Документационное обеспечение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 15:36, творческая работа

Краткое описание

Необходимость создания документов возникла одновременно с появлением письменности. Более того, считают, что именно потребность в создании различных документов (соглашений, договоров и т.п.) и повлекла за собой появление письменности как способа изложения информации не только личного, но и государственного значения. Уже в V в. до нашей эры древнеримский плебс требовал введения четких «писанных» законов. Создание зафиксированных на бумаге законов и правил было также главным требованием средневековых восстаний. Когда же появились законы от делопроизводителя требовалось абсолютная точность формулировок и безукоризненное знание формы изложения, иначе документ терял силу.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...2
1. Становление документационного обеспечения управления в России.
1.1 Возникновение делопроизводства в России………………………………….4
1.2 Приказное делопроизводство………………………………………………….6
1.3 Система коллежского делопроизводства……………………………………..8
2. Делопроизводство в России в XIX - XX вв.
2.1 Система министерского делопроизводства XIX -- начала XX вв…………...9
2.2 Управление делопроизводства в 1917 - 1941 гг…………………………….11
2.3 Управление и делопроизводство в 1945 - 1990-х гг………………………...18
Заключение……………………………………………………………………………….21
Приложения………………………………………………………………………………22

Вложенные файлы: 1 файл

творческая работа по эврике.doc

— 5.07 Мб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………………...2

 

1. Становление документационного обеспечения управления в России.

 

1.1 Возникновение делопроизводства  в России………………………………….4

 

1.2 Приказное делопроизводство………………………………………………….6

 

1.3 Система коллежского делопроизводства……………………………………..8

 

2. Делопроизводство в  России в XIX - XX вв.

 

2.1 Система министерского  делопроизводства XIX -- начала XX вв…………...9

 

2.2 Управление делопроизводства в 1917 - 1941 гг…………………………….11

 

2.3 Управление и делопроизводство  в 1945 - 1990-х гг………………………...18

 

Заключение……………………………………………………………………………….21

 

Приложения………………………………………………………………………………22

 

Библиография…………………………………………………………………………….23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Необходимость создания документов возникла одновременно с появлением письменности. Более того, считают, что именно потребность в создании различных документов (соглашений, договоров и т.п.) и повлекла за собой появление письменности как способа изложения информации не только личного, но и государственного значения. Уже в V в. до нашей эры древнеримский плебс требовал введения четких «писанных» законов. Создание зафиксированных на бумаге законов и правил было также главным требованием средневековых восстаний. Когда же появились законы от делопроизводителя требовалось абсолютная точность формулировок и безукоризненное знание формы изложения, иначе документ терял силу.

 

С развитием письменности документы стали способом общения  и передачи информации.

 

Актуальность:

 

«Создание министерств  привело к возникновению огромного бумажного делопроизводства. Отчеты, доклады, циркуляры и распоряжения стали теперь одним из главных средств управления. В результате этого выросли штаты чиновников. Возникла незримая, но достаточно могущественная власть канцелярии и бюрократии, свойственная истории XIX века».

 

Актуальность этих слов из монографии «Русская история. От Екатерины  Великой до Александра II» (авторы И. Заичкин и И. Почкаев) очевидна и свойственна истории делопроизводства XIX и XX веков.

 

Новые формы, организация  и задачи центральных органов государственного управления были закреплены манифестом 8 сентября 1802 года, которым коллегии были преобразованы в министерства.

 

В.Ключевский писал в  «Курсе русской истории»: «Прежние коллегии подчинены министерствам как их департаменты; главным отличием новых органов центрального управления была их единоличная власть: каждое ведомство управлялось министром вместо прежнего коллегиального присутствия».

 

XIX в. характеризуется  обилием новых видов государственных  документов. Многие из старых документов получили новые названия.

 

Так, законодательные  и распорядительные акты органов  государственной власти стали оформляться указами, инструкциями, регламентами, протоколами и др.

 

Возросло количество форм «переписки»: письма, доношения, известия, требования, рапорты, прошения и др. Большое внимание уделялось унификации документов, т. е. были подготовлены инструктивные указания с изложением по пунктам о составлении документов по определенной форме. Для ряда документов, таких, как дипломы, патенты и пр., были созданы генеральные формуляры-образцы, по которым они должны были составляться.

