Принцип законности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 14:45, курсовая работа

Краткое описание

В обществе с высокоразвитой системой законодательства невозможно точно и неуклонно претворять в жизнь законы без правил, предписывающих, хотя бы и в общих чертах, применение норм права. Такими правилами основополагающего характера являются принципы права, которые в качестве исходных, определяющих идей, положений, установок составляют нравственную и организационную основу возникновения, развития и функционирования права.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..2
Принцип законности ……………………………………………………………7
1.1 Законность: содержание и признаки…………………………………………..7
1.2 Принципы законности…...................................................................................14
2. Классификация юридических гарантий……………………………………23
2.1 Реализация принципа законности…………………………………………….28
2.2 Причины нарушения законности………………………………………. ……30
Заключение………………………………………………………………………...38
Список использованной литературы……………

Вложенные файлы: 1 файл

Гражданский процесс принцип законности.doc

— 222.00 Кб (Скачать файл)

- делами об ограничении  или о лишении несовершеннолетнего  в возрасте от 14 до 18 лет права  самостоятельно распоряжаться своими  доходами;

- делами об объявлении  несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипации);

- делами о принудительной  госпитализации гражданина в  психиатрический стационар и  принудительном психиатрическом  освидетельствовании;

- делами по заявлениям  о восстановлении утраченного  судебного производства.

Принцип законности в особом производстве проявляется в соблюдении специальных условий, установленных для рассмотрения как всех дел особого производства, так и отдельных категорий дел особого производства.

К особенностям применения принципа законности в особом производстве, касающимся всех дел особого производства, в первую очередь следует отнести:

- оставление заявления  без рассмотрения при возникновении  спора о праве, подведомственного  суду;

- об обязательном привлечении  в процесс иных заинтересованных  лиц, если их можно установить.

Кроме того, принцип законности в особом производстве находит свое воплощение в установленных для  отдельных категорий дел особого  производства сроках их рассмотрения.

Это соответствует ст. 14 Международного пакта о гражданских  и политических правах и ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, в соответствии с которыми каждый имеет право на судебное разбирательство дела в разумные сроки.

Из специальных условий, касающихся только отдельных категорий  дел особого производства, в первую очередь необходимо отметить следующие:

- в делах об установлении  фактов, имеющих юридическое значение, - требование о том, чтобы устанавливаемый  факт обязательно влек возникновение,  изменение, прекращение личных  или имущественных прав граждан, организаций, а также требование невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или о невозможности восстановления утраченных документов;

- по делам об усыновлении  (удочерении) ребенка, по делам  о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявлении гражданина умершим, по делам о признании гражданина недееспособным, по делам о восстановлении прав по утраченным ценным бумагам на предъявителя или ордерным ценным бумагам - специальные порядки подготовки дел к судебному разбирательству;

- обязательное участие  прокурора и (или) органов опеки  и попечительства по делам  об усыновлении (удочерении) ребенка,  по делам об ограничении дееспособности  гражданина, признании гражданина  недееспособным, ограничении или лишении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами, по делам об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным, по делам о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар и принудительном психиатрическом освидетельствовании. Реализации принципа законности также служит вынесение частных определений суда по гражданским делам. Неубедительность  российских  реформ,  от  которых  устала  страна,  и измучился народ  –  результат  чрезвычайно  неэффективного  государственного управления.  Власть  обязана  опираться  на  закон  и   сформулированную  в соответствии  с  ним   единую  вертикаль  власти.  Мы  создали  «острова»  и отдельные островки власти, но не возвели между ними надёжных мостов. У  нас до сих пор не выстроено эффективное взаимодействие  между  разными  уровнями власти. Что есть власть в государстве, если не главная его скрепа  и  опора? Если эта скрепа и опора прочна, то  прочно  и  надежно  все  государственное здание. И здесь важно опираться на букву закона.   Все властные  структуры, должностные лица, обязаны придерживаться  принципа:  «дозволено  только  то, что прямо разрешено законом».  Отход от  него, в сущности  – нарушение законности.

