Понятие, сущность и классификация видов государственного контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июля 2014 в 21:00, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы курсовой работы в значительной степени обусловливается тем, что любое демократическое общество должно заботиться о совершенствовании контрольных механизмов. Осуществление государством контрольных функций в политической, экономической, социальной, экологической, информационной, упорядочение правопорядка и международной сферах, обеспечивает стабильность и прогресс общества. При этом важно находить обоснованную меру государственного воздействия на общественные процессы в этих сферах, избегая как чрезмерного вмешательства, так и не допуская «ухода» государства из этих сфер.
Государственный контроль - феномен, имеющий глубокие корни во всем мире. Во всех цивилизованных демократических странах издавна сложились и достаточно успешно функционируют системы бюджетно-финансового и административного государственного контроля, имеется разветвленная сеть контрольных органов.

Содержание

Введение………………………………………………………………...…..3
1. Понятие, сущность и классификация видов государственного контроля………………………………………………………………………….5
2. Контроль Президента РФ……………………………………………11
3. Контроль органов законодательной власти………………………….19
4. Контроль органов исполнительной власти…………………………22
5. Судебный контроль…………………………………………………….27
Заключение………………………………………………………………..30
Список использованной литературы……………………………………33

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Г.К. Microsoft Office Word.docx

— 52.54 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Контроль Президента  Российской Федерации

Президент Российской Федерации в соответствии нормами Конституции РФ обладает контрольными функциями за деятельностью органов исполнительной власти [1].

Кроме того, Президент обладает контрольными полномочиями при формировании Правительства, других федеральных органов исполнительной власти, при назначении должностных лиц, а именно Председателя Правительства, его заместителей и федеральных министров, при формировании Совета Безопасности и Администрации Президента, назначении высшего командования Вооруженных Сил.

Президент имеет возможность реализовывать государственный контроль за деятельностью Правительства, т.к. вправе председательствовать на заседаниях Правительства (его Президиума), возглавлять деятельность органов исполнительной власти, решающих вопросы обороны, безопасности, юстиции, налоговой полиции, предупреждения чрезвычайных ситуаций, устранению результатов стихийных бедствий, имеет право исполнять иные полномочия как Верховный Главнокомандующий вооруженными силами и Председатель совета безопасности Российской Федерации. Президент осуществляет контролирующую функцию за соблюдением законности актов исполнительной власти. В полномочия Президента входит отмены постановлений и распоряжений Правительства РФ, в случае, если они противоречат нормам Конституции РФ, Федеральным Законам и Указам Президента.

Контроль за органами исполнительной власти осуществляется Президентом лично или через соответствующие президентские структуры - Администрацию Президента, которая осуществляет систематический контроль за деятельностью федеральный органов исполнительной власти.

Полномочные представителя Президента РФ осуществляют свою деятельность в регионах России по полномочному представлению Президента, с целью реализации наделенных конституцией президентских полномочий.

Полномочный представитель наделен полномочиями для выполнения ответственных задач:

вправе запрашивать и соответственно получать сведения, документы от федеральных (региональных) органов власти, принимать участие в работе органов исполнительной власти региона.

Институт полномочного представительства обеспечивает усиление контроля за органами исполнительной власти, за соблюдением законов в регионах России, указов и распоряжений.

По результатам осуществляемого контроля, полномочный представитель готовит и предоставляет Президенту РФ аналитические материалы об экономических, политических, социальных процессах в определенном регионе, может вносить свои предложения. Кроме того, полномочный представитель Президента может внести свое предложение о приостановлении актов исполнительной власти субъекта федерации, в том случае, если они не соответствуют законодательству или нарушают права и свободы, подрывают основы конституционного строя [8, С.119].

Полномочный представитель является государственным служащим, входит в состав Администрации Президента. В полномочия Президента входит назначение и освобождения от должности своих представителей.

Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ обладает большими полномочиями по контролю за деятельностью органов исполнительной власти. Соответствующие права ему предоставлены как главе государства, гаранту Конституции РФ. И хотя прямо Конституция РФ не говорит о президентском контроле, эта возможность неразрывно связана с такими его правами, как принимать решения об отставке Правительства РФ; отменять акты Правительства РФ; назначать и освобождать от должности министров, руководителей иных федеральных органов исполнительной власти, военачальников, дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и других должностных лиц; приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ, а также другими полномочиями, предоставленными ему Конституцией РФ.

