Центральный Банк (Банк России). Понятие, функции и цели

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 19:45, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы заключается в рассмотрении банковской системы, функций центрального банка и кредитных банков и особенности развития банковского сектора в Российской Федерации.

Актуальность заданной темы обуславливается тем, что одним из важнейших атрибутов рыночной экономики является банковская система, которая выступает своего рода генератором, аккумулирующими снабжающим государство и всех членов общества финансовыми средствами.

Содержание

Введение________________________________________________________2


Глава 1 Понятие и структура банковской системы______________________4

1.1 Коммерческие банки. Сущность, функции и организационная структура.________________________________________________________7

1.2 Банковские риски и их классификация____________________________12

1.3 Проблемы функционирования. Банковские «болезни» и возможные средства их извлечения.____________________________________________17

Глава 2 Центральный Банк (Банк России). Понятие, функции и цели. _____21

2.1 Перспективы развития Банка России до 2012года.___________________28


Заключение______________________________________________________35

Список использованной литературы_________________________________36

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по экономике.doc

— 209.50 Кб (Скачать файл)

    В зависимости от правовой формы деятельности банка его управление осуществляется советом банка и собранием  учредителей. Банки, уставный фонд которых  формируется на паях, могут быть образованы как общества с ограниченной ответственностью. При этом паевые взносы учредителей могут быть в виде денег, имущества и других материальных активов. Акционерные коммерческие банки формируют свой уставный фонд за счет выпуска акций.

    Высшим  органом управления акционерного банка  является общее собрание акционеров, которое имеет право решать все вопросы деятельности банка. В период между собраниями функции высшего органа выполняет совет банка, избранный из состава акционеров.

    Исполнительным  органом банка, руководящим всей текущей деятельностью, выступает правление, возглавляемое Председателем (Президентом). Правление определяет структуру аппарата и функции всех его подразделений, отделов, секторов, департаментов, управлений и т.д.

    Кредитная политика банка определяется общим  собранием акционеров, советом и правлением банка. Отделы кредитного управления принимают кредитные заявки, изучают кредитоспособность заемщиков и направляют операционным отделам распоряжения по конкретным кредитным операциям. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.2 Банковские риски и их классификация. 

    Риск  является неотъемлемой характеристикой  банковской деятельности. Он играет определяющую роль в формировании финансовых результатов  деятельности банков, служит важной характеристикой  качества активов и пассивов банков, и, таким образом, должен использоваться при сравнительном анализе их финансового состояния, положения на рынке банковских услуг.

    Банковский  риск — присущая банковской деятельности возможность (вероятность) понесения кредитной организацией потерь и (или) ухудшения ликвидности вследствие наступления неблагоприятных событий, связанных с внутренними факторами (сложность организационной структуры, уровень квалификации служащих, организационные изменения, текучесть кадров и т.д.) и (или) внешними факторами (изменение экономических условий деятельности кредитной организации, применяемые технологии и т.д.).3

    Понятие «риск» встречается в обиходе  многих общественных и естественных наук, при этом каждая из них имеет собственные цели и методы исследования риска. Специфика экономического аспекта риска связана с тем, что риск, несмотря на ожидаемый финансовый выигрыш, отождествляется с возможным материальным ущербом, вызванным реализацией выбранного хозяйственного, организационного или технического решения, и/или неблагоприятным воздействием окружающей среды, включающим изменение рыночных условий, форс-мажорные обстоятельства и т.д. Для банка риск представляет собой вероятность потерь и тесно связан с нестабильностью банковского дохода.4

    Предпосылкой  реализации целей банковской коммерции  является безопасность банковской деятельности. При прочих равных условиях прибыль банка тем выше, чем выше безопасность банка и меньше риска. Тем не менее, банк - это всегда рисковое предприятие.

    Банк  как экономическое предприятие  может рисковать своим капиталом, своей прибылью, но не капиталом  клиента, его прибылью. Банковская коммерция  должна действовать по принципу «всё для клиента». В главном это означает, что банк несёт полную ответственность за клиента, обеспечивает его прибыль.

    Таким образом, можно сделать вывод, что  важным компонентом стратегического управления деятельностью банковских учреждений является стратегия рисков. Риск - специфическая черта процесса реализации банковского товара - передача на время, на срок права владения и использования части ссудного фонда и инфраструктурных услуг, необходимых для эффективного использования этой части.

