Диалектика, ее принципы и законы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 22:00, реферат

Краткое описание

Диалектика ( от греч. – «искусство вести беседу») представляет собой теорию и метод познания действительности, это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Термин диалектика в истории философии употребляется в различных значениях. Сократ рассматривал диалектика как искусство обнаружения истины путем столкновения противоположных мнений, способ ведения ученой беседы, ведущий к истинным определениям понятий.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 1
ГЛАВА 1. Диалектика и ее сущность 2
Сущность диалектики и развитие представлений о диалектике в истории философии 2
ГЛАВА 2. Диалектика как система 6
2.1. Принципы диалектики 6
2.1. Законы и категории диалектики 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
Список используемой литературы 16

Вложенные файлы: 1 файл

реферат на тему Диалектика, ее принципы и законы.docx

— 54.95 Кб (Скачать файл)

ГОУ ВПО

"Российская  Экономическая академия  имени Г.В.Плеханова" 

Кафедра философии 
 
 

Реферат по дисциплине «Философия»

на  тему:

" Диалектика, ее принципы и законы " 
 
 

Выполнила:

студентка  факультета маркетинга

гр. 1307

Тарча Анна

Научный руководитель:

Скатерщикова  Алла Викторовна 
 
 
 

Москва - 2010 

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ 1

ГЛАВА 1. Диалектика и ее сущность 2

Сущность диалектики и развитие представлений о диалектике в истории философии 2

ГЛАВА 2. Диалектика как система 6

2.1. Принципы диалектики 6

2.1. Законы и категории диалектики 9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15

Список используемой литературы 16 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

  Диалектика ( от греч. – «искусство вести беседу»)  представляет собой теорию и метод  познания действительности, это наука  о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Термин диалектика в истории философии  употребляется в различных значениях. Сократ рассматривал диалектика как  искусство обнаружения истины путем  столкновения противоположных мнений, способ ведения ученой беседы, ведущий  к истинным определениям понятий. Платон называл диалектика логический метод, с помощью которого на основе анализа  и синтеза понятий происходит познание истинно сущего - идей, движение мысли от низших понятий к высшим. Софисты придали термину диалектика дурной оттенок, называя диалектика - искусство представлять ложное и  сомнительное за истинное.

  Элементы  диалектики представляют собой целостную, развивающуюся систему категорий, законов и принципов, которые в своей совокупности отражают единство, целостность реального мира в его всеобщих характеристиках. Различия между элементами диалектики относительны, условны и подвижны.

  Какую бы историческую форму диалектика ни принимала, в центре ее внимания всегда была проблема развития. Наиболее характерными чертами данного процесса являются: возникновение качественно нового объекта, направленность, необратимость, закономерность, единство количественных и качественных изменений, взаимосвязь  прогресса и регресса, противоречивость, цикличность формы, развертывание во времени.

  В  современных вариантах диалектики  практически отсутствует  понимания   ее как о развитии. Доминирует представление о диалектике как  форме  осмысления полярностей,  противоположностей,  пронизывающих   нашу   жизнь,   сознание, историю.  Различные  варианты  толкования  диалектики  предлагают  различные принципы   взаимоотношений   противоположностей   –   от    возможного их гармонического синтеза до трагически непримиримого, вечного  противостояния.

 Определенной  важностью при рассмотрении понятия  диалектики  философии обладают три закона диалектики, которые,  в свою очередь, носят универсальный  и всеобъемлющий характеры. 

 Таким образом, в своем реферате мы рассмотрим наиболее подробно сущность диалектики, развитие представлений о ней в истории философии, а также основные ее элементы: принципы, категории и законы.

ГЛАВА 1. Диалектика и ее сущность

    1.   Сущность диалектики и развитие представлений о диалектике в истории философии
 

  В первую очередь  разберемся, что  такое диалектика  и как развивались  взгляды и представления о  ней  в истории философии.  Диалектика – признанная в современной философии  теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод. Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и других  аспектов действительности через ее законы, категории и принципы.

  Главная проблема диалектики – что такое  развитие? Развитие – это общее  свойство и  главнейший признак материи: изменение материальных  объектов, причем не простое (механическое) изменение, а изменение как саморазвитие, результатом которого является переход на более высокую ступень организации.  Развитие – высшая форма движения, а движение, в свою очередь,  основа развития.

    В истории философии принято выделять основные три исторические формы диалектики:

  1. Диалектика античности (наиболее яркий представитель — Гераклит и досократики)
  2. Идеалистическая диалектика немецкой классической философии XVIII — первой половины XIX в. (И. Кант, Г. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель)
  3. Материалистическая диалектика (К. Маркс, Ф. Энгельс, философы советской школы Э. Ильенков, Вазюлин В. А., Готт В. С. и др.)

  Обычно  диалектикой называют умение вести  беседу и достигать истины путем  раскрытия противоречий, в первую очередь, в аргументах противника.

    Еще в глубокой древности мыслители исходили из таких представлений о мире, как противоположности, противоположности покоящегося и изменяющегося, покой и непрерывные процессы изменения и становления. Поэтому справедливо считается, что в своей простой форме диалектика, как учение о развитии природы, зародилась еще в древности. Известны примеры рассуждений, например, Лао-цзы, который учил, что мир состоит из мельчайших частиц и подчинен естественному закону (Дао). Известны и ближневосточные представления о противоположностях, движущих мир, и о вечном изменении мира (например, учение Заратустры).

