Несостоятельность (банкротство) юридического лица: основания признания, порядок ликвидации и удовлетворение требований кредиторов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 16:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель настоящей курсовой работы заключается в проведении комплексного сравнительно-правового исследования современных тенденций организации и функционирования института несостоятельности (банкротства) в России.
На сегодняшний день данная тема весьма актуальна, так как неизбежным и объективным результатом функционирования рыночных отношений является возникновение у некоторой части субъектов имущественного оборота финансовых трудностей, которые они не в состоянии преодолеть самостоятельно. Институт несостоятельности (банкротства) юридических лиц является актуальным для экономики любого государства.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Общая характеристика юридического лица…………………...………..4
Понятие и правовая природа юридического лица…………………..4
Виды юридических лиц..……………………………………………...8
Несостоятельность (банкротство): теоретико-правовой аспект…..…..19
Понятие и признаки несостоятельности (банкротства)…...……….19
Процедуры несостоятельности (банкротства)…………………...…25
Заключение…………………………………………………………………...31
Библиографический список…………………………………......................33

Вложенные файлы: 1 файл

Банкротство.docx

— 86.00 Кб (Скачать файл)

В 2009 году в Высший Арбитражный Суд  РФ поступило 39570ьзаявлений о признании  должников несостоятельными, что  на 15% больше показателей 2008 года, когда  было подано 34367 заявлений. Статистика 2010 года показывает, что количественный вектор банкротства все еще направлен  в сторону увеличения.11

Производство по делу о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее ста тысяч рублей, а также имеются признаки банкротства, установленные ст. 3 Законом о банкротстве.

Для возбуждения производства по делу о  банкротстве по заявлению конкурсного  кредитора, а также по заявлению  уполномоченного органа по денежным обязательствам принимаются во внимание требования, подтвержденные вступившим в законную силу решением суда, арбитражного суда, третейского суда.

Требования  уполномоченных органов об уплате обязательных платежей принимаются во внимание для  возбуждения производства по делу о  банкротстве, если такие требования подтверждены решениями налогового органа, таможенного органа о взыскании  задолженности за счет денежных средств  или иного имущества должника либо вступившим в законную силу решением суда или арбитражного суда.

В случае возникновения признаков банкротства, руководитель должника, согласно ст. 30 Закона о банкротстве, обязан направить учредителям (участникам) должника, собственнику имущества должника - унитарного предприятия сведения о наличии признаков банкротства.

Учредители (участники) должника, собственник имущества  должника - унитарного предприятия, федеральные  органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления в случаях, предусмотренных федеральным законом, обязаны принимать своевременные  меры по предупреждению банкротства  организаций.

В целях  предупреждения банкротства организаций  учредители (участники) должника, собственник  имущества должника - унитарного предприятия  до момента подачи в арбитражный  суд заявления о признании  должника банкротом принимают меры, направленные на восстановление платежеспособности должника. Меры, направленные на восстановление платежеспособности должника, могут  быть приняты кредиторами или  иными лицами на основании соглашения с должником.

Учредителями (участниками) должника, собственником  имущества должника - унитарного предприятия, кредиторами и иными лицами в  рамках мер по предупреждению банкротства  должнику может быть предоставлена  финансовая помощь в размере, достаточном  для погашения денежных обязательств и обязательных платежей и восстановления платежеспособности должника (санация). Предоставление финансовой помощи может сопровождаться принятием на себя должником или иными лицами обязательств в пользу лиц, предоставивших финансовую помощь.

В соответствии с п. 1 ст. 34 Закона о банкротстве  лицами, участвующими в деле о банкротстве, являются:

а) должник;

б) арбитражный управляющий;

в) конкурсные кредиторы;

г) уполномоченные органы;

д) федеральные органы исполнительной власти, а также органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления по месту нахождения должника в случаях, предусмотренных Законом о банкротстве;

е) лицо, предоставившее обеспечение для проведения финансового оздоровления.

Вышеуказанные лица в ходе любой процедуры, применяемой в деле о банкротстве, вправе обращаться в арбитражный суд с ходатайством о назначении экспертизы в целях выявления признаков преднамеренного или фиктивного банкротства и совершать предусмотренные Законом о банкротстве процессуальные действия в арбитражном процессе по делу о банкротстве и иные необходимые для реализации предоставленных прав действия. Расходы на проведение указанной экспертизы возмещаются за счет лица, обратившегося с ходатайством о назначении указанной экспертизы.

Последние изменения Закона о банкротстве (2010 год) коснулись регулирования отношений несостоятельности финансовых организаций: страховых организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг, негосударственных пенсионных фондов, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов. В Закон о банкростве вводится понятие контрольного органа, под которым понимается федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий лицензирование в соответствующей сфере деятельности.12

В арбитражном  процессе по делу о банкротстве участвуют:

а) представитель работников должника;

б) представитель собственника имущества должника - унитарного предприятия;

в) представитель учредителей (участников) должника;

г) представитель собрания кредиторов или представитель комитета кредиторов;

д) представитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в случае, если исполнение полномочий арбитражного управляющего связано с доступом к сведениям, составляющим государственную тайну;

е) уполномоченные на представление в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, интересов субъектов РФ, муниципальных образований соответственно органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления по месту нахождения должника;

ж) иные лица в случаях, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом РФ и Законом о банкротстве.

