Правовая культура личности как объект правового обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 01:38, курсовая работа

Краткое описание

Формами общественного сознания являются мораль, религия, искусство, наука, идеология и т. д. Каждая из этих форм общественного сознания специфически познает окружающую действительность и формируют определенное отношение к ней. Так, например, религия представляет собой особую форму общественного сознания, которая отличается тем, что отражаемые ею отношения между людьми в обществе и отношение людей к природе приобретают фантастический вид. Представления о мирив которые дает религия, проявляются в человеческом сознании в виде иллюзии и веры в наличие сверхъестественного существа или сверхъестественных начал, господствующих как в природе, так и в обществе.

Содержание

Введение_____________________________________________________ 3
Глава 1. Понятие и структура правовой культуры общества и личности 6
1.1. Понятие правовой культуры_______________________________ 6
1.2. Структура правовой культуры_____________________________ 7
1.3. Конституционно-правовая культура личности______________ 10
Глава 2. Роль конституционного правосознания и правовой культуры в механизме правового регулирования________________________________ 17
Глава 3. Право и конституционно-правовая культура как базовая ценность гражданского общества_______________________________________ 20
Заключение__________________________________________________ 34
Список источников и литературы________________________

Вложенные файлы: 1 файл

теория права себова.docx

— 58.10 Кб (Скачать файл)

Следовательно, наиболее важным элементом правосознания, посредством которого оно влияет на правовое поведение людей, являются ценностные правовые ориентации. Они формируются как система предпочтений и оценок правовых явлений на основе имеющихся знаний, которые составляют содержание правовых установок, то есть позитивного или негативного восприятия правовой реальности и готовности действовать в соответствии с имеющейся оценкой.

Эмоционально-волевая готовность действовать переходит в активную жизненную позицию благодаря преобразованию совокупности правовых установок в систему убеждений личности. Ценностные правовые ориентации как совокупность правовых установок индивида, группы, общества непосредственно формируют их поведенческие реакции в конкретных ситуациях в форме правомерного или неправомерного поведения. Эти реакции основаны на оценке и отношении к различным объектам юридической действительности, среди которых наиболее важными являются:

> отношение к действующему  праву и законодательству, а также  представления о желаемом праве;

> негативное или позитивное  отношение к правовому поведению  окружающих, его внешнему проявлению  в форме правомерного или неправомерного  поведения;

> оценка существующей  правотворческой деятельности и  ее актов, а также правоохранительной  системы и ее институтов (прокуратуры, милиции, полиции суда и т. д ), > оценка собственного правового поведения.

Глава 3. Право и конституционно-правовая культура как базовая ценность гражданского общества

 

 

Право относится к числу фундаментальных ценностей мировой культуры, выработанных человечеством в ходе его развития. Ценностные свойства права обусловлены его значением как особой формы общественных отношений, его местом и задачами в социальной системе общества.

Концептуальный подход к праву как элементу культуры и цивилизации позволяет характеризовать истоки, значимость и социальную ценность права в широком, общесоциологическом плане. Как глубинный элемент культуры право не только вбирает в себя ее ценности, но и реализует основополагающие требования и достижения цивилизации[3], обеспечивая тем самым сохранение, а в известной мере и преумножение потенциала материальных, социальных и духовных богатств общества.

Наряду с раскрытием гуманистической сущности права (утверждения идеалов гуманизма, свободы и равенства) в оценке права надлежит видеть и его роль в закреплении, рациональной организации и преобразовании всей системы общественного устройства. Государственно-правовые явления предопределены взаимосвязями, закономерностями и т.д., действующими в сфере социальных отношений, а вместе с тем здесь проявляются разнообразные по своей сущности социальные процессы и взаимодействия. Право имеет нормативно-регулятивную значимость для общества, и в этом его ценность.

С помощью права обеспечивается достижение многообразия целей социального бытия: воспроизводство материальных благ, утверждение социальных ценностей, определение границ свободы, закрепление правовых основ власти, охрана естественных условий обитания, обеспечение всеобщего устойчивого правопорядка. Воплощая целый мир отношений - от главных, глубинных пластов жизни до самых житейских, - право тем самым объективизирует и реализует в законах требования культуры, социального прогресса, цивилизации в целом.[4]

Сложность взаимодействия экономики, социальной структуры, политического строя, культуры, динамизм развития общества обосновывают необходимость социально-нормативного регулирования в целом, в том числе и его сердцевины - права. Достижение рациональности общественного устройства с закреплением, а в известной мере и интеграцией разнообразных социальных (классовых, национальных, частных) интересов обуславливает общезначимость права как государственного, социально необходимого регулятора отношений в обществе. Необходимость правового регулирования присутствует всегда, но особенно она ощутима в условиях, когда меняются реалии жизни, появляются новые области отношений, требующие упорядоченности, либо ускоряется динамика общественных процессов. Людям в любом обществе привычно жить не по обстоятельствам, а под надежным, разумным началом закона, что подтверждается многочисленными исследованиями в этой области. Подавляющая часть населения России хочет жить по закону, а не по "понятиям" тюремной субкультуры.

