Банковские системы разных стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 16:36, реферат

Краткое описание

Государственный банк России был учрежден в 1860г., Федеральная резервная система США была образована в 1913г., а центральный Банк Японии был основан в 1882г.
Краткая сравнительная характеристика денежных систем России, США и Японии.

Вложенные файлы: 1 файл

Сравнительная характеристика.docx

— 40.90 Кб (Скачать файл)

Государственный банк России был учрежден в 1860г., Федеральная резервная система США была образована в 1913г., а центральный Банк Японии был основан в 1882г.

Краткая сравнительная характеристика денежных систем России, США и Японии.

В чём же отличие денежной системы Российской Федерации, её существенные преимущества и недостатки.

Для начала стоит отметить, что официальной денежной единицей США является доллар. В Америке функции Центрального Банка выполняет Федеральная резервная система США (ФРС). Федеральная Резервная Система состоит из рабочих органов трёх уровней - Совет Управляющих ФРС; двенадцать Федеральных Резервных банков; приблизительно 6000 банков-членов ФРС. Кроме того, в ФРС входят как составная часть два комитета: Федеральный Комитет Открытого Рынка (ФКОР) и Федеральный Консультационный Совет. Федеральная резервная система независимая организация. Она не может быть упразднена по прихоти президента, конгресс тоже не может изменить ее роль и функции иначе, как специальным законодательным актом. Длительные сроки полномочии членов Совета имеют целью защитить и изолировать их от политического давления.

Коммерческий банк, обратившийся с просьбой о приёме в Федеральную Резервную Систему и допущенный к членству в ней, становится банком-членом ФРС. По закону все национальные банки должны вступать в Федеральную Резервную Систему. Штатные банки могут вступить в систему по желанию и если они соответствуют требованиям, предъявляемым Федеральной Резервной Системой к банкам-членам. Сейчас около 10% банков штатов являются банками-членами ФРС. На долю банков-членов приходится только 40% общего числа коммерческих банков, однако их доля в общем объёме активов коммерческих банков значительно больше.

ФРС подотчетна конгрессу США, а не одной из его палат, в отличие от Центрального Банка, который подотчетен только Государственной Думе, а не всему Федеральному Собранию. Непричастность Совета Федерации к контролю над Центральным банком РФ неоправданна, ибо означает игнорирование федеративного характера Российского государства. Соответственно кандидатуры Председателя Банка России и членов Совета директоров должны проходить утверждение не только в Государственной Думе, но и в Совете Федерации.

Важной проблемой является обеспечение достаточной меры открытости и ответственности деятельности Центрального банка. Ныне действующий закон о Центральном банке Российской Федерации предоставляет руководству ЦБ РФ чрезвычайно широкие полномочия и не предусматривает должной ответственности и открытости его работы. В настоящее время ЦБ РФ предоставляет раз в год Государственной Думе Федерального Собрания годовой отчет, причем с большим временным отрывом после окончания отчетного года, когда актуальность его явно теряется, и раз в год - доклад об основных направлениях денежно-кредитной политики. Причем в законе не сказано, какое значение для деятельности ЦБ РФ может иметь негативное отношение Думы к намечаемой им политике и к представленному им отчету.

Законодательство же США предусматривает практически непрерывную открытость и подотчетность работы Федеральной резервной системы. Баланс ФРС публикуется не раз в месяц, а каждую неделю, по четвергам. В пятницу он перепечатывается и комментируется практически во всех ежедневных газетах по всей стране. Отчет о своей деятельности, анализ хозяйственной ситуации, основные цели кредитно-денежной политики ФРС представляет конгрессу не раз в год, а дважды в год. Цели кредитно-денежной политики должны быть согласованы с конгрессом, если текущая ситуация требует внести в них коррективы; обоснование этих корректив также должно быть изложено руководством ФРС конгрессу. В законе о ФРС говорится: “Ничто в данном акте не будет истолковано как требующее осуществления целей и планов относительно денежных и кредитных агрегатов, если Совет управляющих (ФРС) и Комитет по операциям на открытом рынке решат, что данные цели и планы не могут быть достигнуты из-за изменившихся условий: в случае, если только Совет управляющих изложит причины пересмотра или отклонения от таких целей и планов”. Наше законодательство предоставляет руководству ЦБ РФ менять цели и планы по собственному усмотрению и без всякого публичного обоснования, а практика ЦБ РФ идет в этом направлении весьма далеко.

