Деловое общение как перцепция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 17:44, реферат

Краткое описание

Любой, даже самый не искушенный в тонкостях социальной психологии и управления, человек уверен в том, что первые минуты, часы, дни и недели пребывания нового сотрудника в организации являются в значительной степени определяющими его дальнейшую судьбу в организации и профессиональную карьеру. Это особенно важно для руководителей структурных подразделений (цехов, отделов, служб). С одной стороны, они должны произвести благоприятное впечатление на трудовой коллектив в целом.

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная ДО.docx

— 58.20 Кб (Скачать файл)

 

 Полученные впечатления  определяет сам факт наличия  контакта: прекращение, или, наоборот, продолжение и развитие. Следующая саммит с объектом опирается на внутреннюю переработку первого впечатления. Возможный результат ее - забывание человека или же включение его в число знакомых (запоминание). При последующих встречах возникают все более определенные ожидания, базирующиеся на синтезе прошлых и актуальных впечатлений. Общаясь с человеком, мы все более детально разбираемся в нем и узнаем уже не только особые приметы, но и черты физического облика, оформления внешности и экспрессии, которые особенно не выделяются и поэтому не бросаются в глаза. И мы начинаем "узнавать" эти отдельные признаки у других людей и тем более в различных "макетах" данного человека, несмотря на возможные отклонения в них от оригинала. Наш образ становится устойчивым (константным) и с точки зрения его собственной внутренней структуры, и с точки зрения его места в системе субъективного опыта. Со временем довольно бывает более того любого внешнего обстоятельства связанного с сведениям человеком, чтобы мы представили себе те или иные черты нашего знакомого и его облик в целом. Это может быть местность, погода, какие-нибудь вещи или другие люди, оказавшиеся фоном при восприятии. Опыт воспоминаний, не подкрепляемый впечатлениями новых встреч, ведет к обогащению образа, при котором некоторые черты объекта как бы стираются, а другие, наоборот, становятся более рельефными, абсолютизируются. Так, для большинства взрослых людей давнехонько умершие родители - это большие, сильные люди, безоговорочно добрые, любящие и сердечные. Но могут абсолютизироваться и недостатки: холодность, жестокость, черствость. Эти гипертрофированные черты становятся ведущими в образе и определяют представление о человеке в целом. Массовое общение увеличивает разнообразие людей, выступающих для нас как объекты отражения, повышают плотность возникновения пространственных контактов в единицу времени (смену впечатлений), расширяет диапазон субъективной значимости отдельных контактов. С точки зрения опосредованности отражения отчетливо проявляются две противоположные тенденции. Во-первых, это дифференциация отдельных ситуаций за счет приобретения самостоятельного значения определенным аспектом отражения. Во-вторых, это интеграция непосредственного и опосредованного, их единство в образе как реальном факте реальности.

 

 

1.2. Каждый человек в  основном постоянно пребывает  в кругу людей, в процессе массового  общения. В каждом из контактов  он стремится разыграть определенную  линию поведения, то есть цепь вербальных и невербальных поступков, которыми выражает свое видение ситуации, а через нее - оценку участников и, в особенности, самого себя. Вне зависимости от того, собирался или нет человек избирать определенную линию, он обнаруживает, что фактически сделал это. Другие участники предполагают, что позиция занята им более или менее добровольно. Так что, если человеку придется иметь дело с их реакцией на него, ему нужно принять во чуткость сложившееся у них мнение о нем.

 

 Термин лицо можно  определить как позитивную социальную  ценность, которая утверждается  благодаря линии поведения по  предложению других, выбранной им  в ходе конкретного взаимодействия. Лицо - это образ самого себя, очерченный  в рамках социальных одобренных  свойств, признаваемый другими, подобно  случаю, когда человек успешно  представляет свою профессию  или религию благодаря тому, что  хорошо подает себя.

 

 Человек ощущает немедленный  возбудимый отклик на лицо, представленное  им в ходе взаимодействия с  другими - он "делает" лицо, привязывая  к нему свои "чувства". Если  данная саммит подтверждает образ, ставший для человека уже привычным, то, скорее всего, он не будет  испытывать особых чувств. Если  по ходу событий его образ  скажется лучше ожидаемого, он, вероятно, будет "чувствовать себя хорошо". Если же ожидания не оправдываются, человек " почувствует себя плохо" или „обидится". Вообще привязанность  индивида к определенному лицу  в сочетании с легкостью, с  которой им самим и другими  передается информация, разрушающая  данный образ, является причиной, почему он считает любые контакты  с другими людьми обязательными. Человек испытывает определенные  чувства, касающиеся поддержания  лица других участников взаимодействия, и хотя эти чувства могут  отличаться по интенсивности  и направленности от его чувств  в отношении собственного лица, они столь же мгновенно и  спонтанно встраиваются в лица  других, точно так же, как имеет  место в отношении его самого. Собственное лицо и лицо другого - вещи одного порядка. Именно  групповые правила и определение ситуации определяют набор чувств по отношению к лицу и распределение их среди участников.

