Проблемы заработной платы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 12:56, дипломная работа

Краткое описание

ктуальность и проблематика исследования: анализ проблем регулирования заработной платы, и шире, серьезнейшего положения дел, которое складывается в вопросах трудовых отношений в Российской Федерации, в вопросах безработицы и многих других вопросах, приобрел сегодня характер важнейшей общегосударственной задачи, требующей скорейшего разрешения. Важнейшей проблемой, в этой связи, является создание современной, гибкой законодательной базы в сфере занятости, регулирования заработной платы, трудовых отношений. Только благодаря этому станет возможно осуществить разработку конкретной системы мер, которая позволит достойно работать в указанном направлении, как в субъектах Российской Федерации, так и на общегосударственном уровне.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СИСТЕМЫ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ. 8
1.1. Понятие заработной платы. Методы правового регулирования заработной платы 8
1.2. Системы заработной платы.. 16
ГЛАВА 2. УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ВЫПЛАТЫ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ. 24
2.1. Формы выплаты заработной платы, порядок, время и место выплаты заработной платы.. 24
2.2. Размер заработной платы.. 35
2.3. Удержания из заработной платы. Расчет средней заработной платы.. 45
2.4. Стимулирующие выплаты и их роль в стимулировании трудовых результатов 62
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЕ. 71
3.1. Совершенствование оплаты труда в современных условиях. 71
3.2. Проблемы регулирования минимального уровня заработной платы.. 81
3.2. Разработка единого концептуального подхода к вопросам развития законодательства о заработной плате. 84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 89
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 95

Вложенные файлы: 1 файл

дипломная работа.docx

— 138.34 Кб (Скачать файл)

- премии и вознаграждения  за период работы, превышающий  один месяц, - не более одной выплаты за одни и те же показатели в размере месячной части за каждый месяц расчетного периода;

- вознаграждение по  итогам работы за год, единовременное  вознаграждение за выслугу лет  (стаж работы), иные вознаграждения  по итогам работы за год,  начисленные за предшествующий  календарный год, - в размере одной двенадцатой за каждый месяц расчетного периода независимо от времени начисления вознаграждения.

Особый порядок расчета среднего заработка установлен для оплаты отпуска. Средний заработок для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется за последние три календарных месяца (с 1-го до 1-го числа)[31]. Средний дневной заработок для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется за последние три календарных месяца путем деления суммы начисленной заработной платы на 3 и на 29,6 (среднемесячное число календарных дней).

Например, отпуск предоставляется  в июле (с 1, 6, 23 июля - значения не имеет), расчетный период - три календарных месяца - апрель, май, июнь. Должностной оклад составляет 2000 рублей, доплата за совмещение профессий - 1000 рублей. Если расчетный период отработан полностью, то средний дневной заработок рассчитывается следующим образом: (2000 х 3 + 1000 х 3) : 3 : 29,6.

Если расчетный период отработан не полностью, то механизм расчета среднего заработка заключается  в следующем. Например, апрель отработан  полностью, в мае у работника  было 9 рабочих дней, а в июне ни одного в связи с болезнью. Количество календарных дней в не полностью  отработанном месяце рассчитывается путем  умножения количества рабочих дней по календарю 5-дневной рабочей недели на коэффициент 1,4. Из расчетного периода  исключается пособие по временной  нетрудоспособности (п. 4 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы). В нашем примере для расчета среднего дневного заработка необходимо сумму, начисленную в расчетном периоде, разделить на сумму 29,6 + 12,6, где 29,6 - среднемесячное число календарных дней, а число 12,6 получилось при переводе рабочих дней в календарные дни (9 х 1,4).

Если отпуск предоставляется  в рабочих днях (например, для  работников, заключивших трудовой договор  сроком до двух месяцев), то средний  дневной заработок определяется путем деления суммы начисленной  заработной платы на количество рабочих  дней по календарю шестидневной рабочей  недели. Рассмотрим это на примере.

