Правовая культура личности как объект правового обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 01:38, курсовая работа

Краткое описание

Формами общественного сознания являются мораль, религия, искусство, наука, идеология и т. д. Каждая из этих форм общественного сознания специфически познает окружающую действительность и формируют определенное отношение к ней. Так, например, религия представляет собой особую форму общественного сознания, которая отличается тем, что отражаемые ею отношения между людьми в обществе и отношение людей к природе приобретают фантастический вид. Представления о мирив которые дает религия, проявляются в человеческом сознании в виде иллюзии и веры в наличие сверхъестественного существа или сверхъестественных начал, господствующих как в природе, так и в обществе.

Содержание

Введение_____________________________________________________ 3
Глава 1. Понятие и структура правовой культуры общества и личности 6
1.1. Понятие правовой культуры_______________________________ 6
1.2. Структура правовой культуры_____________________________ 7
1.3. Конституционно-правовая культура личности______________ 10
Глава 2. Роль конституционного правосознания и правовой культуры в механизме правового регулирования________________________________ 17
Глава 3. Право и конституционно-правовая культура как базовая ценность гражданского общества_______________________________________ 20
Заключение__________________________________________________ 34
Список источников и литературы________________________

Вложенные файлы: 1 файл

теория права себова.docx

— 58.10 Кб (Скачать файл)

Для конституционных прав, свобод и обязанностей характерными являются определенные признаки, свойства, которые отличают их от других прав и свобод, Эти признаки в своей совокупности определяют юридическую природу основных прав, свобод и обязанностей.

1. Конституционные права, свободы и обязанности обладают  верховенством. Все другие юридические  права, свободы и обязанности  должны в принципе соответствовать  основным. Ни один государственный  орган, ни одно должностное лицо  не могут принять правовой  акт или решение, которые бы противоречили конституционным правам, свободам и обязанностям. В случае коллизии всегда действует конституционная норма.

2. Конституционные права, свободы и обязанности служат  юридической базой для всех  других прав, свобод и обязанностей, устанавливаемых законодательством.

3. Основные, конституционные  права, свободы и обязанности  формулируются в общем виде. Их  детализация, конкретизация осуществляется  в правах и обязанностях, устанавливаемых  отраслевыми нормами.

4. Только конституционные  права, свободы и обязанности  действуют на всей территории  РФ, в отношении всех граждан  государства, иностранцев и лиц  без гражданства.

5. Для каждого гражданина  РФ одинаков круг прав, свобод  и обязанностей. Именно в области  конституционных прав и обязанностей  наглядно проявляется равноправие  как принцип правового положения  граждан. Следует однако подчеркнуть, что это равенство возможностей пользования правами и свободами. Фактическая реализация их зависит от многих объективных факторов, а также от отношения человека к осуществлению прав и свобод.

6. Основные, конституционные  права, свободы и обязанности  имеют постоянно действующий, непрерывный  характер. Они не могут быть  исчерпаны однократным осуществлением. Пока лицо является гражданином  РФ, оно может реализовать конституционные  права, свободы и обязанности. Основные  права и свободы могут быть  ограничены федеральным законом, но только в той мере, в какой  это необходимо в целях защиты  основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов  других лиц, обеспечения обороны  страны и безопасности государства.

7. Конституционные права, свободы и обязанности имеют  повышенную государственно-правовую  защиту. Это обусловлено, во-первых, тем, что все нормы Конституции  РФ как основного закона находятся  под особой охраной государства. Во-вторых, в самом тексте установлен  особый порядок пересмотра нескольких  глав Конституции, в том числе  второй главы, закрепляющей права  и свободы человека и гражданина. Согласно ст. 135 Конституции РФ  эти положения не могут быть  пересмотрены Федеральным Собранием, а изменяются Конституционным  Собранием или всенародным голосованием.

Широта и многообразие конституционных прав и свобод обусловливает необходимость их классификации.

Классификация прав и свобод человека и гражданина может осуществляться по различным критериям. Так, в зависимости от субъекта их можно подразделить на права и свободы гражданина и права и свободы человека. В зависимости от характера субъекта — на индивидуальные и коллективные (групповые). Можно классифицировать их на основные и дополнительные (конкретизирующие).

Наиболее распространенным критерием в науке конституционного права является содержание прав и свобод человека и гражданина. В соответствии с этим критерием все они делятся на: личные; политические; экономические; социально-культурные права и свободы человека и гражданина. Как и всякая классификация, эта носит в ряде случаев условный характер.

