Понятие, сущность и классификация видов государственного контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июля 2014 в 21:00, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы курсовой работы в значительной степени обусловливается тем, что любое демократическое общество должно заботиться о совершенствовании контрольных механизмов. Осуществление государством контрольных функций в политической, экономической, социальной, экологической, информационной, упорядочение правопорядка и международной сферах, обеспечивает стабильность и прогресс общества. При этом важно находить обоснованную меру государственного воздействия на общественные процессы в этих сферах, избегая как чрезмерного вмешательства, так и не допуская «ухода» государства из этих сфер.
Государственный контроль - феномен, имеющий глубокие корни во всем мире. Во всех цивилизованных демократических странах издавна сложились и достаточно успешно функционируют системы бюджетно-финансового и административного государственного контроля, имеется разветвленная сеть контрольных органов.

Содержание

Введение………………………………………………………………...…..3
1. Понятие, сущность и классификация видов государственного контроля………………………………………………………………………….5
2. Контроль Президента РФ……………………………………………11
3. Контроль органов законодательной власти………………………….19
4. Контроль органов исполнительной власти…………………………22
5. Судебный контроль…………………………………………………….27
Заключение………………………………………………………………..30
Список использованной литературы……………………………………33

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Г.К. Microsoft Office Word.docx

— 52.54 Кб (Скачать файл)

- вопросы назначения и отзыва  дипломатических представителей  РФ в иностранных государствах.

Кроме того органы законодательной власти осуществляют контроль за исполнением федерального бюджета, для этого образована Счетная Палата [6]. Задачи Счетной Палаты:

-организация и исполнение государственного  контроля за своевременным исполнением доходных (расходных) статей Федерального бюджета, бюджетов внебюджетных фондов. Здесь контролируется целевое направление денежных средств, объем фондов и бюджета, структура доходов и расходов.

-определение результативности  и целесообразности затрат государственных  средств и применения федеральной  собственности;

-оценка обоснованности доходных (расходных) статей проектов федерального  бюджета (бюджетов федеральных внебюджетных  фондов);

-финансовая экспертиза федеральных  законов и других нормативных  правовых актов;

-анализ отклонений федерального  бюджета (бюджетов федеральных внебюджетных  фондов) от показателей и внесение  предложений по их устранению, усовершенствованию бюджетного  процесса;

-осуществление контроля за движением денежных средств федерального бюджета, внебюджетных фондов с точки зрения законности и своевременности;

-систематическое представление  Совету Федерации и Государственной  Думе информационных данных о исполнении федерального бюджета.

Счетная палата, согласно отведенным ей функциям может контролировать не только государственные организации, но и на органы местного самоуправления, организации, вне зависимости от видов и форм собственности.

Счетная палата имеет право на проведение ревизии, проверок и иных контрольных мероприятий.

Проверяемые организации несут обязанность обеспечения условий для проведения соответствующих проверок и ревизий, под угрозой юридической ответственности. Кроме того данные организации обязаны предоставлять, финансовые документы, по запросу Счетной палаты.

После проведения проверок и ревизий, по их результатам, Счетная палата направляет организациям, в отношении, которых была проведена проверка, представления. Обычно в представлениях указываются недостатки и недочеты, выявленные в ходе проверок, которые организации на основании представления, должны устранить, отчитавшись о результатах, проведенных мероприятий Счетной палате. Для устранение недостатков, Счетная палата устанавливает, срок, в течении которого организация должна отчитаться о принятых мерах.

Кроме того, в случае обнаружения признаков преступлений материалы проверок Счетной палаты передаются правоохранительным органам, для принятия соответствующего решения.

Счетная палата обладает полномочиями давать предписания, для исполнения которых предусмотрен специальный механизм, а также механизм обжалования таких предписаний в судебном порядке.

Согласно ст. 77 Конституции РФ, субъекты федерации сами создадут соответствующие государственные органы. Данные органы. законодательно наделены соответствующими контрольными полномочиями. Конституции республик определяют, что представительные органы - не только законодательные органы, но и контрольные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Контроль органов исполнительной  власти

Правительство, федеральные министерства и иные органы исполнительной власти осуществляют функции государственного контроля [3].

Законодатель наделил Правительство РФ широкими контрольно-властными полномочиями, как органа общей компетенции, в отношении нижестоящих органов исполнительной власти - федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов.

