Правовая культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 17:06, реферат

Краткое описание

Целью настоящей работы является исследование правовой культуры должностных лиц и пути ее реформирования.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
- Проанализировать понятие, структура и виды правовой культуры;
- Исследовать особенности правовой культуры государственных служащих;
- Раскрыть объективные условия, оказывающие влияние на становление и развитие правовой культуры;
- Рассмотреть пути повышения правовой культуры государственных служащих.

Содержание

Глава 1. Общая характеристика правовой культуры 5
§ 1. Понятие, структура и виды правовой культуры 5
§ 2. Особенности правовой культуры государственных служащих 13
Глава 2. Причины низкого уровня правовой культуры и пути их повышения 19
§ 1. Объективные условия, оказывающие влияние на становление и развитие правовой культуры 19
§ 2. Пути повышения правовой культуры государственных служащих 23
Заключение 28
Список использованных нормативных источников и литературы 30

Вложенные файлы: 1 файл

ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА.docx

— 46.05 Кб (Скачать файл)

ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА

 

Оглавление

 

Введение 3

 

Глава 1. Общая характеристика правовой культуры 5

 

§ 1. Понятие, структура и виды правовой культуры 5

 

§ 2. Особенности правовой культуры государственных служащих 13

 

Глава 2. Причины низкого уровня правовой культуры и пути их повышения 19

 

§ 1. Объективные условия, оказывающие влияние на становление и развитие правовой культуры 19

 

§ 2. Пути повышения правовой культуры государственных служащих 23

 

Заключение 28

 

Список использованных нормативных источников и литературы 30

 

Введение

 

Актуальность темы настоящей работы состоит в том, что качество государства, степень его служения обществу во многом зависят от государственной службы, методов, форм ее правового регулирования. Государственная служба есть средство формирования правового государства, построение которого весьма актуально для России. Именно государственная служба обеспечивает взаимодействие правового государства с гражданским обществом и отдельным гражданином.

 

Правовая культура функционирует во взаимодействии с другими сферами культуры - политической, нравственной (этической), эстетической, религиозной и т. д., при этом она полностью не совпадает ни с одним из видов культуры (в том числе и политической), создавая своеобразие, уникальное сочетание материальных и духовных компонентов.

 

Правовая культура диктует каждой личности принципы правового поведения, а обществу - систему правовых ценностей, идеалов, правовых норм, обеспечивающих единство правовых институтов. Правовая культура немыслима вне нравственных координат. Возрождение нравственных, культурных ценностей в нашем обществе - непременный элемент не только высокой общей культуры, но и правовой культуры страны в целом и каждого индивида в отдельности.

 

Специфика правовой культуры состоит в том, что ее уровень и состояние в значительной степени зависят от функционирования самой государственной власти. Правовая культура - это система и результат сложнейших социально-правовых отношений между государством и обществом. Качественное состояние правовой культуры зависит от обоих субъектов (государства и общества), однако государству в формировании высокого уровня правовой культуры принадлежит все же ведущая роль. Приоритет государства в этой сфере предопределен всей российской историей, менталитетом народа. Очевидно, что государство, которое не пользуется авторитетом у народа, не вправе рассчитывать на высокий уровень правовой культуры своего народа. К сожалению, в настоящее время наблюдается устойчивая тенденция снижения нравственных качеств субъектов власти.

 

Целью настоящей работы является исследование правовой культуры должностных лиц и пути ее реформирования.

 

Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:

 

- Проанализировать понятие, структура  и виды правовой культуры;

 

- Исследовать особенности правовой  культуры государственных служащих;

 

- Раскрыть объективные условия, оказывающие влияние на становление  и развитие правовой культуры;

 

- Рассмотреть пути повышения  правовой культуры государственных  служащих.

 

Предметом исследования настоящей работы является действующее законодательство, общая и специальная литература посвященная правовой культуры. Объект исследования составляют правоотношения правовой культуры должностных лиц и пути ее реформирования.

 

Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания, а также следующие общие, специальные и частные методы исследования: формально-юридический, сравнительно-правовой, системный, комплексный, правового моделирования, нормативный.

 

Глава 1. Общая характеристика правовой культуры

 

§ 1. Понятие, структура и виды правовой культуры

 

В научной литературе нет единого мнения по поводу определения понятия "правовой культуры". Более того, на сегодняшний день в силу отсутствия единого подхода к трактовке самой категории "правовая культура" насчитывается более 250 ее определений[302].

