Банковские системы разных стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 16:36, реферат

Краткое описание

Государственный банк России был учрежден в 1860г., Федеральная резервная система США была образована в 1913г., а центральный Банк Японии был основан в 1882г.
Краткая сравнительная характеристика денежных систем России, США и Японии.

Вложенные файлы: 1 файл

Сравнительная характеристика.docx

— 40.90 Кб (Скачать файл)

Именно это и позволяет считать Японию лидером и прародительницей современной так называемой «азиатской» экономической модели, где руководящая роль государства органично сочетается с частной собственностью и рыночной системой, формируя своего рода «нерушимый союз» между высшей бюрократией и крупным капиталом при преобладании государственных интересов, внешней экспансии и патернализме для широких масс населения.

 

СРАВНЕНИЕ ФИНАНСОВЫХ СИСТЕМ РФ, США И ЯПОНИИ

Показатель

РФ

США

Япония

1. Национальная валюта

Рубль

Доллар

Йена

2.Банковская система

Двухуровневая банковская система:

-Центральный банк РФ

-кредитные организации, а также филиалы и представительства  иностранных банков

Двухуровневая банковская система: на первом уровне находится центральныйбанк США - федеральная резервная система, а на втором уровне - сеть коммерческих банков и других расчетно-кредитных учреждений

Двухуровневая банковская система:

-Банк Японии

-коммерческие банки; специализированные  кредитные институты, в том числе  финансовые компании для малого  и среднего бизнеса; правительственные  кредитные учреждения; почтовые  сберегательные кассы.

3.Функции, задачи, инструменты  ЦБ

Функции ЦБ РФ определены в ст.4 ФЗ «О ЦБ РФ»

Задачи:

- защита и обеспечение  устойчивости рубля;

-развитие и укрепление  банковской системы РФ;

-   обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

Инструменты:

1) процентные ставки по  операциям Банка России;

2) нормативы обязательных  резервов, депонируемых в Банке  России (резервные требования);

3) операции на открытом  рынке;

4)рефинансирование кредитных  организаций;

5) валютные интервенции;

6) установление ориентиров  роста денежной массы;

7) прямые количественные  ограничения;

8) эмиссия облигаций от  своего имени.

Федеральная резервная система является центральным банком США.

обязанности Федерального резервного банка подразделяются по четырем общим направлениям:

- осуществление монетарной  политики государства путем влияния  на денежную ситуацию и кредитование  экономики с целью обеспечения  максимальной занятости, стабильности  цен и умеренных долгосрочных  процентных ставок;  
- контроль и регулирование деятельности банковских учреждений для обеспечения надежности и разумного устройства банковской и финансовой системы страны и защиты кредитных прав потребителей;  
- подержание стабильности финансовой системы и сдерживание системного риска, который может возникать на финансовых рынках;  
- предоставление финансовых услуг депозитным учреждениям, правительству США и иностранным официальным учреждениям, в том числе выполнение основных функций в качестве обеспечения работы платежной системы страны.

Функции:

1. выпуск банкнот;

2. реализация денежно-кредитной  политики;

3. изменение нормы обязательных  банковских резервов,

4. операции на финансовых  рынках,

5. регулирование учетной  ставки процента,

6. осуществление взаиморасчетов  коммерческих банков;

7. мониторинг и проверка  финансового положения и состояния  менеджмента финансовых учреждений;

8. проведение операций  с государственными ценными бумагами;

9. осуществление международной  деятельности;

10. выполнение экономического  анализа и проведение теоретических  исследований.

Инструменты:

1. изменение нормы обязательных  банковских резервов,

2. операции на финансовых  рынках,

регулирование учетной ставки процента

4.Функции, задачи и операции  финансово-кредитных институтов

Функциикоммерческих банков:

1. аккумуляции и мобилизации  временно свободных денежных  средств,

2. предоставление кредита,

3. посредничества в осуществлении  платежей и расчетов.

Операциикоммерческих банков:

1) привлечение денежных  средств физических и юридических  лиц во вклады (до востребования  и на определенный срок);

2) размещение указанных  в пункте 1 части первой настоящей  статьи привлеченных средств  от своего имени и за свой счет;

3) открытие и ведение  банковских счетов физических  и юридических лиц;

4) осуществление расчетов  по поручению физических и  юридических лиц, в том числе  банков-корреспондентов, по их банковским  счетам;

5) инкассация денежных  средств, векселей, платежных и расчетных  документов и кассовое обслуживание  физических и юридических лиц;

6) купля-продажа иностранной  валюты в наличной и безналичной  формах;

7) привлечение во вклады  и размещение драгоценных металлов;

8) выдача банковских гарантий;

9) осуществление переводов  денежных средств по поручению  физических лиц без открытия  банковских счетов (за исключением  почтовых переводов).

