Некоторые принципы реализации в России политических прав

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 08:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - выявить правовые проблемы реализации политических прав в России.
Задачи:
рассмотреть права и свободы: понятие и значение;
- изучить сущность и значение политических прав;
выявить особенности реализации избирательных прав в РФ;
представить сущность права на обращение граждан.

Содержание

Введение 3
1. Понятие и значение политических прав 4
1.1 Права и свободы: понятие и значение 4
1.2 Сущность и значение политических прав 6
2. Некоторые принципы реализации в России политических прав 11
2.1 Проблема реализации избирательных прав в РФ 11
2.2 Право на обращение граждан 14
Заключение 16
Список используемой литературы 17

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 47.64 Кб (Скачать файл)

В ст. 29 п. 5 Конституции РФ гарантируется свобода массовой информации и установлен запрет цензуры.

Конкретные вопросы реализации этих конституционных свобод регулируются Федеральным законом от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Важное значение имеют  положения этого Закона, запрещающие  сбор, хранение, использование и  распространение информации о частной  жизни, а также информации, нарушающей личную тайну, семейную тайну, тайну  переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений  физического лица без его согласия, кроме как на основании судебного  решения.

  Право на создание общественных объединений. Это конституционное право закреплено в ст. 30 Конституции РФ, которая устанавливает: «Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем». Данное право является одним из важнейших политических прав человека и гражданина, так как позволяет ему активно участвовать в общественной жизни, в управлении государством, реализовать свои интересы и потребности, защищать свои права и свободы. Это право широко используется гражданами. Так, по данным Министерства юстиции Российской Федерации на апрель 2001 года в России было зарегистрировано 50 544 общественных объединений, в том числе 1924 партии [18, c. 15].

Существуют законодательные  ограничения реализации этого права. Так, в ст. 13 Конституции РФ установлено, что «запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или  действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности  Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных  формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной  розни».

Существуют ограничения  при реализации этого права для  отдельных категорий граждан. Так, в ст. 22 Международного пакта о  гражданских и политических правах установлено, что «пользование этим правом не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусматриваются законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности… Настоящая статья не препятствует введению законных ограничений пользования этим правом для лиц, входящих в состав вооруженных сил и полиции». В этой связи ст. 9 Закона «О статусе военнослужащих» закрепляет, что «военнослужащие могут состоять в общественных объединениях, не преследующих политические цели, и участвовать в их деятельности, не находясь при исполнении обязанностей военной службы».

  Свобода собраний. Конституция Российской Федерации закрепляет в статье 31 право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование. Свобода собрания - возможность собираться в закрытых помещениях, доступ в которые может быть ограничен устроителями по различным основаниям (членство в общественных объединениях, пол, возраст). Собрания могут проводиться в уведомительном и явочном порядке.

Митинги представляют собой  разновидность собраний и проводятся, как правило, под открытым небом. Они завершаются после публичных  выступлений принятием резолюций.

Демонстрации проводятся преимущественно в виде движения по улицам определенным маршрутом, с  плакатами и транспарантами, выражающими  позицию участников по политико-экономическим  проблемам.

Пикетирование представляет собой выражение своего отношения  группами людей стоящих или движущихся вблизи государственных или общественных объектов, правительственных учреждений.

Реализация этих мероприятий  осуществляется в разрешительном или  уведомительном порядке. Их участники  обязаны соблюдать общественный порядок. За отдельные виды правонарушений организаторы и участники могут  привлекаться к юридической ответственности, вплоть до уголовной (за организацию  массовых беспорядков, например).

  Право участвовать в управлении государством. Это важнейшее из политических прав гражданина, вытекающее из закрепленного в ст. 3 Конституции РФ положения о том, что носителем суверенитета и единственным источником власти в России является ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы местного самоуправления.

Для Конституции РФ 1993 г. характерным является не только закрепление  широкого круга прав и свобод человека и гражданина, но и впервые в  конституционном строительстве  России в основном законе содержатся нормы, направленные на обеспечение  государственно-правовой защиты прав и свобод.

В статье 2 Конституции РФ, положения которой входят в основы конституционного строя, закрепляется, что обязанностью государства является защита прав и свобод человека и гражданина. Данное положение конкретизируется ст. 45 Конституции РФ, которая устанавливает: «1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. 2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом». Ведущую роль в государственно-правовой защите прав и свобод согласно Конституции РФ призван играть суд. Как подчеркивается в ст. 46 Конституции РФ, «каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод».

В Конституции определен  круг действий, которые могут быть обжалованы в суде. Согласно ст. 46 п. 2 Конституции РФ «решение и действия (или бездействие) органов государственной  власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных  лиц могут быть обжалованы в суде».

