Развитие международного сотрудничества в области библиографии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 14:15, доклад

Краткое описание

Международное библиографическое сотрудничество осуществляется через участие
разных стран в работе соответствующих международных межправительственных и
неправительственных организаций, которые осуществляют разработку и внедрение
международных библиографических программ и систем. Становление
международного сотрудничества претерпело следующие этапы: 1) становление
сотрудничества – конец 19-начало 20 века; 2) возникновение библиографических
объединений и проведение первых совместных исследований – начало 20 века до
1939 года; 3) сотрудничество в рамках международных и региональных организаций
и осуществление крупнейших международных программ. Первый этап
характеризуется большим количеством издательства международных
библиографических указателей («Международная библиография журнальных
статей»).

Вложенные файлы: 1 файл

Развитие международного сотрудничества в области библиографии.docx

— 149.89 Кб (Скачать файл)

либо исторический период.

Документальный  поток

Документальный поток  – это совокупность функционирующих в обществе первичных

документов. Реальным объектом он становится в процессе его выявления  и анализа.

Если поток первичных  документов выявляют через его отражение  в

библиографических пособиях, речь идет о реальном потоке. Если изучают

документы, отраженные в прикнижных и пристатейных списках литературы, списках

публикаций к диссертациям и отчетам НИР, выявляют поток цитированной

литературы. Когда осуществляется мониторинг читательского спроса, анализу

подлежит поток используемой литературы. Книгоиздатели изучают  поток литературы,

приобретенный различными группами граждан. В совокупности поток реальной,

цитируемой и использованной литературы рассматривается при  проведении

библиографических, социолого-науковедческих, исторических, прогностических

исследований. Активные исследования документального потока относятся  к началу

20 века и продолжаются  в наши дни. Одной из наиболее проявляющейся

закономерности является рост объема потока, выражающийся в непрерывном

увеличении числа вновь создаваемых документов. Рост документального потока по

какому-либо определенному актуальному направлению или проблеме характерен

для непродолжительного времени, после чего стабилизируется или  затухает. Опыт,

накопленный в ходе изучения динамики документального потока, позволил выявить

ряд моментов, значимых для  информационно-библиотечной деятельности. Так, во-

первых, темпы роста потока документов по определенной тематике, определенных

стран, организаций, общественной значимости проблемы. Во-вторых, существуют

механизмы саморегулирования  объема потока: старение информации и способность

информации к уплотнению – кумулятивность. Старение приводит к уменьшению

потока. Кумулятивность – возможность сделать содержание более кратким

(аналитический обзор). Дискретность (прерывитость) фиксации, приводящая к

фрагментарности содержания документов. Задача специалиста –  собрать воедино

фрагменты знания и представить  читателям сведения о совокупности документов.

Явлению старения противостоит процесс актуализации. Рассеяние  публикаций –

факт опубликования статей определенной тематики в непрофильных изданиях.

Родоначальником изучения явления  рассеяния считается Бредфорд.

Типология документов

Тип – идеальная модель объекта, которая служит обобщающим выражением его

типологических существ. Типология – выявление сходства и различия множества

объектов (документов), поиск  способов их идентификации, устойчивых сочетаний

свойств, группировка с  помощью обобщенной, идеализированной модели. Типология

опирается на выявление сходства и различий изучаемых объектов и  на поиск

способов их идентификации. Критерий – наиболее существенный признак, на основе

которого производится оценка и определение документа. В типологии  выделяются 5

основных признаков, которые  помогают классифицировать документы: 1) цель; 2)

предмет; 3) потребность; 4) знаковая форма; 5) материальный носитель. Целевое

назначение – это научная  категория, которая отражает сущность той или иной задачи

информационного общества, которая реализуется в данном документе. Социальная

значимость – научная  категория, означающая качественную избирательность

информации данного документа. Предмет – это содержание, тема. Потребность или

читательское назначение – научная категория, отражающая социально-

психологические возможности  освоения и использования социальной информации

как содержание данного документа. Материальный носитель – научная  категория,

отражающая способы технологического опредмечивания социальной информации,

содержащейся в документе. Документы делятся на печатные издания и

аудиовизуальные документы. Издание – документ, предназначенный  для

распространения содержащейся в нем информации, прошедшей редакционную

издательскую обработку. Печатные издания делятся на текстовые и нетекстовые. В

текстовых документах смысл или информация передается с помощью письменных

знаков, которые используются в естественном языке. Издания для  слепых относятся

к текстовым документам. Нетекстовые  – издания, в которых смысл  передается без

использования письменных знаков (ноты, карты, схемы, изоиздания и т.д.).