Анализ содержания Конституции РФ 1993 г. показывает, что для закрепления правового статуса гражданина по сравнению с ранее действовавшими конституциями характерным является сокращение конституционных обязанностей, возлагаемых на граждан.

Некоторые обязанности сформулированы в связи с предоставлением прав и свобод. Так, в пункте 3 ст. 17 Конституции содержится закрепленная в косвенном виде обязанность граждан не нарушать прав и свобод других лиц при осуществлении своих прав и свобод. В статье 21 — обязанность уважать достоинство других людей. В статье 34 Конституции РФ содержится обязанность в ходе экономической деятельности не допускать монополизации и недобросовестной конкуренции. В статье 36 — обязанность не наносить ущерба окружающей среде, не нарушать прав и законных интересов других лиц в процессе пользования землей и другими природными ресурсами. В статье 38 Конституции РФ установлены обязанности родителей по воспитанию детей и совершеннолетних детей — заботиться о своих родителях. В статье 43 — обязанность родителей или лиц, их заменяющих, обеспечить получение детьми основного общего образования. Статья 44 Конституции РФ, закрепляя свободу творчества, возлагает на каждого обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Вместе с тем в Конституции РФ нашли свое закрепление основные конституционные обязанности:

1. Статья 15 п. 2 Конституции  РФ возлагает на всех граждан  обязанность соблюдать Конституцию  Российской Федерации и законы. Следует отметить, что законодатель  придает этой обязанности особое  значение, свидетельством чему является включение этой нормы в содержание основ конституционного строя, которые, как отмечалось выше, находятся под повышенной правовой охраной.

Строгое соблюдение Конституции и законов государства всеми государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами, всеми гражданами и их объединениями — одно из важнейших условии поддержания режима законности и правопорядка в государстве. Нарушение этой обязанности ослабляет государство во всех сферах его деятельности, вносит дезорганизацию в систему общественных отношений, делает невозможным управление политическими, экономическими, социальными и иными процессами. Поэтому неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности соблюдать законы влечет за собой возможность применения к виновным государственно-правового принуждения. Применение санкций к правонарушителям имеет главной задачей охрану установленного порядка. Кроме того, оно имеет как карательное воздействие в отношении конкретных правонарушителей, так и воспитательное значение для всех граждан и должностных лиц. Как нами уже отмечалось, санкции за нарушения конституционных требований содержатся в нормах отраслевого законодательства: уголовного, административного, гражданского и др.

2. Обязанность уплаты  налогов. В любом государстве  налоги составляют основу государственного  бюджета. Установление налогов необходимо  для обеспечения финансирования  таких общегосударственных функций, как управление, организация обороны, культура и т. д. Согласно ст. 57 Конституции РФ «каждый обязан  платить установленные налоги  и сборы. Законы, устанавливающие  новые налоги или ухудшающие  положение налогоплательщиков, обратной  силы не имеют».

В связи с федеративным устройством России установление общих принципов налогообложения и сборов Конституция РФ относит к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72 Конституции РФ). Согласно ст. 104 Конституции РФ законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты могут быть вынесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.

В целях обеспечения проведения налоговой политики в структуру исполнительной власти включены Государственная налоговая служба и Департамент налоговой полиции Российской Федерации.

3. Обязанность охраны  природы. Учитывая важность окружающей  среды для жизни человека, ст. 58 Конституции РФ устанавливает: «каждый обязан сохранять природу  и окружающую среду, бережно относиться  к природным богатствам».

4. Обязанность защиты  Отечества. Как уже отмечалось, защита  Отечества, оборона страны относится  к числу важнейших функций  государства. Статья 59 Конституции  РФ закрепляет: «Защита Отечества  является долгом и обязанностью  гражданина Российской Федерации».

Употребление в Конституции категории «долг» указывает на особое место обязанности по защите Отечества среди других юридических обязанностей гражданина. Категория долга отражает единство правовых и нравственных начал в конституционной обязанности защиты Отечества. Долг — не пожелание, а непременное требование государства, которое должно быть выполнено. Нравственное содержание долга защиты Родины закрепляется правовыми требованиями Основного закона. Формы реализации конституционной обязанности разнообразны и зависят от многих факторов (пол, возраст, способности, образование и т. д.).