Работник принят на временную  работу в организацию, заключив трудовой договор на срок с 1 февраля по 15 марта 2002 г. При увольнении работнику следует выплатить компенсацию за неиспользованный отпуск. Предположим, что заработная плата работника в феврале составила 3000 рублей, в марте - 1500 рублей. Компенсация за неиспользованный отпуск составит: (4500 : 48) х 4 = 375 рублей, где 48 - количество рабочих дней по 6-дневной рабочей неделе в расчетном периоде, за исключением праздничных дней 23 февраля и 8 марта; 4 - количество рабочих дней неиспользованного отпуска. Заметим, что при исчислении срока работы (определении количества месяцев), дающего право на компенсацию за отпуск при увольнении, излишки, составляющие менее половины месяца, из подсчета исключаются, а излишки, составляющие не менее половины месяца, округляются до полного месяца.

Статья 139 ТК РФ предусматривает, что в коллективном договоре могут быть предусмотрены иные периоды для расчета средней заработной платы, если это не ухудшает положение работников. Механизм расчета средней заработной платы изменяться не может. Например, если в коллективном договоре для оплаты отпуска, предоставляемого в календарных днях, определен период в 6 месяцев, то сумма начисленной заработной платы за 6 месяцев делится на 6 и на 29,6[32].

При подсчете среднего заработка  во всех случаях, предусмотренных трудовым законодательством, следует учитывать  закрепленное в ст. 134 ТК РФ правило о реальном наполнении заработной платы и ее повышении в связи с ростом стоимости жизни. Поэтому если в расчетном периоде, то есть до наступления события, с которым связана выплата среднего заработка, произошло повышение заработной платы, то оплата установленного законодательством периода производится исходя из новой заработной платы работника. В подобной ситуации в качестве расчетного выступает лишь период получения работником заработной платы в повышенном размере. Рассмотренные правила исчисления среднего заработка в этом случае не применяются. В ситуации, когда повышение заработной платы произошло в течение периода, подлежащего оплате исходя из среднего заработка работника, например, в течение отпуска, времени вынужденного прогула, в повышенном размере оплачивается только часть периода, которая приходится на время после повышения заработной платы. К примеру, работник в январе месяце находился в отпуске, а с 15 января была повышена заработная плата. В этом случае время отпуска до 15 января будет оплачено исходя из среднего заработка, который будет рассчитан по рассмотренным нами правилам. Тогда как время после 15 января, то есть после повышения заработной платы, в соответствии со ст. 134 ТК РФ должно быть оплачено в повышенном размере, исходя из нового заработка работника.

Таковы основные правила  исчисления средней заработной платы.

2.4. Стимулирующие выплаты и их  роль в стимулировании трудовых  результатов

В соответствии с ч. 1 ст. 144 ТК РФ работодатель имеет право устанавливать различные системы премирования, стимулирующих доплат и надбавок с учетом мнения представительного органа работников организации. Формы материального стимулирования работников могут устанавливаться работодателем за счет имеющихся у него средств, в том числе путем заключения коллективного договора.

Что такое доплата и  надбавка, что у них общего и  в чем они различаются? В настоящее  время еще нет единого мнения специалистов и ученых в определении  этих понятий. Нет соответствующих  определений и в ТК РФ. На практике тот или иной вид повышения  ставки (оклада) определяется как доплата  или надбавка в зависимости от субъективных представлений авторов  различного рода нормативных актов, устанавливающих эти доплаты  и надбавки.

Можно согласиться с распространенным мнением о том, что доплаты (дополнительные платы) производятся за особые и иные условия труда, отклоняющиеся от нормальных. Доплаты носят как стимулирующий, так и компенсационный характер[33]. Повышение ставки (оклада) за работу в неблагоприятных условиях труда способствует привлечению работников в такую сферу деятельности. Одновременно доплата носит и компенсационный характер. Дополнительные средства работник может направить, например, на лучшее питание с тем, чтобы укрепить свое здоровье, предотвратить возникновение профессионального заболевания.

