Полномочия прокурора на различных стадиях гражданского процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 15:22, курсовая работа

Краткое описание

После судебной реформы 1864 г., проведенной Александром II, концепция прокурорской деятельности была пересмотрена и основная ее функция перенесена в сферу судопроизводства. Участие прокурора в гражданском судопроизводстве того времени состояло в следующем. Как правило, прокурор вступал в процесс как «примыкающая сторона», представляя суду заключение после состязания сторон. В виде исключения по некоторым делам прокурор выступал и как «главная сторона», состязаясь, с другой стороны, как истец или ответчик. Прокурор действовал в качестве главной стороны, если дело имело публичный характер, затрагивало интересы государства и общества. Вступить в уже начавшийся процесс для дачи заключения прокурор мог по своей инициативе или по инициативе суда.

Содержание

Введение
1. Правовой статус прокурора в гражданском процессе
1.1 Роль и функции прокурора в гражданском процессе
1.2 Соотношение судебного контроля и прокурорского надзора
2. Полномочия прокурора на различных стадиях гражданского процесса
2.1 Участие прокурора в судебном разбирательстве по первой инстанции
2.2 Участие прокурора в апелляционной и кассационной инстанциях гражданского процесса
2.3 Иные формы участия прокурора в гражданском процессе
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

контр прокурорский.docx

— 50.98 Кб (Скачать файл)

Прокурор или  его заместитель в пределах своей  компетенции вправе внести в вышестоящий  суд кассационный или частный  протест на незаконное или необоснованное решение, определение или постановление  суда, независимо от того, участвовал ли он в данном деле или дело рассмотрено  в его отсутствие. При этом прокурор района или города опротестовывает  незаконные и необоснованные решения  районного или городского суда, прокурор республики, области и других субъектов  федерации -- решения Верховного Суда республики, области и им равного суда. На решения районных и городских судов протесты могут быть принесены вышестоящими прокурорами. Помощники прокуроров, прокуроры управлений, отделов могут внести протесты только по делам, в рассмотрении которых они участвовали. Предметом кассационного опротестования могут быть решения всех судов.

Кассационный  протест может быть принесен прокурором в течение десяти дней после вынесения  судебного решения в окончательной  форме. Протесты приносятся через суд, вынесший решение. Содержание кассационного  протеста закреплено в ст. 286 ГПК.

Участвуя в  рассмотрении дела в кассационной инстанции  в связи с обжалованием решения, вынесенного судом первой инстанции, прокурор дает заключение о законности и обоснованности решения после  объяснений лиц, участвующих в деле. В заключении прокурор обязан проанализировать решение суда первой инстанции с  точки зрения соответствия его действующему законодательству и указать, какое, по его мнению, решение следует  вынести по кассационной жалобе. При  поддержании кассационного протеста прокурор выступает дважды: вначале  дает объяснения, а в конце заседания -- заключение.

В соответствии со ст. 294 ГПК суд кассационной инстанции  может исследовать новые доказательства и установить новые факты, если признает, что эти доказательства не могли  быть представлены в суд первой инстанции. Новые доказательства могут быть представлены в суд кассационной инстанции и прокурором.

2.3 Иные формы участия прокурора в гражданском процессе

В ГПК РФ предусмотрены  три формы участия прокурора  в гражданском процессе в судах  общей юрисдикции.

Первая форма -- обращение прокурора в суд  с заявлениями, указанными в ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, как в порядке искового производства (исковые заявления), так и по делам, возникающим из публичных правоотношений, а также по делам, рассматриваемым в порядке особого производства.

Одним из условий  результативности обращения прокурора  в суд является соблюдение им всех установленных законом требований к оформлению материалов, направляемых в суд общей юрисдикции. В качестве преобладающей формы обращения  в суд общей юрисдикции за защитой  прав и законных интересов гражданский  процессуальный закон предусматривает  исковое заявление. Иная форма документа - заявление - предусмотрена при обращении  прокурора в суд по делам, возникшим  из публичных правоотношений (ст. 259, 251 ГПК РФ), а также по делам  особого производства.

Органы прокуратуры  освобождаются от уплаты государственной  пошлины в суде общей юрисдикции по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц, интересов Российской Федерации, субъектов, муниципальных образований.

Исковое заявление  подается в суд общей юрисдикции в письменной форме и должно быть подписано истцом или его представителем (ст. 131 ГПК РФ). Применительно к  искам прокуроров это требование означает, что в исковом заявлении  следует указать точное наименование должности прокурора, его фамилию  и инициалы, оно должно быть подписано  именно тем прокурором, должность  и фамилия которого в нем указаны. В исковом заявлении могут  быть указаны и иные сведения, например ходатайства о привлечении к  участию в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, о вызове свидетелей, об истребовании письменных или вещественных доказательств, о назначении экспертиз, о принятии мер по обеспечению  иска. Вопрос о принятии мер по обеспечению  иска может быть поставлен прокурором и в отдельном заявлении. При  этом прокурорам необходимо учитывать, что ГПК РФ (ст. 140) установлен открытый перечень мер по обеспечению иска.

