Банковская система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 20:33, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – изучить особенности стабилизации и повышения надежности банковской системы России.
Задачи работы:
 рассмотреть сущность стабильности банковской системы;
 изучить механизмы повышения стабильности и надежности банковской системы;
 проанализировать активизацию механизмов воздействия на стабильность и надежность банковской системы;
 рассмотреть проблему роли отечественной банковской системы в стимулировании инвестиций в экономику страны;
 изучить влияние кризиса на стабильность и надежность российской банковской системы;
 определить направления повышения стабильности и надежности банковской системы России.

Вложенные файлы: 1 файл

ДКБ - копия.docx

— 178.85 Кб (Скачать файл)

Для получения лицензии учредителями предоставляются следующие документы:

-ходатайство о выдаче  лицензии;

-учредительные документы:  учредительный договор, устав  банка, протокол о принятии  устава и назначении руководящих  органов банка;

-экономическое обоснование;

-заключение аудиторской  организации о финансовом положении  учредителей;

-сведения о профессиональной  пригодности руководителей (председателя  и главного бухгалтера) банка,  предлагаемых учредителями;

-квитанции (платежные  поручения), подтверждающие оплату  оплату лицензии;

-другие документы, предусмотренные  требованиями Департамента надзора  ЦБ за деятельностью коммерческих  банков Центробанка.

Если речь идет о получении  лицензии банком с участием иностранного капитала, иностранным банком или  филиалом банка другой страны, то необходимо к названным выше представить еще некоторые легализованные в установленном порядке документы.

Иностранные юридические  лица представляют:

-решение соответствующего  органа иностранного учредителя (участника) о его участии в  создании банка на территории  России или об открытии филиала;

-Устав или иной документ, подтверждающие статус юридического  лица и его опубликованные  балансы за три предыдущих  года;

-письменное согласие  контрольного органа страны местопребывания  иностранного учредителя (участника)  на его участие в создании  банка или открытие филиала в тех случаях, когда это предусмотрено законодательством соответствующей страны.

Иностранные граждане должны располагать подтверждением первоклассного иностранного банка о платежеспособности данного лица, рекомендациями не менее  чем от 2 иностранных юридических  лиц или граждан с известной  платежеспособностью.

Центральный Банк России для  обеспечения всем коммерческим банкам равных конкурентных условий имеет  полномочия предъявлять дополнительные требования к учредителям иностранных  банков и банков с участием иностранного капитала относительно минимального и  максимального размеров их уставного  капитала.

Установлен срок для рассмотрения ходатайств о выдаче лицензии на совершение банковских операций. Он не должен превышать  трех месяцев со дня получения ходатайства и всех документов, предусмотренных законом о выдаче лицензий.

Естественно, не всегда может  быть получен положительный результат. Основанием для отказа в выдаче лицензии являются:

-несоответствие учредительного  договора и устава действующему  в России законодательству;

-неудовлетворительное финансовое  положение учредителей (по заключению  аудиторской организации), угрожающее  интересам вкладчиков и кредиторов  банка.

Центральный Банк России может  также не выдать лицензию на проведение банковских операций, если придёт к  выводу о профессиональной непригодности  руководителей банка. Требуется, чтобы  руководители банка (председатель Правления  и главный бухгалтер) обладали безупречной  деловой репутацией и имели опыт банковской работы.

Одновременно с выдачей  лицензии на проведение банковских операций Центральный Банк России производит регистрацию коммерческого банка и сообщает ему регистрационный номер. С этого момента коммерческий банк имеет право заниматься банковской деятельностью.

Коммерческие банки могут  открывать на территории России свои филиалы и представительства  и регистрировать их в отделении  Центробанка, на территории которого они  открываются. Для регистрации филиала  или представительства коммерческий банк сообщает Центральному Банку России свой регистрационный номер. Вновь открытые подразделения могут совершать банковские операции только с момента регистрации. Для открытия филиала или представительства за рубежом также необходимо получить разрешение Центробанка.

