Документационное обеспечение деятельности службы кадров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 14:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – изучить документационное обеспечение управления отдела кадров МУК «ЦБС г. Казани» и возможности его совершенствования.
Задачи исследования:
– изучить теоретические основы кадрового делопроизводства;
– проанализировать деятельность отдела кадров МУК «ЦБС г. Казани»

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ДОКУМЕНТАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАДРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 6
1.1. Кадровая деятельность и её документационное обеспечение в современных условиях 6
1.2. Законодательная и нормативно-методическая основа, регламентирующая организацию кадрового делопроизводства 10
1.3. Технология документационного обеспечения кадровой деятельности 19
1.4.Автоматизация деятельности кадровой службы 26
ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ 29
2.1 Методологический блок исследования 29
2.2 Методический блок исследования 34
ГЛАВА 3. ДОКУМЕНТАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОТДЕЛА КАДРОВ МУК «ЦБС Г. КАЗАНИ»: СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ 43
3.1. Анализ деятельности отдела кадров МУК «ЦБС г. Казани» 43
3.2. Законодательное, нормативно-методическое и организационные документы, регламентирующие документационное обеспечение деятельности отдела кадров 47
3.3.Анализ кадровой документации отдела кадров ЦБС: особенности составления и оформления 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 60

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 335.00 Кб (Скачать файл)

– проанализировать деятельность отдела кадров  МУК «ЦБС г. Казани»;

– охарактеризовать нормативно-методическую базу, регламентирующую документационное обеспечение отдела кадров  МУК «ЦБС г. Казани»;

– проанализировать особенности документирования и организации работы с документами в отделе кадров МУК «ЦБС г. Казани»;

– выработать предложения и рекомендации по совершенствованию документационного обеспечения деятельности  отдела кадров, обследуемой организации.

Гипотеза – главный методологический  инструмент, организующий весь  процесс  исследования и подчиняющий  его внутренней логике.

В исследовании  гипотезы –  обоснование предположения о структуре социальных объектов, характере связей между изучаемыми  социальными явлениями и возможных подходов  к решению социальных проблем.

Гипотеза нашего  исследования:

Документационное обеспечение  управления службы кадров зависит от следующих факторов: профессиональной компетентности, автоматизации  кадровой деятельности и руководства работниками законодательно-правовыми и нормативно-методическими документами.

2.2  Методический блок исследования

 

В системе любой  развитой науки метод, равно как  и объект, предмет, состав, структура, понятийный аппарат, представляет собой  относительно самостоятельную подсистему, а в системе развитого научного знания –относительно самостоятельную форму его существования и потому в методологии науки может быть рассмотрен отдельно.

Метод – это способ построения и обоснования социологического знания, совокупность приемов, процедур и операций эмпирического и теоретического познания социальной реальности.

Методика научного исследования – это упорядоченная во времени, скоординированная система действий, направленная на реализацию совокупности различных способов (методов, приемов, процедур, операций) достижения определенной цели [34].

Все применяемые  в исследованиях методы принято  делить на несколько уровней иерархии. Верхний уровень составляют общенаучные  методы. В их основе лежат такие  общие принципы научного мышления, как индукция, дедукция, анализ, синтез, аналогия, сравнение и др. Теоретическим фундаментом общенаучных методов являются философские принципы, законы и категории. Следующий уровень иерархии охватывает методы, применимость которых  выходит за рамки научной дисциплины и опирается на закономерности, общие для различных областей знания. К их числу относятся наблюдение и эксперимент, методы конкретно – социологического исследования, количественные методы и др.

Общенаучные подходы  и методы исследования получили широкое  развитие и применение в науке 20 века. К общенаучным чаще всего относят такие понятия, как «информация», «модель», «элемент», «вероятность», «оптимальность» и др. Для общенаучных понятий присуще большей частью абстрактно-общее (одинаковое), что позволяет выразить их формальными средствами. На основе общенаучных понятий и концепций формулируются соответствующие методы и принципы исследования, к числу которых относятся системный и структурно-функциональный, кибернетический, моделирование и другие.

В структуре  общенаучных методов и приемов чаще всего выделяют 3 уровня:

  1. методы эмпирического исследования;
  2. методы теоретического исследования;
  3. общелогические методы исследования [42].

