Развитие международного сотрудничества в области библиографии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 14:15, доклад

Краткое описание

Международное библиографическое сотрудничество осуществляется через участие
разных стран в работе соответствующих международных межправительственных и
неправительственных организаций, которые осуществляют разработку и внедрение
международных библиографических программ и систем. Становление
международного сотрудничества претерпело следующие этапы: 1) становление
сотрудничества – конец 19-начало 20 века; 2) возникновение библиографических
объединений и проведение первых совместных исследований – начало 20 века до
1939 года; 3) сотрудничество в рамках международных и региональных организаций
и осуществление крупнейших международных программ. Первый этап
характеризуется большим количеством издательства международных
библиографических указателей («Международная библиография журнальных
статей»).

Вложенные файлы: 1 файл

Развитие международного сотрудничества в области библиографии.docx

— 149.89 Кб (Скачать файл)

обоснование актуальности и  новизны темы, определение целевого и читательского

назначения будущего пособия. В нем обязательно оговариваются  виды включаемых

документов, территориальные  и языковые границы отбора документов, структура

библиографической записи, способы  группировки документов, условный

предполагаемый объем  пособия, основные этапы создания, круг участников-

составителей и их обязанности, сроки завершения работы. Выявление  документов –

завершающая операция подготовительного  этапа. Результатом этой деятельности

является создание массива  библиографических записей по теме пособия.

Выявлению массива документов предшествует определение круга  основных и

дополнительных источников информации. В качестве основных источников

используются систематический  и предметный каталоги библиотеки, летописи и

ежегодники РКП, бюллетени  и реферативные журналы. На этом этапе  составляются

картотеки: служебная и  картотека основного массива. Основной этап составления

пособия включает 2 подэтапа: аналитический и синтетический. Аналитический

подэтап предполагает: общий анализ документов; уточнение библиографических

описаний; аннотирование  или реферирование; индексирование и предметизацию;

оформление библиографической  записи. Анализ документов предполагает

ознакомление библиографа  с содержанием и формой документов, оценку их научной

новизны и значимости, типологических, стилевых и жанровых особенностей,

целевого и читательского  назначения, уровня художественного  оформления,

издательских особенностей. При анализе изучается титульный  лист, аннотация,

издательские сведения, оглавление, примечания и комментарии. Уточнение

библиографических описаний – процесс, при котором происходит проверка

правильности составления  библиографических описаний. Аннотирование  или

реферирование – процессы, направленные на расширение и углубление

содержательной характеристики документа. Синтетический подэтап включает: отбор

документов; группировку  библиографических записей. Отбор  – ограничение массива

включаемой в пособие  информации в соответствии с намеченными качественными

критериями. Он делится на ограничительный (формальный и содержательный) и

качественный. Формальные ограничения при отборе могут быть пространственными

(фонд библиотеки), формально-издательскими (вид издания, тираж, объем),

хронологическими (время написания) и др. Содержательные ограничения, когда

содержание направлено на определенную читательскую аудиторию. Качественный

отбор – исключение документов, не соответствующих конкретному читательскому

назначению. Группировка  библиографических записей помогает читателю лучше

ориентироваться в пособии. Она включает 3 основные операции: разделение всего

массива записей на определенные группы по избранному признаку; определение

последовательности разделов, подразделов, рубрик; выбор способа  расположения

записей внутри рубрик. Различают 3 способа группировки: формальный (по внешним

признакам), содержательный (по тексту) и рекомендательный. Содержательная

группировка бывает систематической, тематической и предметной. При

систематической группировке  материал располагается по схеме  классификации

(ББК, УДК). При тематической – по названиям разделов и подразделов. При

предметной – по предметным рубрикам. В зависимости от внутренней структуры

пособия различают простую  и сложную группировку. При простой  все записи

располагаются в какой-то одной последовательности, а членение материала на

разделы отсутствует. Сложная  группировка предусматривает распределение

описаний по разделам, подразделениям, рубрикам. Заключительный этап включает в

себя подготовку справочного  аппарата, редактирование и оформление

библиографического пособия. В состав справочного аппарата входят: предисловие,

вступительная статья, вспомогательные  указатели, приложения, оглавление,

методические советы.

