Некоторые принципы реализации в России политических прав

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 08:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - выявить правовые проблемы реализации политических прав в России.
Задачи:
рассмотреть права и свободы: понятие и значение;
- изучить сущность и значение политических прав;
выявить особенности реализации избирательных прав в РФ;
представить сущность права на обращение граждан.

Содержание

Введение 3
1. Понятие и значение политических прав 4
1.1 Права и свободы: понятие и значение 4
1.2 Сущность и значение политических прав 6
2. Некоторые принципы реализации в России политических прав 11
2.1 Проблема реализации избирательных прав в РФ 11
2.2 Право на обращение граждан 14
Заключение 16
Список используемой литературы 17

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 47.64 Кб (Скачать файл)

Свободными считаются  выборы, которые проводятся без какого-либо принуждения относительно как явки на выборы, так и голосования («за» или «против»). Наибольшую свободу  выбора дает наличие нескольких баллотирующихся  кандидатур,

Согласно Конституции  Российской Федерации, порядок выборов  Президента и депутатов Государственной  Думы устанавливается федеральным  законом.

Именно референдум обеспечивает наиболее полное участие граждан  в управлении делами государства.

Кроме этого общего положения  в ст. 32 Конституции закреплены основные формы реализации этого права, главной  из которых являются избирательные  права. Граждане Российской Федерации, устанавливает п. 2 ст. 32 Конституции  РФ, имеют право избирать и быть избранными в органы государственной  власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. В Конституции закреплены ограничения  в пользовании этими правами. «Не имеют право избирать и  быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также  содержащиеся в местах лишения свободы  по приговору суда» (п. 3 ст. 32 Конституции  РФ).

Избирательное право граждан  наступает с момента их совершеннолетия, когда гражданин становится (как  и указывалось выше) полностью  дееспособным лицом и имеет право  в полной мере пользоваться политическими  правами и свободами. Следует  отметить, что право гражданина быть избранным в органы государственной  власти и местного самоуправления (ст. 32 ч. 2 Конституции РФ) наступает либо с 18 лет (пассивное избирательное  право), либо позднее и с наличием особых прав (постоянное проживание на территории Российской Федерации непосредственно  перед выборам, а так же обладание  гражданством РФ).

В частности можно привести пример, что для избрания в депутаты Государственной Думы - обязательный возрастной ценз составляет 21 год, согласно части 1 ст. 97 Конституции РФ; для  осуществления полномочий Президента Российской Федерации обязательно  постоянное проживание на территории Российской Федерации не менее 10 лет  и возрастной ценз при этом составляет 35 лет, хотя еще существуют иные данные для избрания и осуществления  полномочий (в частности, наличие  опыта работы в руководящих структурах, высокая правовая грамотность).

Участие же в референдуме  имеет низший возрастной ценз, который  составляет в России всего 18 лет  и не сопряжено для гражданина России ни с какими другим ограничениями.

Можно сказать, что всеобщее избирательное право не означает, что не существует никаких ограничений  в этой области. В частности, это  касается граждан, которые не способны по своему умственному или же психическому состоянию в полной мере осуществлять свои гражданские права и исполнять  гражданские обязанности (за ним  в судебном порядке признается недееспособность - т.е. они не могут выступать в  качестве субъекта правовых отношений).

Ограничению своих гражданских  прав подвергаются также лица, содержащиеся в данный момент под стражей, т.е. в отношении которых есть законное постановление (решение) суда, которое  уже вступило в силу. Однако лица, находящиеся под следствием, если в отношении их еще не вынесен  приговор суда и они не признаны виновными в том или ином преступлении, которое влечет за собой лишение  свободы, имеют полные избирательные  права. Ограничение их избирательных  прав во внесудебном порядке является актом произвола.

Таким образом, избирательное  право граждан наступает с  момента их совершеннолетия, когда  гражданин становится (как и указывалось  выше) полностью дееспособным лицом  и имеет право в полной мере пользоваться политическими правами  и свободами.

2.2 Право на обращение граждан

 

Право на обращение в государственные  органы и органы местного самоуправления закреплено в ст. 33 Конституции РФ. Это право граждан может быть реализовано индивидуально или  коллективно. В ранее действовавшей  конституции это право именовалось  «право на жалобу», что во многом сужало возможности граждан на конструктивные обращения в государственные  органы. Процедура рассмотрения обращений  регламентируется специальными нормативно-правовыми  актами общегосударственного и ведомственного характера.

