Участие прокурора в гражданском процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 18:46, курсовая работа

Краткое описание

Принятие Конституции Российской Федерации на всенародном референдуме 12 декабря 1993г. юридически закрепило восприятие Россией общедемократических ценностей и новых ориентиров экономического развития, определило курс на формирование правового государства, который предполагает всеобщее подчинение закону всех субъектов общественных отношений, а также решительную борьбу с любыми правонарушителями.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Роль прокурора в гражданском процессе
1.1. Возбуждение гражданского иска прокурором
1.2. Вступление прокурора в уже начавшийся процесс
1.3. Участие прокурора в кассационной, надзорной инстанциях,
в производстве по вновь открывшимся обстоятельствам
ГЛАВА 2. Проблемные аспекты процессуального положения прокурора в гражданском процессе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 3,5 ГПП.doc

— 180.00 Кб (Скачать файл)

Прокурор, участвующий  в деле, вправе ознакомиться с протоколом судебного заседания и принести на него замечания, которые рассматриваются в порядке, установленном ст. 232 ГПК РФ.

В отличие от первой формы участия (возбуждение  дела) прокурор не дает объяснений суду, не поддерживает исковые требования, не выступает в прениях сторон. Вступление в уже начатый процесс возможно в любой стадии гражданского процесса, но практически, конечно, оно должно иметь место не в самом конце судебного заседания, так как иначе в этом теряется весь смысл[19].

Как следует  из редакции указанных норм, участие  прокурора по перечисленным делам  носит обязательный характер. В этой связи можно говорить о том, что  вступление в начатое дело является не только правом, но и обязанностью прокурора. Вместе с тем в соответствии с ч. 3 ст. 45 ГПК РФ неявка прокурора, извещенного надлежащими образом о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству гражданского дела.

Вступая в уже  начавшийся процесс, прокурор занимает активную позицию в деятельности по рассмотрению спора: он опрашивает истца и ответчика, иных лиц, участвующих в деле; участвует в допросе свидетелей, экспертов, исследует вещественные и письменные доказательства, представленные сторонами. По всем вопросам, возникающим в ходе судопроизводства, прокурор дает заключение о том, как они должны быть разрешены с точки зрения Закона[20].

1.3. Участие  прокурора в кассационной, апелляционной,   надзорной инстанциях

 

Прокурорский  надзор в стадии кассационного производства определяется тем, что предметом  проверки судом кассационной инстанции  является важнейшие акты правосудия по гражданским делам – решения. Определения и постановления  суда, которые должны быть законными, обоснованными и справедливыми.

Согласно Ст. 336 ГПК РФ на решения всех судов в РФ, принятые по первой инстанции, за исключением  решений мировых судей, сторонами  и другими лицами, участвующими в  деле, может быть подана кассационная жалоба, а прокурором, участвующим в деле, может быть принесено кассационное представление.

Согласно п.2 ст. 320 ГПК РФ на решение мирового судьи прокурор, участвующий в деле, может принести апелляционное представление.

При пропуске срока подачи представления по уважительной причине прокурор может обратиться в суд, постановивший решение, определение по делу, с ходатайством о восстановлении срока, указав причину пропуска (ст. 112 ГПК РФ).

Содержание кассационного  представления должно соответствовать  требованиям ст. 339 ГПК РФ:

1) наименование суда, в  который адресуется жалоба, представление;

2) наименование лица, подающего  жалобу или представление, его  местожительства или место нахождения;

3) указание на решение  суда, которое обжалуется;

4) требования лица, подающего жалобу, или требования прокурора, приносящего представление, а также основания, по которым они считают решение суда неправильным;

5) перечень прилагаемых  к жалобе, представлению доказательств.

Согласно п.2 ст.339 ГПК РФ ссылка лица, подающего  кассационную жалобу, или прокурора, приносящего кассационное представление, на новые доказательства, которые  не были представлены в суд первой инстанции, допускается только в  случае обоснования в жалобе, представлении, что эти доказательства невозможно было представить в суд первой инстанции.

Кассационное  представление должно быть подписано   прокурором.

По ст. 340 ГПК  РФ: «Кассационные жалобы, представление  и приложенные к ним письменные доказательства подаются в суд с копиями, число которых должно соответствовать числу лиц, участвующих в деле».

Содержание апелляционного представления должно соответствовать  требованиям ст. 322 ГПК РФ. Апелляционная  жалоба, представление должны содержать:

1) наименование  районного суда, в который адресуется жалоба, представление;

2) наименование  лица, подающего жалобу, представление,  его место жительства или место  нахождения;

3) указание на  обжалуемое решение мирового  судьи;

4) доводы жалобы, представления;

5) просьбу заинтересованного лица;

6) перечень прилагаемых  к жалобе, представлению документов.