  Однако  зарождение диалектики следует связывать с Сократом.   Термин «диалектика» в смысле метода философствования, когда в ходе беседы находятся и снимаются ложные представления, в результате чего доказательно устанавливаются искомые понятия, впервые применил Сократ. Для него целью познания было понимание, в первую очередь, идеи добра, которое он понимал как красоту и истину (при этом красота, по Сократу, есть добро и истина). Сократ гениально предвосхитил утверждение о движении познания, более того, определил, что поиск истины на поле философских изысканий связан с нравственным и эстетическим идеалами.

      По существу,  диалектика Сократа  призвана разделять предметы  по родам и устанавливать свое  общее в каждом роде различенных  предметах – находить общие  определения предметов. Это достигается  в ходе беседы за счет использования  вопросов и ответов для получения  рассогласования (мнений) – противоречий  – при выяснении общего.

      Но диалектика в аспекте как учение - это диалектика Платона. Платон определил исключительную, нерациональную форму мышления, в которой самодвижение мысли организуется себя-тождественными и взаимно определенными идеями. Главное в таком мышлении – это движение вслед за истиной. Диалектику Платон представлял как движение мысли от многообразных конкретных значений к общим понятиям и обратно.    В диалектике Платона различаются положительный и отрицательный моменты. А так как Платон понимает диалектику как положительную, то его метод состоит из 2-ух стадий: сначала происходит восхождение от низших понятий к высшим, нахождение идеи за счет подведения под нее разных вещей, а потом осуществляется нисхождение к низшим понятиям, определение видов, что Платон связывает с проверкой гипотез.

    Диалектика Платона – это преамбула истинностной диалектики Гегеля: познанная в чистых понятиях абсолютная сущность и изображение этих понятий, хотя еще не самодвижение понятий и не в себе деятельность самого себя мышления.

    Аристотель рассматривал понятия в их взаимосвязи, характеризовал категории как переходящие друг в друга, что позволило ему формализовать отношения категорий и заложить основы формальной логики. Аристотель впервые поставил проблему изменения, как проблему развития, т.е. диалектика Аристотеля была существенна в изучении причин порождения вещей.

  Гераклит, который заслуженно считается первым диалектиком, указал на взаимодействие противоположностей и всеобщую смену  явлений, которыми он объяснял все изменения  в природе. Гераклит утвердил принцип  всеобщности и неотвратимости изменения  всего, это пояснял известным  примером о том, что в одну и  ту же воду реки нельзя войти дважды. Взаимодействие противоположностей Гераклит называл всеобщим логосом. Но поскольку космос мыслился как завершенный и единый, то противоположности мыслились воплощающимися друг в друге (огонь в воздухе, воздух в воде, вода в земле, и обратно; хотя и эти преобразования были известны до Гераклита), движение мыслилось по кругу, без порождения чего-либо нового. Отсюда и появилось утверждение о тождестве противоположностей, вплоть до того, что добро и зло – одно и то же.   

  И. Кант освободил диалектику от видимости  произвола, отвел диалектике более  высокое место, и эта сторона  его философии принадлежит к величайшим его заслугам. По Канту, диалектика – способ разрушения иллюзий человеческого разума, который, стремясь к цельному и абсолютному знанию, неминуемо запутывается в противоречиях.

  И наконец, развернутую систему диалектики создал Гегель. С философии Гегеля начинается диалектическая философия. Диалектика есть, согласно Гегелю, «движущая душа всякого научного развертывания мысли и представляет собой единственный принцип, который вносит в содержание науки имманентную связь и необходимость…».

  В диалектике Гегеля можно выделить следующие  три основных элемента:

  1. Попытка обойти Кантово опровержение  рационализма. Это опровержение, как  считает Гегель, имеет силу только  для систем, которые являются  метафизическими, но не для  диалектического рационализма, который  принимает во внимание развитие  разума и потому не боится  противоречий. Кант опроверг рационализм,  заявив, что тот непременно приводит  к противоречиям. Этот аргумент  не представляет угрозы для  диалектической системы Гегеля, которая готова примириться с  противоречиями.

  2. Описание развития разума в  терминах диалектики. Гегель употребляет  слово «разум» не только в  субъективном смысле — для  обозначения определенной умственной  способности,— но и в объективном  смысле — для обозначения всех  видов теорий, мыслей, идей и т.  д. 

  3. Философия тождества. Если разум и действительность тождественны и разум развивается диалектически, то и действительность должна развиваться диалектически. Мир должен подчиняться законам диалектической логики. Следовательно, мы должны находить в мире противоречия, которые допускаются диалектической логикой.

      Затем прошел временной отрезок  диалектического материализма. И настала эра современной диалектической философии.

    В Новом времени диалектические  моменты познания в своей наивной  форме стали появляться в рассуждениях  многих мыслителей.   

      Еще в начале XV в. Н. Кузанский  говорил о совпадении противоположностей, о бесконечности Вселенной, о  том, что все в природе находится  в вечном движении. Дж. Бруно говорил  о том, что если требуется  познать тайны природы, то необходимо  в ней рассматривать минимумы  и максимумы противоречий и  противоположностей.

      Диалектические моменты воззрений  были в исследованиях Коперника,  Декарта, Лейбница, Спинозы, Дидро,  Руссо и других мыслителей, но  которые сводятся, в основном, к  признанию движения и изменения  материи и единства некоторых  противоположностей. Стоит отметить  следующие моменты. Декарт утверждал  самостоятельность развития природы,  обозначил переменные величины  для математики. Лейбниц обозначил  принцип самодеятельности и связь  единичного и всеобщего, учил  о непрерывности развития и  о появлении нового, как единства  противоположностей. Спиноза обозначил  положения единства свободы и  необходимости, а также конечного  и бесконечного. Хотя самым главным  было, пожалуй, то, что Руссо и  Вольтер развили идеи развития  общества, максимально подойдя к  его диалектическим принципам.

Информация о работе Диалектика, ее принципы и законы