ограниченной ответственностью. Между тем согласно ГК РФ банк должен быть одним из этих обществ"7.

Специфика Банка  России состоит еще и в том, что, как уже говорилось, у него нет учредителей. Этот термин применительно  к Банку России не употребляется  нигде, ни в одном из законов.

У него нет "законодательного органа", что также отличает его от всех кредитных организаций. Совет директоров – это, скорее, исполнительный орган, так как он назначается Государственной Думой по представлению Председателя Банка России. Отсутствие учредителей, а значит, и репрезентативности по отношению к субъектам денежно-кредитных и финансовых отношений, на наш взгляд, принижает роль и значение ответственности Банка России за принимаемые его исполнительными органами решения.

Банк России обладает властными полномочиями, что не свойственно гражданскому праву.

Правоотношения  между Банком России, коммерческими  банками и другими кредитными организациями строятся на принципах  власти и подчинения. В этих правоотношениях  отсутствует равенство сторон.

Банк России выдает и отзывает соответствующие лицензии, осуществляет банковский надзор. Следовательно, он действует на основе не только частного, но и публичного права. В этом смысле, "он является специальным юридическим лицом, которому закон делегировал властные полномочия регулировать банковскую систему и банковскую деятельность"8.

Банковская  деятельность подпадает под компетенцию  Банка России постольку, поскольку  она составляет предмет банковского  права. Банк России по общему правилу  не регулирует гражданско-правовые отношения  между кредитными организациями, вкладчиками и всеми остальными лицами, которые пользуются услугами банков. Такое право ему в ГК РФ не предоставлено, так как оно предоставлено только федеральным органам исполнительной власти.

Сущность правового  статуса Банка России проявляется в трех субстанциях:

  • независимость,
  • финансовая мощь;
  • правомочия.

Первое –  независимость – означает, что  рыночные и государственные механизмы  построены на принципиально различных  основаниях и создают неодинаковую мотивацию.

Финансовая  мощь означает, что для того, чтобы Банк России мог оказывать на рыночные отношения достаточное воздействие, он должен этой мощью обладать. Достижения Банка России на поприще сдерживания инфляции – подтверждение этой мысли. Эту финансовую мощь необходимо наращивать в интересах создания эффективной банковской системы.

"Надо не  распылять денежные ресурсы, а  использовать их на ключевом  направлении. Например, – разместить золотовалютные резервы Банка России не в зарубежных банках, а в российских банках. Тогда и процент по кредитам, которые выдаются населению, мог бы быть таким же нормальным, как и в странах Европы. Можно было бы быстрее и эффективнее развивать отечественное производство и сельское хозяйство, и, что сегодня так важно для России, – решать ее демографические проблемы"9.

Правомочия  Банка России – это признаваемые и обеспеченные или гарантированные  законом возможности осуществления  Банком России тех функций, которые  вытекают из сущности банковского регулирования  и надзора и обусловлены его  компетенцией.

Банковская деятельность предполагает определенные возможности, предоставленные правом. Для кредитных организаций такие юридические возможности предоставлены Федеральным законом "О банках и банковской деятельности", Гражданским кодексом РФ и другими законами. Им должны быть адекватны возможности Банка России. Для того чтобы регулирование и надзор за движением денежных потоков были эффективными, нужно, чтобы эти объективно необходимые возможности стали компетенцией, то есть предметом ведения, а затем и правомочиями Банка России.

Компетенция Банка  России включает не только права и  обязанности, но и запреты. Так, в  частности, Банк России не вправе предоставлять  кредиты Правительству Российской Федерации для финансирования бюджетного дефицита, покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении, за исключением тех случаев, когда это предусматривается федеральным законом о федеральном бюджете. Банк России не вправе предоставлять кредиты на финансирование дефицитов бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. В ст. 49 Федерального закона "О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)" предусматривается, что Банк России не имеет права:

1) осуществлять банковские операции  с юридическими лицами, не имеющими лицензии на осуществление банковских операций, и физическими лицами, за исключением случаев, предусмотренных статьей 48 настоящего Федерального закона;

2) приобретать акции (доли) кредитных  и иных организаций, за исключением  случаев, предусмотренных статьями 8, 9 и 39 настоящего Федерального закона;

3) осуществлять операции с недвижимостью,  за исключением случаев, связанных  с обеспечением деятельности  Банка России и его организаций;

4) заниматься торговой и производственной  деятельностью, за исключением  случаев, предусмотренных настоящим  Федеральным законом;

5) пролонгировать предоставленные  кредиты. Исключение может быть  сделано по решению Совета  директоров.

Компетенция включает и ответственность. В статьях 49 и 50 того же Федерального закона говорится, что Банк России несет ответственность  в порядке, установленном федеральными законами. В суде и арбитражном суде интересы Банка России могут представлять руководители его территориальных учреждений и другие должностные лица Банка России, которые получают соответствующую доверенность в установленном порядке.

Информация о работе Экономическая основа правового статуса Банка России