Деловое общение как перцепция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 17:44, реферат

Краткое описание

Любой, даже самый не искушенный в тонкостях социальной психологии и управления, человек уверен в том, что первые минуты, часы, дни и недели пребывания нового сотрудника в организации являются в значительной степени определяющими его дальнейшую судьбу в организации и профессиональную карьеру. Это особенно важно для руководителей структурных подразделений (цехов, отделов, служб). С одной стороны, они должны произвести благоприятное впечатление на трудовой коллектив в целом.

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная ДО.docx

— 58.20 Кб (Скачать файл)

 

 Изучая процесс восприятия, социальные психологи отметили  некоторые типичные искажения  представлений о другом человеке. "Эффект ореола" означает влияние  общественного впечатления о  другом человеке на восприятие  и оценку частных свойств его  личности. Если общее ощущение  о человеке благоприятно, то его  положительные качества переоцениваются, а отрицательные либо стушевываются, либо так или иначе оправдываются. И наоборот: если общее ощущение о человеке отрицательно, то более того благородные его поступки не замечаются или истолковываются как своекорыстные. Под влиянием " эффекта ореола" воспитатель может проглядеть первые шаги " вечного нарушителя" к исправлению. Тогда, безусловно, он его не поддержит, а тот в чем-то не устоит и, смотришь, снова подкрепит каким-то поступком негативное представление о себе.

 

 Другая типичная ошибка - "эффект последовательности" - состоит в том, что на суждение  о человеке наибольшее влияние  оказывают ( при противоречии информации) те сведения, которые предъявлены в первую очередь, а если дело касается знакомого человека, - самые последние сведения о нем. Иногда соответственно выделяют " результат упреждения" и "эффект новизны". Знание этих особенностей полезно учитывать, например, при введении руководителя в пост. Своевременное представление его коллективу с подчеркиванием определенных событий его биографии создает хорошую основу для формирования положительного впечатления о нем.

 

 

2.2. Значительное влияние  на восприятие другого человека  оказывает самооценка воспринимающего. Каждый человек соотносит информацию  о другом человеке с представлением  о самом себе, причем неосознанно  стремится сохранить сложившиеся о себе мнение. Если же это мнение может быть поколеблено, то возникает тревожное состояние и восприятие изменяется так, чтобы предотвратить осознание угрожающих сигналов. Эти неосознаваемые процессы обозначаются как " перцептуальная защита". Если, например, отношение к человеку в коллективе не соответствует его завышенному представлению о себе, он может весьма неадекватно понимать деловую и принципиальную критику как "клевету злопыхателей".

 

 Термином "проекция" обозначают неосознаваемую тенденцию  понимать собственные нежелательные, противоречащие представлению о  себе состояния и качества  как качества другого человека, переносить, "проецировать" их  на другого.

 

"Эффект снисходительности" - щедрая, излишняя благожелательность  при восприятии и оценивании  другого человека - чаще всего  наблюдается у тех, кто получает  обильную эмоциональную поддержку  со стороны других людей и  не подвержен тревогам.

 

 В рассказе Сергея  Воронина " Прощание на вокзале" пишется о женщине, которая именно  так воспринимала всех людей. Своим родным она рассказывала, какие у нее прекрасные товарищи  по работе, а на работе хвалила  своих родных. И когда и те, и другие, провожая ее на целину, встретились на вокзале, они "испытали  чувство недоумения". Один ее  родственник, художник, вспомнил, что "Варвара  Николаевна о приемщице Дусе  говорила восхищенно. По ее словам, эта леди миловидна, синеглаза, очень  стройна". Художник же видел, худенькую, суетливую, с маленькими, ничего не выражающими, кроме какой-то внутренней озабоченности, и уж, конечно, не синими, а скорее серыми глазами. Приходя в цех, она " часто говорила о своих сестрах, и по ее рассказам получалось, что сестры у нее - красавицы. Мастер цеха и ожидал увидеть красавиц, но к своему сожалению такими их не увидел. Может, когда-то они и были красивы, но в данный момент той красоты в них не осталось". Присутствующие на вокзале недоумевали, почему она их такими видит. Социальный психолог объясняет тот самый эффект: гармония в отношениях человека с окружающими есть гармония в отношениях с самим собой.

 

 Способность адекватно  понимать другого человека иногда  связывается с развитием эмпатии.