Контроль за деятельностью органов исполнительной власти Президент РФ осуществляет как непосредственно, так и главным образом через Администрацию Президента РФ, многие структурные подразделения которой вправе контролировать определенные направления работы федеральных органов и органов субъектов РФ.

Важным звеном в системе Администрации Президента РФ, активно осуществляющим контрольные полномочия, является Контрольное управление Президента Российской Федерации. Это управление является структурным подразделением Администрации Президента РФ. Контрольное управление Президента действует с первых дней существования Администрации Президента, учрежденной 19 июля 1991 г. Приоритеты в деятельности Контрольного управления определяются Президентом и Руководителем его Администрации.

Основными задачами Управления являются:

  • контроль и проверка исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, а также организациями федеральных законов (в части, касающейся полномочий Президента РФ, в том числе по обеспечению прав и свобод человека и гражданина), указов, распоряжений и иных решений Президента РФ;
  • контроль за реализацией общенациональных проектов;
  • контроль и проверка исполнения поручений Президента РФ и Руководителя Администрации Президента РФ;
  • контроль за реализацией ежегодных посланий Президента РФ Федеральному Собранию РФ, бюджетных посланий и иных программных документов Президента РФ;
  • информирование Президента РФ и Руководителя Администрации Президента РФ о результатах проверок и подготовка на их основе предложений по предупреждению и устранению выявленных нарушений.

Основными функциями Контрольного управления являются:

  • организация и проведение проверок и иных мероприятий по контролю;
  • рассмотрение докладов об исполнении поручений Президента РФ и подготовка предложений о снятии с контроля или продлении сроков исполнения этих поручений;
  • осуществление контроля деятельности самостоятельных подразделений Администрации Президента РФ по поручению Президента РФ или Руководителя Администрации Президента РФ;
  • осуществление по поручению Руководителя Администрации Президента РФ контроля за исполнением сметы Администрации Президента РФ;
  • осуществление по поручению Руководителя Администрации Президента РФ координации деятельности по вопросам контроля полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах и самостоятельных подразделений Администрации Президента РФ, а также осуществление методического руководства этой деятельностью;
  • участие в предупреждении и устранении выявленных нарушений;
  • участие в подготовке материалов для ежегодных посланий Президента РФ Федеральному Собранию РФ;
  • изучение опыта работы контролирующих органов зарубежных стран.

Управление для осуществления своих задач и функций имеет право:

  • создавать комиссии с привлечением в установленном порядке работников аппаратов полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах, работников федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации, сотрудников правоохранительных и контролирующих органов;
  • направлять работников Управления на заседания Правительства РФ, коллегий федеральных органов исполнительной власти, а также на совещания по вопросам контроля, проводимые федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ;
  • вносить в установленном порядке предложения Президенту РФ, в Правительство РФ, руководителям федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ о привлечении к дисциплинарной ответственности государственных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение федеральных законов, указов, распоряжений и иных решений Президента РФ, а также о временном отстранении государственных служащих, допустивших должностной проступок, от исполнения должностных обязанностей;
  • вызывать должностных лиц для дачи устных и письменных объяснений по поводу неисполнения или ненадлежащего исполнения федеральных законов (в части, касающейся полномочий Президента РФ, в том числе по обеспечению прав и свобод человека и гражданина), указов, распоряжений и иных решений Президента РФ;
  • направлять в органы прокуратуры РФ, органы внутренних дел РФ, органы федеральной службы безопасности и иные государственные органы материалы о выявленных в результате проверок нарушениях;
  • запрашивать и получать в установленном порядке необходимые материалы от самостоятельных подразделений Администрации Президента РФ, от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, а также от организаций и должностных лиц;
  • пользоваться банками данных Администрации Президента РФ и федеральных органов исполнительной власти;
  • привлекать для осуществления отдельных работ ученых и специалистов, в том числе на договорной основе.

Контрольное управление работает в тесном контакте с Правительством, Советом Безопасности, Федеральным Собранием, самостоятельными подразделениями Администрации Президента и его полномочными представителями в федеральных округах, руководителями федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации, федеральными и региональными органами контроля и надзора. Мнение федеральных органов власти, а также органов, осуществляющих контрольные и надзорные функции, учитывается при подготовке плана контрольных проверок.

