Несостоятельность (банкротство) юридического лица: основания признания, порядок ликвидации и удовлетворение требований кредиторов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 16:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель настоящей курсовой работы заключается в проведении комплексного сравнительно-правового исследования современных тенденций организации и функционирования института несостоятельности (банкротства) в России.
На сегодняшний день данная тема весьма актуальна, так как неизбежным и объективным результатом функционирования рыночных отношений является возникновение у некоторой части субъектов имущественного оборота финансовых трудностей, которые они не в состоянии преодолеть самостоятельно. Институт несостоятельности (банкротства) юридических лиц является актуальным для экономики любого государства.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Общая характеристика юридического лица…………………...………..4
Понятие и правовая природа юридического лица…………………..4
Виды юридических лиц..……………………………………………...8
Несостоятельность (банкротство): теоретико-правовой аспект…..…..19
Понятие и признаки несостоятельности (банкротства)…...……….19
Процедуры несостоятельности (банкротства)…………………...…25
Заключение…………………………………………………………………...31
Библиографический список…………………………………......................33

Вложенные файлы: 1 файл

Банкротство.docx

— 86.00 Кб (Скачать файл)

В ходе наблюдения должник на основании  решения своих учредителей (участников), органа, уполномоченного собственником  имущества должника - унитарного предприятия, учредители (участники) должника, орган, уполномоченный собственником имущества  должника - унитарного предприятия, третье лицо или третьи лица в соответствии со ст. 76 Закона о банкротстве вправе обратиться к первому собранию кредиторов, к арбитражному суду с ходатайством о введении финансового оздоровления.

Согласно  ст. 2 Закона о банкротстве финансовое оздоровление - процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.

Финансовое  оздоровление вводится арбитражным  судом на основании решения собрания кредиторов за исключением случаев, предусмотренных п. 2 и 3 ст. 75 Закона о банкротстве.

Одновременно  с вынесением определения о введении финансового оздоровления арбитражный  суд утверждает административного  управляющего.  В определении о введении финансового оздоровления должен указываться срок финансового оздоровления, а также содержаться утвержденный судом график погашения задолженности.

В случае предоставления обеспечения исполнения обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности определение  о введении финансового оздоровления должно содержать сведения о лицах, предоставивших обеспечение, размере  и способах такого обеспечения.

Финансовое  оздоровление вводится на срок не более  чем два года.

Требования  кредиторов, предъявленные в ходе финансового оздоровления и включенные в реестр требований кредиторов, удовлетворяются  не позднее чем через месяц  с даты окончания исполнения обязательств в соответствии с графиком погашения  задолженности, если иное не предусмотрено  Законом о банкротстве.

План  финансового оздоровления разрабатывается  в случае отсутствия обеспечения  исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения  задолженности.

План  финансового оздоровления, подготовленный учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника - унитарного предприятия, утверждается собранием кредиторов. План финансового  оздоровления должен содержать обоснование  возможности удовлетворения требований кредиторов в соответствии с графиком погашения задолженности.

График  погашения задолженности подписывается  лицом, уполномоченным на это учредителями (участниками) должника, собственником  имущества должника - унитарного предприятия, и с даты утверждения графика  погашения задолженности арбитражным  судом возникает обязанность  должника погасить задолженность должника перед кредиторами в установленные  графиком сроки.

В соответствии со ст. 84 графиком погашения задолженности должно предусматриваться погашение всех требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, не позднее чем за месяц до даты окончания срока финансового оздоровления, а также погашение требований кредиторов первой и второй очереди не позднее чем через шесть месяцев с даты введения финансового оздоровления. Должник вправе досрочно исполнить график погашения задолженности.

В случае погашения должником всех требований кредиторов, предусмотренных графиком погашения задолженности, до истечения  установленного арбитражным судом  срока финансового оздоровления должник представляет отчет о  досрочном окончании финансового  оздоровления.

Не  позднее чем за месяц до истечения  установленного срока финансового  оздоровления должник обязан предоставить административному управляющему отчет  о результатах проведения финансового  оздоровления.