 

 О человеке говорят, что у него есть лицо или что он сохраняет лицо, если проводимая им линия представляет внутренне согласованный образ, то есть образ, поддерживаемый суждениями и свидетельствами других участников и подтвержденный объективными обстоятельствами данной ситуации. В этом случае лицо человека не является частью его тела. Это нечто такое, что как бы рассеяно в потоке событий данного взаимодействия и проявляется лишь тогда, когда данные события прочитаны, интерпретированы и оценены.

 

 Таким образом, хотя  опека о лице вынуждает человека  сосредоточиться на поминутных  действиях, для сохранения своего  лица он должен приподняться  над тем, что происходит тут - и - в данный момент и учесть  свое место в социальном мире. Возможность сохранить лицо в  конкретной ситуации имеет воздержавшийся  в прошлом от действий, которые  трудно было бы оправдать в  дальнейшем. Человек боится потерять  лицо в конкретной ситуации  ещё и потому, что другие могут  использовать - это как повод не  считаться с его чувствами  в будущем. Встреча с людьми, с  которыми ему больше не придется  иметь дело, позволяет создавать  возвышенный образ, не переживая  за то, что тот самый образ  может быть дискредитирован в  будущем, не опасаясь чувства унижения, которое сделало бы последующие встречи с данными людьми затруднительными.

 

 Можно сообщить, что  человек имеет ложное лицо, если  появляется информация о каких - то его социальных качествах, которые более того при большом  желании невозможно совместить  с проводимой им линией поведения. Если человек не придерживается  той линии, которую ожидают от  него участники взаимодействия, то можно сообщить, что он потерял  лицо. Цель многих розыгрышей  состоит в том, чтобы человек  продемонстрировал ложное лицо  или потерял лицо, однако, разумеется, серьезнее те случаи, когда человек  сам обнаруживает, что ситуация  прямо вышла из-под контроля.

 

 От члена любой группы  ожидают не только самоуважения, но и определенной чуткости. Предполагается, что он готов пойти на много, чтобы пощадить чувства и спасти  лицо других людей. При этом  ожидается, что он делает это  с готовностью и не раздумывая, поскольку эмоциально идентифицирует себя с другими людьми и с их чувствами. Именно поэтому он желает быть свидетелем ущерб лица другими. Человек, являющийся свидетелем унижений другого и сохраняющий при этом спокойствие, имеет в нашем обществе репутацию "бессердечного", а тот, кто способен спокойно взирать на действия, разрушающие его свое лицо, считается "бесстыдным".

 

 Комбинированный результат  действия правила самоуважения  и правила тактичности и внимания  к другим состоит в том, что  человек стремится вести себя  во час встреч так, чтобы сохранить свое лицо и лица других присутствующих.

 

 

1.3. Внешность человека  воспринимается другим человеком, как некоторая " совокупность  анатомических функциональных и  социальных признаков человека, доступных конкретно - чувственному  отражению" [14]. Важно то, что эти  признаки даны в неразрывном  единстве, но на первое место  выступают те из них, которые  наиболее важны для воспринимающего в данной ситуации.

 

 Первый вопрос, который  возникает при встречи с незнакомым человеком: кто он? - относится, прежде всего, к его социальному положению. Отчасти об этом можно судить по его физическому облику, в котором отложились особенности образа жизни, включая вид труда, питание, режим отдыха и т.д., характерные для определенной социальной группы. Не меньшее важность имеет его манера держаться, специфические обороты речи. По тому, настолько костюм, прическа и тому подобное соответствуют принятым образцам, можно судить как об имущественном положении человека, так и о его отношении к принятым нормам. В ситуациях, где важно исполнение определенных функций, для облегчения ролевого восприятия вводится специальная форма одежды, знаки различия и другие символы.

 

 Во взаимодействии  между людьми каждому важно  понять субъективную позицию  партнера, его отношение к предполагаемому  взаимодействию, склонность к сотрудничеству  проявляется в стремлении приблизить  партнера, сопровождается оживлением, улыбкой, приветливостью и другими  знаками расположения. И, наоборот, холодность, напряженность, резкость  свидетельствуют о намерении  отделить того, кто претендует  на сотрудничество, и поставить  его на место. О том, как представляется  человеку " соотношение сил" ( социальных возможностей) в предстоящем взаимодействии, свидетельствует его мимика - соматическая "пристройка" к партнеру. Если человеку кажется, что успех его начинания зависит от другого (он хочет, чтоб его поняли, согласились с ним, поверили ему), он старается заглянуть другому в глаза, угадать его отношение к своим действием, поскорее поправить, если что получилось "не так". "Пристройка снизу" проявляется в расточительности мелких движений, беспорядочности жестикуляции, излишках мышечного напряжения, в лихорадочных поисках средств воздействия, вплоть до попыток продемонстрировать отсутствующую независимость. Некоторые индивиды прилагают значительные усилия для того, чтобы ввести в заблуждение партнера или хотя бы скрыть свои внутренние переживания в процессе взаимодействия.

 

 Современная жизнь  стремительна, контакты между людьми  многочисленны и неизбежны, а  также относительно кратковременны. В большинстве случаев ощущение  о другом человеке создается  на основе неблизко не полной информации о нем. Здесь на помощь индивиду приходит коллективный исторический опыт.

