Некоторые принципы реализации в России политических прав

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 08:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - выявить правовые проблемы реализации политических прав в России.
Задачи:
рассмотреть права и свободы: понятие и значение;
- изучить сущность и значение политических прав;
выявить особенности реализации избирательных прав в РФ;
представить сущность права на обращение граждан.

Содержание

Введение 3
1. Понятие и значение политических прав 4
1.1 Права и свободы: понятие и значение 4
1.2 Сущность и значение политических прав 6
2. Некоторые принципы реализации в России политических прав 11
2.1 Проблема реализации избирательных прав в РФ 11
2.2 Право на обращение граждан 14
Заключение 16
Список используемой литературы 17

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 47.64 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение 3

1. Понятие  и значение политических прав 4

1.1 Права и свободы: понятие и значение 4

1.2 Сущность  и значение политических прав 6

2. Некоторые  принципы реализации в России  политических прав 11

2.1 Проблема реализации избирательных прав в РФ 11

2.2 Право на  обращение граждан 14

Заключение 16

Список используемой литературы 17

 

 

Введение

 

Российская Федерация - демократическое  государство. Само понятие «демократии» предусматривает, что власть в Российской Федерации осуществляется ее гражданами в равных правах и на основании  закрепления этих прав в Конституции  Российской Федерации.

П. 2 ст. 6 Конституции гарантирует, что «каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами  и несет равные обязанности, предусмотренные  Конституцией Российской Федерации».

Именно гражданин Российской Федерации, а не какое-либо иное лицо, обладает на территории России всей полнотой прав и свобод, предусмотренных Конституцией. Во второй части комментируемой статьи (ст. 6 п. 2 Конституции РФ) закреплен  важнейший принцип правового  положения гражданина России, который  имеет ключевое значение для правильного  понимания всей системы его основных прав и свобод, их соотношение.

Здесь особо подчеркивается, что все граждане РФ несут равные обязанности перед государством. В отличии от основных личных прав, которые по своей природе неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения как человеку, политические права  и свободы связаны с обладанием гражданством государства. Это и  есть различие, отражаемое Конституцией: «личные права» - каждому, политические - «гражданам».

Связь политических прав с  гражданством не означает, однако, что  они носят вторичный характер, производны от воли государства и  не являются естественными правами  каждого гражданина демократического государства. В силу их характера  эти права нельзя рассматривать  в качестве установленных, предоставленных  государством. Так же как и личные права человека, государство их признает, соблюдает и защищает. Это прямо  закреплено в ст. 2 Конституции Российской Федерации.

Тема курсовой работы актуальна, потому, что реализуя закрепленные в Конституции политические права  и свободы, граждане Российской Федерации  участвуют в общественно-политической жизни, в управлении государством.

Цель работы - выявить  правовые проблемы реализации политических прав в России.

Задачи:

рассмотреть права и свободы: понятие и значение;

- изучить сущность и  значение политических прав;

выявить особенности реализации избирательных прав в РФ;

представить сущность права  на обращение граждан.

Объект исследования - общественные отношения, возникающие в процессе реализации политических прав. Предмет: Нормативно-правовые основы регулирования  публично-политических прав.

1. Понятие и значение политических  прав

1.1 Права и свободы: понятие и значение

 

Философской основой института  прав и свобод является учение о  свободе как о естественном состоянии  человека и высшей ценности после  самой жизни. Люди начали осознавать эти истины на заре создания человеческого  общества, но потребовались века для  того, чтобы сложились ясные представления  о содержании свободы и ее соотношении  с государством.