В апелляционной  жалобе не могут содержаться требования, не заявленные мировому судье (п.2 ст.322 ГПК РФ).

Апелляционное представление подписывается прокурором.

Апелляционное представление и приложенные к ним документы представляются с копиями, число которых соответствует числу лиц, участвующих в деле.

В соответствии с п. 6 Приказа Генерального прокурора  РФ № 1 от 05 января 1997г. «Об участии  прокурора в гражданском судопроизводстве» прокуроры должны:

1.   проверять жалобы участников процесса, иных лиц, права и интересы которых нарушены вступившими в законную силу судебными постановлениями,  как правило, с истребованием гражданских дел;

2.   при наличии оснований опротестовывать незаконные судебные решения и определения либо обращаться с представлениями к вышестоящему прокурору, имеющему право принесения протеста;

3.   в случаях отказа в принесении протеста или вынесении представления вышестоящему прокурору сообщать об этом лицам, подавшим жалобы. По делам, проверенным в порядке надзора, составлять мотивированные заключения»[21].

Должностные лица органов прокуратуры (Генеральный  прокурор РФ и его заместители, прокуроры субъектов Российской Федерации) в пределах их компетенции вправе обратиться в соответствующий суд надзорной инстанции с представлением о пересмотре вступивших в законную силу судебных постановлений только по тем гражданским делам, в рассмотрении которых принимал участие прокурор.

Пленум Верховного Суда РФ в п. 19 названного постановления N 2 от 20 января 2003 г. разъяснил, что "правом на подачу представлений в вышестоящие  суды обладает прокурор, являющийся лицом, участвующим в деле, с точки  зрения положений статей 34, 35, 45 ГПК РФ, независимо от того, явился ли он в заседание суда первой инстанции"[22].

Прокурор должен признаваться лицом, участвующим в  деле, и в тех случаях, когда вступившее в законную силу судебное постановление вынесено без извещения его о времени и месте рассмотрения дела, по которому ГПК РФ либо иным федеральным законом прокурору предоставлено право вступать в процесс для дачи заключения (ч. 3 ст. 45 ГПК РФ).

Поданные с  нарушением правил подсудности представления  подлежат возвращению без рассмотрения (см. ст. 380 ГПК РФ).

Так, в президиумах  краевых, областных и приравненных к ним судов рассматриваются  надзорные жалобы или представления  на вступившие в законную силу:

1) судебные приказы,  решения и определения районных  судов и мировых судей;

2) апелляционные  решения и определения районных  судов;

3) кассационные  определения данных судов;

4) решения и  определения этих судов, принятые  ими по первой инстанции, если указанные решения и определения не были предметом кассационного или надзорного рассмотрения в Верховном Суде РФ.

Предоставленное ст. 394 ГПК РФ право прокурора принести представление о пересмотре по вновь  открывшимся обстоятельствам решений, определений суда, также связано с его участием в рассмотрении этого дела. При этом представление может быть подано прокурором в течение трех месяцев (ст. 394 ГПК РФ). Таким образом, ныне действующее законодательство уравнивает прокурора по срокам обращения в суд по вопросу о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам судебных актов с другими лицами, участвующими в деле.

В отношении  вступивших в законную силу решений  и определений краевых, областных  и равных им по уровню судов, принятых по первой инстанции, которые не были предметом кассационного рассмотрения в Верховном Суде РФ, предусматривается альтернативный порядок их обжалования в зависимости от выбора лиц, подающих надзорное представление. Указанные судебные постановления могут быть обжалованы как в президиум соответствующего суда, так и в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда РФ[23].

В Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ рассматриваются надзорные представления на вступившие в законную силу:

1) решения и  определения районных судов, принятые  ими по первой инстанции, если  жалобы на указанные решения  и определения были оставлены  без удовлетворения президиумами  краевых, областных и им соответствующих судов;

2) кассационные  определения краевых, областных  и им соответствующих судов,  если жалобы на эти определения  были оставлены без удовлетворения  президиумами данных судов;

3) решения и  определения краевых, областных  и равных им судов, принятые  ими по первой инстанции, если указанные решения и определения не были предметом кассационного рассмотрения в Верховном Суде РФ;

4) постановления  президиумов краевых, областных  судов и им соответствующих  судов.

Генеральный прокурор РФ и его заместители могут  обращаться с представлениями о пересмотре вступивших в законную силу судебных постановлений (если в рассмотрении дела участвовал прокурор) в любой суд надзорной инстанции, начиная от президиума краевого, областного и равного им суда до Президиума Верховного Суда РФ.

