Формирование нравственно-правовой культуры личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2015 в 09:21, контрольная работа

Краткое описание

Российская Федерация стоит на пути демократического правового государства, которое призвано обеспечить верховенство закона и гарантировать права, свободы, равенство граждан. В тоже время современное состояние российского общества характеризуется и негативными тенденциями: приходиться констатировать размытость и устранение из жизни общественно-значимых личностных норм и ценностей, что приводит к росту правонарушений, проявлений девиантного поведения, суицидов, появлению элементов асоциального поведения подрастающего поколения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Общая характеристика нравственно- правовой культуры…………………..4
2. Формирование нравственно-правовой культуры личности………………..10
Заключение……………………………………………………………………….15
Список использованной литературы……

Вложенные файлы: 1 файл

профессиональная этика.docx

— 29.24 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Общая характеристика  нравственно- правовой культуры…………………..4

2. Формирование нравственно-правовой  культуры личности………………..10

Заключение……………………………………………………………………….15

Список использованной литературы……………………………………………16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Российская Федерация стоит на пути демократического правового государства, которое призвано обеспечить верховенство закона и гарантировать права, свободы, равенство граждан. В тоже время современное состояние российского общества характеризуется и негативными тенденциями: приходиться констатировать размытость и устранение из жизни общественно-значимых личностных норм и ценностей, что приводит к росту правонарушений, проявлений девиантного поведения, суицидов, появлению элементов асоциального поведения подрастающего поколения.

В период социально-культурных и социально-экономических преобразований, в процессе перехода к экономике знаний, система образования обращается к проблеме человека, его культуры, индивидуальности, воспитанию в духе высокой нравственности и уважения к закону. На практике сталкиваемся с тем, что правовые знания носят в основном теоретический характер, наблюдается дефицит нравственно-правовой культуры.

Система формирования нравственно-правовой культуры обладает известной самостоятельностью, определенной степенью свободы функционирования. Во-первых, это проявляется в специализации нравственно-правовой культуры, в специфике ее содержания, внутренней структуры, методов и форм нравственного и право воспитательного процесса. Во-вторых, она обладает основными системными свойствами.

 

 

 

 

1. Общая характеристика  нравственно-правовой культуры

 

В научной литературе понятие «нравственно-правовая культура личности» рассматривается как интегративное качество, включающее систему правовых и нравственных взглядов, позволяющих субъекту быть дееспособным в сфере нравственной и право ориентированной экономики, нести ответственность по ее качеству в отношении государства и общества. Овладение нравственно-правовой культурой способствует накоплению опыта позитивного социального поведения, осознанию социальных ценностей, пониманию действующих законов, их социально-культурной, социально-экономической и личностной значимости.1

Сама по себе нравственно-правовая культура – это не только комплексная категория, объединяющая нравственное сознание и правоприменительную деятельность определенного рода, но и испытывающая воздействие права материальная и духовная сфера жизни общества в целом, то есть наиболее широкая область нравственно-правового воздействия на социально-политические отношения.

Существует два методологических подхода к изучению нравственно-правовой культуры – это аксиологический и функциональный подходы.

Аксиологический подход к изучению нравственно-правовой культуры позволяет рассматривать ее как развивающуюся систему нравственно-правовых ценностей (правосознание, правовая наука, профессиональная этика, моральная убежденность, деятельность по реализации правовых и нравственных установок и т.д.), созданных и создаваемых в процессе формирования в России гражданского общества и впитавших в себя наиболее прогрессивные достижения нравственно-правовой культуры в целом.

Рассмотрение данного аспекта позволяет установить не только материально- экономические и социально-политические основы нравственно-правовой культуры, не только объективные юридические свойства данной категории, но и ее духовные предпосылки, отражаемые в нравственных убеждениях и идеалах.

