Проблемы заработной платы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 12:56, дипломная работа

Краткое описание

ктуальность и проблематика исследования: анализ проблем регулирования заработной платы, и шире, серьезнейшего положения дел, которое складывается в вопросах трудовых отношений в Российской Федерации, в вопросах безработицы и многих других вопросах, приобрел сегодня характер важнейшей общегосударственной задачи, требующей скорейшего разрешения. Важнейшей проблемой, в этой связи, является создание современной, гибкой законодательной базы в сфере занятости, регулирования заработной платы, трудовых отношений. Только благодаря этому станет возможно осуществить разработку конкретной системы мер, которая позволит достойно работать в указанном направлении, как в субъектах Российской Федерации, так и на общегосударственном уровне.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СИСТЕМЫ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ. 8
1.1. Понятие заработной платы. Методы правового регулирования заработной платы 8
1.2. Системы заработной платы.. 16
ГЛАВА 2. УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ВЫПЛАТЫ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ. 24
2.1. Формы выплаты заработной платы, порядок, время и место выплаты заработной платы.. 24
2.2. Размер заработной платы.. 35
2.3. Удержания из заработной платы. Расчет средней заработной платы.. 45
2.4. Стимулирующие выплаты и их роль в стимулировании трудовых результатов 62
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЕ. 71
3.1. Совершенствование оплаты труда в современных условиях. 71
3.2. Проблемы регулирования минимального уровня заработной платы.. 81
3.2. Разработка единого концептуального подхода к вопросам развития законодательства о заработной плате. 84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 89
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 95

Вложенные файлы: 1 файл

дипломная работа.docx

— 138.34 Кб (Скачать файл)

Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека.

Месячная заработная плата  работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, обеспечивается:

- в учреждениях, финансируемых  из федерального бюджета, - за  счет средств федерального бюджета,  в учреждениях, финансируемых  из бюджетов субъектов Российской  Федерации, - за счет средств бюджетов  субъектов Российской Федерации;  в учреждениях, финансируемых  из местных бюджетов, - за счет  средств местных бюджетов;

- в других организациях - за счет собственных средств.

Обратим внимание на следующее. Положение абз. 1 ст. 133 ТК РФ в части, устанавливающей минимальный размер оплаты труда не ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека, еще не применялся. Дело в том, что согласно ст. 421 ТК РФ порядок и сроки введения размера минимальной заработной платы, предусмотренной частью первой ст. 133 ТК РФ, устанавливаются федеральным законом, который до сих пор не был принят.

В то же время законодательно не запрещена индексация МРОТ в порядке  договорного регулирования. Статьями 13 Закона РФ "О коллективных договорах  и соглашениях" (в ред. от 24 ноября 1995 г.) и 41 ТК РФ предусмотрено, что в  коллективный договор могут включаться взаимные обязательства сторон по вопросам регулирования оплаты труда с  учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором. Аналогичные  права были предоставлены полномочным  представителям работников и работодателей  при заключении ими соглашений различного рода (ст. 21 указанного Закона и ст. 45, 46 ТК РФ).

Воспользовавшись такими правами, представители работников и работодателей многих отраслей при заключении отраслевых соглашений предусмотрели в них минимальные  тарифные ставки, значительно превышающие  размер МРОТ. Так, в соглашении горно-металлургического  комплекса на 2006 г. была предусмотрена  минимальная тарифная ставка в размере  не менее 0,85 величины прожиточного минимума трудоспособных граждан в соответствующем  субъекте РФ. При этом соглашением  было установлено, что минимальная  заработная плата работников промышленно-производственного  персонала за полный рабочий месяц  с учетом поощрительных и компенсационных  выплат не может быть меньше прожиточного минимума в данном регионе.

На уровне субъектов РФ принимались  законодательные акты, согласно которым  значительно повышалась минимальная  заработная плата. Так, в Татарстане МРОТ устанавливается на уровне, в  четыре раза превышающем МРОТ, установленный  федеральным законодательством[25].

Своеобразно был решен  вопрос о повышении минимальной  заработной платы Волгоградской  областной Думой. В 2005 г. Дума приняла  Закон, согласно которому размер минимальной  заработной платы устанавливается  в определенном соотношении к  прожиточному минимуму. Это соотношение  растет по годам в пользу минимальной  заработной платы. Первоначально, в 2005 г. это соотношение составляло 0,7. То есть размер минимальной заработной платы не должен был составлять менее 70% прожиточного минимума. В 2006 г. это  соотношение составило уже 1,2.