Однако деятельность прокурора, намеренного предъявить иск (подать заявление), начинается еще  до обращения в суд. Перед тем  как обратиться в суд, прокурор должен собрать необходимые материалы  и тщательно их проверить, выявить  все доказательства, которые необходимо представить суду, и обосновать свое требование. Проделав такую предварительную  работу, прокурор составляет исковое  заявление, соответствующее требованиям  ст. 131 ГПК РФ.

Прокурор не всегда вправе обращаться в суд (предъявлять  иски, позвать заявления по неисковым  делам), а только в тех случаях, которые прямо предусмотрены  в действующем законодательстве. Поэтому прокурор не праве предъявлять в суд иск, когда его вмешательство не вызывается ни характером, ни обстоятельствами дела (например, когда к нему обращаются с просьбой о предъявлении иска, намереваясь использовать его авторитет в разрешении дела либо избежать уплаты госпошлины и т. д.). Кроме того, прокурор должен иметь в виду, что судебная процедура требует от государства значительных материальных затрат, а в некоторых случаях нарушения закона могут быть устранены им и без обращения в суд. Если, например, к прокурору обратился гражданин, который незаконно уволен с работы, он вправе отреагировать на нарушение в «надзорном» порядке, а не предъявлять иск в защиту потерпевшего в суд о восстановлении на работе.

Прокурор всегда является представителем государства  и закона. Это обязывает его  к объективной оценке объяснений лиц, участвующих в деле, показаний  свидетелей, заключения эксперта. Так, если в результате рассмотрения дела прокурор убедится в необоснованности своих требований, он не только вправе, но и обязан заявить суду об отказе от них. Задача прокурора, участвующего в гражданском судопроизводстве, состоит прежде всего в том, чтобы добиться вынесения законного и обоснованного решения, которым только укрепляется авторитет суда и выносимых им от имени Российской Федерации решений.

Вторая форма -- вступление прокурора в процесс для дачи правового заключения по делам о выселении, восстановлении на работе, возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также в иных случаях, предусмотренных ГПК РФ и другими федеральными законами, в целях осуществления возложенных на него полномочий. Кодексом предусмотрено также участие прокурора в процессах по делам, возникающим из публичных правоотношений, в порядке особого производства.

Как и прокурор, предъявивший иск, прокурор, участвующий  в гражданском судопроизводстве в форме дачи правового заключения, имеет широкий круг процессуальных прав и обязанностей, закрепленных в ст. 34 и 45 ГПК РФ. Если прокурор вступает в процесс для дачи заключения по делу в порядке, предусмотренном  ч. 3 ст. 45 ГПК РФ, председательствующий после исследования всех доказательств предоставляет ему возможность дать заключение по делу. Как и предъявление прокурором иска, вступление в начатый процесс может быть проявлением инициативы самого прокурора, но вопрос о наличии оснований к вступлению прокурора в процесс входит в процессуальные задачи суда и подлежит его контролю, поскольку перечень дел, по которым вправе принимать участие прокурор, строго ограничен. Проверить наличие оснований к вступлению прокурора в процесс по конкретному делу может только вышестоящий прокурор в порядке общей проверки деятельности нижестоящего прокурора. Однако, руководствуясь ст. 45 ГПК РФ, суд может сам вынести определение об обязательном участии прокурора по тем категориям дел, которые указаны в законе.

Прокурор, вступивший в процесс для дачи заключения, не должен обосновывать исковые требования, представлять доказательства, давать объяснения по делу. Его задача состоит  в том, чтобы довести до суда свое мнение, как в соответствии с законом  должен быть разрешен спор между сторонами. В отличие от участия в форме  обращения с иском прокурор, участвующий  в рассмотрении дела с целью дачи заключения, не дает объяснений в ходе рассмотрения дела, что, однако освобождает  его от обязанности способствовать суду в выяснении в обстоятельств дела, соблюдении требований закона в ходе рассмотрения дела.

Третья форма -- принесение прокурором по основаниям и в порядке, установленным гражданским  процессуальным законодательств апелляционных  представлений об отмене или изменении  решений и определений мировых  судей; кассационных представлений  об отмене или изменении решений  и определений федеральных судов; надзорных представлений о пересмотре вступивших в законную силу постановлений судов, за исключением судебных постановлений Президиума Верховного Суда РФ, если в рассмотрении указанных дел участвовал прокурор.

В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 20 января 2003 г. № 2 «О некоторых  вопросах, возникающих в связи  с принятием и введением в  действие Гражданского процессуального  кодекса Российской Федерации» Бюллетень  ВС РФ. 2003. №3. С. 4 правом на подачу указанных представлений в вышестоящие суды обладает прокурор, будучи лицом, участвующим в деле, с точки зрения положений ст. 34, 35, 45 ГПК РФ, независимо от того, участвовал ли он в заседании суда первой инстанции.