Текстовые документы обладают следующими критериями: целевое назначение;

степень аналитико-синтетической  переработки информации; знаковая природа

информации, материальный носитель; объем; состав основного текста;

периодичность; структура. Аудиовизуальные  документы, содержащие

изобразительную или звуковую информацию, воспроизведение которой  требует

соответствующего оборудования. К ним относятся: фонодокументы –

аудиовизуальные документы  на ленточном или дисковом носителе, содержащие

звуковую информацию (грампластинки, аудикассеты и др.); видеодокументы –

аудиовизуальные документы  на ленточном или дисковом носителе, содержащие

информацию, зафиксированную  на нем средствами видеозвукозаписи

(видеокассеты, DVD); кинодокументы  - аудиовизуальные документы на  пленочном

носителе, содержащие зафиксированную на нем посредством кинематографической

техники предметы, в виде последующего расположения фотографических

изображений; фотодокументы - аудиовизуальные документы, содержащие

зафиксированную посредством фотографической техники предметы в виде

отдельных фотоизображений; документы на микроформе – фотодокументы  на

пленочном или другом носителе, которые для изготовления требуют

соотвествующую микрографическую технику, а для использования – увеличительное

оборудование.

Влияние современных  ИТ на производство ББП

В последние годы при составлении  библиографических пособий все  шире

используеются информационные технологии. Фактически большинство операций,

подлежащих формализации, может осуществляться с помощью  компьютеров. К их

числу можно отнести отбор  литературы из электронных баз данных, составление

аннотаций и рефератов, составление  всех указателей. Сам процесс

библиографирования, осуществляемый с помощью ЭВМ, приводит к созданию

качественно нового продукта – баз данных. База данных – это  совокупность

относящихся к определенной области знания взаимосвязанных данных,

представленных в определенном формате на машинном носителе. На основе баз

данных осуществляются как  подготовка сигнальной информации по новым

выступлениям, так и ретроспективный  поиск по разовым запросам пользователей  в

пакетном или интерактивном  режиме, в том числе в условиях удаленного доступа.

Различают документоведческие, фактографические и полнотекстовые БД.

Документоведческие БД содержат сведения о документах по определенной

проблеме, теме. Эти БД делятся  на библиографические и реферативные.

Библиографические БД содержит библиографические записи о документах,

реферативная БД – рефераты и аннотации. Полнотекстовые БД –  содержат полные

тексты документов. Фактографическая БД – содержат информацию, относящуюся  к

предметной области. Формирование БД строится из следующих этапов: разработка

технического задания, подготовка документов для ввода, подготовка описания.