Библиография как  область деятельности

Библиографическая информация появилась в глубокой древности, а вместе с ней

возникла и библиографическая  деятельность. С течением времени  библиография

обособлялась, вырабатывала собственные приемы и правила библиографического

описания книг и выделялась в особую область профессиональной человеческой

деятельности. Черты массовой профессии библиографическая деятельность

приобрела только после октябрьской  революции. В ходе исторического  усложнения в

пределах библиографической деятельности начинается процесс разделения труда.

Деятельность по созданию библиографической информации начинает отделяться от

деятельности по доведению  библиографической информации до потребителей, т.е.

на библиографирование и  библиографическое обслуживание. Термин

«библиография» многозначен. В первых двух стандартах на библиографическую

терминологию (ГОСТ 16418-70 и  ГОСТ 7.0-77) термин библиография был

использован для обозначения практической библиографической деятельности. В

ГОСТе 7.0-77 библиография определяется как область научно-практической

деятельности по подготовке и доведению до потребителей библиографической

информации в целях  воздействия на использование произведений печати в

обществе. Составители нового ГОСТа 7.0-84 дали ему название

«Библиографическая деятельность. Основные термины и определения». Данный

ГОСТ охватывает основную терминологию практической библиографической

деятельности. Сама библиографическая  деятельность определена в нем как  область

информационной деятельности по удовлетворению потребностей в

библиографической информации. Библиография как система имеет 2 входа и 1

выход. Первый вход обеспечивает отражение поступающего в систему

документального потока посредством  его библиографической обработки.

Обеспечивается поиск  документов и оповещение о них  потребителей. Через второй

вход поступают запросы  и учитываются документальные потребности  реальных и

потенциальных потребителей библиографической информации. Выход  системы –

предназначенные для потребителей разнообразные по содержанию, назначению

потоки библиографической  информации. Центральным пунктом, ядром

библиографической системы  является библиографическая информация.

Библиографическая информация обладает устойчивой внутренней сущностно-

функциональной структурой, и все ее многообразие форм обусловлено той

социальной средой, в условиях которой она развивается и  функционирует.

Выделяются 2 основных структурных уровня библиографии: 1. сущностно-общий

(абстрактный), или внутренний (структура, образуемая основными  общественными

функциями библиографической  информации); 2. исторически-конкретный, или

внешний, охватывающий весь комплекс библиографических явлений  в тесной связи с

теми конкретно-историческими  обстоятельствами, которыми обусловливаются  в

каждом случае место, задачи, содержание, специфические процессы, формы и

средства библиографической  деятельности. Оба уровня образуют реальное

единство, в котором один (исторически-конкретный) есть способ существования,

форма специфического, социально  обусловленного проявления другого (сущностно-

общего). Основными компонентами библиографической деятельности являются:

цели, субъекты, объекты, процессы, средства и результаты. Субъект  – библиограф,

цель – удовлетворение информационных потребностей, объект – система

документальных  коммуникаций, процессы – библиографирование и

библиографическое обслуживание, средства – методы, каналы, технические

средства. Методы делятся на 2 группы: аналитические (библиографический анализ

документа, описание, аннотирование и реферирование, индексирование);

синтетические (выявление  документов, отбор, группировка библиографических

записей). Результат  – достижение цели.