Право на обращение в суд надзорной инстанции с надзорным представлением о пересмотре вступивших в законную силу решений и определений суда, если в рассмотрении дела участвовал прокурор, имеют Должностные лица органов прокуратуры, указанные в ст. 377 Кодекса, а именно: 1) Генеральный прокурор РФ и его заместители -- в любой суд надзорной инстанции; 2) прокурор республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, военного округа (флота) -- соответственно в президиум Верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда.

На основании  ч. 3 ст. 377 ГПК РФ представления прокурора на определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ и Военной коллегии Верховного Суда РФ, вынесенные ими в надзорном порядке, подаются в Президиум Верховного Суда РФ при условии, что такие определения нарушают единство судебной практики.

В соответствии с ч. 2 ст. 376 ГПК РФ судебные постановления могут быть обжалованы в суд надзорной инстанции в течение года со дня их вступления в законную силу. Начало течения срока на подачу надзорного представления для решений судов первой инстанции определяется по правилам ст. 209 и 237 ГПК РФ, а для постановлений судов апелляционной, кассационной и надзорной инстанций -- со дня их вынесения (ст. 329,335,367, 375,391 ГПК РФ).

У прокуроров субъектов  Федерации, их заместителей и приравненных к ним прокуроров военных и  других специализированных прокуратур, Генерального прокурора РФ и его  заместителей отсутствует право  истребования дела из суда, в связи с чем участвующим в деле прокурорам необходимо принимать меры к формированию наблюдательных производств, в которых помимо подробных заключений должны содержаться копии наиболее важных процессуальных документов. Именно эти материалы могут являться в дальнейшем основанием для принятия решения соответствующим прокурором о направлении представления в порядке надзора в соответствующую судебную инстанцию.

В ст. 378 ГПК РФ указаны требования, предъявляемые  к надзорному представлению прокурора  и к надзорной жалобе. Эти требования идентичны. Таким образом, надзорное  представление о пересмотре вступивших в законную силу постановлений судов  по своей правовой сути ничем не отличается от надзорной жалобы лица, участвующего в деле. Надзорное представление  прокурора должно быть подписано  прокурором, указанным в ч. 4 ст. 377 ГПК РФ. К надзорному представлению прокурора прилагаются заверенные соответствующим судом копии судебных постановлений, принятых по делу, а также копии представлений по числу лиц, участвующих в деле. При направлении в вышестоящие прокуратуры представлений нижестоящими прокурорами о принесении надзорных представлений необходимо прилагать соответствующее количество экземпляров копий необходимых процессуальных документов, заверенных соответствующим судом.

Статья 380 ГПК  РФ предусматривает возвращение  представления прокурора без  рассмотрения по существу в случаях, если: представление не отвечает требованиям, предусмотренным ст. 378 ГПК РФ; подано лицом, не имеющим права на обращение  в суд надзорной инстанции; пропущен срок обжалования судебного постановления  в порядке надзора; до принятия представления  к рассмотрению по существу поступила  просьба о его возвращении  или отзыве; представление подано с нарушением правил подсудности, установленных ст. 377 ГПК РФ. По результатам рассмотрения представления прокурора (ст. 381 ГПК РФ) судья выносит определение об истребовании дела, если имеются сомнения в законности судебного постановления, или же об отказе в истребовании дела, если изложенные в представлении доводы в соответствии с федеральным законом не могут повлечь за собой возможность отмены судебного постановления.

Следует иметь  в виду, что основаниями для  внесения представления о пересмотре вступившего в законную силу судебного постановления являются не любые нарушения норм материального или процессуального права, а только существенные, поэтому прокурор должен указать, в чем заключается допущенное судом существенное нарушение.

Представления прокурора на определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ и Военной коллегии Верховного Суда РФ, вынесенные ими в надзорном  порядке, подаются в Президиум Верховного Суда РФ при условии, что такие  определения нарушают единство судебной практики.

Часть 3 ст. 386 ГПК  РФ устанавливает, что в судебном заседании принимают участие  лица, участвующие в деле, их представители, иные лица, подавшие надзорную жалобу или представление, если их права  и законные интересы непосредственно  затрагиваются обжалуемым судебным постановлением. Поэтому в случае если прокурор является лицом, участвующим в рассмотрении дела, в судебном заседании должен принимать участие: прокурор республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, военного округа (флота) или его заместитель -- в президиуме Верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда; Генеральный прокурор РФ или его заместитель -- в Президиуме Верховного Суда РФ; должностное лицо органов прокуратуры по поручению Генерального прокурора РФ -- в Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ и Военной коллегии Верховного Суда РФ.

Информация о работе Полномочия прокурора на различных стадиях гражданского процесса