Обращения граждан содержат неодинаковую информацию, не совпадают  по общественной направленности. Они  различаются по своей юридической  направленности и влекут разные правовые последствия. Термин «обращение» носит  собирательный характер. В обращениях граждан могут содержаться жалоба в связи с тем или иным нарушением их прав, инициативное предложение, заявление  и пр.

Действующее законодательство не дает определения понятий «жалоба», «предложение», «заявление». Однако многолетняя  судебная практика выработала свои критерии их разграничения [10, c. 136].

Предложение - это такой  вид обращения, который, как правило, не связан с нарушением прав граждан, в нем обычно ставится вопрос о  необходимости решения конкретной технической, научной, творческой, юридической  проблемы, об улучшении деятельности государственного органа, органа местного самоуправления, общественной организации  и т.д.

Заявление - обращение гражданина в государственные органы, ораны  местного самоуправления, общественные организации с просьбой о реализации принадлежащего ему права, предусмотренного Конституцией или текущим законодательством (право на получение пенсии, на очередной  отпуск, на обмен жилой площади).

Жалоба - обращение гражданина в государственные ораны либо органы местного самоуправления с требованием  о восстановлении права или законного  интереса, нарушенного действиями юридических  или физических лиц. Это важное средство защиты прав, свобод и законных интересов  граждан. Жалоба всегда содержит информацию о нарушении субъективных прав обратившегося  или прав других конкретных лиц.

Право на обращение закреплено не только за гражданами, но и за общественными  организациями, в частности, творческие союзы, а так же учреждения, предприятия  и должностные лица в целях  защиты своих прав и интересов, прав и интересов своих членов. Закреплено право на коллективные обращения, когда  затрагиваются законные интересы группы лиц.

Нормативным актами предусмотрено  право граждан (юридических лиц) осуществлять обращения в письменной и устной форме, а за соответствующими лицами закреплена обязанность эти  обращения принимать в порядки  и сроки, установленные законодательством. В частности, предложения граждан  рассматриваются в срок до одного месяца, за исключением тех предложений, которые требуют дополнительного  изучения, о чем сообщается лицу, внесшему предложение. Заявления же граждан решаются в срок до одного месяца со дня его поступления, а  те, которые не нуждаются в проверке, - безотлагательно, но не позднее 15 дней со дня получения заявления. Предложения  и заявления граждан рассматриваются  теми органами, к непосредственному  ведению которых относятся затрагиваемы в них вопросы.

В отличии от предложений - жалобы подаются в инстанции, вышестоящие  по отношению к тем, действия которых  обжалуются. Закон запрещает направлять жалобы граждан тем органам, на действия которых направлена эта жалоба. Наряду с административным порядком рассмотрения жалоб на незаконные действия должностных  лиц и органов государства, существует судебный порядок обжалования таких  действий.

Таким образом, право на обращение  в государственные органы и органы местного самоуправления закреплено в  ст. 33 Конституции РФ.

В частности, за гражданам  РФ Закон закрепляет право непосредственного  обращения в судебные органы на незаконные действия.

 

 

 

Заключение

Таким образом, именно гражданин  Российской Федерации, а не какое-либо иное лицо, обладает на территории России всей полнотой прав и свобод, предусмотренных  Конституцией.

В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы  человека и гражданина согласно общепринятым принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей  Конституцией.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно  действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и  обеспечиваются правосудием.

Наиболее распространенным критерием в науке конституционного права является содержание прав и  свобод человека и гражданина. В  соответствии с этим критерием все  они делятся на: личные; политические; экономические; социально-культурные права и свободы человека и  гражданина.

В отличии от личных, политические права и свободы нацелены на активное включение каждого индивидуума  в жизнь страны, в управление ее делами. Эти права и свободы  создают условия для закрепления  связей между человеком и обществом, гражданином и государством.

Среди политических прав и  свобод выделяют:

Свобода мысли и слова.

Свобода информации.

Право на создание общественных объединений.

Свобода собраний.

Право участвовать в управлении государством.