 

Из сегодняшнего многообразия определений правовой культуры наиболее известно определение, предложенное В. И. Каминской и А. Р. Ратиновым, которые предложили понимать под правовой культурой систему овеществленных и идеальных элементов, относящихся к сфере действия права и их отражения в сознании и поведении людей[303].

 

Из приведенного определения правовой культуры можно видеть, что явление это сложно структурировано. Процесс развития всего сущего предполагает этапы, стадии, хотя и различные по своим количественным и качественным характеристикам, но тем не менее основанные на совокупности объективных и субъективных факторов.[304] Поэтому полноценный процесс познания сущности того или иного явления невозможен без анализа его структурирующих элементов.

 

А. Р. Ратинов в качестве элементов правовой культуры предлагает выделить: а) право; б) правоотношения; в) государственные органы и организации; обеспечивающие реализацию права; г) правосознание; д) правовое поведение, т. е. систему практической деятельности людей по исполнению и применению права[305].

 

С. С. Алексеев выделяет четыре элемента, к которым относит: уровни правосознания, законность, совершенство законодательства и юридическую практику[306]. А. П. Семитко также считает необходимым акцентирование внимания на уровне развития законодательства, правовой практики и правосознания при определении и характеристике структуры правовой культуры общества. По его мнению, структурными элементами правовой культуры выступают компоненты правовой системы - правовые тексты, правовая деятельность, сознание и развитие субъектов, взятые в уровневом состоянии их развития[307].

 

Он следующим образом определяет понятие правовой культуры: "Под правовой культурой понимается обусловленное всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития субъекта (человека, различных групп, всего населения), а также в степени гарантированности государством и гражданским обществом прав и свобод человека"[308].

 

А. Ф. Вишневский, Н. А. Горбаток, В. А. Кучинский, отмечая, что право представляет одну из общечеловеческих ценностей, подчеркивают его самостоятельность и квалифицируют как высокозначимый феномен цивилизации и культуры. И в этом аспекте они понимают правовую культуру как "качественное состояние правовой организации общества, реальное функционирование его правовой системы, отражающее достигнутый уровень развития в сфере правового регулирования социальных отношений"[309].

 

С. А. Комаров рассматривает категорию правовой культуры в широком и узком смысле слова.

 

Правовая культура (в широком смысле слова) - это совокупность компонентов юридической надстройки в их реальном функционировании, комплекс представлений той или иной общности людей о праве, его реализации, о деятельности государственных органов, должностных лиц.

 

Правовая культура (в узком смысле слова) - это совокупность материализованных идей, чувств, представлений как осознанной необходимости и внутренней потребности поведения личности в сфере права, базирующаяся на правовом сознании[310].

 

Довольно интересен подход В. М. Сырых к определению правовой культуры, который пишет: "Правовой режим, обеспечивающий надлежащий уровень законности, неукоснительную реализацию прав и свобод человека, иных лиц, взаимную ответственность государства и личности, охватывается понятием правовой культуры"[311].

 

На наш взгляд, правовая культура представляет собой целостную совокупность правовых образований личности, обеспечивающих ее способность выступать участником разнообразных связей и отношений в сфере, регулируемой правом. Следовательно, правовая активность рассматривается как сформировавшееся в процессе взаимодействия с правовой средой сущностное социально-правовое качество личности, выражающее ее способность к активной деятельности в сфере правового регулирования. Правовая активность выступает как степень интенсивности, а вместе с тем и социальной ценности этой деятельности, выражающей уровень правовой культуры личности.

 

Содержание процесса формирования правовой активности личности включает в себя следующие аспекты:

 

1) знание права (информационный);

 

2) отношение к праву (оценочный);

 

3) установку на правомерное поведение (регулятивный);

 

4) осознание необходимости своего  правомерного поведения (когнитивный).

 

В характеристике современного аксиологического подхода к проблемам правовой культуры и права в целом необходимо обратить внимание на некоторые особенности их понимания.