Согласно  п. 1 ст. 92 Арбитражный суд по итогам рассмотрения результатов проведения финансового оздоровления вправе вынести определение о введении внешнего управления в случае:

а) установления возможности восстановления платежеспособности должника в предусмотренные Законом о банкротстве сроки;

б) подачи в арбитражный суд ходатайства собрания кредиторов о переходе к внешнему управлению в случаях, предусмотренных Законом о банкротстве;

в) подачи в арбитражный суд ходатайства собрания кредиторов о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, если после проведения собрания кредиторов возникли обстоятельства, дающие основания полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена в установленные Законом о банкротстве сроки;

Совокупный  срок финансового оздоровления и  внешнего управления не может превышать  два года. В случае, если с даты введения финансового оздоровления до даты рассмотрения арбитражным судом вопроса о введении внешнего управления прошло более чем восемнадцать месяцев, арбитражный суд не может вынести определение о введении внешнего управления.

Внешнее управление вводится на срок не более  чем восемнадцать месяцев, который  может быть продлен в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве, не более чем на шесть месяцев, если иное не установлено Законом о банкротстве.

С даты введения внешнего управления прекращаются полномочия руководителя должника, управление делами должника возлагается на внешнего управляющего; прекращаются полномочия органов управления должника и собственника имущества должника; отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов; вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением случаев, предусмотренных Законом о банкротстве и так далее.

Кредиторы вправе предъявить свои требования к  должнику в любой момент в ходе внешнего управления. Указанные требования направляются в арбитражный суд  и внешнему управляющему с приложением  судебного акта или иных подтверждающих обоснованность этих требований документов. Указанные требования включаются внешним  управляющим или реестродержателем  в реестр требований кредиторов на основании определения арбитражного суда о включении указанных требований в реестр требований кредиторов.

Согласно  п. 1 ст. 106 Закона о банкротстве не позднее чем через месяц с даты своего утверждения внешний управляющий обязан разработать план внешнего управления и представить его собранию кредиторов для утверждения.

План  внешнего управления должен предусматривать  меры по восстановлению платежеспособности должника, условия и порядок реализации указанных мер, расходы на их реализацию и иные расходы должника.

Платежеспособность  должника признается восстановленной  при отсутствии признаков банкротства, установленных ст. 3 Закона о банкротстве.

Планом  внешнего управления могут быть предусмотрены  следующие меры по восстановлению платежеспособности должника:

- перепрофилирование производства;

- закрытие нерентабельных производств;

- взыскание дебиторской задолженности;

- продажа части имущества должника;

- уступка прав требования должника;

- исполнение обязательств должника собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника либо третьим лицом или третьими лицами;

- увеличение уставного капитала должника за счет взносов участников и третьих лиц;

- размещение дополнительных обыкновенных акций должника;

- продажа предприятия должника;

- замещение активов должника;

- иные меры по восстановлению платежеспособности должника.

Прекращение производства по делу о банкротстве  или принятие арбитражным судом  решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного  производства влечет за собой прекращение  полномочий внешнего управляющего.

В случае, если внешнее управление завершается  заключением мирового соглашения или  погашением требований кредиторов, внешний  управляющий продолжает исполнять  свои обязанности в пределах компетенции  руководителя должника до даты избрания (назначения) нового руководителя должника.

В случае, если арбитражный суд принял решение  о признании должника банкротом  и об открытии конкурсного производства и утвердил конкурсным управляющим  другое лицо или если невозможно утвердить  конкурсного управляющего одновременно с принятием такого решения, внешний  управляющий исполняет обязанности  конкурсного управляющего до даты утверждения  конкурсного управляющего.

Принятие  арбитражным судом решения о  признании должника банкротом влечет за собой открытие конкурсного производства.

В соответствии с п. 2 ст. 124 Закона о банкротстве  конкурсное производство вводится на срок до шести месяцев. Срок конкурсного производства может продлеваться по ходатайству лица, участвующего в деле, не более чем на шесть месяцев.

Конкурсное производство - процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

Очередность удовлетворения требований кредиторов определяется ст. 134 Закона о банкротстве.