 

 Эмпатия - это способность эмоционально (а не только рационально) воспринять другого человека, проникнуть в его внутренний мир, принять его со всеми мыслями и чувствами. Известный советский психолог Л.С. Выготский использовал для описания этого явления термин "идентификация", имея в виду психологический процесс, когда читатель или зритель, воспринимая художественное произведение, отождествляет себя с его героем.

 

 Иногда эмпатию называют "аффективным подражанием", и она исследуется в связи со способностью человека к научению через опыт другого человека. Эмпатия немаловажно облегчает взаимодействие людей в тех случаях, когда надо представить себя на месте другого, учесть его переживания в данной ситуации. Она, однако, может начать пагубные последствия если человек настолько сольется в своих чувствах с другими людьми, что утратит способность сохранять в то же час свое личное отношение к происходящему.

 

 На восприятие и  понимание другого человека оказывает  влияние и социальная дистанция  между людьми.

 

 Социальная дистанция  имеет мало что общего с  географической, пространственной  дистанцией: тут понятие дистанции  связано с политическими, экономическими, культурными и другими различиями  между социальными группами, к  которым принадлежат взаимодействующие  индивиды. Эти различия, специфически  преломляемые в системе социальных  стереотипов и усвоенные взаимодействующими индивидами, и создают ощущение дистанции. Чем более негативны стереотипизированные представления о группе другого, чем менее критично индивид пользуется этими стереотипами, тем сильнее это ощущение.

 

 В своей крайней  форме прирост социальной дистанции  приводит к выводу, что представители  прочий группы не люди. В лекциях  по этнопсихологии Б.Ф. Поршнев  однажды утверждал, что в истории  человечества никогда не было  людоедства. И пояснял: съедаемые  существа никогда не воспринимались  как люди; люди, по первобытным  представлениям, - это только члены  собственного племени, собственной  социальной группы.

 

 Увеличение социальной  дистанции затрудняет восприятие  человека как человека, препятствует  формированию конъюнктивных, объединяющих  людей чувств.

 

 Наиболее распространенный  способ поддержания и увеличения  социальной дистанции связан  с навязыванием определенных  социальных стереотипов, а величина  социальной дистанции между людьми  обусловлена в конечном счете социально - экономическим строем общества. Так как способность видеть человека в другом человеке зависит не только от индивидуальных качеств, но и от социальных обстоятельств.

 

 Психологически в определенных  обстоятельствах существование  некоторой дистанции между людьми  функционально нужно. Она нужна  для сохранения отношений ответственной  взаимозависимости, для исключения  самовольства и панибратства. В  воспоминаниях руководителя подпольного  обкома партии А. Ф. Федорова рассказывается, как он прибыл в партизанский  отряд, был очень тепло, дружеские  встречен, но, когда пошли "чарка  за чаркой и тост за тостом", в душе у него зародилось  беспокойство. Возникли ощущение  неправомерности такого положения  и понимания необходимости установить  определенную дистанцию, покончить  с панибратством, чтобы превратить  тот самый отряд в боеспособную, дисциплинированную часть. "Совсем  не просто в таких вот условиях, - описывает Федоров, - своевременно  установить черту и меру. Я  не искал подобострастия и  чинопочитания, не мог и не  хотел в первый день кого  бы то ни было обрывать и  от себя отталкивать, но чувствовал : в какой - то момент надо начать то, что я про себя называл исключением панибратства". Федоров прекратил застолье, пригласил членов обкома в штабную землянку и повел деловой взыскательный разговор. Так была установлена необходимая дистанция, правильные отношения между руководителями и подчиненными.

 

 Однако чрезмерная  дистанция затрудняет понимание  подчиненными поступков руководителя  и создает вероятность возникновения  у них негативных чувств. В  равной мере она затрудняет  понимание руководителем поступков  подчиненных. В процессе стирания  социальных различий дистанция  между людьми становится подвижной, в значительной степени изменяющейся в зависимости от ситуации и индивидуальных качеств участников. Каждый человек "равен в правах с другими членами общества, вечно может рассчитывать на справедливое, уважительное к себе отношение, на заботу государства, на помощь и поддержку коллектива".

 

 Воспринимая другого  человека, невозможно его не оценивать  Восприятие вечно неразрывно  связано с определенным отношением  к воспринимаемому - положительным или отрицательным, с эмоциональным переживанием складывающихся взаимоотношений. Оттенки переживаний бесконечно разнообразны, но в принципе все их можно разделить на две группы: чувства конъюнктивные, т.е. способствующие сближению людей, облегчающие сотрудничество, и чувства дизъюнктивные, разъединяющие людей, затрудняющие совместные действия.

