Центральный банк и его функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 11:26, реферат

Краткое описание

Центральный банк (ЦБ), является центральным и координирующим органом всей банковской системы государства, проводит свою денежно-кредитную политику, которой вынуждены следовать остальные кредитные организации, тем самым ЦБ влияет на экономику в стране. Чем эффективнее его деятельность и проводимая им политика, тем успешней развивается экономика в стране. Именно поэтому было бы полезно узнать, как возник этот институт, каковы его цели, задачи, функции, кому он подотчетен и кому принадлежит собственность на его капитал.

Содержание

1. Введение.
2. Центральный банк и его функции.
3. Операции центральных банков.
4. Центральный банк Российской Федерации.
5. Функции Банка России.
6. Роль ЦБ РФ в реструктуризации банковской системы.
7. Денежная политика Банка России. Проблемы. Задачи.
8. Заключение.
9. Список используемой литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Финансы и кредит. ЦБ и его функции.docx

— 71.79 Кб (Скачать файл)

Содержание:

1. Введение.

2. Центральный  банк и его функции.

3. Операции  центральных банков.

4. Центральный  банк Российской Федерации.

5. Функции  Банка России.

6. Роль  ЦБ РФ в реструктуризации банковской  системы.

7. Денежная  политика Банка России. Проблемы. Задачи.

8. Заключение.

9. Список  используемой литературы.

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях для создания и успешного функционирования любого экономического института нужны немалые средства, которые физические и юридические лица берут в виде кредитов у коммерческих банков. В этом и есть главное значение банков в экономике.

Центральный банк (ЦБ), является центральным и координирующим органом всей банковской системы государства, проводит свою денежно-кредитную политику, которой вынуждены следовать остальные кредитные организации, тем самым ЦБ влияет на экономику в стране. Чем эффективнее его деятельность и проводимая им политика, тем успешней развивается экономика в стране. Именно поэтому было бы полезно узнать, как возник этот институт, каковы его цели, задачи, функции, кому он подотчетен и кому принадлежит собственность на его капитал.

 

 

 

 

 

 

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК И ЕГО ФУНКЦИИ.

Ключевым элементом финансовой системы любого развитого государства сегодня является центральный банк, выступающий официальным проводником денежно-кредитной политики. В свою очередь, денежно-кредитная политика, наряду с бюджетной, составляет основу всего государственного регулирования экономики. Поэтому эффективная деятельность центрального банка является одним из условий эффективного функционирования рыночной экономики.

Первые центральные банки возникли более 300 лет назад. Их возникновение исторически связано с централизацией банкнотной эмиссии в руках немногих, наиболее надежных коммерческих банков, пользовавшихся всеобщим доверием, чьи банкноты могли успешно выполнять функцию всеобщего кредитного орудие обращения. Такие банки стали называть эмиссионными Первым эмиссионным банком считается созданный в 1694г. Банк Англии, поскольку он первым начал выпускать банкноты и учитывать коммерческие векселя.

Повсеместное распространение и современное значение центральные банки получили только в XX веке. На международной финансовой конференции, проходившей в Брюсселе в 1920г., отмечалось: «В странах, где не существует центрального эмиссионного банка, его следует создать». Более того: «Банки, особенно эмиссионный банк, нужно освободить от политического давления, они должны управляться на принципах разумных финансов».

Первоначально банки верхнего уровня назывались эмиссионными и образовывались как акционерные компании, наделенные особыми полномочиями. Термином «Центральный банк» назывался самый крупный банк, находящийся в самом центре банковской системы. Затем подобные банки монополизировали некоторые специфические функции и на определенном этапе развития государства их национализировали. При этом акционерный статус центральных банков в ряде стран сохранился. Например, капитал Банка Италии принадлежит банкам и страховым компаниям, капитал Федеральной резервной системы (ФРС) США принадлежит банкам-членам ФРС.