Вне очереди за счет конкурсной массы  погашаются требования кредиторов по текущим платежам преимущественно  перед кредиторами, требования которых  возникли до принятия заявления о  признании должника банкротом.

В случае недостаточности имущества, составляющего  конкурсную массу обанкротившейся  организации, у кредиторов есть возможность взыскать с контролирующих лиц суммы, которых недостает для удовлетворения их требований. Таким образом, субсидиарная ответственность введена в значительной мере как предупредительная мера для предотвращения злоупотреблений со стороны вышеуказанных лиц в преддверии банкротства.13

В случае, если прекращение деятельности организации  должника или ее структурных подразделений  может повлечь за собой техногенные  и (или) экологические катастрофы либо гибель людей, вне очереди также  погашаются расходы на проведение мероприятий  по недопущению возникновения указанных  последствий.

Требования  кредиторов по текущим платежам удовлетворяются  в следующей очередности:

- в первую очередь удовлетворяются требования по текущим платежам, связанным с судебными расходами по делу о банкротстве, выплатой вознаграждения арбитражному управляющему, с взысканием задолженности по выплате вознаграждения лицам, исполнявшим обязанности арбитражного управляющего в деле о банкротстве, требования по текущим платежам, связанным с оплатой деятельности лиц, привлечение которых арбитражным управляющим для исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве в соответствии с Законом о банкротстве является обязательным, в том числе с взысканием задолженности по оплате деятельности указанных лиц;

- во вторую очередь удовлетворяются требования об оплате труда лиц, работающих по трудовым договорам, а также требования об оплате деятельности лиц, привлеченных арбитражным управляющим для обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве;

- в третью очередь удовлетворяются требования по коммунальным платежам, эксплуатационным платежам, необходимым для осуществления деятельности должника;

- в четвертую очередь удовлетворяются требования по иным текущим платежам.

Требования  кредиторов по текущим платежам, относящиеся  к одной очереди, удовлетворяются  в порядке календарной очередности.

Контроль  за соблюдением предусмотренной  ст. 134 Закона о банкротстве очередности при расходовании денежных средств со счета должника осуществляет кредитная организация, которая производит проверку по формальным признакам, определяя очередность платежа на основании данных, имеющихся в расчетном документе. Кредитная организация не вправе исполнять представленный расчетный документ, не содержащий соответствующих данных; такой документ подлежит возврату кредитной организацией с указанием причины его возвращения.14

При рассмотрении жалобы кредитора по текущим  платежам арбитражный суд при  удовлетворении жалобы вправе определить размер и очередность удовлетворения требования кредитора по текущим  платежам.

Требования  кредиторов удовлетворяются в следующей  очередности:

- в первую очередь производятся расчеты по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, компенсации морального вреда, а также расчеты по иным установленным Законом о банкротстве требованиям;

- во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;

- в третью очередь производятся расчеты с другими кредиторами.

При определении размера требований кредиторов третьей очереди учитываются  требования конкурсных кредиторов и  уполномоченных органов.

Требования  кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, удовлетворяются  за счет стоимости предмета залога.

При оплате труда работников должника, продолжающих трудовую деятельность в  ходе конкурсного производства, а  также принятых на работу в ходе конкурсного производства, конкурсный управляющий должен производить  удержания, предусмотренные законодательством (алименты, подоходный налог, профсоюзные  и страховые взносы и другие), и платежи, возложенные на работодателя в соответствии с федеральным  законом.

В случае, если в отношении должника не вводились  финансовое оздоровление и (или) внешнее  управление, а в ходе конкурсного  производства у конкурсного управляющего появились достаточные основания, в том числе основания, подтвержденные данными финансового анализа, полагать, что платежеспособность должника может  быть восстановлена, конкурсный управляющий  обязан созвать собрание кредиторов в течение месяца с момента  выявления указанных обстоятельств  в целях рассмотрения вопроса  об обращении в арбитражный суд  с ходатайством о прекращении  конкурсного производства и переходе к внешнему управлению.

Информация о работе Несостоятельность (банкротство) юридического лица: основания признания, порядок ликвидации и удовлетворение требований кредиторов