В этой связи заслуживает особого внимания характеристика права как нормативно-ценностной регулирующей системы. Право, вводя в жизнь нормативные начала, представляет собой не просто совокупность социальных норм; это государственно-властный императив, закрепляющий и охраняющий самоорганизацию гражданского общества.

Для гражданского общества характерна высокая степень самоорганизации на основе экономических, социально-политических и иных систем регуляций, но эффективность функционирования этого общества с учетом сложности, глубины, а в известной мере и противоречивости его развития не может быть вне государственно-правового воздействия. По мере развития цивилизации вместе с утверждением идей гуманизма и свободы наблюдается и зависимость человека от мощных, все возрастающих общественных сил - экономики, власти, идеологии.[5]

Поэтому вне права абсолютно невозможна интеграция экономики и власти с социальными задачами общества.

Социально-правовое регулирование - это специфическое воздействие, осуществляемое правом как особым нормативно-институционным регулятором. Специфика такого воздействия выражается в целевой направленности, системе правовых средств и результативности. Под действие права подпадают, однако, лишь те общественные отношения, которые не только требуют юридического воздействия, но и объективно могут быть урегулированы правом.

Достоинством права являются и те особые его качества - нормативность, общеобязательность, формальная определенность и пр., которые делают его необходимым, достаточно эффективным средством социально-нормативного регулирования. Нормы права устанавливаются (санкционируются) государством в качестве общеобязательных требований ко всем гражданам, при этом сам факт их общеобязательности является важнейшим мотивом соблюдения закона. На процессы общественного развития право воздействует как комплексная, структурно организованная и динамическая социальная система, действующая с высокой степенью эффективности.

Право закрепляет - и в этом его высокая социальная значимость - нравственные основы и ценности в качестве реалий социальной действительности, тем самым из моральных, абстрактных пожеланий они становятся социально-правовой реальностью. Законы юридически гарантируют реализацию принципов общественного устройства - гуманизма, равенства, социальной справедливости, меры демократизма. При этом вместе с достижениями социального прогресса обеспечивается и более высокий уровень реализации этих идеалов общественного развития. Здесь цели, ожидания и начала гражданского общества находят свое цивилизованное выражение в стабильной, надежной системе законов, их взаимодействии со всей системой социально-нормативного регулирования, что позволяет формировать институты гражданского общества.

Право есть исторически обусловленная, сложившаяся мера человеческой свободы для того, чтобы поддерживать динамическое равновесие между интересами личности и общества. Известно, в процессе жизнедеятельности общество вырабатывает систему правил общественно необходимого, возможного или желаемого социального поведения, а тем самым и критерии правомерного, неправомерного или несправедливого поведения. Через нравственность, традиции вырабатывается и нормативно закрепляется справедливость, в рамках которой гармонизируются интересы личности и общества. Закрепляя среди других ценностей культуры социально оправданную, нормативно упорядоченную свободу, право приобретает тем самым значительную, притом собственную социальную ценность в обществе.

Социальный прогресс в истории - это и процесс гуманизации общественного бытия, утверждения личности, ее прав и свобод как высшей, непреходящей ценности культуры. Закрепленные законом свобода, равенство, справедливость - это социальная реальность во всем ее многообразии, но здесь надлежит различать два аспекта - социальный и юридический, из которых первый раскрывает содержание, богатство и динамику социального развития общества, а второй - закрепление и обогащение правового статуса граждан. Как справедливо отмечается в юридической литературе, формальное равенство и формальная справедливость - наиболее общие требования права в приближении к идеалу совершенного гражданского общества[6], хотя право должно стремиться к утверждению социального равенства и справедливости как максимы социальной организации общества.