Правительство РФ исполняет меры по обеспечению законности, соблюдению прав и свобод граждан.

В пределах своей компетенции Правительство РФ осуществляет контроль за исполнением законодательства федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В случае нарушения законодательства Правительство РФ, принимает меры по устранению таких обстоятельств.

Кроме того, Правительство РФ наделено полномочиями отменять, приостанавливать акты нижестоящих органов исполнительной власти, обеспечивает соблюдение прав органов исполнительной власти, разрешает споры между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов, создавая для этой цели согласительные комиссии, состоящие из представителей заинтересованных сторон.

В полномочия Правительства РФ входит - вносить предложения Президенту РФ о приостановлении актов органов исполнительной власти, если они противоречат Конституции РФ, Федеральным Законам, Указам Президента РФ и т.д.

Органы исполнительной власти могут осуществлять надведомственный и внутриведомсвенный контроль (межотраслевой и отраслевой).

Органы, осуществляющие отраслевой контроль: Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, министерство по налогам и сборам, таможенный комитет.

Большинство федеральных министерств контроль по отраслям своей деятельности. Так, например, в финансово-экономической сфере, Министерство финансов осуществляет контроль, контроль в сфере правопорядка осуществляет Министерство внутренних дел и Министерство Юстиции.

Особенностью межотраслевого контроля является то, что он исполняется в отношении определенных сфер (вопросов) деятельности, не подчиняющихся им органов, должностных лиц.

Такой контроль зачастую касается только установленной функции или отдельной сферы деятельности подконтрольных органов, суверенно от ведомственной подвластности объектов управления.

Отраслевой (внутриведомственный) контроль, проводится органами одной отрасли, по отношению к нижестоящим органам. Отраслевой контроль - основная часть управляющих влияний руководителей на своих подчиненных.

Руководитель, который осуществляет контроль за подчиненными структурами по всем вопросам их профессиональной деятельности, вправе отменять (изменять) их решения, оказывать воздействие на оперативную деятельность, применять меры дисциплинарного взыскания.

При осуществлении государственного контроля органы исполнительной власти, используют разнообразные методы: проводят ревизии и проверки, требуют и заслушивают отчеты от должностных лиц.

Целью контроля за деятельностью органов исполнительной власти органами и должностными лицами самой системы исполнительной власти является обеспечение законности и дисциплины в экономической, социально-культурной, административно-политической, в том числе в правоохранительной, областях государственного управления за счет реализации собственных «внутренних» возможностей системы;

С учетом специфики и роли в государственном управлении отдельных органов исполнительной власти контроль обычно подразделяется на: общий и прочие.

К ведению общего контроля относится обследование деятельности различных органов исполнительной власти со стороны органов исполнительной власти общей компетенции: Правительства РФ, правительств республик, входящих в Российскую Федерацию, и других субъектов РФ, имеющих правительство, администраций краев, областей, иных субъектов РФ.

Контроль Правительства РФ за деятельностью органов исполнительной власти обусловлен прежде всего Конституцией РФ. Предоставленные Правительству РФ конституционные полномочия предполагают осуществление контроля за исполнением законодательства в области федерального бюджета; проведение единой финансовой, кредитной и денежной поли тики, единой государственной политики в области культуры, науки, образования и др.; осуществление мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики и т. д. Правительство РФ осуществляет контроль и за органами исполнительной власти субъектов Федерации. Например, в соответствии со ст. 44 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» Правительство РФ осуществляет контроль за деятельностью органов исполнительной власти субъектов РФ по вопросам, отнесенным к ведению Российской Федерации и полномочиям Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ.

Ведомственный контроль осуществляется внутри той или иной отрасли в отношении подчиненных органов и организаций всеми федеральными органами исполнительной власти отраслевой, межотраслевой и специальной компетенции. В структуре федеральных органов исполнительной власти, как правило, имеются специальные контрольно-ревизионные подразделения. Однако ведомственными контрольными полномочиями наделены и многие иные функциональные подразделения федеральных органов исполнительной власти (департаменты, службы, главные управления, управления). Ведомственные контрольные проверки осуществляются как в отношении органов, организаций и их должностных лиц на федеральном уровне, так и в субъектах РФ. Безусловно, в субъектах РФ ведомственный контроль осуществляется и органами исполнительной власти отраслевой и межотраслевой компетенции самих субъектов РФ.

