Социально-психологические процессы в деловом общении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 12:55, контрольная работа

Краткое описание

Деловое общение – это, прежде всего, коммуникация - обмен информацией, значимой для участников беседы.
Коммуникация должна быть эффективной, способствовать достижению целей участников общения, что предполагает выяснение следующих вопросов:
каковы средства коммуникации и как правильно ими пользоваться в процессе общения;
как преодолеть коммуникативные барьеры непонимания и сделать коммуникацию успешной.
Все средства общения делятся на две следующих группы:
1) вербальные (словесные);
2) невербальные.

Содержание

Введение……………………………...…………………….………..……...…….…3
1. Вербальные средства общения. Сущность и принципы коммуника-ции…………………………………………………...………………………...…..…5
1.1. Вербальные средства общения…………………..……...…………………….5
1.2. Сущность и принципы…………………………..……………………………..7
2. Барьеры коммуникации. Умение слушать……………...…………...………..11
2.1. Барьеры коммуникации……………...……………...………………………..12
2.2. Умение слушать……………………………………………………...………..15
3. Приведите конкретные примеры следующих видов коммуникационных барьеров: информационно-дефицитный, стилистический, социально-культурных различий.………………………...……………………..…………….19
Заключение……………………………………………………………...…….……22
Литература…………………………………………..…………

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная ДО.docx

— 58.62 Кб (Скачать файл)

Обратная  связь – это проясняющий и  очищающий от помех элемент коммуникации. Она выполняет следующие функции:

  • получаемая от окружающих обратная связь, несущая клиенту сведения о том, как он воспринят в процессе общения с другим, способствует обретению собственного «Я».
  • переработка обратной связи в соответствии с внутренними диспозициями дополняет представление о собеседниках.
  • конструктивная обратная связь, детерминируя саморегуляцию, вызывает корректировку последующего поведения, замену его более эффективным.
    • Обратная связь предполагает умение видеть себя со стороны и правильно судить о том, как партнёр воспринимает себя в общении. Малоопытные собеседники чаще всего забывают об обратной связи и не умеют её использовать.
    • Умение использовать обратную связь в общении является одним из важнейших моментов, входящих в процесс коммуникации и в структуру коммуникативных способностей человека.
    • Прежде чем вступить в общение с другим человеком, необходимо определить свои интересы, соотнести их с интересами партнёра по общению, оценить его как личность, выбрать наиболее подходящую технику и приём общения с этим человеком.

 

3. Приведите конкретные  примеры следующих видов коммуникационных  барьеров: информационно-дефицитный, стилистический, социально-культурных различий.

 

 

Адекватность восприятия информации во многом зависит от наличия  или отсутствия в процессе общения коммуникативных барьеров. В случае возникновения барьера информация искажается

или теряет изначальный смысл, а в ряде случаев вообще не поступает  к реципиенту.

Коммуникативными помехами может быть механический обрыв информации и отсюда её искажение; неясность  передаваемой информации, в силу чего искажается изложенная и переданная мысль; эти варианты можно обозначить как информационно-дефицитный барьер.

Случается, что принимающие  ясно слышат передаваемые слова, но придают  им иное значение (проблема состоит  в том, что передатчик может даже не обнаружить, что его сигнал вызвал неверную реакцию). Здесь можно говорить о замещающе-искажающем барьере. Искажение информации, проходящей через одного человека, может быть незначительным. Но когда она проходит через несколько человек – ретрансляторов, искажение может быть существенным.

Значительно большая возможность искажения связана с эмоциями - эмоциональные барьеры. Это происходит, когда люди, получив какую-либо информацию, более заняты своими чувствами, предположениями, чем реальными фактами. Слова обладают сильным эмоциональным зарядом, причём не столько сами слова (символы), сколько ассоциации, которые они порождают в человеке. Слова имеют первичное (буквальное) значение и вторичное (эмоциональное).

Можно говорить о существовании  барьеров непонимания, социально-культурного  различия и барьеров отношения.

Возникновение барьера непонимания  может быть связано с рядом  причин как психологического, так  и иного порядка. Так, он может  возникать из-за погрешностей в самом  канале передачи информации; это так  называемое фонетическое непонимание. Прежде всего, оно возникает, когда участники общения говорят на различных языках и диалектах, имеют существенные дефекты речи и дикции, искажённый грамматический строй речи. Барьер фонетического непонимания порождает также невыразительная быстрая речь, речь-скороговорка и речь с большим количеством звуков-паразитов.

