Принцип законности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 14:45, курсовая работа

Краткое описание

В обществе с высокоразвитой системой законодательства невозможно точно и неуклонно претворять в жизнь законы без правил, предписывающих, хотя бы и в общих чертах, применение норм права. Такими правилами основополагающего характера являются принципы права, которые в качестве исходных, определяющих идей, положений, установок составляют нравственную и организационную основу возникновения, развития и функционирования права.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..2
Принцип законности ……………………………………………………………7
1.1 Законность: содержание и признаки…………………………………………..7
1.2 Принципы законности…...................................................................................14
2. Классификация юридических гарантий……………………………………23
2.1 Реализация принципа законности…………………………………………….28
2.2 Причины нарушения законности………………………………………. ……30
Заключение………………………………………………………………………...38
Список использованной литературы……………

Вложенные файлы: 1 файл

Гражданский процесс принцип законности.doc

— 222.00 Кб (Скачать файл)

 

Когда же выдвигается  задача  различать  законность  и  законодательство, правомерно  обратить  внимание  на   вторую   его   сторону   –   соблюдение содержащихся в законе требований. К тому же требования закона  и  требование законности несколько отличны друг от друга и по своей направленности.  Если первый преимущественно отвечает  на  вопрос,  что  требуется  соблюдать,  то второй отвечает на вопрос как соблюдать. Следовательно, законность вбирает в  себя  не  только  «должное»,  но  и «сущее».  Таким  образом,    рассматривая   разные   подходы   к   пониманию законности, необходимо учитывать её  сущность,  которая  выражается,  прежде всего, в точном и  неуклонном  соблюдении  и  исполнении  требований закона всеми субъектами права. С  учетом  современных  условий  развития  России  представляется,  что законность  политико-правовое  явление.  Многие  нормативно  правовые   акты имеют не только юридическое, но и политическое содержание. В целом, анализ законности позволяет различать в её содержании следующие самостоятельные моменты диалектики правового, юридического и государственно - политического.

 

Законность неотторжима  от общеобязательности права. Именно  этот  момент получил наибольшее отражение в науке, в большинстве определений законности. В таком случае законность характеризует право, взятое под углом  зрения  его существования. Главное здесь –  требование  неукоснительного претворения  в жизнь законов и  базирующихся  на  них нормативных правовых  актов. Иными словами, законность в  подобном  понимании  требует  соответствия  поведения субъектов  общественных   отношений   предписаниям  правовых   норм,   т.е. обеспечения  правомерного  поведения  всех  их  участников.  Данная  сторона законности  вытекает  из  самого  факта существования  права  как   система общеобязательных правил. С этих позиций о законности можно говорить  как  об условии жизни государственно-организационного общества. Другая грань исследуемого явления отождествляется  с  идеей  законности, под которой понимается формирующаяся в  общественном  правосознании идея  о целесообразности  и  необходимости  такого  реального  положения,  когда  не останется места  для  произвола,  будут  фактически  достигнуты всеобщность права, действительная реализация  прав  и  свобод.  Не  случайно  законность трактуется как принцип права,  который  концентрировано, выражает  основные особенности последнего, его свойства, рассматриваемые в действии в  процессе реализации. В результате и  право  анализируется как  сила,  обеспечивающая организованность  общественных  отношений.  Будучи  оправданным   принципом, законность проникает в плоть правовой материи, определяет  её  формирование, функционирование,  развитие  и,  в  частности,  такой  признак  права,   как верховенство закона и поднормативность правоприменительных актов.

 

Понимая как метод  государственного  руководства  обществом,  законность предполагает,  что  свои  функции  государство  осуществляет   исключительно правовыми средствами – путем принятия нормативных  актов  и  обеспечения  их неукоснительной   реализации.    А    поскольку    правовое   регулирование распространяется  на  различные  сферы    общественной   жизни,   необходима достаточная  полнота  её  регламентации.  При  этом государство  не  только закрепляет правовые нормы, но и обеспечивает их реализацию и защиту прав.

 

В таком государстве  недопустим произвол деятельности,  должностных  лиц, исключается  принятие   субъективных,   волюнтаристских   решений,  решений политических вопросов силовыми методами.