К методам эмпирического  исследования относятся:

а) Опрос – метод сбора первичной информации об объективных и (или) субъективных фактах со слов опрашиваемого. В социальных исследованиях обычно применяют выборочные опросы для изучения общественного мнения, потребительского спроса населения и т.д. Опрос, во-первых, предусматривает устное (интервьюирование)  или письменное (анкетирование) обращение исследователя к определенной совокупности людей – респондентов с вопросами, содержание которых представляет изучаемую проблему на уровне эмпирических индикаторов, во-вторых, регистрацию и статистическую обработку полученных ответов, а также теоретическую интерпретацию [44].

б) наблюдение – целенаправленное изучение предметов, опирающегося в основном на данные органов чувств [43]; метод сбора первичных эмпирических данных, который заключается в преднамеренном, целенаправленном, систематическом непосредственном восприятии и регистрации социальных фактов, подвергающихся контролю и проверке. Главным преимуществом наблюдения является то, что оно позволяет фиксировать события и элементы человеческого поведения в момент их совершения, в то время как другие методы сбора первичных данных основываются на предварительных или ретроспективных суждениях индивидов. Другим важным достоинством этого метода является то, что исследователь в определенной степени не зависит от объекта исследования.

В наблюдении заложена определенная доля объективности, которая задается самой установкой фиксирования происходящих ситуаций, явлений, фактов. Однако в этой имеется и субъективный элемент. Наблюдение предполагает неразрывную связь наблюдателя с объектом наблюдения, которая накладывает отпечаток и на восприятие наблюдателем социальной действительности, и на понимание сути наблюдаемых явлений,  их  интерпретацию. Чем сильнее наблюдатель связан с объектом наблюдения, тем больший элемент субъективизма, тем больше эмоциональная окрашенность его восприятия. Еще одной важной особенностью метода наблюдения, ограничивающего его применение, является сложность, а порой и невозможность проведения повторного наблюдения.

В зависимости  от  характера процесса наблюдения выделяют его следующие типы: формализованные и неформализованные; включенное и невключенное; полевое и лабораторное; систематические и несистематические (кратковременные) и другие.

Каждое из вышеперечисленных  типов наблюдения имеют свои положительные  и отрицательные стороны. Но можно  сказать точно, что наблюдение считается достоверным, если при повторении его в тех же условиях и с тем же объектом даст те же самые результаты.

в) эксперимент является сердцевиной эмпирического исследования. Эксперимент – это общенаучный метод получения в контролируемых и управляемых условиях нового знания; активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого явления [42].

Различают следующие  типы:

1. натурный (лабораторный, полевой) – эти эксперименты  проводятся на малых группах.

2. мысленные  распространены довольно широко и являются основными при моделировании социальных процессов на ЭВМ. В этом случае эксперименты характеризуются двумя группами элементов: формализованными параметрами, которые представлены системой языка машины, а неформализованные – это концепции, сценарии, ценностные ориентации человека.

Для выявления  эффективности эксперимента целесообразны  его многократные проведения, в ходе которого обрабатываются чистота эксперимента и проверяются основные решения  одной проблемы.

г) измерение – сравнение объектов по каким-либо сходным свойства или сторонам.

д) описание – фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах.

К методам теоретического исследования можно отнести:

а) анализ [гр. analysis – разложение] – расчленение (мысленное или реальное) объекта на элементы; научное исследование вообще [42]. Анализ – это познавательная процедура мысленного (или реального) расчленения, разложения объекта на составные элементы в целях выявления системных свойств и отношений.

б) синтез [гр. synthesis – соединение] – это 1) метод исследования явлений в их единстве и взаимной связи частей; обобщение, сведение в единое целое данных; 2) соединение (мысленное или реальное) различных элементов объекта в единое целое (систему) [42].

Анализ позволяет  сосредоточить внимание исследователя  на части, свойстве, отношении, элементе целого. Анализ успешен, если он позволяет  осуществить синтез, восстановить целое.

в) формализация – представление и изучение какой-либо содержательной области знания (научной теории, процедуры поиска и т.д.) в виде формальной системы или исчисления. Этот метод – даже при последовательном его проведении – не охватывает всех проблем логики научного познания.

г) аксиоматический метод – способ построения научной теории, при котором в ее основу кладутся некоторые исходные положения – аксиомы (постулаты), из которых все остальные утверждения этой теории выводятся логическим путем, посредством доказательства.

д) гипотетико-дедуктивный метод – способ теоретического исследования, сущность которого заключается в создании системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых, в конечном счете, выводятся утверждения об эмпирических фактах. 

К общелогическим приемам и методам относятся  также анализ и синтез, но и еще:

а) абстрагирование – процесс мысленного ответвления от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих исследователя свойств.