В России среди сберегательных учреждений доминирует Сбербанк РФ (на февраль 1999 г. имел 1848 филиалов).

Важное место в кредитной системе занимает обширная группасберегательных учреждений. Они привлекают мелкие сбережения и доходы, которые без помощи кредитной системы не могут функционировать как капитал. Существуют разные типы сберегательных учреждений: сберегательные банки и кассы, взаимно-сберегательные банки (разновидность кооперативных банковских учреждений в США), доверительно-сберегательные банки, ссудосберегательные ассоциации (в США), кредитные кооперативы (союзы, ассоциации).

Основными функциями коммерческих банков являются:

1) Мобилизация временно  свободных денежных средств и  превращение их в капитал;

2) кредитование предприятий, государства и населения;

3) выпуск кредитных денег;

4) осуществление расчетов  и платежей в хозяйстве;

5) эмиссионно-учредительская  функция;

6) консультирование, представление  экономической и финансовой информации.

7) прочее.

Японские банки выполняют следующие операции — платят различным фирмам за коммунальные услуги, расплачиваются за покупки в магазинах, перечисляют деньги на счет его клиентов за выполненную ими работу и даже самостоятельно связываются с компаниями-работодателями, если на счет клиента своевременно не поступает заработная плата.

5.Нормативная база

-Конституция РФ

-ФЗ «О Центральном  банке РФ (Банке России) №86-ФЗ  от 10.07.2002

-ФЗ «О банках и банковской  деятельности» №395-1 от 02.12.1990

-другие ФЗ

-нормативные акты ЦБ (Положения, инструкции, разъяснения)

В США механизм контроля состоит из следующих звеньев, органов и элементов:

- законодательных актов  и постановлений Конгресса;

- институционального обеспечения (система федеральных законов, осуществляющих  общий надзор над деятельностью  бирж);

- механизм саморегулирования  рынка ценных бумаг (со стороны  самих биржевиков);

- апробированной методики  вмешательства государства в деятельность фиктивного сектора экономики.

-Закон о Банке Японии  №89 от 1.04.1998 г.

В Японии нет большого числа законодательных предписаний для банков, и в этом состоит особенность банковского дела в этой стране. Система коммерческих банков руководствуется в своей деятельности так называемыми направляющими указаниями, т.е. устными предписаниями министерства финансов. Хотя эти указания не имеют силы закона, все коммерческие банки их четко придерживаются.


 

 

 

Заключение

Под финансовой системой понимают совокупность финансовых учреждений страны, правил, норм, регулирующих финансовую деятельность и финансовые отношения государства (денежная система, система финансовых учреждений). Финансовый сектор экономики в широком понимании включает финансовые институты, контролирующие, наблюдательные органы, а также финансовые союзы. Основные задачи контролирующих и наблюдательных органов в рамках финансовой системы заключаются в поддержании ее устойчивого функционирования, реализации государственных нормативных актов и непосредственном осуществлении контроля за деятельностью финансовых институтов.

Финансовые институты в рамках финансового сектора включают организации, относящиеся к банковской системе, а также к небанковским финансовым посредникам. В свою очередь, в банковской системе особое место отводится центральным банкам.

В экономически развитых странах традиционно выделяют два основных типа финансовых систем – сегментированную и универсальную.

В универсальной финансовой системе законодательно не ограничивается выполнение банками тех операций финансового обслуживания, которые не относятся к банковским.

В сегментированной финансовой системе банкам нельзя выполнять небанковские функции. Дополнительным признаком, хотя и не абсолютным, является более жесткое разграничение сфер деятельности и отдельных операций.

Приведенное деление на универсальные и сегментированные финансовые системы в современных условиях все же не носит абсолютного характера. Наиболее типичными представителями сегментированных систем являются США, Великобритания и Японии.

Центральные эмиссионные банки являются главным регулятором денежно-кредитной политики во всех странах, и естественно, что основной проблемой организаций, внедряющих системы электронных денег, является урегулирование взаимоотношений с ними.