    Банковский, как и всякий другой бизнес, немыслим без риска. Риск присутствует в любой операции, но он может быть разных масштабов и по-разному компенсироваться. Следовательно, для банковской деятельности важным является не избежание риска вообще, а предвидение и снижение его до минимального уровня. Прежде чем классифицировать и определять банковские риски, следует определить само понятие риска как вероятность (угрозу) потери банком части своих ресурсов, недополучения доходов или произведения дополнительных расходов в результате осуществления определенных финансовых операций.

    Важной  организационной задачей является создание в банках службы анализа  экономической конъюнктуры рынка  и экономической экспертизы коммерческих кредитов, что позволит оценивать  реальную целесообразность проведения конкретных операций и координировать деятельность всех банковских подразделений. Для эффективного анализа банковских рисков и разработки методов их снижения, необходимо сначала подразделить риски по видам и типам, а затем вырабатывать способы снижения или устранения конкретных рисков.

    Практически все банковские риски можно подразделить по виду отношения к внутренней и  внешней среде банка. Эти признаки являются главными для большой группы банковских рисков, и отличаются друг от друга наличием внешнего воздействия на уровень риска  и внутренними причинами возникновения банковских рисков.  К внешним относятся риски, непосредственно не связанные с деятельностью банка или его клиентуры. На уровень внешних рисков оказывает влияние множество факторов — демографические, политические, географические, экономические, социальные и прочие.

    Внутренние  риски — это риски, обусловленные  деятельностью самого банка, его  клиентов или его контрагентов. На уровень внутренних рисков оказывают  влияние: деловая активность руководства банка, выбор правильной стратегии и тактики банка и т.д.

    Независимо  от разделения на внутренние и внешние, все виды банковских рисков можно  выделить по времени появления и  степени риска.

    По  времени риски можно разделить  на ретроспективные, текущие и перспективные. Разделение рисков по времени необходимо для того, чтобы проанализировав ретроспективные риски, более точно предупреждать текущие и перспективные риски.  По степени (объему) банковские риски можно определить как низкие, умеренные и полные.

    При определении и изучении банковских рисков, необходимо помнить, что банки в своей деятельности сталкиваются не с одним определенным риском, а со всей совокупностью различных видов риска, отличающихся между собой по месту и времени возникновения, своему влиянию на деятельность банка, и рассматривать их (риски)необходимо в совокупности. Изменение одного вида риска вызывают изменения почти всех остальных видов. Все это, естественно, затрудняет выбор метода анализа уровня конкретного риска и принятие решения по его оптимизации ведет к углубленному анализу множества других рисковых факторов.

    В общем виде, все банковские риски  по факторам возникновения бывают или  политические, или экономические. Политические риски — это риски, обусловленные  изменением политической обстановки, отрицательно влияющей на результаты деятельности предприятий (военные действия на территории страны, закрытие границ, запрет на вывоз или ввоз товаров и т.д.). Экономические риски — это риски, обусловленные неблагоприятными изменениями в экономике страны или в экономике самого банка. Наиболее распространенным видом экономического риска является риск несбалансированной ликвидности (невозможности своевременно выполнять платежные обязательства). Экономические риски также представлены изменением уровня управления, конъюнктурой рынка и т.д. 
 

    

    Рис.1 Классификация банковских рисков 
 
 

   Финансовые  риски

   В системе  банковских рисков особое место занимают финансовые риски. Они приводят к  непредвиденным изменениям в объемах, доходности, структуре активов и  пассивов, перетекая один в другой, оказывают непосредственное воздействие на конечные результаты деятельности банка – показатели рентабельности и ликвидности и, в конечном счете, на размер капитала и его платежеспособность.

   Функциональные  риски

   Функциональные риски имеют отношение к процессу создания любого продукта или оказания услуги и им подвержена деятельность каждого банка. Функциональные риски возникают вследствие невозможности своевременно и в полном объеме контролировать финансово-хозяйственную деятельность, собирать и анализировать соответствующую информацию. Они опасны не меньше, чем финансовые риски, но их труднее идентифицировать и определить количественно. В конечном итоге функциональные риски также приводят к финансовым потерям.

   Прочие (внешние по отношению к банку) риски

   К данной группе относятся те нефинансовые риски, которые в отличие от функциональных являются внешними по отношению к  банку. Влияние этой группы на результативность работы банка исключительно велико, а управление ими наиболее трудно формализуемо и требует особого искусства. 
 