Существует также семантический барьер непонимания, связанный, в первую очередь, с различиями в системах значений (тезаурусах) участников общения. Это, прежде всего, проблема жаргонов и слэнгов. Известно, что даже в рамках одной и той же культуры есть множество микрокультур, каждая из которых создаёт своё "поле значений", характеризуется своим пониманием различных понятий, явлений, ими выражаемых. Так, в различных микрокультурах не одинаково понимается смысл таких ценностей как "красота", "долг", "естество", "приличие" и т. д. Кроме того, каждая среда создаёт свой мини-язык общения, свой слэнг, в каждой свои любимые цитаты и шутки, выражения и обороты речи. Всё это вместе может значительно затруднять процесс общения, создавая семантический барьер непонимания.

Не меньшую роль в разрушении нормальной межличностной коммуникации может сыграть стилистический барьер, возникающий при несоответствии стиля речи коммуникатора и ситуации общения или стиля речи и актуального психологического состояния реципиента и др. Так, партнёр по общению может не принять критическое замечание, так как оно будет высказано в несоответствующей ситуации панибратской манере, или дети не воспримут интересный рассказ из-за сухой, эмоционально не насыщенной или наукообразной речи взрослого. Коммуникатору необходимо тонко чувствовать состояние своих реципиентов, улавливать оттенки возникающей ситуации общения, с тем чтобы привести в соответствие с ней стиль своего сообщения.

Наконец, можно говорить о существовании логического барьера непонимания. Он возникает в тех случаях, когда логика рассуждения, предлагаемая коммуникатором, либо слишком сложна для восприятия реципиента, либо кажется ему не верной, противоречит присущей ему манере доказательства. В психологическом плане можно говорить о существовании множества логик и логических систем доказательств. Для одних людей логично и доказательно то, что не противоречит разуму, для других то, что соответствует долгу и морали. Можно говорить о существовании "женской" и "мужской" психологической логики, о "детской" логике и т. д. От психологических пристрастий реципиента зависит, воспримет ли он предлагаемую ему систему доказательств или сочтёт её не убедительной. Для коммуникатора же выбор адекватной данному моменту системы доказательств всегда является открытой проблемой.

Как уже отмечалось выше, причиной психологического барьера  могут служить социально-культурные различия между партнёрами по общению. Это могут быть социальные, политические, религиозные и профессиональные различия, которые приводят к различной интерпретации тех или иных понятий, употребляемых в процессе коммуникации. В качестве барьера может выступать и само восприятие партнёра по общению как лица определённой профессии, определённой национальности, пола и возраста. Например, огромное значение для возникновения барьера играет авторитетность коммуникатора в глазах реципиента. Чем выше авторитет, тем меньше преград на пути усвоения предлагаемой информации. Само нежелание прислушиваться к мнению того или иного человека часто объясняется его низкой авторитетностью (например, знаменитое "яйца курицу не учат").

Речевое воздействие, в широком смысле – воздействие на индивидуальное или коллективное сознание и поведение, осуществляемое разнообразными речевыми средствами, иными словами – с помощью сообщений на естественном языке.

 

Заключение

 

Общение, в том виде как оно возможно у людей, является одной из важнейших  функций существования человеческого  общества, является отличительной чертой именно человеческого сообщества со всей его культурой, наукой, искусством. Да и само становление психики  человека, реализация человеческого  потенциала были бы невозможными без  феномена общения. Оно пронизывает  всю нашу жизнь, во всех ее сферах, поэтому  изучение именно этого явления становится одним из важнейших для понимания  человека и для понимания возможных  направлений совершенствования, как индивида, так и жизни всей человеческой семьи. Общение - это одна из основных сфер приложения усилий личности по самореализации и важнейший инструмент этих усилий. Существует много литературы, посвященной этому феномену. Исследователи находят все новые закономерности и правила, углубляют научное описание явлений, имеющих место в связи с общением. Область общения - это область творчества, поэтому невозможно дать полное строго научное объяснение этому процессу. И в практических взаимоотношениях важнее полагаться на свою интуицию и жизненный опыт, более чем на любые схемы «эффективного взаимодействия». Ведь жизнь всегда значительно шире любого нашего знания о ней.

В первом вопросе своей  работы, я дала определение понятию  деловая коммуникация, указала в чем заключается сложность процесса обмена информацией. Указала, что есть культура речевого общения. Назвала и охарактеризовала виды вопросов.

Во втором вопросе, проанализировала существующие коммуникативные барьеры. Рассмотрела социально-психологическую состовляющую феномена «рефлексивное слушание».

Ответ на последний вопрос заключается в иллюстрации барьеров в деловой коммуникации, таких  как – информационно-дефицитный, стилистический, социально-культурных различий.

Список литературы

 

1. www. eng.ru

2. www.aup.ru

3. www.inkacenter.ru

4. Албастова Л.М., Игнатов В.Г. Теория управления. Ростов-на-Дону: Изд-во МаРТ, 2006.

5. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект-Пресс, 2001.