Важная роль в осуществлении президентских контрольных полномочий принадлежит полномочным представителям Президента РФ.

Правовым актом, определявшим статус полномочного представителя Президента РФ, ранее являлся Указ Президента РФ «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в регионе Российской Федерации». Полномочный представитель Президента РФ в регионе РФ являлся должностным лицом, представлявшим интересы Президента РФ на части территории страны, включающей один или несколько субъектов РФ.

Однако в соответствии с Указом Президента РФ «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» в целях обеспечения реализации Президентом РФ своих конституционных полномочий, повышения эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствования системы контроля за исполнением их решений институт полномочных представителей Президента РФ в регионах РФ преобразован в институт полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах.

Одними из основных задач полномочного представителя Президента РФ в федеральном округе являются:

  • организация контроля за исполнением в федеральном округе решений федеральных органов государственной власти;
  • представление Президенту РФ регулярных докладов об обеспечении национальной безопасности в федеральном округе, а также о политическом, социальном и экономическом положении в федеральном округе, внесение Президенту РФ соответствующих предложений.
  • Полномочный представитель в целях решения возложенных на него задач среди прочего:
  • анализирует эффективность деятельности правоохранительных органов в федеральном округе, а также состояние с кадровой обеспеченностью в этих органах, вносит Президенту РФ соответствующие предложения;
  • согласовывает кандидатуры для назначения на должности федеральных государственных служащих и кандидатуры для назначения на иные должности в пределах федерального округа, если назначение на эти должности осуществляется Президентом РФ, Правительством РФ или федеральными органами исполнительной власти;
  • организует контроль за исполнением федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, за реализацией федеральных программ в федеральном округе;
  • согласовывает проекты решений федеральных органов государственной власти, затрагивающих интересы федерального округа или субъекта РФ, находящегося в пределах этого округа;
  • вносит Президенту РФ предложения о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ, находящихся в пределах федерального округа, в случае противоречия этих актов Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина;
  • взаимодействует с Контрольным управлением Президента РФ и органами прокуратуры РФ при организации проверок исполнения в федеральном округе федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ.

Для реализации указанных полномочий полномочный представитель Президента РФ имеет право:

  • запрашивать и получать в установленном порядке необходимые материалы от самостоятельных подразделений Администрации Президента РФ, федеральных органов государственной власти, а также от органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций, находящихся в пределах соответствующего федерального округа, и от должностных лиц;
  • организовывать в пределах своей компетенции проверки исполнения указов и распоряжений Президента РФ, а также хода реализации федеральных программ, использования федерального имущества и средств федерального бюджета в федеральном округе;
  • направлять на рассмотрение федеральных органов государственной власти, а также органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, руководителей организаций, находящихся в пределах федерального округа, и должностных лиц жалобы и обращения граждан;
  • привлекать сотрудников Контрольного управления Президента РФ, а в необходимых случаях и сотрудников федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов к проведению проверок, анализу состояния дел в организациях, находящихся в пределах федерального округа, и др.

 

3. Контроль органов законодательной  власти

Контроль органов законодательной (представительной) власти закреплен в Конституции РФ. А именно статьями 102, 103 Конституции РФ [1].

Данный вид контроля характеризуется определенным механизмом его осуществления со стороны Федерального Собрания, которое контролирует соответствие Указов Президента основному закону страны - Конституции РФ и федеральным законам.

Совет Федерации контролирует утверждение приказов Президента о введении чрезвычайного положения, военного положения, а также в поросах о возможности использования ВС РФ за пределами территории государства.

Контрольные полномочия Государственной Думы РФ в сфере исполнительной власти (ст.103 Конституции РФ):

-дача согласия Президенту РФ  в вопросах назначения Председателя  Правительства РФ;

-решение вопросов доверия Правительству  РФ

- вопросы о выдвижении обвинения  против Президента, в случиях, предусмотренных ст. 93 Конституции РФ.

- Председатель ЦБ РФ и уполномоченный  по правам человека назначаются  и освобождаются от должности  Гос.Думой РФ (ст. 103 КРФ)

Информация о работе Понятие, сущность и классификация видов государственного контроля