 

Россия  в  ХХI  веке  –  это,  прежде  всего  сильная  Федерация  с  прочно состыкованными,  стабильно  и   плодотворно   работающими   федеральными  и  региональными законами. Между тем, в Российской Федерации действует  сегодня 70 тысяч  документов,  и это   не   считая   ратифицированных  межгосударственных   (международных договоров), кроме того, в правовой  системе   полтысячи действующих доныне законов Союза ССР. Мы просто тонем в океане законодательных бумаг,  многие из которых,  как известно  не  работают,  а  иные  то  и  дело  вступают  в противоречия друг с другом. Таким образом,  существующие  правовой  хаос  и беспредел отдают простых граждан во власть стряпчих, поверенных,  адвокатов, нотариусов, которые зачастую толкуют законодательство кто во  что горазд. Такой океан законов, актов, указов нельзя не только изучать,  но  и понять. Вот еще, почему большинство наших граждан эти законы  просто  не  выполняют, хотя и помнят про устрашающую формулировку: незнание закона  не  освобождает от ответственности. В лучшем случае «правовой нигилизм» вынуждает сограждан руководствоваться либо традициями, либо своей совестью. В худшем – жить  по понятиям.

 

Между тем, строгое и  неуклонное соблюдение и исполнение  законов  –  не менее значимый ресурс национального  подъёма,  чем  экономическая стратегия или социальные программы. Это – важнейший инструмент  социально-политических и экономических преобразований, единственно возможный для новой России  путь улучшения жизни людей.

 

Для укрепления  законности в условиях формирования правового  государства и гражданского общества необходимо:

 

   1. укрепить российскую  государственность;

 

   2. разрешить проблему  разграничения полномочий по  предметам  совместного ведения  Российской Федерации и  субъектов Российской Федерации;

 

   3. создать условия  для экономического развития  государства;

 

   4. обеспечить  реальную защиту прав и свобод  граждан;

 

   5.  совершенствование  всех сторон законотворчества,  речь  идет,  прежде всего,   о   четко    выверенном,    научно-обоснованном    механизме законодательной деятельности,

 

   6. повысить качество  принимаемых законов;

 

   7. исключить коллизии, пробелы в праве;

 

   8.  формирование  правосознания   и    правовой   культуры   граждан   с использованием различных форм правового воспитания.

 

Хочется надеяться, что  формирующееся в  России  институты  гражданского общества скажут свое слово  в  упрочнении  законности.  Гражданское  общество должно  стать  полноценным  партнёром  государства.  Кроме  того,   правовая политика государства должна быть направлена на координацию всех  структурных элементов механизма правового  регулирования.  Мало  принять  тот  или  иной закон, нужно создать «механизм»,  обеспечивающий его  проведение  в  жизнь, реализацию правовых норм. Всё вышеизложенное диктует жёсткие  требования   к науке и практике по разработке и реализации целостной  концепции  укрепление законности  в  стране,  поскольку  без  утверждения  законности  невозможно, обеспечение устойчивости общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Конституция Российской Федерации.  Принята всенародным голосованием  12 декабря 1993 г.

2. Федеральный конституционный закон от 12 июля 1994 г. (с изм. от 8 февраля 2001 г.,15 декабря 2001г.)  « О Конституционном суде  Российской Федерации»// СЗ РФ. 1994. №13. Ст.1447; 2001. №7. Ст. 607;  Российская  газета.  2001.

3. Уголовный кодекс Российской Федерации. М., 2012 г.

4. Кодекс об административных правонарушениях. М.,2012 г.

5. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. "О принципах и порядке разграничения предметов  ведения  и  полномочий  между  органами  государственной  власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов  Российской Федерации"// СЗ РФ.1999. №26. Ст.3176.

6. Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в  Закон  Российской Федерации "О прокуратуре Российской Федерации" от 17.11.95  (с изм. и  доп. от 10 февраля 1999г., 19 ноября 1999г., 2 января  2000г.,  27  декабря  2000 г., 30 декабря 2001 г.) // СЗ РФ.1995.№47. Ст.4472; 1999. №7.  Ст.878; №47. Ст.5620; 2000. №2. Ст.140; 2001. №1.(ч.1) Ст.2;  №53. (ч.1) Ст. 5018.

7. Федеральный закон «Об органах федеральной службы  безопасности» от  3 апреля 1995г. (с изм и доп. от  30  декабря 1999г.,  7  ноября  2000г.,  30 декабря 2001 г.) //СЗ РФ.1995. №15. Ст.1269; 2000.  №1.Ст.9;  №46.  Ст.4537; 2001. №53. Ст.5030.