Надведомственный контроль осуществляется в отношении не находящихся к ним в ведомственной подчиненности органов и организаций со стороны органов межотраслевой компетенции и некоторых органов отраслевой компетенции, наделенных соответствующими контрольными полномочиями. К федеральным органам исполнительной власти, наделенным подобными надведомственными контрольными полномочиями, относятся Федеральная антимонопольная служба, Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков, Федеральная служба по финансовым рынкам, а также многие федеральные службы и некоторые иные структурные подразделения, подведомственные Министерству внутренних дел РФ, Министерству природных ресурсов РФ, Министерству промышленности и энергетики РФ, Министерству сельского хозяйства РФ, Министерству транспорта РФ, Министерству финансов РФ, Министерству экономического развития и торговли РФ, Министерству юстиции РФ и др. Надведомственные контрольные проверки федеральными органами исполнительной власти также осуществляются как на федеральном уровне, так и в субъектах РФ. В субъектах РФ имеются и свои органы исполнительной власти, наделенные надведомственными контрольными полномочиями.

Надведомственные органы производят проверки, обследования деятельности органов, предприятий и учреждений по вопросам, относящимся к их компетенции. Они вправе давать проверяемым объектам обязательные указания об устранении обнаруженных в процессе контроля нарушений.

От надведомственного контроля следует отличать административный надзор, который состоит в проверке исполнения действующих в различных сферах и отраслях управления специальных норм и общеобязательных правил (правил дорожного движения, правил пожарной безопасности, санитарных правил и др.). Надзорные органы в отличие от контрольных вправе предупреждать и пресекать правонарушения, привлекать к ответственности виновных лиц, обладая для выполнения стоящих перед ними задач и функций соответствующими административно-властными полномочиями. В структуре федеральных органов исполнительной власти имеется ряд федеральных служб, осуществляющих надзор. Немало надзорных полномочий осуществляют и некоторые другие федеральные органы исполнительной власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Судебный контроль

Судебный контроль является одной из разновидностей административного государственного контроля, необходим для соблюдения законности решения, с целью ограждения физических и юридических лиц от нарушения их прав и свобод[4].

Особенностью судебного контроля является то, что процедура судебного контроля возбуждается лицом, пострадавшим от незаконных и антиправовых действий органов власти.

Однако судебный контроль в сравнении с другими видами государственного контроля носит довольно ограниченный характер, поскольку имеет структуру, основанную на правовых аргументах.

Судебный контроль более формализован, чем все другие виды контроля. Судья, имеющий независимый статус и непредвзятое отношение должен обеспечивать законность и объективность своих решений, как мер судебного контроля.

Если абстрагироваться от законодательства, и рассуждать применительно к действительности наших дней, то судебный контроль, несмотря на всю свою объективность, носит медленный и дорогостоящий характер. В связи с чем является нецелесообразным использовать его в качестве основного средства государственного контроля.

Так, согласно ст. 118 Конституции РФ, судебная власть включает в себя конституционное, гражданское, административное и, конечно же, уголовное судопроизводство.

Будучи сильной, независимой ветвью власти, судебная власть, является гарантом прав и свобод человека и гражданина, должна предпринять все меры правового характера (согласно имеющимся судебным полномочиям), кто бы на них ни покушался.

При этом, судебная власть является гарантией эффективной деятельности исполнительной власти.

Судебную власть определяет не только правосудие, но и возможность выявить инициативное воздействие на проблемы и действия исполнительной власти. Наличие императивных полномочий судебной власти дает возможность заявить о существовании судебного контроля за исполнительной властью.

Конституционный Суд РФ служит укреплению конституционного строя государства, защите прав и свобод человека и гражданина, обеспечение верховенства закона, а в частности Конституции РФ на всей территории страны.

Основные принципы деятельности Конституционного Суда - независимость, коллегиальность, гласность, состязательность, равноправие сторон. Независимость Конституционного Суда обеспечивается путем неприкосновенности судьи, несменяемости.

Конституция РФ, а именно ст. 125, предусматривает наличие у Конституционного суда контрольных функций по отношении к органам исполнительной власти. Выполнения эти полномочия, суд рассматривать дела о соответствии Конституции РФ и нормативных актов Президента, Правительства. При выявлении, конкретных нарушений законодательства, Конституционный Суд, с помощью своего представления обращает внимание органа исполнительной власти [7, С.71-93].

Информация о работе Понятие, сущность и классификация видов государственного контроля