5. Обязанность военной  службы. Основной, наиболее активной  формой реализации обязанности  защиты Отечества является служба  в Вооруженных Силах Российской  Федерации. Статья 59 Конституции РФ  устанавливает, что «гражданин Российской  Федерации несет военную службу  в соответствии с федеральным  законом».

Закон «О воинской обязанности и военной службе» был принят 11 февраля 1993г. Согласно ст. 2 Закона в содержание воинской обязанности входят: воинский учет; подготовка к военной службе;

поступление на военную службу; прохождение военной службы; пребывание в запасе (резерве); военное обучение в военное время.

Данная обязанность распространяется на лиц мужского пола от 16 до 60 лет, женского пола от 18 до 50 лет. В статьях 20-21 Закона установлены основания для освобождения от призыва и предоставления отсрочек от призыва на военную службу.

Наличие конституционной обязанности военной службы сочетается с возможностью добровольного поступления на службу по контракту.

В Конституции РФ 1993 г. содержится новое для нашего законодательства положение об альтернативной службе. Конституция устанавливает, что «гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой» (п. 3 ст. 59 Конституции РФ).

 

Глава 2. Роль конституционного правосознания и правовой культуры в механизме правового регулирования

 

 

Понимание конституционного правосознания основывается на том, что:

а) категория конституционного правосознания позволяет закрепить систему чувств, взглядов, идей, оценок, установок, выражающих отношение граждан к Конституции в целом как Основному Закону государства, а также к отдельным конституционно-правовым нормам и институтам;

б) конституционное правосознание является высшей формой правового сознания, что обусловлено, в первую очередь, значимостью общественных отношений, опосредуемых и регулируемых нормами конституционного права, составляющими предмет его отражения. Конституция РФ, выполняя роль первичного ориентира в правотворческой и правореализаторской деятельности и являясь одновременно основным объектом отражения конституционного правосознания, придает последнему статус ведущей формы правового сознания;

в) к объектам отражения конституционного правосознания относятся не только действующая Конституция, конституционно-правовые нормы и институты, но и представления о «желаемых» конституционных изменениях. В этой связи, отмечается важная роль в формировании адекватных представлений о конституционных ценностях российского общества, утверждении уважительного отношения к ним у граждан России не только самой по себе Конституции РФ, но и федерального конституционного законодательства, конституционного законодательства субъектов Российской Федерации.

С учетом указанных положений, конституционное правосознание определяется как высшую форму правового сознания, представляющую собой совокупность правовых знаний, идей, взглядов, а также проявлений психологического, эмоционально-волевого характера (чувств, эмоций, установок и т.д.), выражающих отношение индивида, коллектива, общества в целом к положениям Конституции РФ, другим действующим конституционно-правовым нормам, к практике их реализации, а также к желаемым изменениям конституционно-правовых институтов.

Человеческое общество на любой стадии своего развития нуждается в упорядоченности взаимоотношений между индивидами, которые стремятся реализовать разнообразные потребности и интересы. В условиях государственно-организованного общества необходимость в согласовании обусловлена несовпадением разнородных интересов групп, индивидов, потребностью в защите, охране общезначимых интересов в противовес корпоративным (групповым), приведении их в соответствие с общественными потребностями и тенденциями социального прогресса.

То, каким образом требования норм права переходят в правомерное поведение и правопорядок, можно раскрыть посредством понятия «механизм правового регулирования». Очевидно, что правовое воздействие и правовое регулирование общественных отношений осуществляются посредством набора средств и методов, составляющих их механизм.

Механизм правового регулирования - система юридических средств, посредством которой осуществляется правовое регулирование общественных отношений.

Отношения между правом и правосознанием можно определить как отношения взаимозависимости. С одной стороны, правосознание, отражая объективные потребности развития общества, выступает источникам права. Право первоначально вырастает из представлений людей о желаемых правовых нормах, желаемых законах, в основе которых лежит справедливость. Справедливость может интерпретироваться как свобода, как равенство или как общественная солидарность. С другой стороны, правосознание формулирует намерения людей осуществить свои разносторонние интересы путем установления определенного порядка в обществе. Тем самым правосознание воздействует на правд через мотивацию поведения индивидов, становясь важным инструментом реализации правовых норм. Наконец, правосознание определяет соответствие поведения индивидов, групп нормам права, выступая средством оценки через отношение к существующему праву, закону, их одобрение или неприятие.

Информация о работе Правовая культура личности как объект правового обучения