Связующим звеном между руководством ФРС и общественностью является также Федеральный консультативный совет из 12 членов, по одному от каждого резервного округа, избираемому ежегодно от каждого резервного банка советом его директоров из числа местных банкиров. Консультативный совет собирается не реже 4 раз в год, обсуждает совместно с Советом управляющих состояние экономики, кредита и денежного обращения, вносит свои рекомендации по вопросам деятельности ФРС. Наше законодательство не предусматривает создания такого органа. Национальный банковский совет, предусмотренный законом о Центральном банке Российской Федерации и состоящий из представителей законодательной и исполнительной власти, является консультативным органом, традиционно одобряющим все решения руководства ЦБ.

Гибкая денежная система должна обеспечиваться соответствующей системой рефинансирования. Важной составляющей системы рефинансирования должен стать переучет векселей. В США создание действенного механизма переучета векселей было одной из основных целей основания Федеральной резервной системы в 1913 году. Переучет векселей оставался важным механизмом снабжения хозяйства деньгами до 1977 года, залог векселей сохранялся до 1984 года. В нашей хозяйственной системе на нынешнем этапе ее эволюции налаживание переучета коммерческих векселей остается важнейшей проблемой. В законе “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)” говорится, что “под рефинансированием понимается кредитование Банком России банков, в том числе и переучет векселей”. Таким образом, переучет векселей - единственная форма рефинансирования, непосредственно названная в законе.

При распределении прибыли ФРС американские законодатели исходили из того, что главный источник этой прибыли - исключительное право денежной эмиссии, предоставленное центральному банку государством, следовательно, и прибыль центрального банка принадлежит государству, она не является результатом усилий центрального банка. В настоящее время 95% прибыли ФРС перечисляется в бюджет (законодательство требует перечисления не менее 90%). Наше законодательство предусматривает перечисление в бюджет лишь 50% прибыли ЦБ РФ. На деле перечисляется значительно меньше, поскольку все расходы ЦБ РФ бесконтрольно финансируются из его доходов.

Наше законодательство предусматривает возможность предоставления Центральным банком кредитов своим служащим “на личные нужды”. Американское законодательство такую возможность исключает. Кредиты физическим лицам предоставляются лишь в исключительных случаях и только в связи с их коммерческой деятельностью. Служащие ФРС собственной коммерческой деятельностью заниматься не могут.

Перейдем к законодательному регулированию деятельности Центрального банка. В США такое регулирование направлено на решение следующих задач:

· контроль над направлением использования средств, предоставленных в ссуду коммерческим банкам,

· недопущение использования этих средств в спекулятивных и “иных ненадлежащих целях”,

· дифференциация централизованных кредитов по их целям (поддержание ликвидности коммерческих банков,

· удовлетворение сезонного спроса на кредит и денежную массу,

· преодоление банками чрезвычайных неблагоприятных обстоятельств).

У нас соответствующее законодательство полностью отсутствует, коммерческие банки используют привлеченные средства совершенно бесконтрольно, в том числе и для спекулятивных операций.

 

 

 

 Сводная таблица (ФРС США/ ЦБ РФ)

 

Параметр

США

Россия

 

Денежная единица

доллар

рубль

 

Основные эмитенты

ФРС (ЦБ)

Казначейство (Министерство Финансов)

Коммерческие банки

ЦБ РФ

Коммерческие банки

 

Эмиссия

Казначейство выпускает мелкокупюрные билеты от 1 до 10 долларов и монеты.

ФРС выпускает банкноты.

Коммерческие банки - векселя, чеки, кредитные карты.

ЦБ РФ выпускает банкноты и монеты.