В результате рост заработной платы в области составил по отношению  к предыдущему году - 37%. В 2006 г. выбыли из категории с доходами до три  тысячи рублей в месяц на человека 392 тыс. граждан. Одновременно количество граждан с доходами 4 тысячи рублей в месяц на человека возросло на 439 тысяч.

Приведенные примеры свидетельствуют  о том, что МРОТ, установленный  федеральным законом, в неизменном виде определяет уровень заработной платы в основном работников организаций, финансируемых из федерального бюджета.

На период до введения размера  минимальной заработной платы (минимального размера оплаты труда), предусмотренного частью первой ст. 133 ТК РФ, законодательные (представительные) органы государственной  власти субъектов РФ (за исключением  субъектов РФ - получателей дотаций  из Федерального фонда финансовой поддержки  субъектов РФ) могут принимать  законы, устанавливающие более высокий  по сравнению с установленным  федеральным законом размер минимальной  заработной платы в субъекте РФ с  учетом мнения трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего уровня. При этом размер минимальной заработной платы, установленный в субъекте РФ, устанавливается для всех работодателей, действующих в данном субъекте РФ. Минимальная заработная плата в субъекте РФ может использоваться только для установления оплаты труда.

Правовую основу определения  прожиточного минимума в Российской Федерации и его учета при  установлении гражданам государственных  гарантий получения минимальных  денежных доходов и при осуществлении  других мер их социальной защиты установил  Федеральный закон от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" (в ред. от 27 мая 2000 г. N 75-ФЗ, 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ).

Важно отметить, что в  ст. 1 Закона приведены определения  используемых в нем понятий, - в  частности:

- потребительская корзина  - минимальный набор продуктов  питания, непродовольственных товаров  и услуг, необходимых для сохранения  здоровья человека и обеспечения  его жизнедеятельности;

- прожиточный минимум  - стоимостная оценка потребительской  корзины, а также обязательные  платежи и сборы.

Согласно статье 2 Закона в практической деятельности при  установлении гражданам минимальных  денежных доходов в качестве расчетных  величин применяются два вида прожиточного минимума - на федеральном  и субъектов РФ уровнях. Назначение этих двух видов прожиточного минимума заключается в следующем.

1. Прожиточный минимум  в целом по Российской Федерации  предназначается для:

- оценки уровня жизни  населения Российской Федерации  при разработке и реализации  социальной политики и федеральных  социальных программ;

- обоснования устанавливаемых  на федеральном уровне минимального  размера оплаты труда и минимального размера пенсии по старости, а также для определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат;

- формирования федерального  бюджета.

2. Прожиточный минимум  в субъектах РФ предназначается  для:

- оценки уровня жизни  населения соответствующего субъекта  РФ при разработке и реализации  региональных социальных программ;

- оказания необходимой  государственной социальной помощи  малоимущим гражданам;

- формирования бюджетов  субъектов РФ.

В ст. 3 Закона приводится порядок  установления потребительской корзины.

Потребительская корзина  для основных социально-демографических  групп населения в целом по Российской Федерации и в ее субъектах  определяется не реже одного раза в  пять лет на основе методических рекомендаций, разрабатываемых с участием общероссийских объединений профсоюзов, в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. Указанные рекомендации утверждаются Правительством РФ.

Потребительская корзина  в целом по Российской Федерации  устанавливается федеральным законом.

В субъектах РФ потребительская  корзина устанавливается законодательными (представительными) органами субъектов  РФ с учетом природно-климатических  условий, национальных традиций и местных  особенностей потребления продуктов  питания, непродовольственных товаров  и услуг основными социально-демографическими группами населения.

В свою очередь величина прожиточного минимума (стоимостная  оценка потребительской корзины, обязательных платежей и сборов), периодичность  ее исчисления и порядок установления определяются ст. 4 Закона.

1. Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по РФ и в ее субъектах определяется ежеквартально на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам.

2. Величина прожиточного  минимума на душу населения  и по основным социально-демографическим  группам населения в целом  по РФ устанавливается Правительством  РФ, а в ее субъектах - в порядке,  установленном законами субъектов  РФ.