Центральные банки могут иметь смешанную форму собственности на капитал, когда часть капитала центрального банка принадлежит государству, а часть находится в руках юридических и (или) физических лиц. Так, например, 55% капитала Банка Японии принадлежит государству, а 45% - частным лицам; в Австрии 50% капитала принадлежит государству, а 50% - собственность физических и юридических лиц-резидентов.( 2 )

В большинстве случаев капитал центрального банка полностью принадлежит государству (Банк Англии, Франции, Дании, России и др.). 
Выделившись из числа коммерческих банков значительными размерами капитала и большими объемами проводимых операций, центральные банки утратили свои позиции, уступив лидерство в этой сфере коммерческим банкам. Их функции и методы воздействия на финансовую систему модифицировались, а степень влияния на состояние денежно-кредитной системы страны неизмеримо возросла. При этом степень влияния центрального банка на формирование денежно-кредитной системы в различных странах неодинакова и зависит от степеней свободы, какими обладает центральный банк и его руководство.

Чаще всего центральный банк подотчетен непосредственно законодательному органу власти страны или образованной последним специальной банковской комиссии. Управляющий центральным банком не входит в правительство, и его назначение на должность не совпадает по срокам с формированием нового кабинета министров.

Назначение на пост управляющего центральным банком производится монархом, президентом, парламентом. Может провести свою кандидатуру и правительство, но в этом случае оно должно опираться на парламентское большинство. Это обычная практика и во многих странах именно правительство официально предлагает парламенту кандидатуру главы центрального банка.

Наиболее зависимыми от государственных органов являются центральные банки Франции и Италии, где законодательно закреплено право правительства на вмешательство в деятельность центральных банков. В законодательствах Великобритании, Японии, Швеции, Нидерландов четко установлено право государственных органов отменять решения центрального банка, а также инструктировать его. Наиболее независимы центральные банки Германии и Швеции. В законодательстве этих стран отсутствуют нормы, разрешающие правительству вмешиваться в денежно-кредитную политику, проводимую центральным банком. Таким образом, уровень относительной независимости центральных банков можно охарактеризовать следующим образом. Банк Англии занимает промежуточное место между Бундесбанком (ФРГ) как максимально влиятельным и независимым учреждением и Банком Франции, находящимся в полной зависимости от правительства. В Финляндии центральный банк традиционно замкнут на законодательную власть, играет влиятельную роль и выступает поставщиком высших государственных деятелей. В Италии роль центрального банка повышается за счет стабильности его руководства на фоне постоянной смены правительств.

Поскольку правительство, как правило, озабочено прежде всего краткосрочными и среднесрочными целями – победой на очередных выборах, мнением избирателей и т.д., то деятельность правительства может вступать в противоречие с долгосрочными интересами государства. В этих условиях независимый центральный банк обеспечивает стабильность экономического развития. Вместе с тем независимость центрального банка имеет свои пределы. Это связано с тем, что между центральным банком и правительством не должно быть принципиальных противоречий, поскольку тогда экономическая политика была бы не эффективной.

Принципиальное значение имеет четкое разграничение государственных финансов и банковской системы, т.е. ограничение возможностей правительства пользоваться средствами центрального банка.

Во многих странах прямое кредитование правительства практически отсутствует (США, Канада, Япония, Великобритания, Швеция, Швейцария) или законодательно ограничено (ФРГ, Франция, Нидерланды). В законе об Австрийском Национальном Банке (1984 г.) записано, что органы власти могут занимать средства у центрального банка только под стопроцентное обеспечение золотом и иностранной валютой. Единственное исключение – учет краткосрочных казначейских сертификатов для оказания помощи правительству в управлении наличными ресурсами, причем только по особой просьбе министра финансов в пределах 5% дохода бюджета от налогов.( 2 )

Относительно высокий удельный вес государственных ценных бумаг в балансе центрального банка не означает первичное участие центрального банка в обслуживании государственного долга, так как облигации в основном покупаются и продаются в ходе проведения денежно-кредитной политики государства. К примеру в Великобритании упор делается на использование в операциях Банка Англии коммерческих векселей, которые и являются основой обеспечения банкнотной эмиссии.