Право на обращение.

Избирательное право граждан  наступает с момента их совершеннолетия, когда гражданин становится (как  и указывалось выше) полностью  дееспособным лицом и имеет право  в полной мере пользоваться политическими  правами и свободами.

Граждане Российской Федерации, устанавливает п. 2 ст. 32 Конституции  РФ, имеют право избирать и быть избранными в органы государственной  власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. В Конституции закреплены ограничения  в пользовании этими правами. «Не имеют право избирать и  быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда» (п. 3 ст. 32 Конституции РФ).

Обращения граждан содержат неодинаковую информацию, не совпадают  по общественной направленности. Они  различаются по своей юридической  направленности и влекут разные правовые последствия. Термин «обращение» носит  собирательный характер. В обращениях граждан могут содержаться жалоба в связи с тем или иным нарушением их прав, инициативное предложение, заявление.

Список  используемой литературы

 

1.Конституция РФ [Текст] // Российская газета. 1993. 25 декабря.

2.Авдеев, В.С. Общая теория права. [Текст]./ Учебник/ В.С. Авдеев - М.: Паритет. - 2008. -340 с.

3.Бойцов, В.Я. Система субъектов советского государственного права. [Текст]./ монография/ В.Я. Бойцов. - Уфа, 2009. -400 с.

4.Исаков, В.Б. Юридические факты в Российском праве [Текст]./ монография/ В.Б. Исаков. - М.: Наука. 2008.-456 с.

5.Кечекьян, С.Ф., Правоотношения в Российском обществе [Текст]/монография/ С.Ф. Кечекьян. - М.: Знание, 2006.-376 с.

6.Козлова, Е.И. Конституционное право России [Текст]./ Учебник/ Е.И. Козлова - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2008.-415 с.

7.Кокотов, А.Н. Конституционное право России [Текст]./ Учебник/ А.Н. Кокотов - М.: Юристъ, 2007. -476 с.

8.Карапетов, М.Т. Конституционные основы [Текст]/ монография /М.Т. Карапетов. - Пенза, 2008.-480 с.

9.Масленников, В.А. Конституционный статус личности [Текст]/ монография /В.А. Масленников. - М.: Палитра, 2009.-400 с.

10.Миронов, О.О. Конституционное регулирование в развитом обществе [Текст]/ монография / О.О. Миронов. - Саратов, 2006. -388 с.

11.Маслов, М.О. Субъекты конституционного права [Текст]/ монография // М.О. Маслов. - Саратов, 2008.-433 с.

12.Микунь, Л.А. Конституционное регулирование [Текст]/ монография // Л.А. Микунь. - М.: Юрист, 2007. -411 с.

13.Смоленский, М.В. Конституционное право России [Текст]/ учебник / М.В. Смоленский. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. -534 с.

14.Степанов, И.М. Конституция и политика [Текст]/ монография / И.М. Степанов. - М.: Москва, 2008. -325 с.

15.Тихомиров, Ю.А. Конституционные правоотношения [Текст]/ монография // Ю.А. Тихомиров // Теоретические основы Конституции. - М.: Ратет, 2007.-345 с.

16.Варламова, Н.В. Правоотношения: философский и юридический подходы [Текст]/ Н.В. Варламова // Правоведение. - 2008. - №4. - С. 50-52.

17.Ковачев, Д.А. Предмет, способы и формы конституционного регулирования [Текст]/ Д.А. Ковачев // Журнал российского права. - 2007. - №2. - С. 24-55.

18.Лучин, Б.О. Особенности конституционно-правовых отношений [Текст]/ Б.О. Лучин // Правоведение. -2009. - №1. - С. 15-17.

19.Ржевский, В.А. Особенности конституционных норм [Текст]/ В.А. Ржевский // Правоведение. 2009. - №26.-С. 12-17.

20.Синцова, Т.А. Система юридических фактов конституционном праве праве[Текст]/ Т.А. Синцова // Правоведение. - 2008. - №5. - С. 25-26.

21.Скуратов, Ю.И. О конституционном содержании некоторых политических категорий [Текст]/ / Ю.И. Скуратов // Правоведение. - 2006. - №1. - С. 13-24.

 


Информация о работе Некоторые принципы реализации в России политических прав