Значительную ценность представляет закон и с точки зрения закрепления нравственных категорий (добра, долга, добродетелей и т.д.) в качестве общеобязательного конкретного поведения, поскольку право - это нормативно-ценностный императив, заключенный в законе. Здесь налицо оценки добра с точки зрения как общности, так и индивида, но сама нравственно-правовая оценка осуществляется с позиции социальной общности, поскольку этот принцип служит сохранению данной общности как социальной целостности, сложившейся исторически как необходимость[7]. И в этом раскрывается тоже общезначимость права как всеобщего, равного и в высшей степени справедливого начала жизнедеятельности.

Право как важнейший элемент социально-нормативного регулирования является одновременно и средством осуществления власти, социального управления обществом. Этот аспект права отмечал еще в древности Аристотель: "Не может быть властвования вопреки праву". С помощью права образуется необходимая база управления жизнедеятельностью общества, прежде всего конституционно-правовые основы функционирования государственной власти, управления и самоуправления. Посредством права создаются юридические, во многом и политические условия для гражданского согласия, социального партнерства и т.д., а вместе с этим частноправовые интересы интегрируются с публично-правовыми.

Наряду с выполнением экономической, социально-политической и идеологической функций как общесоциологических, право выполняет и специфические функции - регулятивную и правоохранительную, из которых первая направлена на обеспечение позитивного правового воздействия, то есть на упорядоченность общественных отношений, а вторая - на их охрану.

Эффективность права выражается в том, что оно обеспечивает достижение определенных экономических, социально-политических и других результатов. При этом в науке под эффективностью права не понимается достижение обязательно оптимального результата. Но совершенно очевидно: право неэффективно, когда оно выражает антигуманную, несправедливую политику; когда назревшие экономические, экологические, социальные и пр. задачи решаются неадекватно; когда допускаются просчеты в политике, о чем достаточно убедительно свидетельствует практика построения в России правового государства. Об этом свидетельствует состояние правовой культуры нашего общества, которая, к сожалению, находится на очень низком уровне.

Выборочные исследования показывают, что примерно три четверти взрослого населения России не ориентируется в нормах законодательства, знание которых диктуется повседневными жизненными потребностями. Многие подвержены правовому нигилизму.

О феномене правового нигилизма сейчас много говорят и пишут. Действительно, в настоящее время нигилистическое отношение к праву стало наиболее показательной и неотъемлемой чертой сложившейся в России ситуации культурно-правового кризиса. И тем не менее правовой нигилизм и нигилизм вообще - достаточно длительно существующее и распространенное в мире явление, которое можно рассматривать как характерное для определенного этапа развития европейской цивилизации. Этот этап, наиболее выразительно охарактеризованный Ф. Ницше формулой "Бог умер", означавшей, что к концу XIX века европейская культура утратила ощущение присутствия Бога в мире, и теперь понимание мира человеком не основано на признании абсолютных ценностей, связан с наступлением аксиологического релятивизма. Другой немецкий мыслитель, М. Хайдеггер, анализируя на основе феноменологии европейский нигилизм как явление фундаментальное для современного сознания, выявил его ключевые черты[8]. Во-первых, мировоззренческий нигилизм - это господство бессмысленности, обесцененности всего сущего. Отсутствие адекватной укорененной в абсолюте ценностной иерархии приводит к пониманию равнозначности всех ценностей, их относительности, а следовательно, в конечном счете отсутствия в них какого-либо общезначимого. Во-вторых, нигилизм раскрывает себя в убеждении, что жизненный мир человека, общество сотканы из "психологических потребностей" и представляют собой только сеть пересекающихся частных интересов. Отсюда вытекает идея об отсутствии в мире и обществе единой наполненной смыслом организации, порядка и целостности.

Современные отечественные исследователи, например, А.И. Новиков, считают, что признаком нигилизма является не объект отрицания, а степень отрицания, его категоричность и всеобщность. "Общей особенностью всех форм нигилизма является то, что в разной мере им присущи абсолютизация субъективного, точнее индивидуального начала, оценка действительности с позиции атомизированного индивида, отвергающего объективные закономерности, логику истории, коллективные интересы социальных общностей людей"[9].

Более частным и конкретным проявлением нигилизма как социокультурного феномена является правовой нигилизм. Следовательно, под последним надо понимать релятивизацию аксиологических установок сознания в правовой сфере по отношению к праву. Этому пониманию соответствуют определения правового нигилизма в современной отечественной научной литературе. Так, Н.И. Матузов считает, что сущность правового нигилизма заключается "в общем негативно-отрицательном, неуважительном отношении к праву, законам, нормативному порядку"[10].

Информация о работе Правовая культура личности как объект правового обучения