 

В конце XIX века из-за границы  в Россию стали поступать, как  мы сейчас их называем, «технические средства»: пишущие машины, множительные аппараты (гектографы, стеклографы, шапирографы), получила развитие стенография.

 

Над проблемами усовершенствования и рационализации делопроизводства работали Варадинов Н.В., Гастев А.К., Керженцев П.М., Богданов А.А., Витке  Н.А., Бызов Л.А., Дрезен Э.К., Бурдянский И.М., Розмирович Е.Ф. и др.

 

Проблема:

 

Проблемой данной работы является делопроизводство в России в XIX - XX вв.

 

Цель:

 

Проанализировать методическую и теоретическую литературу по проблеме исследования, выявить основные особенности рационализации делопроизводства в России в XIX - XX вв.

 

Задачи:

 

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

 

1. Проанализировать методическую  и теоретическую литературу по  проблеме исследования;

2. Выявить основные  этапы развития делопроизводства в России;

3. Выявить характерные особенности рационализации делопроизводства в России в XIX - XX вв.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 1. Становление документационного обеспечения управления в России

 

1.1 Возникновение  делопроизводства в России

 

Название «делопроизводство» сохранилось от дореволюционной России. История государственных учреждений в царской России свидетельствует, как шаг за шагом рос государственный аппарат, множилось чиновничество, бюрократия, игравшая важную роль в жизни государства.

 

В работе чиновников дореволюционной  России писание документов, как тогда говорили, и бумаг, работе с ними занимали главное место. Обладая огромной властью, чиновники использовали «бумаги» в качестве орудия укрепления государства помещиков и капиталистов. Царская бюрократия была одной из опор самодержавия, являясь основной государственной машиной управления. Делопроизводство в учреждениях царской России отличалось крайне бюрократическим характером. В учреждениях царила канцелярщина и волокита. Среди чиновников процветало взяточничество. Часто дела рассматривались годами.

 

Понятие и слово «делопроизводство» возникли в центральных учреждениях  Московского государства – приказах – несколько столетий назад (ХV - ХVI в.в.). Тогда под делопроизводством понимали письменное оформление, рассмотрение и решение вопросов («дел») в приказе. Каждое дело начиналось подачей в приказ челобитной (в ХVIII - ХIХ и начале ХХ в.- прошение). К ней присоединялись различные справки, следственные документы, решение приказа и другие материалы. Все составляли «дело» по данному «производству», иначе – его «делопроизводство». Совокупность дел также называли делопроизводством.

 

В ХVIII в. правила ведения  делопроизводства нашли подробное  отражение в законодательстве. Особенно подробно эти правила были сформулированы в Генеральном регламенте (1720г.) Указание Генерального регламента царской бюрократии почитались за непреложный закон. В значительной мере он сохранил свою силу до падения царизма.

 

Но и Генеральный  регламент и последующее законодательство ХIХ и начала ХХ в. под делопроизводством понимали главным образом порядок письменного оформления производства дел, а также переписку. Делопроизводство же, как система документирования самых разнообразных сторон деятельности государственных учреждений, развивалось в нескольких направлениях и было представлено несколькими системами документирования. Так, уже в приказах отчетливо обособляется система документирования административной деятельности, или административное делопроизводство. Управленческая, административная деятельность имеет место в каждом учреждении - большом малом, центральном и местном. Без администрации, которая руководит работой учреждения, оно действовать не может. В силу этого административное производство было самым распространенным. Почти параллельно с административным делопроизводством как самостоятельная развивалась система документирования учета, вначале бухгалтерского, а затем и статистического.

 

Отдельные системы документирования возникли в области военной, судебной и дипломатической деятельности. Все эти системы документирования носят название специальных. Развитие специальных систем документирования в дальнейшем еще более усилилось. Так, большое значение в царской России приобрела коммерческая («деловая») корреспонденция. Она широко распространена в торговых, промышленных предприятиях и частично проникла в государственные учреждения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Приказное  делопроизводство

 

В конце ХV в. появляются первые приказы - центральные органы государственной власти, ведающие отдельными отраслями княжеского управления, и приказные избы - органы государственного управления на местах. Оформление приказов позволило централизовать управление страной. В деятельности этих органов и зародилась работа с документами, получившая название приказное делопроизводство. Приказы ведали управлением, сбором налогов и судом. С усложнением задач государственного аппарата число приказов росло. Ко времени преобразований, проведенных Петром I, их было более 50.