В свою очередь, надбавка[34] - это дополнительная плата, сумма, начисляемая к тарифной ставке (окладу) работника за результаты труда, превышающие их нормативные значения (за профессиональное мастерство, руководство бригадой рабочему, обучение молодых работников и т.д.).

Также как и доплата, надбавка носит стимулирующий характер, побуждая работников достичь определенных результатов в своей деятельности, взять на себя выполнение дополнительных обязанностей. Одновременно надбавка является компенсацией его дополнительных усилий.

Таким образом, по своей  экономической и социальной сущности доплата и надбавка практически  не различаются. К тому же, по определениям русского языка доплата и надбавка являются синонимами.

В ч. 2 ст. 144 ТК РФ определен порядок введения форм стимулирования труда работников. В организациях, финансируемых из федерального бюджета, порядок и условия осуществления стимулирующих выплат определяются Правительством РФ. Критерии, которые закреплены в соответствующем постановлении Правительства РФ, обязательны для организаций, получающих финансирование из федерального бюджета.

В организациях, финансируемых  из бюджета субъекта Российской Федерации, стимулирующие выплаты устанавливаются  органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. Нормативный  правовой акт об установлении указанных  выплат субъектом Российской Федерации  обязателен для исполнения работодателями, получающими финансирование из бюджета  данного субъекта Российской Федерации.

В организациях, финансируемых  из местного бюджета, стимулирующие  выплаты устанавливаются органом  местного самоуправления. Естественно, нормативный правовой акт органа местного самоуправления обязателен для  исполнения работодателями, получающими  финансирование из бюджета местного уровня.

В других организациях выплаты  стимулирующего характера устанавливаются  работодателем за счет собственных  средств. Однако и самостоятельное  определение работодателем условий  и порядка применения стимулирующих  выплат должно происходить с соблюдением  общих правовых принципов, в частности, требований разумности и справедливости, недопустимости дискриминации при  распределении стимулирующих выплат. Локальный нормативный акт организации  об установлении стимулирующих выплат должен издаваться с учетом мнения представительного органа работников. Представительный орган работников вправе обжаловать в судебном порядке  принятый работодателем нормативный  акт вопреки его мнению. При рассмотрении данного заявления мнение представительного органа работников должно получить оценку в качестве одного из доказательств по делу.

В законодательстве названо  несколько форм материального стимулирования труда работников, например, премии, доплаты, надбавки, вознаграждение по итогам работы за год. Однако выплаты  материального характера могут  быть классифицированы и в зависимости  от нормативного оформления условий  и порядка их применения.

По этому критерию, во-первых, могут  быть выделены стимулирующие выплаты, условия и порядок применения которых определены в нормативных правовых актах. К их числу следует отнести стимулирующие выплаты, которые применяются на основании постановлений Правительства РФ, нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, локальных нормативных правовых актов. Применение перечисленных нормативных правовых актов позволяет использовать два пути защиты нарушенного права[35]. Первый позволяет заинтересованным лицам, в частности, профсоюзам, работникам, по отношению к которым применяются или будут применяться нормативные правовые акты об установлении стимулирующих выплат, обжаловать их в судебном порядке на предмет признания недействующими в связи с наличием в них положений, противоречащих вышестоящему по юридической силе законодательству. Признание данного акта недействующим влечет прекращение его действия с момента вступления в законную силу судебного решения. Второй путь позволяет требовать восстановления нарушенного права отдельного работника при применении указанного акта. В этом случае восстановление нарушенного права конкретного работника не влечет за собой отказ от применения нормативного правового акт об установлении стимулирующих выплат. Данные пути могут быть использованы одновременно, а также в различное время. Например, работник после признания нормативного правового акта недействующим может потребовать возврата невыплаченной суммы премии, которой он лишился в связи с применением этого акта до его признания недействующим. И наоборот, после восстановления нарушенного права конкретного работника профсоюз может потребовать признания в целом нормативного правового акта недействующим.