При отсутствии должного контроля центральный банк будет иметь искаженную информацию об объеме платежных средств в экономике, что в конечном счете снизит эффективность его денежно-кредитной политики. Кроме того, появляется опасность бесконтрольной эмиссии электронных денег, что может привести к инфляции.

В Японии, например, принята национальная программа создания информационного общества. Важная роль в данной программе отводится финансовой системе.

Практика банковского дела за рубежом представляет большой интерес для складывающейся в России новой хозяйственной системы. Построение нового банковского механизма возможно лишь путем восстановления принципа функционирования кредитных учреждений, принятых в цивилизованном мире и опирающихся на многовековой опыт рыночных банковских структур. Поэтому столь важным представляется изучение зарубежной практики организации банковских систем, которые продемонстрировали свою высокую эффективность.

Видимое благополучие макроэкономических показателей порождает оптимистические прогнозы и надежды на скорое выздоровление российской экономики и ее быстрый рост. Они могут оправдаться при осуществлении правильной политики, опирающейся на понимание закономерностей экономической динамики и учитывающей опыт прошлых ошибок. Но если политика государства останется пассивной, то вполне вероятно повторение траектории развития 1996-1998 гг.

Денежное обращение в России, разумеется, нуждается в оздоровлении, без этого не добиться реального экономического подъема. Но не следует в нынешних условиях проводить каких-либо радикальных денежных реформ, включая и возврат к золотому стандарту.

С традициями радикализма укрепить доверие экономических субъектов и всего населения к деньгам весьма затруднительно. Укрепление же этого доверия и является главной задачей денежной политики в России.

Нужны аккуратные, но твердые меры, направленные на постепенное вытеснение бартера, зачетов, денежных суррогатов, сокращение общей суммы внутренней задолженности. Система расчетов в России стала каким-то вариантом финансового рынка, она приносит крупные доходы, а не простые минимальные комиссионные, как в цивилизованном обществе. Все это должно быть устранено. Сдерживание инфляции и снижение уровня процентных ставок во всех секторах финансового рынка - важнейшее условие укрепления российских денег. Из других мер на макроуровне следует назвать повышение показателя «монетизации», регулирование валютного курса рубля и борьбу с «бегством» капитала, сокращение долларизации внутреннего оборота с перспективой полного вытеснения доллара из этой сферы. Все это хорошо известно, но ситуация улучшается очень медленно, а иногда и ухудшается. Денежная реформа для данной обстановки не является подходящим методом оздоровления, разговоры о ней только отвлекают внимание от названных вопросов.

При благоприятном развитии экономики в ближайшем будущем Россия могла бы попытаться создать рублевую зону из числа стран, входящих в СНГ, организовать что-то вроде платежного союза и придать рублю некоторые функции международной валюты. Это послужило бы средством укрепления рубля и во взаимоотношениях со странами развитой рыночной экономики. Но все зависит от создания надежного денежного обращения внутри самой России. Шансы на повышение значимости рубля еще сохраняются, но реализовать их удастся только в случае достижения реальных успехов в будущем.

Список использованной литературы

1. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Финансы. Денежное обращение. Кредит.: Учебник. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000

2. Жуков Е.Ф. «Деньги. Кредит. Банки.» 2000 г.

3. Финансово-кредитные системы  зарубежных стран: учеб. Пособие / К.В.Рудный. - М.: «Новое издание»,2003г.

4. Камаев В.Д., Абрамова М.А, «Экономическая теория», 2001 г.

5. Кэмпбелл Р., Макконнелл, Стэнли Брю «Экономикс», 1996 г

6. «Курс экономической  теории» под редакцией проф. Чапурина  М.Н., проф. Киселёвой Е.А, 1997 г.

7. №86-ФЗ «О Центральном  Банке Российской Федерации (Банке  России)» от 10.07.2002.

8. Сайт «Государство и  право», http://www.state.rin.ru

9. Деньги кредит банки: учебник /Под ред. О.И. Лаврушина. - 2изд., пераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2000 г

10. Экономическая теория: учебник для вузов /Под общей ред. проф. Чепурина М.Н.-Киров: «АСА», 5-е доп. и перераб. изд. 2002 г

11. Финансы. Денежное обращение. Кредит: учебник/ под ред. профессора  Г. Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2-е изд. 2002 г

12. Сайт Центрального Банка  России, http://www.cbr.ru


Информация о работе Банковские системы разных стран