Минтруд РФ[26] и Госкомстат РФ совместным постановлением от 28 апреля 2000 г. N 36/34 "Об утверждении Методики исчисления величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации" (в ред. постановления Минтруда РФ N 24 и Госкомстата РФ N 19 от 12 марта 2001 г.) утвердили указанную Методику.

Она устанавливает порядок  исчисления:

а) стоимости потребительской  корзины для основных социально-демографических  групп населения;

б) расходов по обязательным платежам и сборам;

в) величины прожиточного минимума для основных социально-демографических  групп населения и на душу населения.

Минимальный размер оплаты труда и минимальный размер пенсии по старости в Российской Федерации поэтапно повышаются до величины прожиточного минимума. Соотношение между минимальным размером оплаты труда, минимальным размером пенсии по старости и величиной прожиточного минимума на очередной финансовый год устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.

О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации см. Федеральный закон от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ.

Семья (одиноко проживающий  гражданин), среднедушевой доход  которой (доход которого) ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ, считается  малоимущей (малоимущим) и имеет  право на получение государственной  социальной поддержки.

Условия и порядок предоставления государственной социальной помощи малоимущим семьям (гражданам) определяются в соответствии с законодательством  РФ и законодательством субъектов  РФ.

Порядок исчисления среднедушевого дохода семьи (одиноко проживающего гражданина) предусматривается федеральным  законом.

Порядок учета доходов  и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими  и оказания им государственной социальной помощи установлен в Федеральном  законе от 5 апреля 2003 г. N 44-ФЗ.

Сведения о прожиточном  минимуме на душу населения и по основным социально-демографическим  группам населения в целом  по Российской Федерации и в субъектах  РФ публикуются ежеквартально в  официальных изданиях Правительства  РФ и официальных изданиях органов  исполнительной власти субъектов РФ.

Среди нескольких международно-правовых актов, регулирующих процесс установления минимальной заработной платы, выделяется прежде всего Конвенция N 131 МОТ "Об установлении минимальной заработной платы" (1970 г.). Она содержит обязанность ратифицировавшей ее страны ввести систему определения минимальной заработной платы (далее - МЗП). В Конвенции говорится о том, что МЗП имеет силу закона и не подлежит понижению при установлении размера оплаты труда работодателем конкретным работникам. Национальное законодательство должно содержать санкции уголовного и иного порядка в отношении ответственных лиц, допустивших нарушение данного предписания.

Сопровождающая ее Рекомендация N 135 указывает на возможность введения единой общеприменимой МЗП в рамках страны или ряда МЗП для определенных групп работников. При этом должно быть сведено к минимуму число категорий работников по найму, не охваченных системой установления МЗП. Само установление МЗП может проходить посредством законодательства, решения компетентного исполнительного органа, совета или комиссии по вопросам заработной платы, трудового суда или трибунала и наконец коллективного договора. В зависимости от изменения уровня стоимости жизни и других экономических условий МЗП должна периодически пересматриваться.

В ст. 134 ТК РФ раскрывается содержание одной из мер по повышению  благосостояния работников. Напомним, что согласно ст. 130 ТК РФ меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы, гарантированы государством. Согласно ст. 134 обеспечение повышения  уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских  цен на товары и услуги. Во внебюджетных организациях индексация заработной платы производится в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями или локальным нормативным актом организации.

Как следует из текста ст. 134ТК РФ, индексация - это повышение  денежных доходов (в том числе  заработной платы) граждан в связи  с ростом потребительских цен. Она  призвана частично или полностью  поддержать покупательную способность  их денежных доходов и сбережений.

Закон РФ "О коллективных договорах и соглашениях" (ст. 13 и 21) предусмотрел возможность индексации (повышения) заработной платы и других выплат работникам, используя в этих целях соглашения различных уровней  и коллективные договоры. Такая норма  была повторена в ст. 41, 45 и 46 ТК РФ. В свою очередь, согласно ст. 134 ТК РФ в организациях, не финансируемых  из соответствующих бюджетов, индексацию (повышение) заработной платы осуществляют сами работодатели. В таких организациях она производится в порядке, установленном  коллективным договором, соглашениями или локальным нормативным актом  организации.

Информация о работе Проблемы заработной платы