Во-вторых, при применении указанного критерия могут быть выделены выплаты, которые применяются без  издания специальных нормативных  правовых актов, они, как правило, носят  разовый характер. К примеру, руководитель организации в пределах имеющихся у него в соответствии с учредительными документами полномочий издает приказ о премировании работников, в который могут быть включены не все работники организации или структурного подразделения, в котором выплачивается премия.

В связи с чем создается иллюзия, что права работников, которые не включены в приказ о премировании, не нарушаются, так как приказ о лишении их премии не издавался. Однако работники, которые не фигурируют в приказе о премировании, могут обратиться за защитой своих прав, так как премия им не выплачена, но они могут и должны знать критерии ее назначения другим работникам. В частности, работники могут указывать на нарушение принципа равной оплаты за труд равной ценности, если в приказе не определены конкретные показатели, за которые применено премирование. В свою очередь работодатель при возникновении подобных споров должен доказать соблюдение принципов разумности и справедливости, отсутствие дискриминации при распределении премии. Поэтому приказ о разовом премировании также должен быть мотивирован законными основаниями, их отсутствие позволяет требовать признания его незаконным и выплаты премии работникам, которые ее лишены, путем невключения в приказ о премировании. Указанный приказ не может быть признан незаконным в части премирования других работников, которые с требованиями о его незаконности в государственные органы не обращались, но работодатель может быть обязан выплатить премию и другим работникам, если будет установлено, что законных оснований для их невключения в приказ о премировании не имеется.

В-третьих, применение рассматриваемого критерия позволяет выделить стимулирующие  выплаты, которые применяются на основании приказа в организации, который не является нормативным, но при этом порядок и условия  их применения регламентированы в законодательстве. К числу таких выплат может  быть отнесено вознаграждение по итогам работы за год. Работодатель может издать распоряжение о выплате такого вознаграждения в разовом порядке в связи с достижением успехов в работе в конкретном календарном году. Однако после издания такого разового распоряжения работодатель обязан соблюдать общие условия выплаты вознаграждения по итогам работы за год, которые предусмотрены в законодательстве.

Лица, которые отработали в организации этот год неполностью, имеют право на получение этого вознаграждения пропорционально отработанному времени. Право на получение этого вознаграждения имеют также и лица, работавшие в организации в течение календарного года, по результатам которого выплачивается вознаграждение, но уволившиеся из нее до окончания этого года по уважительным причинам. Правила выплаты вознаграждения по итогам работы за год устанавливаются и федеральными органами исполнительной власти, они также обязательны для работодателей, использующих труд работников.

Восстановление нарушенного  права при применении законодательства также возможно только в индивидуальном порядке. То есть лицо, которое лишено права на получение стимулирующей  выплаты вопреки требованиям  законодательства, вправе требовать  его восстановления, в том числе  и путем издания другого локального акта о применении установленных законодательством критериев для выплат стимулирующего характера. Однако приказ о применении этих выплат по отношению к другим работникам не может быть отменен без их обращения с заявлением в государственные органы, обладающие полномочиями по его отмене.

При применении ч. 1 ст. 144 ТК РФ необходимо иметь в виду, что в соответствии со ст. 149 ТК РФ работодатель обязан установить ряд доплат. Статьей 149 ТК РФ предусмотрено, что при выполнении работ в  условиях труда, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной  квалификации, совмещении профессий, работы за пределами нормальной продолжительности  рабочего времени, в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни  и других), работнику производятся соответствующие доплаты, предусмотренные  коллективным договором, трудовым договором. Размеры доплат не могут быть ниже установленных законами и иными  нормативными правовыми актами[36].

В свою очередь:

- порядок оплаты труда  при выполнении работ различной  квалификации регламентируется  ст. 150 ТК РФ;

Информация о работе Проблемы заработной платы