Структура и качество активов коммерческого банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 15:52, курсовая работа

Краткое описание

Коммерческие банки – универсальное кредитное учреждение, создаваемое для привлечения и размещения денежных средств на условиях возвратности и платности, а также для осуществления многих других банковских операций.
В современных условиях хозяйствования финансовый сектор, в том числе такая его составляющая, как банковские институты (банки) являются важнейшим инфраструктурным элементом, способствующим укреплению и всестороннему развитию рыночной экономики. Однако в настоящее время отечественные кредитные учреждения при наличии достаточного потенциала и высокой потребности реального сектора в кредитных ресурсах для преодоления экономического кризиса, выхода на позиции устойчивого роста и модернизации производства на новейшей технологической основе все еще недостаточно активно увеличивает объемы кредитных операций, в результате чего наиболее активные субъекты хозяйствования вынуждены сами финансировать инвестиционный ресурс.

Содержание

1. Активы коммерческого банка…………………………………………………........5
1.1 Состав и структура банковских активов……………………………………….5
1.2 Понятие качества активов и его показатели ………………………………… 12
2. Анализ актива ОАО Банк «Петрокоммерц».……………………………………...15
2.1 Краткая характеристика банка ………………………………………………...15
2.2 Анализ актива Банк «Петрокоммерц»…………………………………….......26
2.3 Анализ качество активов банка «Петрокоммерц»……………………………30
3. Мероприятия по совершенствованию структуры и повышению качества
активов «Петрокоммерц» ..……………………………………………………….40
3.1.Диверсификация активных операций……………………………………..…..40
3.2 Управление кредитными рисками………………………………………...…...44
3.3 Рекомендации по управлению активами банка……………………………....46
Заключение…………………………………………………………………………….49
Список литературы……………………………………………………………………52

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по дисциплине ОДКБ НИКИТИНА М В ФЗ1-11-09.doc

— 483.00 Кб (Скачать файл)

По данным  годового отчета Банк «Петрокоммерц» за 2012 год динамика ликвидных активов увеличивается, которое графически представлено на рисунке 5.

Рисунок 5. Динамика ликвидных активов Банка «Петрокоммерц»

Рассчитаем рентабельность активов за 2011 и 2012 гг.

Рассчитаем рентабельность совокупных активов после налогообложения по формуле:  

                                                  RЧА =

                                                       (1)

 где, ЧП – чистая прибыль;

          А  - величина активов, тыс.руб.

          RЧА – рентабельность чистых активов.

Рентабельность совокупных активов по прибыли до налогообложения по формуле:

                                                  RПН =

                                                       (2)

 

где, ПДН  – прибыль до налогообложения.

        RПН  - рентабельность активов до налогообложения.

Рассчитаем рентабельность активов до налогообложения по формуле  (1):

RПН =

= 0,96 %  - 2012 год

RПН =

= 1,56 %  - 2011 год

Рентабельность активов после налогообложения находим по формуле (2):

RПН =

= 0,61 %  - 2012 год

RПН =

= 0,89 %  - 2011 год

Полученные расчеты показывают, что рентабельность активов до налогообложения в 2008 года по сравнению с 2007 годом была выше на 0,6 %. Рентабельность активов очень низкая, следовательно,  Банк «Петрокоммерц»  необходимо повысить рентабельность активов. Для этого необходимо ускорить оборачиваемость  активов и совершенствовать стратегию управления  финансовой деятельности банка.

 

 

       

3. Мероприятия по совершенствованию структуры и повышению качества активов ОАО «Петрокоммерц»

3.1 Диверсификация активных операций банка

Банковский портфель активов и пассивов - это единое целое, применяемое для достижения высокой прибыли и приемлемого уровня риска. Совместное управление активами и пассивами дает банку инструмент для защиты депозитов и займов от воздействия колебаний циклов деловой активности и сезонных колебаний, а также средств для формирования портфелей активов, способствующих реализации целей банка. Суть управления активами и пассивами заключается в формировании тактики и осуществлении мероприятий, которые приводят структуру баланса в соответствие с его стратегией.

Управление активами ОАО Банк «Петрокоммерц» - это пути и порядок размещения собственных и привлеченных средств, то есть это распределение на наличные деньги, инвестиции, ссуды и другие активы. Особое внимание при размещении средств уделяется ссудным операциям и инвестициям в ценные бумаги.

Решением проблемы размещения средств является «покупка» таких активов (предоставление ссуд и инвестиций), которые могут принести наивысший доход на приемлемом уровне риска. Значительная часть привлеченных банком средств подлежит оплате по требованиям или с очень коротким сроком уведомления. Поэтому условиями разумного управления банком является обеспечение способности удовлетворять требования вкладчиков и наличие денежных средств, достаточных для удовлетворения потребностей в кредите клиентов банка.