 

В  то  же  время  законность  есть  принцип  деятельности   государства. Государство,  все  его  органы,  организации  и  учреждения,  сами   связаны правовыми  нормами,  действует  в  их  рамках  и  во  имя   их   реализации. Законность, рассматриваемая с этой стороны, служит принципом не  всякого, а лишь демократического государства, иначе  говоря,  законность  есть  антипод произвола и беззакония и,  прежде  всего  беззакония  самой государственной власти,  произвола,  творимого  органами  государства  и  его   должностными лицами. Наиболее ярко данный принцип  проявляется  в правовом  государстве, обусловливая  его  сущность.  Такое  государство  можно  определить  и   как государство строжайшей законности.

 

Вместе с тем требование реализации права,  неукоснительного  претворения правовых предписаний  в  жизнь  не  формальное  требование,  не  самоцель, а условие нормального  функционирования  общества  и  государства,  обеспечение порядка организованности  и  дисциплины.  Благодаря  законности  в обществе внедряются идеи справедливости, гуманизма, личной общественной свободы.

 

В социально – политическом  смысле  законность  можно  считать   режимом общественно – политической жизни. Это режим, при котором  деятельность всех субъектов основывается на законе, а идея права,  гуманизма,  справедливости, свободы и ответственности господствует над личными,  групповыми, классовыми интересами.  Режим законности означает такое состояние  общественной  жизни, при котором участники правоотношений свободно реализуют   принадлежащие  им юридические права и обязанности.2

 

Таким   образом,   законность   –   это   политико-правовое   явление, характеризующее  процесс совершенствования государственно-правовой  формы организации общества  и  реализации  идеи  социальной  справедливости  путём строгого   и    неуклонного    соблюдения    и    исполнения   действующего законодательства, положение при котором  общественная  жизнь  обеспечивается законами.

 

Безусловно,  законность  представляет  собой  сложное  и   многообразное общественное явление. Обозначим наиболее существенные признаки:

 

  . всеобщность требования  соблюдать и исполнять законодательство  в  широком смысле;

 

  . осуществление всех  государственно-властных  функций  исключительно  на основе   законов   при   строгом    соблюдении    должностными    лицами предусмотренных законом прав и  свобод  личности,  гарантированность  от необосновательном привлечении к ответственности или незаконного лишения благосостояния;

 

  . решительное предупреждение  и пресечения любых правонарушений, от кого бы они  ни  исходили,  обеспечение   неотвратимости  ответственности   за нарушение  законов.

 

На   основании   вышесказанного, думается,   что   многозначность    и многоаспектность понятия «законность» объясняется его местом  в системе политико-правовых категорий. Данное понятие находится как бы на  стыке объективного  и субъективного права,  права и государства,  права и общества, права в «нормах» и права в «жизни» и т.д.

 

Законность  выступает  при этом как оценочная категория  соответствия между принципами и  нормами права, с одной стороны, и социальными отношениями с  другой. Принципы  законности  –  это  основополагающие  идеи,  взгляды,  которые представляют собой исходные начала, обусловливающие содержание законности.

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Принципы  законности.

В юридической литературе  сформулирована  следующая  система  принципов законности:

 

          . единство законности;

 

          . верховенство закона;

 

          . равенство всех перед законом;

 

          . неотвратимость юридической ответственности.

 

Рассмотрим каждый из принципов поподробнее.

 

Единство  законности  предполагает,  что   при   всём   многообразии действующих  законов и нормативно –  правовых  актов,  при  всех  местных особенностях законность должна быть одна для  всей  страны.  Недопустимы попытки создания в каждой республике, области, районе своей  законности, отличной от  общегосударственной.  К  сожалению,  в  нашей  стране  этот принцип не всегда чётко проводится в жизнь, отдельные регионы  принимают нормативные акты, противоречащие федеральным законам  и даже Конституции Российской Федерации. В этой связи актуальны вопросы обеспечения единого правового   пространства   Российской   Федерации,   сущность    которой заключается в точном  соответствии актов органов государственной власти субъектов Российской  Федерации и органов   местного   самоуправления основополагающим  федеральным конституционным   принципам   и нормам.

 

Единство законности, однако, не означает шаблона в  применении  правовых актов, ущемление самостоятельности и инициативы мест. Более  того,  было бы не плохо, если бы центр не только и не столько бы гневался на регионы за каждый их «шаг влево, шаг вправо»,  а  помогал  бы  им  в разработке законов. Дело в том, чтобы, проявляя инициативу, субъекты  не  допускали отступлений от общих правил, чтобы учёт своеобразия местных условий не был направлен на обход закона. А федеральное законодательство  в свою очередь должно быть достаточно гибким и учитывать интересы как страны  в целом, так и субъектов.3

 

В обеспечение принципа  единства  законности  должно  быть  соблюдено также следующее  обстоятельство. Понимание и  применение  законов  должно быть одинаковым на всей территории страны.