Прокурор края, области и иного субъекта Российской Федерации может обратиться с  представлением о пересмотре вступившего  в законную силу судебного постановления (если в рассмотрении дела участвовал прокурор) в президиум краевого, областного и соответствующего им суда[24].

Требование об обязательном наличии в жалобе или  представлении указания на то, в  чем заключается допущенное судами существенное нарушение закона, обусловлено содержанием ст. 387 ГПК РФ, предусматривающей, что основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются именно существенные нарушения норм материального или процессуального права.

Просьба лица, подавшего  жалобу или представление, должна соответствовать компетенции суда надзорной инстанции и может сводиться к отмене или изменению (полностью либо в части) оспариваемого судебного постановления, оставлению в силе одного из принятых судебных постановлений, к принятию нового судебного постановления (см. ст. 390 ГПК РФ).

Кроме общих  требований, предъявляемых к содержанию надзорной жалобы или представления, существует и несколько специальных, соблюдение которых требуется не по всем жалобам, представлениям.

Так, при подаче надзорной жалобы или представления на вынесенное в порядке надзора определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ или Военной коллегии Верховного Суда РФ в ней должно быть указано, в чем состоит нарушение единства судебной практики, и должны быть приведены соответствующие обоснования этого нарушения.

Надзорная жалоба или представление прокурора  должны быть подписаны соответственно лицом, подающим жалобу, и прокурором, указанным в ч. 4 ст. 377 ГПК РФ.

Проверяя дело, прокурору надлежит иметь в виду особенности оснований к возобновлению дел по вновь открывшимся обстоятельствам. Этими основаниями являются:

1.   существенные для дела обстоятельства, которые не были и не могли быть известны заявителю;

2.   установленные вступившим в законную силу приговором суда заведомо ложные показания свидетеля, заведомо ложное заключение эксперта,

3.   установленные вступившим в законную силу приговором суда преступные действия сторон, других лиц участвующих в деле;

4.   отмена решения, приговора, определения или постановления суда либо постановления другого органа, послужившего основанием к вынесению данного решения, определения.

Установив новые  обстоятельства, прокурор в течение  трёх месяцев со дня их обнаружения  подаёт заявление в суд, вынесший решение. В заявлении прокурор указывает конкретные обстоятельства, являющиеся новыми для заявителя. При этом он даёт обоснование их существенного значения по делу и указывает обстоятельства, в силу каких причин они не были известны заявителю.

Заявление прокурора  о возобновлении дела суд рассматривает в судебном заседании с участием прокурора. Суд, рассмотрев заявление о пересмотре решения, определения или постановления по вновь открывшимся обстоятельствам, вправе, удовлетворив заявление, отменить решение, определение или постановление, либо отказать в удовлетворении заявления, тем самым отказаться в пересмотре дела. Определение суда об удовлетворении заявления о пересмотре решения, определения или постановления обжалованию не подлежит.

Хотя прокурор не указан в числе лиц, участвующих в исполнительном производстве, ни в разделе VII ГПК РФ «Производство, связанное с исполнением судебных постановлений и постановлений иных органов», ни в ФЗ «Об исполнительном производстве», ему нельзя отказать в праве на совершение процессуальных действий по исполнению тех судебных постановлений, принятых судом при рассмотрении дела, в котором прокурор принимал участие путем предъявления заявления, поскольку его правомочия в данном случае аналогичны тем, которыми обладает истец (взыскатель).

 

ГЛАВА 2. Проблемные аспекты процессуального  положения прокурора в гражданском  процессе

 

Правовое положение  прокурора, возбудившего дело в суде, долго было предметом дискуссии. Главной проблемой, которая возникает  при характеристике участия прокурора в гражданском процессе, является вопрос о месте прокурора среди иных лиц, участвующих в процессе.

Особенно актуальным разрешение данного вопроса представлялось в период разработки нового ГПК РФ.

Так, ряд специалистов полагали, что прокурор занимает в  гражданском процессе положение стороны[25]. Данная позиция является доктринальной, поскольку как утративший силу ГПК РСФСР, так и ныне действующий ГПК РФ при регулировании положения лиц, участвующих в деле, разделяют статусы представленных субъектов. Однако подобная точка зрения не является вполне обоснованной и на теоретическом уровне. Правовое положение прокурора имеет настолько много особенностей по сравнению со статусом стороны в гражданском процессе, что признание их исключениями из общего правила не представляется возможным.

Информация о работе Участие прокурора в гражданском процессе