Несмотря  на общие тенденции в составе и структуре активов ОАО Банк «Петрокоммерц», банк должен стремится к созданию рациональной структуры активов, которые зависят, прежде всего, от качества активов.

При размещении средств перед банком всегда стоит задача разрешения конфликта между ликвидностью и прибыльностью. Держатели акций банка заинтересованы в более высоких доходах, получаемых за счет вложения средств в долгосрочные ценные бумаги, кредитовании заемщиков с сомнительной кредитоспособностью и сокращении неиспользуемых остатков, но эти действия ухудшают ликвидность банка, необходимую для изъятия вкладов и для удовлетворения спроса на кредит со стороны давних клиентов. В попытках разрешить дилемму «ликвидность - прибыльность» существует три подхода к управлению активами. У каждого из этих методов имеются плюсы и минусы. При решении конкретных задач коммерческого банка менеджеры могут использовать элементы управления активами любого из методов и их сочетания. В период избытка средств можно широко использовать метод общего фонда средств. Второй метод - распределение активов или конверсия средств, третий - связан с научным управлением. При использовании любого из методов нужно тщательно сопоставлять предельные издержки по привлечению средств с предельно возможными доходами от активных операций.

В основе метода общего фонда средств лежит принцип объединение всех ресурсов. Средства в банк поступают из различных источников, включая вклады до востребования, сберегательные, срочные вклады, а также собственный капитал банка. Затем эти средства распределяются между теми видами активов, которые считаются подходящими. В этой модели неважно, из какого источника поступили средства, пока их размещение содействует достижению поставленных перед банком целей.

Этот метод требует от менеджеров равного соблюдения принципов ликвидности и прибыльности. Средства размещают в такие виды активных операций, которые наиболее полно соответствуют этим принципам.

Особое внимание банкиры уделяют первичным активам, которые могут быть немедленно использованы для выплаты изымаемых вкладов и удовлетворения заявок на кредиты. Это главный источник ликвидности банка.

К первичным резервам относятся наличные деньги в сейфе и чеки, платежные документы в процессе инкассирования, средства на корреспондентских счетах в других банках, средства на резервном счете Национального банка.  

Вторичные резервы включают высоколиквидные доходные активы, которые с минимальной задержкой и небольшим риском можно превратить в наличные средства. К ним относятся активы, составляющие портфель ценных бумаг и средства на ссудных счетах.

После определения размеров первичных и вторичных резервов банк может предоставлять клиентам ссуды. Ссуды - это самая главная часть банковских активов, а доходы по ссудам - самая крупная составляющая банковской прибыли.

В последнюю очередь при размещении средств определяется состав портфеля ценных бумаг. Назначение портфеля инвестиций - приносит банку доход и быть дополнением резерва второй очереди по мере приближения срока погашения долгосрочных ценных бумаг.

Метод распределения активов устанавливает, что размер необходимых банку ликвидных средств зависит от источников привлечения фондов. С помощью этого метода разграничиваются источники средств в соответствии с нормативами обязательных резервов и скоростью их обращения. Например, вклады до востребования требуют более высокой нормы обязательных резервов, чем срочные вклады, и скорость их оборота также выше, чем у других вкладов. По этой модели в банке как бы существуют центры или «банки внутри банка» - банк вкладов до востребования, банк сберегательных вкладов, банк срочных вкладов и банк.

Функция контроля за рисками  относится и к деятельности рядовых банковских работников, руководителей различного уровня и учредителей. В целом реализация функций контроля за риском в банке является итогом использования различных систем управления риском применения ряда методик и результатом каждодневной деятельности конкретных подразделений банка. В конкретном итоге она зависит от степени проработанности организационной структуры, правильности подбора  персонала и, наконец, эффективности оперативного контроля за отдельными операциями непосредственно на рабочих местах [14, с.315].

Для точного учета риска большинство операций следует рассмотреть с разных позиций. Каждое структурное подразделение банка обладает одной из частей информации, нужной для всестороннего анализа риска при осуществлении той или иной операции. То же справедливо и в отношении специалистов, способных оценивать риск.

Контроль за риском входит в обязанности как менеджеров, так и акционеров (прежде всего учредителей банка). Если первые ответственны за определенный контроль, то стратегический контроль за деятельностью банка и самого его оперативного руководства может быть реализован только собственниками. Если учредители банка не создают действенных механизмов контроля на уровне совета директоров и при этом не участвуют в каждодневном руководстве банка, существует мало шансов, что их средства, инвестированные в банк, дадут ожидаемую отдачу. Другим необходимым условием надежности кредитной организации является заинтересованность в системе ее высшего руководства и его деловые качества.