8. Федеральный закон от 24 июня 1993г. (с изм. и доп.  от  17декабря 1995 г.,7 ноября 2000 г., 30 декабря 2001 г.) « О федеральных органах налоговой полиции» // Ведомости съезда  народных  депутатов  РФ  и  Верховного  Совета РФ.1993. №29.Ст.1114; СЗ РФ. 1995.№51. Ст.4973; 2000.  №46.  Ст.4537; 2002. №1. Ст.5030.

9. Федеральный закон от 13 января 1996 г. (с изм. и доп. от 16 июля 1997, 20 июля,7 августа, 27 декабря 2000  г.,30  декабря 2001.,  13  февраля,  21 марта 2002  г.)   «О  внесении  изменений и дополнений  в закон РФ  «Об образовании»  // СЗ РФ.  1996.  №3.  Ст.150;  1997.№47.  Ст.5341;  2000.№39. Ст.3120; № 33. Ст.3348; 2001. №1.Ст.2; №53. Ст.5030; 2002; №7. Ст. 631.

10. Указ Президента РФ от 6 июня 1996 г. (с изм. от 27июня 2000) « О мерах

 

по укреплению дисциплины в системе государственной службы» //  СЗ РФ.  1996. №24. Ст. 2868; 2000.№27.Ст.2821.

11. Постановление Конституционного суда РФ от 16.06.98 №  19-П  «По  делу  о толковании  отдельных   положений   статей   125,   126,   127  Конституции РФ»//Вестник Конституционного суда РФ.1998.№5.

12. Строев Е. Вызовы времени и наш ответ. // РФ сегодня. 2001. №11.С 12.  Стучка П.И. Учение о советском государстве и  его  Конституции.  М.,  1993.

13. Щинд  В.И.  Некоторые   вопросы   управления   в   органах   прокуратуры.

(Методический аспект) //Проблемы теории законности, методологии   и  методики прокурорского  надзора: Сборник науч. трудов. М., 1994.

14.Теория государства и права / Под ред. М.М. Рассолова, В.О. Лучина,  Б.С. Эбзеева. М., 2010.

15. Теория  государства Теория  государства и права /Под   ред.   В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. М., 2009.

16. Гражданский процесс: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. М.К. Треушникова. М.: ОАО «Издательский Дом «Городец», 2009.

17. Гражданский процесс / Под ред. М.К. Треушникова. М.: Наука, 2010.

18. Гражданский процесс России / Под ред. М.А. Викут. М.:Изд. Юрист, 2010.

19. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации./ Под ред. Кудрявцева Ю.В. - М.: Изд. Юрист, 2011.

20. Постатейный комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации./ Под ред. Крашенникова П.В.- М.: Изд. Юрист, 2010 год.

21. Гражданский процесс/Под ред.В.В. Яркова. М.: Волтерс Клувер, 2010.

1 Гражданский процесс/Под ред.В.В. Яркова. М.: Волтерс Клувер, 2010. С. 258.

2 Постатейный комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации./ Под ред. Крашенникова П.В.- М.: Изд. Юрист, 2010 год. С. 346.

3 Гражданский процесс России / Под ред. М.А. Викут. М.:Изд. Юрист, 2010. С. 468.

4 Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации./ Под ред. Кудрявцева Ю.В. - М.: Изд. Юрист, 2011. С. 239.

5 Гражданский процесс / Под ред. М.К. Треушникова. М.: Наука, 2010. С. 453.

6 Гражданский процесс: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. М.К. Треушникова. М.: ОАО «Издательский Дом «Городец», 2009. С. 389.

7 Теория  государства  Теория  государства  и  права  /Под   ред.   В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. М., 2009. 485с.

8 Теория государства и права / Под ред. М.М. Рассолова, В.О. Лучина,  Б.С. Эбзеева. М., 2010. С 220.

9 Щинд  В.И.  Некоторые   вопросы   управления   в   органах   прокуратуры.

(Методический аспект) //Проблемы теории законности, методологии   и  методики прокурорского  надзора: Сборник науч. трудов. М., 1994. С. 27.


Информация о работе Принцип законности