При всей своей многогранности и сложной детерминированности  современное конституционно-правовое учение о свободе может быть кратко выражено в следующих основных постулатах:

- все люди свободны от рождения и никто не вправе отчуждать их естественного права. Обеспечение и охрана этих прав - главное назначение государства;

- свобода состоит в возможности делать все, что не приносит вреда другому. Свобода человека, следовательно, не может быть абсолютной, она ограничена таким же состоянием других людей. Равенство возможностей для всех - основа свободы;

- границы свободы могут быть определены только законом, который есть мера свободы. Свобода и правопорядок не антагонисты, если закон демократический. Следовательно, все, что не запрещено, то дозволено;

- часть дозволенного определяется через права человека. Закрепление прав необходимо для того, чтобы помочь человеку осознать свои возможности, но ни один набор прав не исчерпывает содержания свободы;

- ограничение прав возможно исключительно с целью способствовать общему благосостоянию в демократическом обществе;

Разумеется, это самые  общие философские постулаты  и притом имеющие прямое значение только для конституционно-правовой концепции. У этого учения есть и  другие аспекты, как, например, связь  свободы с моралью и политической культурой, без учета которых  свобода вырождается в циничную вседозволенность или разрушительную анархию. Но это уже не сфера конституционного права.

Человек живет, участвует  во всех сферах общественной и государственной  жизни, реализуя свои права, свободы  и обязанности, закрепленные в законодательных  актах.

Основные права и свободы - это закрепленные в Конституции  Российской Федерации возможности  совершать те или иные действия, избирать вид и меру поведения, пользоваться предоставленными благами для удовлетворения своих интересов и потребностей.

Основные обязанности - это  установленные государством и закрепленные в Конституции Российской Федерации  виды и мера общественно необходимого поведения граждан.

Основные права, свободы  и обязанности являются таковыми не только по форме, будучи закрепленными  в Конституции РФ, но и по содержанию, поскольку они являются определяющими  в отношении всех иных прав, свобод и обязанностей. Для конституционных  прав, свобод и обязанностей характерными являются определенные признаки, свойства, которые отличают их от других прав и свобод [10, c. 120].

Эти признаки в своей совокупности определяют юридическую природу  основных прав, свобод и обязанностей.

 Конституционные права,  свободы и обязанности обладают  верховенством. Все другие юридические  права, свободы и обязанности  должны в принципе соответствовать  основным. Ни один государственный  орган, ни одно должностное  лицо не могут принять правовой  акт или решение, которые бы  противоречили конституционным  правам, свободам и обязанностям. В случае коллизии всегда действует  конституционная норма.

   Конституционные права, свободы и обязанности служат юридической базой для всех других прав, свобод и обязанностей, устанавливаемых законодательством.

   Основные, конституционные права, свободы и обязанности формулируются в общем виде Их детализация, конкретизация осуществляется в правах и обязанностях, устанавливаемых отраслевыми нормами.

   Только конституционные права, свободы и обязанности действуют на всей территории РФ, в отношении всех граждан государства, иностранцев и лиц без гражданства.

   Для каждого гражданина РФ одинаков круг прав, свобод и обязанностей. Именно в области конституционных прав и обязанностей наглядно проявляется равноправие как принцип правового положения граждан. Следует однако подчеркнуть, что это равенство возможностей пользования правами и свободами. Фактическая реализация их зависит от многих объективных факторов, а также от отношения человека к осуществлению прав и свобод.

   Основные, конституционные права, свободы и обязанности имеют постоянно действующий, непрерывный характер. Они не могут быть исчерпаны однократным осуществлением. Пока лицо является гражданином РФ, оно может реализовать конституционные права, свободы и обязанности. Основные права и свободы могут быть ограничены федеральным законом, но только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

   Конституционные права, свободы и обязанности имеют повышенную государственно-правовую защиту. Это обусловлено, во-первых, тем, что все нормы Конституции РФ как основного закона находятся под особой охраной государства. Во-вторых, в самом тексте установлен особый порядок пересмотра нескольких глав Конституции, в том числе второй главы, закрепляющей права и свободы человека и гражданина. Согласно ст. 135 Конституции РФ эти положения не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием, а изменяются Конституционным Собранием или всенародным голосованием.

Широта и многообразие конституционных прав и свобод обусловливает  необходимость их классификации.

Классификация прав и свобод человека и гражданина может осуществляться по различным критериям. Так, в зависимости  от субъекта их можно подразделить на права и свободы гражданина и права и свободы человека. В зависимости от характера субъекта - на индивидуальные и коллективные (групповые). Можно классифицировать их на основные и дополнительные (конкретизирующие) [15, c. 110].