Суть функционального подхода сводиться к уяснению роли нравственно-правовой культуры, рассматриваемой с позиции соответствия деятельности субъектов права основным ценностным нравственно-правовым представлениям. Используя функциональный подход к изучению нравственно-правовой культуры, можно говорить о связи ее содержательной стороны со степенью развитости социальных качеств субъектов права, а также уровнем и характером развития социальной сущности личности. Без рассмотрения функционального аспекта остается в тени активная преобразующая роль человеческого мышления в сфере нравственно-правовой культуры, а также чисто личностные аспекты данной проблемы.

Нравственно-правовая культура – это продукт нравственно-правовой деятельности человека. Она включает в себя системную характеристику правовых и нравственных явлений, концентрацию нравственно-правовых взглядов, целостность реально функционирующей и развивающейся системы воспитания.2

Уровень культуры обусловлен не только познанием, он является результатом деятельности в целом. Нравственно-правовая культура – это, прежде всего степень овладения моралью и правом в его общественно- значимой деятельности. Она выражается в нравственных и правовых идеях, политическом развитии людей, их нравственно-правовых отношениях. Нравственно-правовая культура предполагает гарантированность неотчуждаемых прав человека.

Нравственно-правовая культура способна обеспечить подчинение государства обществу, политики – праву и нравственности. В условиях современной профессиональной деятельности обозначилась тенденция взаимопроникновения, сближение нравственного и правового сознания. Этот процесс сближения может быть представлен как процесс формирования высокой гражданственности личности, когда в развитии нравственно-правового сознания возникают новые качественные образования морально-правового характера: гражданственность, ответственность, справедливость, что проявляется в соответствующих им правилах поведения.

Принято выделять два уровня нравственно-правовой культуры: творческий и личностный. Это означает, что уровень культурности обусловлен не только познанием, но является результатом деятельности в целом. Она имеет определенные структурные составляющие: знание и понимание принципов и норм морали и права; уважение к праву и морали; убежденность в справедливости законов и норм права; привычка соблюдать нравственно-правовой порядок.

Например, в сфере правоохранительной деятельности уважение к праву и морали является одним из условий развития эффективных нравственно-правовых норм, исключающих волюнтаризм и беззаконие.

Закон, какую бы сферу жизни не затрагивал, не может быть плодом скоропалительных решений. Он должен выступать результатом глубокого изучения реальной жизни, нравственно-психологической ситуации, общественных процессов во всей их неоднозначности, а порой и противоречивости. Его всегда необходимо глубоко продумать, всесторонне обсудить, дать ему нравственную оценку. Только тогда закон «сработает», когда в нем будет выражено уважение к праву и морали, уважение к человеку.

Уважение к праву и морали в процессе правоохранительной деятельности сотрудника проявляется:

- во всестороннем учете  особенностей общественных отношений, для регулирования которых издаются  нравственно-правовые нормы;

- в согласовании предлагаемых  к изданию нравственно-правовых  норм с экономическими, политическими, религиозными, эстетическими и другими  возможностями обеспечения их  реализации;

- в учете уровня развития  нравственно-правового сознания  современных людей.

Нравственно-правовая культура является естественным проявлением творческого начала личности в сфере морали и права. Она раскрывает возможности человека в этой области, его общественную значимость, совокупность способностей и функций индивида.

Высокая нравственно-правовая культура людей, стоящих на страже закон, обнаруживается в частности в том, что они безбоязненно вступают в борьбу ради торжества справедливости и правды, повинуются голосу совести и долга.

