Понятие, сущность и классификация видов государственного контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июля 2014 в 21:00, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы курсовой работы в значительной степени обусловливается тем, что любое демократическое общество должно заботиться о совершенствовании контрольных механизмов. Осуществление государством контрольных функций в политической, экономической, социальной, экологической, информационной, упорядочение правопорядка и международной сферах, обеспечивает стабильность и прогресс общества. При этом важно находить обоснованную меру государственного воздействия на общественные процессы в этих сферах, избегая как чрезмерного вмешательства, так и не допуская «ухода» государства из этих сфер.
Государственный контроль - феномен, имеющий глубокие корни во всем мире. Во всех цивилизованных демократических странах издавна сложились и достаточно успешно функционируют системы бюджетно-финансового и административного государственного контроля, имеется разветвленная сеть контрольных органов.

Содержание

Введение………………………………………………………………...…..3
1. Понятие, сущность и классификация видов государственного контроля………………………………………………………………………….5
2. Контроль Президента РФ……………………………………………11
3. Контроль органов законодательной власти………………………….19
4. Контроль органов исполнительной власти…………………………22
5. Судебный контроль…………………………………………………….27
Заключение………………………………………………………………..30
Список использованной литературы……………………………………33

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Г.К. Microsoft Office Word.docx

— 52.54 Кб (Скачать файл)

Конституционный Суд дает толкование норм Конституции РФ. При этом, данное толкование, является обязательным и имеет официальный статус. Однако, нормами действующей Конституции РФ, Конституционный Суд функционирует по запросам и жалобам, он не имеет права рассматривать дела по собственной инициативе[5].

Суды общей юрисдикции также имеют право на применение государственного судебного контроля по отношению к органам исполнительной власти. Основной задачей судов общей юрисдикции при осуществлении такого контроля является рассмотрение уголовных, административных и гражданских дел. В этом и выражена их контрольная функция, которая осуществляется в процессе рассмотрения судом дел. При рассмотрении уголовных дел, в том числе о должностных преступлениях, суд изучает не только действия подсудимого, но и условия, которые способствовали возникновению дела. Судом выноситься в этом случае, не только приговор, но и осуществляются формы реагирования, то есть выноситься частное определение, в котором указываются недостатки органа исполнительной власти, должностным лицом которого являлся подсудимый. В ходе рассмотрения судами общей юрисдикции гражданских дел, также выносятся частные определения, которые должны способствовать мерам реагирования органов исполнительной власти. Рассматривая дела об административных правонарушениях, суд проверяет законно ли решение органа исполнительной власти о привлечении лица к административной ответственности[2].

Особая роль отводится государственному контролю Арбитражных судов. Этот вид правосудия санкционирует определить строгую дисциплину договорных взаимоотношений, прекратить экономический произвол должностных лиц, реализовывать процесс банкротства, постоять за интересы предпринимателей. Судебные решения, вступив в законную силу, исполняются государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами. Принудительное исполнение судебного акта, вступившего в законную силу, реализовывается на основании исполнительного листа. Незамедлительному исполнению подлежат судебные акты о противозаконности актов государственных органов.

Следовательно, Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции, арбитражные суды в пределах своей компетенции разрешают вопросы и задачи по обеспечению легитимности в сфере исполнительной власти.

государственный контроль власть

 

Заключение

Таким образом, на основании изложенного в работе, можно сделать следующие выводы:

1. Государственный контроль как  форма государственной власти  снабжает выполнение законов  и иных нормативных актов, преследуя  при этом цель недопущения  отклонений от законодательных  норм.

2. Содержание государственного  контроля - это деятельность государственных  органов, обеспечивающая предупреждение  и выявление правонарушений в  социальной жизни, а также возможность  привлечения к ответственности  подконтрольных органов, лиц.

3. Цели государственного контроля: а)охрана конституционного строя, б)обеспечение прав и свобод человека и гражданина, в)повышение результативности государственного управления, г)поддержание устойчивости государственного устройства, д)обеспечение соответствия издаваемых правовых актов Конституции РФ;

4. Функции государственного контроля  правоохранительные, социальные, воспитательные  и др.

5. Субъект государственного контроля - органы государственного управления  федерального (регионального) значения.

То есть, изучив научную и юридическую литературу в области государственного контроля и его видов можно сделать вывод, что прежде всего государственный контроль действует в интересах общества, а во второстепенном плане, уже в интересах самого государства в целом.