Таким образом, наиболее распространенным критерием в науке конституционного права является содержание прав и  свобод человека и гражданина. В  соответствии с этим критерием все  они делятся на: личные; политические; экономические; социально-культурные права и свободы человека и  гражданина. Как и всякая классификация, эта носит в ряде случаев условный характер. Рассмотрим содержание политических прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.

1.2 Сущность и значение политических  прав

 

Политические права и  свободы развиваются не в отрыве, а на фоне личных прав и свобод, во взаимодействии с ними и прежде всего  при опоре на уважение к человеку.

Прежде всего следует  отметить, что хотя политические права  и свободы широко декларировались  в прошлом и даже служили украшением на фасаде советской власти, их реализация была затруднена. В частности монополия  на определение состава Советов  у партийного аппарата искажала смысл  избирательных прав. Многопартийность на практике не допускалась, профсоюзы  и другие общественные организации  рассматривались как придатки партийно-государственной  машины. В таких условиях политические права и свободы способствовали отторжению государства от народа, и рождению у последнего недоверия  к институту демократии.

Обратимся же теперь непосредственно  к политическим правам гражданина Российской Федерации, прямо закрепленных за ним  в Конституции Российской Федерации.

Основные политические права  начинают действовать непосредственно  с момента достижения гражданином  Российской Федерации совершеннолетия. Это прямо выражено в ст. 60 Конституции  Российской Федерации, которая гласит, что:

«Гражданин Российской Федерации  может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности  с 18 лет.

Именно с достижения 18-летия  гражданина устанавливается полная дееспособность гражданина. Дееспособность - юридическая возможность своими действиями создавать или изменять права и обязанности. В этом и  есть отличие от правоспособности, которая присуща человеку с рождения и является неотъемлемой частью человеческого  статуса. Достигнув совершеннолетия, гражданина Российской Федерации осуществляет права во всех областях политической, экономической и личной жизни  и несет ответственность за результаты своих действий.

   Свобода мысли и слова. Свобода мысли - это свобода каждого человека от любого политического или идеологического контроля, когда он сам определяет систему своих духовных ценностей, верований и т.д. Свобода слова представляет собой право каждого свободно выражать свои мысли перед другими как индивидуально, непосредственно, так и в средствах массовой информации. Статья 29 Конституции РФ провозглашает: «Каждому гарантируется свобода мысли и слова».

Как и все другие права  свобода мысли и слова ограничивается правами и законными интересами других лиц, а также ограничениями  законодательного характера. Уже в  самом тексте ст. 29 Конституции РФ содержатся ограничения. В ней подчеркивается, что «не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную  ненависть и вражду. Запрещается  пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства».

Существуют и другие ограничения  свободы слова, установленные отраслевыми  нормами. Уголовное законодательство запрещает пропаганду войны, устанавливает  ответственность за разглашение  государственной и военной тайны. Гражданское законодательство защищает честь и достоинство личности и т.д.

Конституционно-правовой гарантией  свободы мысли и слова является положение Конституции о том, что «никто не может быть принужден  к выражению своих мнений и  убеждений или отказу от них» (п. 3 ст. 29 Конституции РФ).

 Свобода информации. Содержание  этой свободы тесно связано  с содержанием свободы мысли,  слова и убеждений, но более  формализовано. В п. 4 ст. 29 Конституции  РФ эта свобода сводится к  праву каждого «свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любыми законными способами».

Ограничения права на свободу  информации довольно широки. Одно из них  содержится в данной статье Конституции  РФ, которая указывает, что «перечень  сведений, составляющих государственную  тайну, определяется федеральным законом». Для военнослужащих, например, установлен перечень сведений, составляющих военную  тайну. Право на свободу информации ограничивается правом других лиц на тайну частной жизни, личную и  семейную тайну, защиту своей чести  и доброго имени, тайну переписки  и т.д. Свобода информации ограничена также авторскими правами, защищенными  законом.

Информация о работе Некоторые принципы реализации в России политических прав