 

 То, что субъект осознает  как близкое ему, с чем он  соотносит конъюнктивные чувства, обычно воспринимается в положительном  свете. "Приятное - это соответствующее "нашему" ( наличному или потенциальному), неприятное - "чужому".. Выходит, эти явления не в том смысле "чужие", что они неприятны, а в том смысле неприятны, что "чужие".

 

 В обыденной жизни  взаимодействие с другим человеком  строится на более или менее  достоверных предположениях о  его личности. Они возникают путем  синтезирования собственных отрывочных наблюдений и каких - то сведений, полученных из других источников. Такой гипотетический образ, которому приданы человеческие черты, называется персонификацией. Построение той или иной конкретной персонификации основывается на ещё не дифференцированном, общем отношении к данному человеку как к "симпатичному" или "антипатичному", "приятному" или "противному", "своему" или "чужому".

 

 Проведенное в Соедененные(ых) Штаты(ах) Америки изучение отношения к лидерам различных группировок показало: собственный лидер обычно персонифицируется как человек честный, искренний, мужественный и т.д., тогда как лидеру враждебной партии приписываются прямо противоположные качества. Один и тот же пропагандистский материал может быть воспринят по - разному, может начать совершенно различные реакции в зависимости от того, как персонифицируется источник информации. Одно дело, если сообщение исходит прямо от врага, совершенно другое - если от беспристрастного наблюдателя или друга.

 

 

2.3. Поскольку человек вступает  в общение вечно как личность, постольку он воспринимается  и другим человеком - партнером  по общению - также как личность. На основе внешней стороны  поведения мы как бы " читаем" другого человека, расшифровываем  важность его внешних данных. Впечатления, которые возникают  при этом, играют важную регулятивную  роль в процессе общения. Во-первых, потому, что от меры точности "прочтения" другого человека зависит успех  организации с ним согласованных  действий.

 

 Представление о другом  человеке тесно связано с уровнем  собственного самосознания. Связь эта двояка: с одной стороны, богатство представлений о другом человеке, с прочий стороны, чем более полно раскрывается прочий человек (в большем количестве и более глубоких характеристиках), тем более полным становится и представление о самом себе. Этот вопрос в свое час на философском уровне был поставлен Марксом, когда он писал: "Человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека. Лишь, отнесясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр начинает относиться к самому себе как к человеку"[8] .

 

 Б.Ф.Поршнев тоже имел  мнение на тот самый счет: "Петр  познает свою натуру через  Павла только благодаря тому, что за спиной Павла стоит  общество, большое множество людей, связанных в целое сложной  системой отношений" [17]. Если применить  это рассуждение к конкретной  ситуации общения, то можно сообщить, что представление о себе через  представление о другом формируется обязательно при условии, что тот самый " другой" дан не абстрактно, а в рамках довольно широкой социальной деятельности, в которую включено взаимодействие с ним. Индивид " соотносит" себя с другим не вообще, а прежде всего, переломя это соотнесение в разработке совместных решений. В ходе познания другого человека одновременно осуществляется несколько процессов: и эмоциональная оценка этого другого, и попытка понять строй его поступков, и основанная на этом стратегия изменения его поведения и построения стратегии своего собственного поведения.

 

 Однако в эти процессы  включены как минимум два человека и каждый из них является активным субъектом. Следовательно, сопоставление себя с другим осуществляется как бы с двух сторон: каждый из партнеров уподобляет себя другому. Значит, при строении стратегии взаимодействия каждому приходится принимать в расчет не только потребности, мотивы, установки другого, но и то, как тот самый прочий понимает мои потребности, мотивы, установки. Все это приводит к тому, что анализ сознания себя через другого включает две стороны: идентификацию и рефлексию.

 

 Термин "идентификация" буквально означающий отождествление  себя с другим, выражает установленный  эмпирический факт, что одним  из самых простых способов  понимания другого человека является  уподобление себя ему. Это, разумеется, не один способ, но в реальных  ситуациях взаимодействия люди  часто пользуются таким приемом, когда предположение о внешнем  состоянии партнера строится  на основе попытки поставить  себе на его место. В этом  плане идентификация выступает  в качестве одного из механизмов  познания и понимания другого  человека. Существует много экспериментальных  исследований процесса идентификации  и выяснения его роли в процессе  общении. В частности, установлена  тесная связь между идентификацией  и другим близким по содержанию  явлением - эмпатией.

Информация о работе Деловое общение как перцепция