Центральный Банк России осуществляет надзор за выполнением   условий   выданных   коммерческим   банкам лицензий и проводит ревизии и тематические проверки операций в иностранной валюте, выполняемых банками. По результатам проверок и ревизий он имеет право применять к коммерческим банкам меры, предусмотренные действующим законодательством.

Центральный Банк России может  вносить изменения и Пополнения в выдаваемые им лицензии в связи  с изменением законодательства, а  также вносить изменения и  дополнения или аннулировать лицензии в случае выявления нарушений коммерческими банками их условий или действующего законодательства.

По истечении срока  генеральной или внутренней лицензии они считаются автоматически  продленными на следующий срок, если Центральный Банк России или банк, получивший лицензию, не информирует  другую сторону о намерении внести в нее изменения или аннулировать.

Центральному Банку предоставлено  право отзывать лицензии на проведение банковских операций. Основаниями для этого служат:

-обнаружение недостоверных  сведений, на основании которых  выдана лицензия;

-задержка начала деятельности  более чем на 1 год с момента  выдачи лицензии;

-осуществление операций, не предусмотренных лицензией  Центрального Банка Росии;

-выявления нарушения  банком требований антимонопольного  законодательства России;

-признание банка неплатежеспособным (банкротом).

Отзыв лицензии действует  как решение о ликвидации банка. Он является крайней мерой, которой, как правило, должны предшествовать предупредительные меры, направленные на устранение допущенных нарушений.

В случаях, когда в учредительные  документы вносятся изменения, коммерческие банки обязаны в месячный срок уведомлять о них Центральный  Банк России с приложением нотариально  заверенных копий измененных документов. При наличии в изменениях учредительных  документов оснований для отказа в выдаче лицензии, она может быть отозвана.

Коммерческий банк прекращает действовать в соответствии с  законодательством об акционерных  обществах, обществах с ограниченной ответственностью и о банках. Кроме упомянутого случая отзыва лицензии, причинами могут быть:

-истечение срока, на  который создавалось общество, или  достижение цели, поставленной при  его создании;

-решение государственного  арбитража или суда при неплатежеспособности  общества, либо в случае систематического  и грубого нарушения его законодательства;

-решение высшего органа  общества;

-другие основания, предусмотренные  учредительными документами и  законодательством России.

При необходимости коммерческие банки или их учредители могут  обжаловать в суде или государственном  арбитраже по принадлежности решения, принимаемые Центробанком в порядке  исполнения им функций лицензирования и контроля.

Руководствуясь методическими  указаниями ЦБ России о создании и деятельности коммерческих банков на территории РФ, первым этапом по созданию коммерческого банка, инициаторы должны считать подписание учредительного договора, в котором определяют организационно-правовую форму банка, планируемый размер уставного капитала; доля учредителей (должна быть не менее 25% величины уставного капитала в течение первых двух лет после его создания); ответственность сторон за выполнение принятых по этому договору обязательств; другие вопросы, регламентирующие отношения между учредителями. В ситуации, когда взносы учредителей покрывают лишь часть уставного капитала, в учредительном договоре оговариваются условия, предлагаемые при привлечении пайщиков (акционеров). К договору дополняются подписные листы, где пайщики сообщают о своём решении участвовать в учреждении коммерческого банка.

Учреждая акционерный  банк, учредители должны распределить весь уставной капитал между собой. В случае, когда учреждается банк в форме акционерного общества открытого типа, необходимо зарегистрировать проспект эмиссии первого выпуска акций. Порядок регистрации определяет инструкция ЦБ РФ от 21 октября 1992 г. №8.

Вторым этапом, следующим  за подписанием договора, является открытие в расчетно-кассовом центре Банка России временного расчётного счёта.

До проведения учредительного собрания (речь о нём пойдет ниже) на временный расчётный счёт вносится не менее 10% номинальной стоимости  акций (паев), на которые подписались  акционеры (пайщики). Основанием для  открытия счёта является учредительный  договор, а основанием для перечисления средств - подписные листы.

Каждый пайщик самостоятельно вносит свои 10% пая (номинальной стоимости  акций).