 

Представляет интерес  и структура самого органа государственной власти - приказа:

 

СУДЬЯ

 

ДЬЯКИ

 

ПОДЪЯЧИЕ

 

СТАРЫЕ

 

СРЕДНИЕ РУКИ

 

МОЛОДШИЕ

 

Порядок составления  документа в приказе был следующий: по указанию дьяка проект документа - «черное письмо» - составлял подьячий «средней руки», дьяк «черным» его, т.е. исправлял, а молодший подьячий «белил», т.е. писал начисто. Беловик сверяли с черновиком, «старый» подьячий «справлял» переписанный документ, удостоверял своей подписью соответствие его исправному черновику. «Справленные» документы подписывали дьяки. Подпись растягивали во всю ширину документа с целью охраны от подлогов. Приказы по праву можно было назвать колыбелью бюрократизма: зачастую документы проходили множество инстанций, подолгу задерживаясь без необходимости у отдельных исполнителей, прежде чем попадали по назначению.

 

В наследство от приказного делопроизводства получили мы и слово  «волокита». Подклеенные в столбцы длинной в среднем 50 - 80 м документы наматывали на палочки в свитки. Ленты при чтении волочились, отсюда родилось и понятие. В аппарате приказного делопроизводства процветали взяточничество, чинопочитание. Не были развиты также делопроизводственные операции, такие как регистрация документов, хранение, контроль за исполнением. И все же именно на этом историческом этапе складывается первая система работы с документами, закладываются основные приемы и методы создания, оформления и обработки их Кудряев В.А.

 

Таким образом, в этот период управление не составляло стройной системы и строилось на системе  «поручений» - какой-либо круг дел передавался  в ведение определенного лица по степени близости и доверия к нему великого князя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Система  коллежского делопроизводства

 

Взамен устаревшей системы  приказов в 1717 - 1718 г.г. было создано 12 коллегий, каждая из которых ведала определенной отраслью или сферой управления и подчинялась Сенату. Окончательно структуру коллегий определил Генеральный регламент государственных коллегий, подписанный Петром I 27 февраля 1720 г. В этом документе подробно и обстоятельно раскрываются функции каждого подразделения коллегии. В том числе имеется глава о структуре и функциях канцелярии, а также глава о секретарском чине. К секретарю предъявлялись высокие и строгие требования. Таким образом, Генеральным регламентом государственных коллегий была фактически создана канцелярия и утверждена должность секретаря. 27 февраля 1720 г. можно считать датой рождения секретарской должности на Руси. Кроме секретаря в состав канцелярии входили: регистраторы, актуариусы, архивариусы, конеисты, писцы, фискомы. В Генеральном регламенте четко определены права, обязанности, пределы компетенции и даже режим работы конторских служителей. В период коллежского делопроизводства были заложены основы организации учета и хранения документов, тогда же впервые появилось название «архив». В Генеральном регламенте предписано было иметь два архива - общий для всех коллегий в специальном ведении коллегии иностранных дел и финансовый. Развивая отдельные делопроизводственные операции по работе с документами, коллежское делопроизводство оставило без изменений его бюрократическую сущность.

 

Таким образом, XVIII в. в  развитии делопроизводства характеризовался усилением законодательной регламентации всех сторон деятельности канцелярии и учреждения в целом, формированием и закреплением общих административных начал деятельности учреждений, и прежде всего, бюрократического начала Государственные учреждения России XVI - XVIII вв.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Делопроизводство  в России в XIX - XX вв.

 

2.1 Система  министерского делопроизводства XIX - начала XX вв.

 

Начало XIX в. ознаменовалось новой реформой государственного управления и делопроизводства, которая затронула  главным образом верхний уровень  управления - высшие и центральные учреждения, и вместе с реформами Екатерины II в последней четверти XVIII в. завершила формирование системы центральных и местных учреждений.

Информация о работе Документационное обеспечение