б) обобщение – процесс установления общих свойств и признаков предмета, тесно связано с абстрагированием.

в) идеализация – мысленное конструирование понятий об объектах, процессах и явлениях, не существующих в действительности, но таких, для которых имеются прообразы в реальном мире [42].

г) индукция – способ рассуждения или метод получения знания, при котором общий вывод делается на основе обобщения частных посылок. Индукция – необходимое звено на пути достижения общего. Зная общее, исследователь стремится объяснить частное.

д) аналогия – прием познания, где на основе сходства объектов в одних признаках заключают об их сходстве и в других признаках.

е) системный подход – основная задача состоит в разработке методов исследования и конструирования сложноорганизованных объектов – систем разных типов. Существенное значение в системном подходе придается выявлению вероятного характера поведения исследуемых объектов.

ж) вероятно-статистические методы основаны на учете действия множества случайных фактов, которые характеризуются устойчивой частотой.

з) экспертные оценки – количественные и (или) порядковые оценки процессов или явлений, не поддающихся непосредственному измерению. Основываются на суждениях специалистов.

Вышеперечисленные методы являются лишь частью всех существующих методов.

Документоведческие  исследования – частный случай научного исследования. Научное исследование – это процесс, в котором имеющиеся знания используют для получения других – новых знаний. Новое научное знание является характерным важнейшим признаком исследования.

Документ –  настолько внутренне богатый  объект, что в нем выделяется такое множество всяких аспектов (социологический, психологический, информационный, лингвистический, технологический и т.д.), что его изучение не знает границ. Он может изучаться с точки зрения содержания, формы, языка, художественных достоинств, общественного предназначения, исторического функционирования, стилистических особенностей, жанра, читательского мнения. Он, может быть, подвергнут исследованию как отдельный самостоятельный феномен, а может рассматриваться в статистике – как массив, а может в динамике – как поток. И в каждом случае подбирается наиболее подходящий метод исследования.

В документоведческих исследованиях объектом выступает  документ (или их совокупность). Предмет  исследования тесно увязывается  с целью исследования, а цель диктует  необходимость рассмотрения документа не во всем его богатстве внутренних и внешних связей, а лишь одну его сторону, аспект, срез, что называется предмет исследования.

В ходе курсовой работы  нами будут  использованы следующие методы:

– системный анализ;

– анализ документов;

– сравнительный анализ;

– описательный.

Рассмотрим  данные методы более подробно.

Системный анализ ориентирует на раскрытие  целостности объекта и обеспечивающих ее механизмов, на  выявление  многообразных типов связей  сложного объекта и  сведение  их в единую  теоретическую картину. В рамках нашего  курсового исследования нами будет рассмотрена система кадрового делопроизводства.

Анализ документов – один из основных методов сбора данных в исследовании, который предполагает использование информации, фиксированной в рукописном или печатном тексте, а также на магнитной ленте, киноленте и т.д.

Методы анализа  документов чрезвычайно многообразны и непрерывно пополняются и совершенствуются, что объясняется практическими  потребностями, спецификой форм документов, направлениями и целями анализа. Однако во всем этом многообразии можно выделить два основных типа анализа: традиционный, классический и формализованный,  количественный (контент-анализ). Существенно различаясь между собой, они не исключают, а возможно дополняют друг друга, позволяя компенсировать имеющиеся в каждом недостатки, так как оба, в конечном счете, преследуют одну и ту же цель - получение достоверной и надежной информации [34].

Метод анализа  документов  будет использоваться нами на всех этапах нашего курсового исследования.

Сравнительно-описательный анализ. Невозможно мыслить не сравнивая. Без сравнения не существует ни научная мысль, ни научное исследование, в том числе и документоведческое. «Сравнение есть основа всякого понимания и всякого мышления. Все в мире мы узнаем не иначе как через сравнение», – писал К.Д. Ушинский.

Сравнительный метод используется в качестве базового, ведущего метода организации научных исследований, гносеологического стержня и ориентира направления исследования. Он реализуется с помощью множества методов (статистического, социологического, классификации и типологии, структурно-функционального и факторного анализа, прогнозирования, моделирования и др.). Сравнительный метод представляет собой систему исследовательских методов и играет роль методологического принципа в информатике ибо органически входит в диалектико-материалистический метод как один из способов применения диалектики в исследовании информационной действительности. Установление  основных категорий материалистической диалектики - общего, особенного и единичного – невозможно без сравнения.

Информация о работе Документационное обеспечение деятельности службы кадров