 

Во-первых, в реальной жизненной практике сущность права, правовой культуры нередко рассматривается главным образом в качестве нормативного регулятора в сфере экономико-политических отношений личности, особенно в рыночных отношениях. При таком понимании происходит нивелирование всей ценности права, выражающееся в подмене понятия "ценность права" проблемой роли юридической формы и ее значения для закрепления тех или иных правовых образований.

 

Во-вторых, роль законодательства зачастую связывается лишь с его нормативностью и государственным принуждением, что приводит к искаженному пониманию сущности и роли права. При этом следует отметить, что практически не учитывается то обстоятельство, что нормативными свойствами обладают и иные общественные явления, а сущностная ценность права и его эффективность в современных условиях зависят не только от эффективности правового регулирования, но и от степени взаимодействия и координированности нормативного и всей системы социального регулирования.

 

В-третьих, утвердившаяся в отечественном правоведении тенденция при определении социальной ценности права сводить его суть только к нормативности, к отождествлению права с законодательством приносит вред для интенсивно развивающихся в последнее время процессов теоретико-прикладного освоения национальной правовой системы, а следовательно, и правовой культуры как одного из определяющих ее элементов.

 

И в-четвертых, необходимо учитывать, что все, что относится к праву и его проявлениям, не всегда характеризует его социальную ценность в современной реальности. Об этом убедительно свидетельствуют современное состояние правовой действительности (которую ученые, как правило, анализируют в исторически наличном существовании, не утруждая себя дифференцированным подходом к ней), а также острая критика существующей правотворческой и правоприменительной практики.

 

Если исходить из представления о правовой культуре как об определенной системе, то ее компонентом будет выступать правовая культура личности, обеспечивающая социализацию личности и ее правомерную деятельность.

 

Являясь необходимой предпосылкой и созидательным началом правового состояния общества, его целью и составной частью, правовая культура личности вместе с тем представляет собой степень и характер правового развития самой личности, выражающиеся в уровне ее правомерной деятельности.

 

Само понятие "правовая культура личности" является многоплановым и имеет сложную инфраструктуру, без анализа составляющих которой невозможно адекватно оценить механизм влияния общей правовой культуры на процессы формирования и развития государственности. Инфраструктура правовой культуры личности включает в себя несколько несущих элементов.

 

Первым и, на наш взгляд, наиболее важным среди них является так называемая информационная среда, содержанием которой выступают правовые знания и юридическая технология, а также существующая система правового воспитания. Это необходимая составная часть и важнейшее условие, предваряющее любой поведенческий акт личности в правовой сфере, ее приобщенности к правовой жизни общества.

 

Правовая культура личности органично включает в себя и поведенческий аспект. Это, в свою очередь, обуславливает существование двух категорий: во-первых, правомерное поведение и его высший уровень - правовую активность личности и, во-вторых, поведение, не предусмотренное нормами права, хотя и не запрещенное ими. Именно поведение, т. е. его правомерность, является центральным, базисным понятием для формирования правовых ориентаций человека, строящих его общественное поведение, его отношение к правовой реальности, определяющее в результате возникающие правовые действия.

 

Правовая культура общества зависит прежде всего от уровня развития правового сознания населения, т. е. от того, насколько глубоко освоены им такие правовые феномены, как ценность прав и свобод человека, ценность правовой процедуры при решении споров, поиска компромиссов и т. д„ насколько информировано в правовом отношении население, его социальные, возрастные, профессиональные и иные группы, каково эмоциональное отношение населения к закону, суду, различным правоохранительным органам, юридическим средствам и процедурам, какова установка граждан на соблюдение (несоблюдение) правовых предписаний и т. д. Это первый элемент правовой культуры.

 

Уровень развития правового сознания может быть зафиксирован лишь в реальной правовой деятельности, в правовом поведении, которые имеют и самостоятельные характеристики. Поэтому вторым элементом структуры правовой культуры является уровень развития правовой деятельности. Последняя состоит из теоретической – деятельность ученых-юристов, образовательной – деятельность студентов и слушателей юридических школ, вузов и т. д. и практической – правотворческой и правореали-зующей, в том числе правоприменитсльной, деятельности. Понятно, что правовая культура общества во многом зависит от уровня развития и качества правотворческой деятельности по созданию законодательной основы жизни общества. Правотворчеством должны заниматься компетентные в юридическом и многих других отношениях лица с соблюдением демократических и собственно юридических процедур и принципов.

Информация о работе Правовая культура