Органы государственного контроля построены и действуют исходя из конституционного принципа разделения властей, федеративного устройства, из законодательно обусловленной деятельности по контролю. Государственный контроль - это контроль, государственных органов, направленный на достижение целей государственного развития, формирование социальных институтов.

Таким образом, государственный контроль как форма государственной власти обеспечивает проверку выполнения законов и иных нормативных актов с целью недопущения отклонений от установленных законодательством норм и правил, что также является его главной целью. Содержание государственного контроля выражается в деятельности государственных органов, как самостоятельной и активной деятельности органов государства, обусловленной его внутренними и внешними задачами, обеспечивающей предупреждение и выявление правонарушений в различных сферах общественной жизни, а также возможность привлечения к ответственности подконтрольных субъектов. Определены цели государственного контроля: охрана конституционного строя, обеспечение прав и свобод человека и гражданина, повышение эффективности государственного управления, поддержание стабильности государственного устройства, обеспечение соответствия издаваемых нормативно-правовых актов Конституции РФ; функции: правоохраны, социальной превенции, воспитательная и некоторые другие. Субъектами государственного контроля являются органы государственного управления федерального или регионального значения. Органы государственного контроля созданы и функционируют исходя из конституционного принципа разделения властей, федеративного устройства Российского государства, а также из законодательно установленной сферы деятельности по контролю и надзору. Государственный контроль — это контроль, который осуществляется органами власти и направлен на достижение целей государственного строительства и развития. Полномочия государственных контролирующих органов распространяются в адекватном объеме не только на государственные, но и на различного рода негосударственные и частные структуры, а также на социальные институты и общественные формирования. Важнейший элемент системы государственного контроля - президентский контроль. Ему присущ стратегический характер действий. Президентскому контролю подлежит деятельность всех министерств и ведомств, их структурных подразделений, органов исполнительной власти субъектов РФ, организаций, их должностных лиц на предмет своевременности и эффективности исполнения федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации. Контроль исполнительных органов государственной власти - этот вид государственного контроля обладает широко разветвленной структурой контролирующих организаций федерального и регионального значения. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» в системе Правительства РФ предусмотрено 15 федеральных министерств, 34 федеральных службы и 24 федеральных агентства. При этом определено, что федеральная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, т. е. внешний контроль. Парламентский контроль осуществляют палаты Федерального Собрания РФ, их рабочие органы. Комитеты и комиссии участвуют, например, в организации и проведении парламентских (депутатских) расследований, в контроле за разработкой, принятием и реализацией федеральных законов и др. Так же как постоянно действующие органы парламентского контроля созданы Счетная палата и Уполномоченный по правам человека. Одной из важных функций судов выступает судебный контроль: судебный конституционный контроль, реализуемый Конституционным Судом РФ и конституционными (уставными) судами субъектов РФ; судебный контроль в сфере исполнительной власти; внутриведомственный судебный контроль.

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г, в ред. от 30.12.2008 г.), М., 2012г.;

2. Кодекс Российской Федерации  об административных правонарушениях  от 13.12.2001 года №195-ФЗ (с изменениями  и дополнения внесенными Федеральным  законом №158-ФЗ от 13.06.1996 года)// Опубликован  на официальном интернет - портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru;

3. ФКЗ от 17.12.1997 года № 2-ФКЗ «О  Правительстве Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями, внесенными 28.12.2010 года №8-ФКЗ), М., 2010;

4. ФКЗ от 31.12.1996 года №1-ФКЗ «О  судебной системе российской  Федерации» (с изменениями и дополнениями, внесенными 08.06.2012 года № 1-ФКЗ), М.,2012;

5. ФКЗ от 28.04.1995 года №1-ФКЗ «Об  Арбитражных Судах в Российской  Федерации» (в редакции от 06.12.2011 года №4-ФКЗ)//Информационно-правовая  система гарант;

6. ФЗ «О Счетной Палате Российской  Федерации» от 11.01.1995 года ( с изменениями и дополнениями от 29.12.2010 года №437-ФЗ)// Информационно-правовая система гарант;

7. Ефимов А.Ф. «Настольная книга  судьи по гражданским делам», М., «Проспект», 2012 г., 656 стр.;

8. Сатышев В.Е. «Административное право», учебник для ВУЗов, М., «Юрайт», 2012 г., 516 стр.

9. Четвериков В.С. «Административное  право», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2004 г, 512 стр.

 


Информация о работе Понятие, сущность и классификация видов государственного контроля