6. Антипов К.В., Баженов Ю.К. Паблик рилейшнз: Учеб. Пособие, 2-е издание, перераб. И доп.- М.: Издательский Дом «Дашков и К», 2001.-148 с.

7. Анцупов А.А., Шипилов А.И. Конфликтология. – М.:, 1999.-153с.

8. Березин В.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия.-М.: РИП-Холдинг, 2003

9. Березин В.М. «Сущность и реальность массовой коммуникации.-М.: Изд-во РУДН, 2002

10. Бизнес коммуникации. «Стратегии и навыки».- Спб.: Питер, 2001.-688 с.

11. Блэк С. PR: Введение в паблик рилейшнз. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.- 311с.

12. Бодалев А.А. « Личность и общение». М.: Межд. Пед. Акад., 1995.-264 с.

13. Бороздина Г.В. Психология делового общения.- М.: ИНФА-М, 1999. -224 с.

14. Вацлавик П и др. Психология межличностных коммуникаций.- СПб., 2000

15. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов.Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2002 – 544 с

16. Виханский О.С., Наумов А.И.Менеджмент: Учебник, 3-е изд. – М.: Гардарики, 1998. – 528 с.

17. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология: Учебник/ Под ред. проф. Ю.Г.Волкова. – Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: Гардарики, 2000. – 512 с.: ил.

18. Горанчук В.В. Психология делового общения и управленческих взаимодействий. – СПб.:Нева, 2003.

19. Горшкова М. К., Шерега Р.Э. Как провести социологическое исследование, М.: Политиздат, 1990.- 228 с.

20. Деловое общение: учебное пособие/под ред. Е.Н. Скаженик – Т.:ТРТУ, 2006

21. Деловое общение: уч. пособие/ под ред. Е.Н. Зарецкой – М.:Юнити – дана, 2006

22. Деловая психология: уч. пособие/ под ред. А.В. Морозова – М.:Академический проект, 2005

23. Демьянков В.З. Конвенции, правила и стратегия общения: интерпретирующий подход к аргументации, М., 1982 г.

24. Доти Д. Паблисити и паблик рилейшнз, Изд-е 2-е: Стереотип. М: Филин, 1998- 256 с.

25. Зарецкая Е.Н. Деловое общение: Учеб. Пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

26. Илюшин И.А. Введение в Public Relations: Учебное пособие/ Сост. И.А. Илюшин.- Владивосток. Изд-во Дальневосточного университета, 2000.- 132 с.

27. Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения М. 1999 г.

28. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность М., 1987 г.

29. Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений: Учебник/Под ред. А.Я. Кибанова.– М.: ИНФРА-М, 2004. – 328 с. – (Серия «Высшее образования»)

30. Клюев Е.В. Речевая коммуникация: Учеб. пособие для университетов и вузов М., 1998 г.

31. Крысько В.Г. Социальная психология: Курс лекций, - 2-е изд. – М.: Омега, 2005.

32. Куликова В.Н. Как заставить собеседника принять вашу точку зрения/ В.Н. Куликова. – М.:АСТ, 2006. – 93 с.

33. Курбатов В.И. «Стратегия делового успеха».- Ростов-на-Дону.: Феникс, 1995. – 127-141с.

34. Курницина В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник.- СПб.: Питер, 2002

35. Лагутина Т.В.Чтение чужих мыслей – как понять себя и других/ Т.В. Лагутина. – М.: АСТ, 2006.– 61 с. – (Дом, семья, досуг).

36. Максимов В.И., Русский язык и культура речи: Учебник М., 2000 г.

37. Назаров М.М. Массовая коммуникация в современом мире: методология анализа и практика исследований.- М., 2000//www.I-U.ru

38. Панфилова А.П. Деловая коммуникация профессиональной деятельности: Учебное пособие.- СПб.: Знание, ИВЭСЭП, 2001.- 496 с.

39. Поченцов Г.Г. Паблик рилейшнз для профессионалов.М.: «РефлБук», К.: «Ваклер»-2000.-624 с.

40. Психология и этика делового общения: учебник/под ред. В.Н. Лавриненко – М.: Юнити, 2006

41. Синяева И М. «Паблик Рилейшнз в коммуникативной деятельности. М.: ЮНИТИ, 1998.- 269с.

42. Социальная психология: учебник/под ред. А.В. Морозова – М.: М.:Академический проект, 2008

43. Трофимова Г. К. Русский язык и культура речи: курс лекций М., 2005 г.

44. Харрисон Ш. «Связи с общественностью. Вводный курс. Пер. с англ. под ред. Г.Е. Алпатова.- Спб.:Изд. Дом «Нева», 2003.- 368с.

45. Юдин П. «Моя твоя не понимать» // «Свой бизнес» – №3 – 2006.

 


Информация о работе Социально-психологические процессы в деловом общении