Государственный долг должен находиться в руках центрального банка, частного сектора (компаний и предприятий), населения. При этом центральный банк, как правило, решающей роли не играет, так как не имеет соответствующих средств.

Правительство заинтересованно в размещении государственного долга в центральном банке, чтобы не воздействовать негативно на ликвидность банковской системы, не лишать частный сектор заемных ресурсов, не повышать процентных ставок. Однако с другой стороны, в случае достаточно большого государственного долга, ликвидность экономики опосредованно изменяется и чрезмерные заимствования могут вызывать структурные дисбалансы. При узости национальных рынков капиталов или в тактических целях заимствования могут производиться за границей.

Функции центрального банка на протяжении многих десятилетий достаточно постоянны.

Это:

 монопольная  эмиссия банкнот;

 денежно-кредитное регулирование;

 внешнеэкономическая;

 банк-банков;

банк правительства.

 
Функция монопольной эмиссии банкнот.

За центральным банком как представителем государства законодательно закреплена эмиссионная монополия только в отношении банкнот, т.е. общенациональных кредитных денег, которые являются общепризнанным окончательным средством погашения долговых обязательств в стране. В некоторых странах центральный банк также монопольно осуществляет эмиссию монет, но обычно их чеканкой занимается министерство финансов (казначейство). В последнем случае центральный банк покупает монеты у казначейства по номиналу, а разница между номинальной (нарицательной) стоимостью монет и их себестоимостью идет в доход госбюджета. Купленные монеты центральный банк выпускает в обращение вместе с банкнотами.

Банкноты составляют незначительную часть денежной массы промышленно развитых стран, однако банкнотная эмиссия по-прежнему необходима для платежей в розничной торговле, а также для обеспечения ликвидности кредитной системы. Эмиссионная монополия превратила центральный банк в эмиссионно-кассовый центр банковской системы, поскольку обязательства центрального банка (как в форме банкнот, так и в форме депозитов коммерческих банков в центральном банке) служат кассовым резервом любого коммерческого банка.

Функция денежно-кредитного регулирования.

Регулирование экономики путем воздействия на состояние кредита и денежного обращения — составной элемент экономической политики правительства, главными целями которой являются достижение стабильного экономического роста, низкого уровня безработицы и инфляции, выравнивание платежного баланса.

Общее состояние экономики во многом зависит от состояния денежно-кредитной сферы. По числу институтов, объему кредитных ресурсов и операций базу всей денежно-кредитной системы составляют коммерческие банки и другие кредитные учреждения. Достаточно отметить, что от 75 до 90% всей денежной массы в большинстве стран составляют банковские депозиты и лишь 25—10% — банкноты центрального банка.( 7 ) Поэтому государственное регулирование денежно-кредитной сферы может быть успешным лишь в том случае, если государство через центральный банк способно воздействовать на масштабы и характер операций коммерческих банков.

Для воздействия на денежно-кредитную сферу центральный банк использует прежде всего способность коммерческих банков увеличивать или уменьшать депозиты, а следовательно, денежную массу. Однако это не означает, что он может непосредственно определять объем депозитной эмиссии и кредитных операций банков. Центральный банк воздействует на динамику банковских ссуд и депозитов через систему обязательных резервов. Регулируя резервную позицию банков, он может вызвать ценную реакцию сокращения или увеличения кредитов и соответственно депозитов.

Существует определенная взаимосвязь между размером резервов, которые банки обязаны хранить на счете в центральном банке, и кредитными операциями банков. Увеличение банковских ссуд ведет к росту депозитов и, следовательно, вызывает необходимость увеличения обязательных резервов, уменьшение ссуд приводит к противоположному результату. Если банк не имеет возможности поддержать требуемое соотношение между обязательными резервами и депозитами, он вынужден отказаться от выдачи новых кредитов или продать ценные бумаги. Если же у банков возникают избыточные («свободные») резервы (т.е. сумма фактических резервов на счетах в центральном банке превышает сумму обязательных резервов), то банки могут предоставить новые ссуды и создать депозиты.

Информация о работе Центральный банк и его функции