Плата за выдачу лицензий вносится в бюджет и зависит от размера  уставного капитала . В настоящее время эта сумма составляет 50 тыс. руб. для всех банков. Плата, внесённая с временного расчётного счёта учредителей, включается впоследствии в нематериальные активы (с соответствующим начислением амортизации). В случае, когда в выдаче лицензии на совершение банковских операций отказано, плата не возвращается.

Третьим этапом является проведение учредительного собрания. Итогом проведённого собрания является протокол, который должен содержать решения о создании банка, об утверждении устава, об избрании Совета банка, ревизионной комиссии и исполнительного органа (Совета директоров, Правления) банка. Учредительное собрание признаётся состоявшимся при условии присутствия всех учредителей (что оговорено в "Положении об акционерных обществах"). Совет банка избирается простым большинством, устав принимается, если "за" проголосовали не менее 3/4 собравшихся.

Четвёртый этап создания коммерческого  банка -представление в Главное Управление ЦБ по месту своего нахождения не позднее, чем через 3 месяца после проведения учредительного собрания, следующих документов:

-ходатайство на имя  начальника Главного управления  ЦБ РФ о регистрации устава  и выдаче лицензии на совершение  банковских операций за подписью  председателя Совета банка;

-4 экземпляра устава банка,  утверждённого собранием акционеров (пайщиков), за подписью председателя  Совета банка или уполномоченного  на это собранием или Советом  банка лиц;

-учредительный договор  и подписные листы, подписанные  акционерами (пайщиками) банка  и заверенные их печатями (подписи  физических лиц, а также организаций,  временно не располагающих печатями, удостоверяются нотариально;

-протокол учредительного  собрания (в случае необходимости  к протоколу могут быть приложены  доверенности от организаций  на конкретных лиц, подписавших  учредительные документы от их  имени);

-2 экземпляра подписанного  председателем Совета банка списка  акционеров (пайщиков) банка с указанием  полных наименований и ведомственной  принадлежности, почтовых адресов  и телефонов, платежных реквизитов, размеров вносимых паев, а также  доли в предполагаемом уставном  капитале (отдельно выделяются сведения  по учредителям, на долю которых  должно приходиться не менее  25 % в уставном капитале банка). Форма списка определена письмом  Центрального Банка РСФСР от 17.09.91 № 15-3-01/1356;

-заключение аудиторской  организации (контрольно-ревизионной  службы Министерства финансов, Центрального Банка, вышестоящих организаций или независимых от проверяющих организаций служб, которые уполномочены осуществлять проверки финансово-хозяйственной деятельности) о финансовом положении участников банка. При этом не требуется аудиторского заключения на тех акционеров (пайщиков), которые к моменту регистрации полностью оплатили свой взнос в капитал банка. Однако ЦБ может запросить аудиторское заключение и в том случае, если существует вероятность формирования взноса в будущем за счёт кредитов учреждаемого банка;

-декларация о доходах  физических лиц - участников банка;

-экономическое обоснование  создания банка, включая расчётный  баланс банка на конец его  первого года работы и расчёт  плана доходов, расходов и прибыли  на первый год его деятельности;

-справка о фактической  задолженности по ссудам и  остаткам средств на расчётных,  депозитных и других счетах  юридических и физических лиц,  принимаемых на обслуживание  банком с указанием банка, в  котором они обслуживались ранее;

-копия платёжного документа,  подтверждающего внесение в бюджет  платы за регистрацию банка;

-данные о руководителях  банка (председателе (директоре), главном  бухгалтере, их заместителях), завереные подписью председателя Совета банка. Форма документа определена письмом Центрального банка РСФСР от 1 октября 1991 г. № 4.

Все документы, содержащие более  одного листа, должны быть прошиты и  скреплены печатью.

Далее Главное управление ЦБ РФ делает своё заключение и направляет его, вместе с документами банка, в Управление лицензирования банковской деятельности Банка России. Управлением  лицензирования устав регистрируется и выдаётся временная лицензия. Регистрация, равно как и отказ в ней, производится не позднее, чем через 3 месяца с момента получения территориальным  Главным управлением от банка.

Информация о работе Банковская система РФ