 

 В ходе общественно - исторической практики предшествующие  поколения накопили огромный  опыт деятельности и человеческих  взаимоотношений. Отложившиеся в  культуре " социальные схемы" представляют  собой как бы шаблоны, которые  общество предлагает человеку  для решения определенных задач. Обычай гостеприимства, например, подсказывает, как следует вести себя с  человеком, посетившим ваш жилье. Другие шаблоны предопределяют  способ выражения чувств: благодарности, удовлетворения, симпатии и т.д. Соответственно, восприятие так же оказывается  в зависимости от этих эталонов. И хотя человеческие биографии  неповторимы, и каждый человек  усваивает социальные схемы по - своему и применяет их, исходя  из своего личного опыта и  соответственно структуре своей  личности, их влияние на поведение  людей огромно.

 

 Примером может служить "социальный стереотип" - схематический, стандартный образ человека как  представителя определенной социальной (профессиональной, национальной и  т. п.) группы. Многие люди считают  само собой разумеющимся, что  профессор рассеян, близорук и  не приспособлен в повседневной  жизни, что студент вечно остроумен, полон оптимизма и никогда  не готов к экзамену, что все  англичане худощавы, надменны и  хладнокровны, а французы только  и думают, что о любви. Встречая  нового человека, человек сразу  относит его к определенной  категории и строит свое поведение  в соответствии с имеющимся  стереотипом. Так артист А.В. Баталов  рассказывал, что самые разные  люди, обращаясь к нему, обычно  руководствовались такой примитивной  схемой … "во мне они видели  представителя одного и того  же несуществующего братства  актеров, где труд ничто, где царит  легкая, красивая, разгульная и бездумная  жизнь" [5].

 

 Исходя из вышесказанного, следует отметить, что процесс  восприятия человека человеком  выступает, как обязательная составная  часть общения и означает восприятие  его внешних признаков, соотнесение  их с личностными характеристиками  воспринимаемого индивида и интерпретацию  на этой основе его поступков.

 

 В восприятии одного  человека другим важны как  первые так и последующие впечатления, а линия поведения человека выражает его видение ситуации и (через нее) оценку участников и, в особенности, самого себя. РАЗДЕЛ 2

 

 

2.1. Восприятие - это не  пассивное отражения реальности, а активный творческий процесс. Личностные особенности воспринимающего оказывают на восприятие существенное влияние. Среди таких особенностей важно отметить важность жизненного опыта воспринимающего, его собственной теории личности, присущего ему способа понимания других людей и его самооценки.

 

 В ходе социализации, под руководством взрослых и  в процессе общения со сверстниками  ребенок усваивает определенные  эталоны. В то же час возрастают  глубина и разносторонность восприятия. При описании другого человека  все большее важность приобретают  существенные внутренние качества. Так, пятиклассники в 14 раз чаще, чем школьники 1-го класса, обращают  чуткость на интересы и склонности  сверстников, в 4 раза чаще отмечают  поступки и действия, свидетельствующие  об отношении к поручением коллектива.

 

 В ряде опытов было  обнаружено явление, получившие  название акцентировки.

 

 Оно содержится в  том, что в зависимости от конкретных  условий, в которых человек формируется  и живет, он приучается считать  одни вещи, явления, качества более  значительными, чем другие. Отсюда  различия в восприятии и оценке  других людей представителями  различных демографических, профессиональных  и иных групп.

 

 Жизненный опыт человека  оказывает немаловажное влияние  на точность восприятия и глубину  понимания другого человека. Например, те, кто по роду работы часто  вступают во взаимодействие с  другими людьми, иногда интуитивно  дают верные характеристики совершенно  незнакомым людям. Эта закономерность  хорошо прослеживается в практике  следователей, педагогов, врачей.

 

 Большую роль в организации  впечатлений о другом человеке  играет собственная " теория личности" воспринимающего - его осознанные  или не полностью осознанные  представления о людях " вообще", о том, насколько они добры, отзывчивы  и т.п. Многие индивиды руководствуются  в своем подходе к другим  людям так называемыми "житейскими  представлениями". Последние складываются на основе собственного жизненного опыта и несистематизированных, обрывочных сведений, почерпнутых из различных, часто устаревших психологических теорий. Вот, например, такие "житейские представления" были выявлены А.А. Бодалевым: "Из 72 опрошенных .. 9 человек рассказали, что люди с квадратными подбородками обладают сильной волей, 17 человек сказали, что люди с большим лбом - умные, 3 человека полагали, что люди с жесткими волосами имеют непокорный характер, 14 человек считали, что полные люди обладают добродушным характером, 2 человека сказали, что толстые губы свидетельствуют о большой сексуальности. 5 человек утверждали, что люди ниже среднего роста вечно отличаются властностью, энергией, большим желанием всеми командовать. 1 человек написал, что люди с близко посаженными приятель к другу глазами очень вспыльчивы. 5 человек убеждали нас, что красивые люди вечно или глупы, или большие себялюбцы" [7].

Информация о работе Деловое общение как перцепция