Основной целью нравственно-правовой культуры является формирование у членов общества уважительного отношения к нормам права, внутренней убежденности в его справедливости. В данном случае можно присоединиться Сальникова, считающего, что именно убежденность в справедливости права создает обстановку нетерпимости к отступлению от требований законности и правопорядка, дает возможность оценить надлежащим образом поведение конкретных субъектов, избрать нравственно-оптимальный вариант собственного поведения.3

Исходя из общего понимания сущности нравственно-правового воспитания, можно вычленить его главные задачи:

  - воспитание у человека  нравственной чистоты и таких  качеств, как честность, принципиальность, ответственность за порученное  дело;

  - воспитание внутренней  потребности и привычки во  всем руководствоваться высокими  нравственными идеалами и принципами, активно бороться за их претворение  в жизнь, а это предполагает  стремление добиться того, чтобы  каждый человек эти принципы  держал не «при себе», а в  себе, в своем уме и разуме;

  - воспитание личного мужества, самообладания, умения поступиться личными интересами ради интересов коллектива и общества, государства в целом;

  - воспитание глубокой  нравственно-правовой культуры, стремление  усвоить основное содержание  норм права и морали;

  - формирование нравственно-профессиональных  качеств: чувства долга специалиста, осознания необходимости личного  участия в формировании новых  отношений, в воспитании человека, демократического и гражданского  общества.

Нравственная культура – умение грамотно и творчески применять знание нравственных норм и принципов к конкретным ситуациям на практике, превращая простые нормы нравственности в собственные мировоззренческие убеждения.

Наиболее сложной является проблема осуществления нравственного выбора человеком в условиях нетипичной, тем более экстремальной конкретной ситуации. И одна из главных трудностей в этом вопросе связана с конфликтом нравственных норм с интересами общества и личности, а также между самими нормами, что вынуждает личность самостоятельно выбирать, какой из нравственных норм отдать предпочтение или же, наоборот, перейти к «антинормам». Очевидно, что переход к «антинорме» осуществляется в нестандартных ситуациях, когда в интересах общества при пресечении противоправных деяний сотруднику правоохранительных органов приходиться принимать решения, оперируя такими нормами нравственности, как нормы-меры, которые исходят из конкретных реальных возможностей социальной жизнедеятельности и показывает нижнюю границу, перейдя которую деяние, какой бы целеустремленностью оно ни оправдывалось, становится безнравственным.

Именно поэтому нравственная культура человека должна быть профессиональным качеством, позволяющим осуществлять свою деятельность так, чтобы профессиональная деятельность сочеталась с гуманистическими ценностями и в то же время не было бы и ущемлена в результате ложно, абстрактно понимаемых нравственных ценностей и норм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Формирование  нравственно-правовой культуры личности

 

Формирование нравственно-правовой культуры осуществляется по трем основным направлениям, которые взаимосвязаны и взаимозависимы:

- интеллектуальному –  правовые знания, умения и навыки, реализуемые в жизнедеятельности  человека;

- эмоционально- ценностному  – система взглядов и нравственно-правовых  ценностей, обеспечивающих адекватную  оценку качества правовой жизни  общества;

- практическому – исполнение  правовых норм, социально-активная  позиция в правоохранительной  деятельности.

Для каждого направления определенны значимые правовые качества:

- интеллектуальному –  стремление к правовым знаниям, склонность к независимым суждениям, правовая компетентность, способность  ориентироваться в новых правовых  знаниях, способность принимать  нестандартные решения;

- эмоционально-ценностному  – честность, убежденность, развитое чувство справедливости, осознание долга и ответственности;

- практическому – инициатива, активность и самостоятельность  в деятельности, владение практическими  навыками правовой деятельности, креативность, творчество.

По мнению Кунижева А.М. организация образовательного процесса, направленного на формирование нравственно-правовой культуры личности, включает следующие этапы:

- учебный, базово-мировоззренческий  – направлен на формирование  системы общих правовых знаний  и когнитивной основы мотивации  правомерного поведения и деятельности;

- учебно-практический, личностно-ориентированный  – направлен на накопление  первичного опыта правомерного  поведения и деятельности, формирование  правовых убеждений в личностно  значимой деятельности (студенческое  самоуправление);

- практический, профессионально-ориентированный  – предполагает реализацию правовых  знаний и убеждений в социальной (в том числе, профессиональной) деятельности, закрепление мотивации правомерного поведения и деятельности.4

Информация о работе Формирование нравственно-правовой культуры личности