 
 
 
 
 

    1.   Проблемы функционирования. Банковские «болезни» и возможные средства их излечения.
 

    Катастрофы  банков - неизбежная реальность во всем мире. Главная причина, приводящая банки к катастрофам - это, говоря языком медицины, развитие их внутренних болезней. Ими поражены и многие банки России, где в силу сочетания ряда условий складывается особенно неблагоприятная ситуация. Рассмотрим кратко неблагоприятные условия, в которых работают банки.

    Во-первых, коммерческий банк относиться к наиболее сложному типу организационно-экономических и социальных систем. С одной стороны, это - специфическое кредитно-финансовое учреждение, которое должно постоянно обновлять используемые информационные технологии для повышения качества выполнения операций на рынке банковских услуг. С другой стороны, банк обладает основными признаками производственной системы, ориентированной на массовое обслуживание клиентов. В этой системе важно уже не только качество услуг, которое благодаря современным технологиям можно сделать очень высоким, но также трудоемкость и себестоимость выполнения основных операций. От качества функционирования этой системы зависит прибыль и другие результаты.

    Функционирование  обеих систем обеспечивает еще одна - социальная. Банк - живой организм, который состоит из отдельных работников, свойства и качества которых, как казалось бы, должны суммироваться в некий общий результат. Однако результат деятельности банка на самом деле - это далеко не сумма свойств и качества его работников. Социальная система, вбирая в себя элементы, приобретает и новые свойства, возникающие в процессе взаимодействия его элементов. А эти свойства могут быть направлены и не на пользу банку, хотя никто из работников в отдельности или его руководителей зла своему банку не желает.

    Во-вторых, объективные условия для возникновения  болезней российских банков создал их стремительный рост. В реальной жизни (и не только в живой природе) наблюдается  обратная зависимость между скоростью  роста системы и ее качеством, выражающимися, например, в надежности или прочности конструкции. Правда, медленно развивающиеся системы необязательно оказываются качественными, но это уже иной вопрос. Самым старым нашим коммерческим банкам лишь несколько лет от роду, а размеры многих из них впечатляют. Но ведь 7,8 или 10 лет - это не 30-50, и у многих российских банков не может быть настоящего прочного фундамента. Даже те коммерческие банки, которые возникли на месте бывших государственных, сегодня являются молодыми рыночными структурами. Причем в новую экономику они принесли с собой не только полезные старые связи и возможности, но и некоторый старый багаж трудностей, от которых не всегда просто избавиться. Так что все наши коммерческие банки - молодые рыночные структуры независимо от истории их создания, и нам предстоит еще быть свидетелями внезапного падения не одного их них. Однако неожиданным такое падение будет лишь для публики и некоторых работников этих банков.

    Есть  и третья причина, о которой неприятно  говорить, носящая типично российских характер. Это неблагоприятная атмосфера, создаваемая нашим слишком сильным в административном отношении государством вокруг коммерческих банков. Но если две первые указанные выше следует признать результатом объективных трудностей, то к третьей это отнести нельзя. Очевиден парадокс: государство, объявившее о своей приверженности курсу рыночных реформ, всеми путями сдерживает развитие важнейшего рыночного механизма - банков, который, несмотря ни на что, является сегодня наиболее ценным достижением россиян на пути к реальным рыночным отношениям. Борьба государства против коммерческих банков противоречит национальным интересам России и в перспективе выиграна им быть не может, хотя и способна усугубить и без того немалые проблемы банков.

    Если вернуться к первой проблеме, то очевидно, что ее одной вполне достаточно для возникновения многих болезней коммерческих банков, поскольку болезни - естественный спутник любой действующей системы. Специалистам известен ряд общих болезней, преследующих фирмы и компании, независимо от специфики их деятельности и национальной принадлежности. Например, болезнь, названная «синдромом большого бизнеса», поражает крупнейшие компании в США, Западной Европе и в Японии. Она возникает всегда, как только масштабы бизнеса перестают соответствовать применяемым компаниями системам управления и, в частности, внутренним структурам, методам организации бизнеса в целом. Ведь неслучайно такие крупные банки, как упоминавшийся Credit Lionnais, начинают стремительно и порой неразборчиво обрастать сомнительными активами.

Информация о работе Центральный Банк (Банк России). Понятие, функции и цели