Публичные центры правовой информации

«Концепция правовой информатизации России» положила начало формированию в

России единого информационно-правового  пространства. В 1998 г. Министерство

культуры России, Федеральное  агентство правительственной связи  и информации

при Президенте РФ (ФАПСИ) и  Фонд правовых реформ (РФПР) приступили к

реализации программы  по созданию публичных центров правовой информации на

базе крупнейших библиотек  страны. Создание такой сети публичных  центров

правовой информации позволяет  максимально использовать возможности

общедоступных библиотек. Создание центров позволяет обеспечить доступ граждан

к правовой информации и гарантировать  оперативность и полноту предоставления

этой информации. Основополагающими  документами по претворению в  жизнь

программы стали: Соглашения от 1998 г. и 1999 г., которыми был определен

механизм создания сети публичных центров правовой информации на базе

общедоступных библиотек. Абонентские  пункты системы передачи данных

развернуты практически во всех ведущих библиотеках субъектов РФ и ряде других

городов страны. В нашей республике такой центр функционирует в национальной

библиотеке.

БДБ на фоне перемен в обществе

Библиографическая деятельность осуществляется в библиотеках  всех типов,

независимо от их ведомственной принадлежности, состава  читателей, объема

фондов и профиля  работы. Библиографическая деятельность осуществляется на

всех основных участках работы библиотеки. Сегодня библиографическая

деятельность библиотеки в значительной мере определяет ее лицо как

информационного, культурного  и образовательного учреждения. Требования к

библиографической деятельности во всех типах библиотек  постоянно растут в связи

с количественными  и качественными изменениями, происходящими  в системе

документальных  коммуникаций. Так, например на содержание и объем

библиографической работы в библиотеках оказывают  влияние такие объективные

факторы, как появление  документов на машиночитаемых носителях  при

одновременном росте печатных изданий, баз и банков данных и числа потребителей,

усложнение их информационных потребностей и другие. К основным направлениям

библиографической деятельности библиотек относятся: создание и ведение

справочно-библиографического аппарата библиотеки; составление

библиографических пособий различного целевого и читательского  назначения;

библиографическое информирование; справочно-библиографическое  обслуживание;

консультативная и  методическая работа. Организация библиографической

деятельности представляет собой единство организационной  системы и

организационной деятельности, направленной на создание, поддержание  и

совершенствование этой системы. В основе организации  библиографической

деятельности библиотеки любого типа лежат следующие принципы: нацеленность на

решение приоритетных в данных условиях задач, стоящих  перед библиотекой;

рациональное сочетание  централизации и децентрализации  в организации

библиографической службы библиотеки; доступность библиографического

обслуживания для  всех групп читателей, услуг и  продуктов в установленном

законном порядке. Содержание и объем библиографической деятельности

библиотеки зависят  от ее статуса и возложенных на нее задач. Общая задача,

определена в Законе о библиотечном деле, - обеспечение реализации прав граждан

на получение  информации через систему каталогов  и других форм информирования,

конкретизируется  для библиотеки каждого типа с  учетом условий, в которых она

функционирует. Существенное влияние на содержание и объем  библиографической

деятельности оказывают  такие факторы, как ведомственная  принадлежность и тип

библиотеки, состав читателей (пользователей) и их информационные потребности,

распределение функций между  библиотеками в рамках отраслевой и  региональной

библиотечной системы, состав и размеры фонда, уровень автоматизации

библиографических процессов. Особенности организации библиографической

работы в централизованных системах государственных публичных  библиотек

обусловлены спецификой их структуры. Она характеризуется наличием библиотек-

филиалов, территориально удаленных от центральной библиотеки и друг от друга в

пределах города или района. В структуре большинства ЦБС отсутствует

библиографический отдел  как самостоятельное подразделение  центральной

библиотеки. В структуре  каждой областной библиотеки выделен библиографический

отдел, который называется по-разному: в одних – библиографический  отдел, в

других – информационно-библиографический, в третьих – справочно-

библиографический или отдел  библиографии и краеведения. Во многих библиотеках

возникли и новые подразделения, участвующие в библиографических  процессах:

отдел маркетинга, сектор деловой  информации, отдел координационно-массовой

работы, отдел автоматизации  библиотечных процессов. Основные

библиографические процессы выполняются в основном сотрудниками

библиографического отдела и частично библиографами отраслевых и комплексных

отделов, но во многих процессах  принимают участие и другие подразделения.

Информация о работе Развитие международного сотрудничества в области библиографии