Коммерческие банки - безналичные деньги в процессе кредитования.

 

Доля безналичных расчетов

Около 90%

Около 60-70%

 

Основные виды безналичных расчетов

Депозиты до востребования

Чеки

Кредитные карты

Система предуведомленных платежей

Платежное требование-поручение

Аккредитив

Чеки

Векселя

 

Регулирование денежной системы

ФРС + Казначейство

ЦБ РФ

 

Подотчетность ЦБ/ФРС

ФРС подотчетна конгрессу США

ЦБ РФ подотчетен Государственной Думе

 

Отчетность

ФРС предоставляет отчет о своей деятельности в Конгресс США

2 раза в год

ЦБ РФ предоставляет отчет о своей деятельности

1 раз в год (не позднее 15 мая)

 

Связь между ЦБ/ФРС и общественностью

Федеральный консультативный совет

____

 

Контроль над использованием средств, предоставленных в ссуду коммерческим банкам

Есть

Нет

 

Прибыль ЦБ/ФРС, перечисляемая в бюджет

Не менее 90 %

50 %

 
       

 

 

 

 

 

СРАВНЕНИЕ ФИНАНСОВЫХ СИСТЕМ РФ И ЯПОНИИ

 

Показатель

Россия

Япония

 

1.Банковская система

Двухуровневая банковская система:

-Центральный банк  РФ

-кредитные организации, а также филиалы и представительства  иностранных банков

Двухуровневая банковская система:

-Банк Японии

-коммерческие банки; специализированные  кредитные институты, в том числе  финансовые компании для малого  и среднего бизнеса; правительственные  кредитные учреждения; почтовые  сберегательные кассы.

 

2.Функции, задачи, инструменты  ЦБ

Функции ЦБ РФ определены в ст.4 ФЗ «О ЦБ РФ»

Задачи:

- защита и обеспечение  устойчивости рубля;

-развитие и укрепление  банковской системы РФ;

обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

Инструменты:

1) процентные ставки по  операциям Банка России;

2) нормативы обязательных  резервов, депонируемых в Банке  России (резервные требования);

3) операции на открытом  рынке;

4)рефинансирование кредитных  организаций;

5) валютные интервенции;

6) установление ориентиров  роста денежной массы;

7) прямые количественные  ограничения;

8) эмиссия облигаций от  своего имени.

Функции:

1. выпуск банкнот;

2. реализация денежно-кредитной политики;

3. изменение нормы обязательных  банковских резервов,

4. операции на финансовых  рынках,

5. регулирование учетной  ставки процента,

6. осуществление взаиморасчетов  коммерческих банков;

7. мониторинг и проверка  финансового положения и состояния  менеджмента финансовых учреждений;

8. проведение операций  с государственными ценными бумагами;

9. осуществление международной  деятельности;

10. выполнение экономического  анализа и проведение теоретических  исследований.

Инструменты:

1. изменение нормы обязательных  банковских резервов,

2. операции на финансовых  рынках,

3.регулирование учетной  ставки процента.

 

3.Функции, задачи и операции финансово-кредитных институтов

Функции коммерческих банков:

1. аккумуляции и мобилизации  временно свободных денежных  средств,

2. предоставление кредита,

3. посредничества в осуществлении  платежей и расчетов.

Операции коммерческих банков:

1) привлечение денежных  средств физических и юридических  лиц во вклады (до востребования  и на определенный срок);

2) размещение указанных  в пункте 1 части первой настоящей  статьи привлеченных средств  от своего имени и за свой  счет;

3) открытие и ведение  банковских счетов физических  и юридических лиц;

4) осуществление расчетов  по поручению физических и  юридических лиц, в том числе  банков-корреспондентов, по их банковским  счетам;

5) инкассация денежных  средств, векселей, платежных и расчетных  документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;

6) купля-продажа иностранной  валюты в наличной и безналичной  формах;

7) привлечение во вклады  и размещение драгоценных металлов;

8) выдача банковских гарантий;

9) осуществление переводов  денежных средств по поручению  физических лиц без открытия  банковских счетов (за исключением  почтовых переводов).