 

Единое понимание правовых норм зависит от  качества  самих  правовых норм, точности их изложения, от чёткости содержания  в  них  понятий,  а также от уровня  профессиональной  подготовки  тех,  кто  применяет  эти нормы.

 

Российскими правоведами  обстоятельно  изучены  свойства,  которыми должны обладать  нормы  права,   в  результате   выделено   четыре  вида свойств:   собственно   –   юридические,    языковые,    логические    и социологические, которые включают такие критерии качества закона, как:

 

         . нормативность,  полнота  и   конкретность  нормативно  –   правового регулирования, характеризующие  собственно-юридический аспект нормы  права;

 

         . простота, краткость, ясность, точность,  характеризующие  языковой аспект  нормы права;

 

         .  определённость,     последовательность,     непротиворечивость, характеризующие  логический аспект нормы права;

 

         . юридическая и социальная эффективность  права.

 

В системе свойств, которые  должна иметь любая  качественно  совершенная норма, важное  место  занимает  её  юридические  свойства  – нормативность, полнота и конкретность.

 

Нормативность характеризует  способность  нормы  права  быть  регулятором общественных отношений, содержать правило, стандарт определённого  поведения субъектов правоотношений.

 

Степень полноты  нормативно  –  правового  регулирования,  закреплённого нормой права, характеризуется, прежде всего, требованием  предусматривать  в проекте все три элемента (гипотезу, диспозицию и санкцию)  либо  отсылать  к акту, где содержатся те или иные компоненты проектируемых норм права.

 

При  недостаточно  полной  регламентации  правоотношений  в  законе появляются пробелы, которые  влекут за собой возникновение  ситуаций,  когда субъективное право, предоставленное  законом, не может  быть  реализовано  по мотивам отсутствия соответствующего нормативно правового предписания.

 

Критерий  конкретности  нормы  права  требует  разработки  действенного механизма реализации нормы права в конкретных отношениях. Любая норма может действовать эффективно и широко использоваться в конкретных  правоотношениях при условии, что она  имеет  тот  или  иной  набор действительных  правовых средств, тогда норма становится привлекательной  в  глазах  заинтересованных лиц и легче обеспечивается неукоснительное соблюдение  и  исполнение  данной нормы  права.  Неконкретность  регулирования  неизбежно  влечёт   за   собой появление декларативных норм, которые превращают акт, не  обязывающий  ни  к чему призыв.   Между  тем  для  действия  нормы  главным  является  факт  её соблюдения, использования в конкретных отношениях.

 

Критериями качества закона  с  точки  зрения  языка  являются  простота, краткость, ясность  и точность.

 

Простота текста закона характеризуется прямым порядком слов, отсутствием громоздких  конструкций,  а  также  умеренным  использованием причастных  и деепричастных оборотов. Чем проще текст для понимания, тем  вероятнее  будет его исполнение.

 

Критерий краткости  сосредотачивает внимание субъекта на сути закона. Ясность закона способствует правильному и полному выявлению содержащейся в  нём   информации,   обеспечивает   эффективность   действия   нормативных предписаний закона.

 

Точность означает  «достижение  наибольшего  соответствия  между  идеей, мыслью и воплощением  этой мысли в законодательной формуле».

 

Любые  нарушения  критериев   языкового   аспектов   закона   затрудняют восприятие   текста   нормативных    актов,    создают    ситуации,    когда заинтересованные лица  неправильно  понимают  соответствующие  нормативно  – правовые предписания либо вовсе не могут понять  смысл  и содержание  нормы права, что затрудняет её надлежащее соблюдение и использование.

 

Единство законности предполагает также, соблюдение всех правовых норм, а не  только  законов,  т.е.  законодательства  в  широком  понимании.   Здесь понимается, что каждый подзаконный акт, если он издан в  развитии  закона  и соответствует  ему,  должен  соблюдаться,  как  и   закон,   ибо   нарушение подзаконного акта будет нарушением и самого закона.

Информация о работе Принцип законности