Техническое задание –  документ, определяющий цели создания БД, требования к

составу и структуре БД. На данном этапе осуществляется также  определение

структуры библиографической  записи в БД (выбор формата и  определение состава

полей библиографической  записи). Подготовка документов для  ввода имеет целью

отбор документов в соответствии с формальными и семантическими границами

формирования БД и включает 3 подэтапа: определение состава источников отбора,

библиографический поиск  и отбор документов по профилю  создаваемой БД, а также

библиотечный поиск. На этом этапе также осуществляется формирование

библиографической записи (составление  библиографического описания документов,

индексирование, составление  аннотации или реферата и формирование блока

дополнительной информации); ввод данных в БД. Описание БД представляет собой

совокупность характеристик  содержания и формы представленных в ней данных,

достаточных для учета ее в составе национальных информационных ресурсов. Учет,

регистрация БД ведутся в  соответствии с Постановлением Правительства  РФ «О

государственном учете и регистрации баз и банков данных». Ведение БД – процесс

постоянного поддержания  БД в рабочем состоянии, заключающийся в оперативном

внесении в состав и содержание библиографических записей изменений и

дополнений. При помощи современных  информационных технологий сегодня

издаются не только основные библиографические пособия (тематические пособия и

подборки, краеведческие  указатели, библиографические словари, указатели), но и

новые виды библиографической  продукции – дайджесты, досье. Дайджесты  –

фрагменты текстов многих документов (цитаты, выдержки, конспекты), подобранные

по определенной теме, не обеспеченной обобщающими публикациями, и

находящиеся в сфере интересов реальных или потенциальных читателей. Методика

их составления заключается  в разработке рубрикатора, выступающего как поисковое

предписание, как будущее  оглавление и как план-макет, используемый при анализе

текстов и извлечении из них нужных фрагментов. Для дайджестов характерны: узость

тематики, различие аспектов рассмотрения проблемы, различие в  терминологии,

противоречивость точек  зрения авторов. Каждый фрагмент сопровождается

ссылками на описание документов в целом. Структура дайджеста  имеет следующий

вид: титульный лист, оглавление, предисловие, основной текст, список

использованной литературы, приложения (иллюстрации, таблицы), словарь  основных

терминов. Дайджесты создаются  в электронном виде и предоставляются  читателям в

предпочтительном для них ваианте. Досье – составленная по определенному плану,

развернутая характеристика объекта (отдельных личностей, товара). Досье

создаются в результате аналитической  переработки большого числа исходных

документов и постоянно  актуализируются. Работа по составлению  досье начинается

с составления плана-макета. В ходе составления досье данные, извлекаемые из

различных источников или  получаемые при опросе лиц, рассматриваются как

исходный материал, подлежащий нормализации. Хотя внедрение компьютерных

технологий значительно  облегчает библиографическую работу, тем не менее

процесс создания библиографических  пособий и баз данных сдерживается рядом

объективных трудностей. К  ним можно отнести ограниченные материальные

возможности большинства  библиотек, недостаточную подготовленность сотрудников

и т.п.

Место и роль ИТ в библиографической деятельности

Внедрение новых информационных технологий коренным образом изменило и

библиографическую работу в  библиотеке. Гораздо шире и разнообразнее  стали

использоваться информационные ресурсы, возросла оперативность и

многоаспектность поиска информации, составление библиографических  указателей,

библиографическое информирование и справочно-библиографическое

обслуживание осуществляются с помощью компьютерных технологий, что

значительно меняет труд самого библиографа. Фактически большинство  операций,

подлежащих формализации, может осуществляться с помощью  компьютеров. К их

числу относятся: отбор литературы из электронных БД, составление аннотаций  и

рефератов и др. Сам процесс  библиографирования, осуществляемый с  помощью

ЭВМ, приводит к созданию качественно нового продукта – баз  данных. База данных –

совокупность относящихся к определенной области знания (теме, проблеме)

взаимосвязанных данных, представленных в определенном формате на машинном

носителе. Значительная часть БД формируется в библиотеках с учетом

информационных потребностей пользователей.

Основные этапы  подготовки научно-вспомогательного БП

Составление библиографических  пособий – одно из важнейших направлений

деятельности библиотек  по библиографированию документов. Составление  научно-

вспомогательных библиографических  пособий складывается из следующих  этапов:

подготовительного, основного  и заключительного. Подготовительный этап включает

в себя выбор и изучение темы, разработку плана-проспекта, выявление  литературы

по теме пособия. Выбор  и изучение определяются прежде всего актуальностью и

социально-общественной значимостью  будущего пособия, потребностями читателей

в литературе по конкретной теме, возможностями библиографирующего учреждения.

Выбранная тема требует содержательного  изучения, продолжительность которого

определяется объективными факторами (сложностью, новизной, степенью

разработанности, документальной обеспеченностью) и субъективными

(профессиональным уровнем  библиографов, опытом составительской  деятельности,

материальными и техническими возможностями библиографирующего учреждения).

Разработка плана-проспекта  необходима при подготовке крупных по объему и

сложных по структуре библиографических  пособий. План-проспект содержит

Информация о работе Развитие международного сотрудничества в области библиографии