Японские банки выполняют следующие операции - платят различным фирмам за коммунальные услуги, расплачиваются за покупки в магазинах, перечисляют деньги на счет его клиентов за выполненную ими работу и даже самостоятельно связываются с компаниями-работодателями, если на счет клиента своевременно не поступает заработная плата.

 

4.Нормативная база

-Конституция РФ

-ФЗ «О Центральном  банке РФ (Банке России)

-ФЗ «О банках и банковской  деятельности»

-другие ФЗ

-нормативные акты ЦБ (Положения, инструкции, разъяснения)

-Закон о Банке Японии  №89 от 1.04.1998 г.

В Японии нет большого числа законодательных предписаний для банков, и в этом состоит особенность банковского дела в этой стране. Система коммерческих банков руководствуется в своей деятельности так называемыми направляющими указаниями, т.е. устными предписаниями министерства финансов. Хотя эти указания не имеют силы закона, все коммерческие банки их четко придерживаются.

 

 

В дополнение необходимо отметить, что в Японии, в отличие от РФ, местные бюджеты получают только субсидии, но помимо этого государство перепоручает местным властям часть расходов строго целевого назначения (строительство портов, гидроэлектростанций, ликвидацию последствий стихийных бедствий и т. п.).

Банковская система Японии, если рассматривать инвестиционную деятельность банков, во многом была построена по американскому образцу. В отличие от других стран мира действующие в Японии законы четко разделяют полномочия между банками и фондовыми компаниями, не позволяя им вторгаться в сферу операций друг друга. Японские коммерческие банки могут: выступать владельцами части акционерного капитала корпораций (не свыше 5% общего капитала корпораций) и быть представлены в советах компаний, в которых они имеют собственность; выполнять трастовые операции, связанные с выпуском ценных бумаг, но не имеют права самостоятельно эмитировать или размещать ценные бумаги.

В разных странах организационные структуры государственных органов, осуществляющих функцию банковского надзора, различны. В Японии существует смешанная система, при которой центральные банки разделяют обязанности по контролю и надзору с иными органами государства. В России контрольные функции выполняет Департамент пруденциального банковского надзора Центрального Банка.

В Японии нет большого числа законодательных предписаний для банков, и в этом состоит особенность банковского дела в этой стране. Система коммерческих банков руководствуется в своей деятельности так называемыми направляющими указаниями, т.е. устными предписаниями министерства финансов. Хотя эти указания не имеют силы закона, все коммерческие банки их четко придерживаются.

Представления о кредитной системе Японии будут неполными, если не отметить почтово-сберегательные кассы, которые призваны аккумулировать мелкие сбережения населения. Этой же сферой деятельности занимаются и гигантские городские банки, местные банки и др. Однако японские сберкассы при почтовых отделениях предоставляют индивидуальным клиентам гораздо больший набор услуг, чем частные банки, позволяют на более выгодных условиях человеку среднего достатка получать кредиты и хранить сбережения. Благодаря этому государственные почтово-сберегательные кассы, административно подчиняясь почтовому ведомству, смогли привлечь крупные финансовые ресурсы.

Финансовая система Японии представляет собой уникальный парадокс и является хорошим примером для России. С одной стороны, йена служит одним из столпов мировой валютной системы и движителем «глобальной либерализации», последовательно осуществляемой Вашингтоном и Уолл-Стритом после Второй мировой войны. С другой стороны, она же является целевым инструментом реализации чисто национальных целей Японии по расширению собственной зоны контроля и влияния на мировые финансы и мировую экономику, оставаясь практически закрытой для сильного внешнего влияния структурой. Политико-финансовая элита этой страны сконструировала внешне противоречивую, но чрезвычайно выгодную для себя и эластичную систему, опираясь как на бюрократические и законодательные механизмы госрегулирования, так и на исключительно японские схемы формирования и управления элитными группировками на базе традиционных идеологических ориентаций.

Информация о работе Банковские системы разных стран