Очевидно, что в первую очередь банковскому руководству высшего звена следует правильно расставить кадры на местах и правильно организовать ресурсное обеспечение деятельности подчиненного им учреждения. Недостаточное кадровое, материально- техническое и финансовое обеспечение конкретных операций  подразделений банка приводит к появлению неоправданного риска.

Если банк не обладает развитой компьютерной системой и высококлассными специалистами в данной области, а соответствующее программное обеспечение  устарело, не следует ожидать положительных результатов от нового вида деятельности.

Эффективный внутренний управленческий контроль также играет ключевую роль для контроля за рисками. Задача – минимум сводится к четкому определению и разграничению должностных полномочий, обеспечению двойного контроля, ротации кадров, а также выделению на эти цели необходимого рабочего времени [15, с. 485].

В заключении необходимо отметить, что все перечисленные выше методы уменьшения или ухода от риска имеют множество вариаций, используемых в зависимости от конкретной ситуации.

Самой низкой степенью риска обладает вариант с залогом депозитного вклада находящегося в самом банке. При правильном оформлении документов залога риск практически отсутствует. Другими словами – это самый предпочтительный вариант. 

Следующий по степени риска – это залог (заклад) движимого и недвижимого имущества. Этот вариант достаточно надежная гарантия возврата кредита, но этот вариант требует от кредитного специалиста или залогового инспектора более глубокого анализа перспектив развития своего региона. Наиболее часто кредиты выдаются на срок от полугода до года. Цена имущества может как вырасти, так и наоборот упасть за этот срок. И в случае не возврата кредита цена залога может не обеспечить полностью всех затрат по выданному кредиту.

3.2 Управление кредитными рисками 

 Следующий способ уменьшения риска  - это гарантия юридического лица. При стабильной работе предприятия этот вариант достаточно надежен. Однако для полной уверенности в стабильности предприятия необходимо проведение полной аудиторской проверке, либо анализа проведенного работниками банка. Стоимость услуг аудита оплачивается предприятием. Соответственно многие руководители отказываются от предоставления гарантии своим работникам. Кроме этого не каждый руководитель соглашается на ревизию работниками аудита или даже работниками банка, из-за конфиденциальности многих документов и проводимых сделок.

Следующее условие – это ограничение максимально возможной суммы кредита. Расчет максимально возможного кредита проводиться в два этапа:

Сначала производиться расчет платежеспособности клиента на основе справок о доходе (заработной плате)

При этом соблюдается еще такое условие. Сумма планируемых  ежемесячных взносов по возможному кредиту и сумма уже имеющихся удержаний по справке о заработной плате (подоходный налог, пенсионные удержания и др.) в общей сумме не должны превышать 50% от суммы начисленной заработной платы. Это условие должно соблюдаться как у заемщика, так и у гаранта если таковой имеется.     

Это условие в целом гарантирует, что сумма кредита не будет превышать той суммы, которую заемщик может погашать без ущерба для общесемейного дохода.

Другое условие кредитования – это целевое использование выданных сумм. Достигается это тем, что сумма кредита не выдается наличными средствами, а перечисляется безналичным расчетом в какую-либо организацию согласно заявления клиента. Например:

а) в учреждения Министерства здравоохранения в случае если цель кредита на лечение;

б) в учреждения Министерства науки и образования – если цель получения кредита на получение образования;

в) в различные санатории, туристические агентства – если цель получения кредита на отдых или лечение;

г) в магазины, в учреждения торговли, на предприятия за какой-либо товар – если цель получения кредита на покупку товаров народного пользования;

При безналичном кредитовании легче произвести мониторинг целевого использования кредита, что также уменьшает банковский риск не возврата кредита.   

Следующие несколько условий можно охарактеризовать так. Это внимательный, правильный подход к проверке личных документов клиента подавшего заявление на получение кредита:  

а) кредит выдается только по удостоверению личности. Временные удостоверения, вид на жительство для нерезидентов, удостоверение личности с просроченным сроком действия, удостоверения личности на  другие фамилии (в связи с замужеством и т.п.), удостоверения личности с местом жительства в другой области, военные билеты и служебные удостоверения для военнослужащих, заграничные паспорта, паспорта других государств – по этим документам кредиты не оформляются;

б) кредит оформляются только по предъявлению подлинника справки о регистрации налогоплательщика (РНН). В справке должна быть печать, дата, и соответствующая фамилия, имя отчество;

в)  Справка КСК, администрации поселка или другого органа  о составе семьи и действительном месте жительства заявителя. Справка адресного стола Отдела миграционной полиции не подходит, так как такая справка отражает место прописки что может не соответствовать месту жительства;  

Информация о работе Структура и качество активов коммерческого банка