В арбитражном  процессе по делу о банкротстве вправе участвовать:

а) саморегулируемая организация арбитражных управляющих, которая представляет кандидатуры арбитражных управляющих для утверждения их в деле о банкротстве или член которой утвержден арбитражным управляющим в деле о банкротстве, при рассмотрении вопросов, связанных с утверждением, освобождением, отстранением арбитражных управляющих, а также жалоб на действия арбитражных управляющих;

б) орган по контролю (надзору) при рассмотрении вопросов, связанных с утверждением арбитражных управляющих;

в) кредиторы по текущим платежам при рассмотрении вопросов, связанных с нарушением прав кредиторов по текущим платежам.

На  основе вышесказанного можно сделать  вывод о том, что Закон о банкротстве устанавливает не только основания для признания должника банкротом, но и регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов.

 

 

 

 

 

 

2.1. Процедуры несостоятельности  (банкротства) 

 

 

В соответствии с п. 1 ст. 27 Закона о банкротстве  при рассмотрении дела о банкротстве должника - юридического лица применяются следующие процедуры:

а) наблюдение;

б) финансовое оздоровление;

в) внешнее управление;

г) конкурсное производство;

д) мировое соглашение.

Согласно  ст. 2 Закона о банкротстве под  наблюдением понимается процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.

С даты вынесения арбитражным судом  определения о введении наблюдения наступают следующие последствия:

а) требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного Законом о банкротстве порядка предъявления требований к должнику;

б) по ходатайству кредитора приостанавливается производство по делам, связанным с взысканием с должника денежных средств. Кредитор в этом случае вправе предъявить свои требования к должнику в порядке, установленном Законом о банкротстве;

в) приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, в том числе снимаются аресты на имущество должника и иные ограничения в части распоряжения имуществом должника, наложенные в ходе исполнительного производства, за исключением исполнительных документов, выданных на основании вступивших в законную силу до даты введения наблюдения судебных актов о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и о возмещении морального вреда. Основанием для приостановления исполнения исполнительных документов является определение арбитражного суда о введении наблюдения;

г) не допускаются удовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников), выкуп либо приобретение должником размещенных акций или выплата действительной стоимости доли (пая);

д) не допускается прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования, если при этом нарушается установленная п. 4 ст. 134 Закона о банкротстве очередность удовлетворения требований кредиторов;

е) не допускается изъятие собственником имущества должника - унитарного предприятия принадлежащего должнику имущества;

ж) не допускается выплата дивидендов, доходов по долям (паям), а также распределение прибыли между учредителями (участниками) должника.

  Введение наблюдения не является  основанием для отстранения руководителя  должника и иных органов управления  должника, которые продолжают осуществлять  свои полномочия с ограничениями,  установленными п. 2-3 ст. 64.

Органы  управления должника могут совершать  исключительно с согласия временного управляющего, выраженного в письменной форме, за исключением случаев, прямо  предусмотренных Законом о банкротстве, сделки или несколько взаимосвязанных между собой сделок:

а) связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более пяти процентов балансовой стоимости активов должника на дату введения наблюдения;

б) связанных с получением и выдачей займов (кредитов), выдачей поручительств и гарантий, уступкой прав требования, переводом долга, а также с учреждением доверительного управления имуществом должника.

Не  позднее пятнадцати дней с даты утверждения  временного управляющего руководитель должника обязан предоставить временному управляющему и направить в арбитражный  суд перечень имущества должника, в том числе имущественных  прав, а также бухгалтерские и  иные документы, отражающие экономическую  деятельность должника за три года до введения наблюдения. Ежемесячно руководитель должника обязан информировать временного управляющего об изменениях в составе  имущества должника.

Руководитель  должника в течение десяти дней с  даты вынесения определения о  введении наблюдения обязан обратиться к учредителям (участникам) должника с предложением провести общее собрание учредителей (участников) должника, к  собственнику имущества должника - унитарного предприятия для рассмотрения вопросов об обращении к первому  собранию кредиторов должника с предложением о введении в отношении должника финансового оздоровления, проведении дополнительной эмиссии акций и  иных предусмотренных Законом о банкротстве.

Временный управляющий обязан:

а) принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника;

б) проводить анализ финансового состояния должника;

в) выявлять кредиторов должника;

г) вести реестр требований кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

д) уведомлять кредиторов о введении наблюдения;

е) созывать и проводить первое собрание кредиторов.

Временный управляющий обязан представить  в арбитражный суд отчет о  своей деятельности и протокол первого  собрания кредиторов с приложением  документов, определенных Законом о банкротстве. К отчету временного управляющего прилагаются:

а) заключение о финансовом состоянии должника;

б) обоснование возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника, целесообразности введения последующих применяемых в деле о банкротстве процедур.

Для целей участия в первом собрании кредиторов кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в течение  тридцати календарных дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения. Указанные требования направляются в арбитражный суд, должнику и  временному управляющему с приложением  судебного акта или иных документов, подтверждающих обоснованность этих требований. Указанные требования включаются в  реестр требований кредиторов на основании  определения арбитражного суда о  включении указанных требований в реестр требований кредиторов.

Арбитражный суд на основании решения первого собрания кредиторов выносит определение о введении финансового оздоровления или внешнего управления, либо принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, либо утверждает мировое соглашение и прекращает производство по делу о банкротстве.

В случае, если первым собранием кредиторов не принято решение о применении одной из процедур, применяемых в  деле о банкротстве, арбитражный  суд откладывает рассмотрение дела в пределах срока, который не должен превышать семи месяцев с даты поступления заявления о признании должника банкротом (ст. 51 Закона о банкротстве), и обязывает кредиторов принять соответствующее решение к установленному арбитражным судом сроку.

Информация о работе Несостоятельность (банкротство) юридического лица: основания признания, порядок ликвидации и удовлетворение требований кредиторов