В соответствии с положением Международного пакта о гражданских  и политических правах (1966 г.) и Факультативного  Протокола к нему п. 3 ст. 46 Конституции  РФ закрепляет, что «каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны  все имеющиеся внутригосударственные  средства правовой защиты».

Конституция РФ дополнительно  гарантирует каждому человеку право  на рассмотрение его дела в том  суде и тем судьей, к подсудности  которых оно отнесено законом (ст. 47 Конституции РФ). В данной статье установлено также, что обвиняемый в совершение преступления имеет  право на рассмотрение его дела судом  с участием присяжных заседателей  в случаях, предусмотренных федеральным  законом.

Защита прав и свобод человека и гражданина во многом определяется обеспечением правовой помощи. В этой связи ст. 48 Конституции РФ закрепляет: «Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической  помощи. В случаях, предусмотренных  законом, юридическая помощь оказывается  бесплатно». В соответствии с этой статьей каждый задержанный, заключенный  под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента  соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.

В нормах главы 2 Конституции  РФ, направленных на обеспечение государственно-правовой защиты прав и свобод человека и  гражданина, нашли свое отражение  важнейшие принципы судопроизводства.

В частности, в ст. 49 Конституции  РФ закреплена презумпция невиновности: «Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным  законом порядке и установлена  вступившим в законную силу приговором суда».

Гарантиями прав и свобод личности являются закрепленные в ст. 50 Конституции РФ положения о  том, что никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление; при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона; каждый осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора  вышестоящим судом в порядке, установленным федеральным законом, а также право просить о  помиловании или смягчении наказания.

В Конституции РФ нашла  свое закрепление правовая норма, имеющая  важное этическое содержание. Согласно ст. 51 Конституции РФ никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным  законом. Федеральным законом могут  устанавливаться иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания.

Конституция РФ устанавливает, что права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба. Конституция устанавливает право  каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной  власти или должностных лиц.

В Конституции РФ установлен также важный правовой принцип, суть которого состоит в том, что закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Никто не может нести ответственность  за деяние, которое в момент совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность  за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

Таким образом, в отличии  от личных, политические права и  свободы нацелены на активное включение  каждого индивидуума в жизнь  страны, в управление ее делами. Эти  права и свободы создают условия  для закрепления связей между  человеком и обществом, гражданином  и государством. От того, какого состояние  политических права и свобод, во многом зависит прочность устоев конституционного строя, реальность его  демократизма уровень политической культуры у населения.

2. Некоторые принципы реализации  в России политических прав

2.1 Проблема реализации избирательных прав в РФ

 

Статья 32 Конституции РФ устанавливает: «Граждане Российской Федерации имеют право участвовать  в управлении делами государства  как непосредственно, так и через  своих представителей».

Положения данной статьи непосредственно  вытекают из статьи 21 Всеобщей декларации прав человека, а так же из статьи 25 Международного пакта о гражданских  и политических правах, которая предписывает, что каждый гражданин без какой  бы то ни было дискриминации и без  необоснованных ограничений имеет  право и возможность:

- принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через посредство свободно выбранных представителей;

- голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, производимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей;

- допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе.

Участие граждан в управлении делами своего государства, будь то непосредственно (т.е. путем референдума, выборов  или личного участия в деятельности органов государства) или через  избираемых ими же представителей в  органах государственной власти или местного самоуправления, является выражением суверенитета народа и формой осуществления им своей власти. При  анализе механизма народовластия  различают две главные формы  демократии: прямую (непосредственную) и осуществляемую через органы, прежде всего представительные учреждения и другие выборные органы. Конституция  объявила референдум и выборы не вообще высшим выражением власти народа, а  высшим непосредственным ее выражением, т.е. высшим среди форм непосредственной демократии.

Что касается опосредовательного осуществления народом своей власти (через органы государства и органы местного самоуправления), то здесь нужно прежде всего обратить внимание на следующее. В ранее действовавшей Конституции говорилось о том, что народ осуществляет государственную власть «через Советы народных депутатов, составляющие основу Российской Федерации» (ст. 2 Конституции 1978 г.).

В действующей Конституции  применена другая формула: «через органы государственной власти». Таким  образом, представительные органы государственной  власти уже не подняты над всеми  остальными государственными органами; они утратили статус «политической  основы государства». Все это отражено закреплением в действующей Конституции  принципа разделения властей в качестве одной из основ конституционного строя вместо закреплявшегося ранее  принципа верховенства и полновластия Советов.

При этом названы формы  непосредственного осуществления  народом принадлежащей ему власти, имеющие наибольшую социальную значимость: референдум и выборы.

Референдум есть голосование  по тому или иному вопросу; решения, принятые на референдуме, сами по себе обладают юридической силой и  в каком-либо утверждении не нуждаются. Согласно Конституции, референдум назначается Президентом Российской Федерации в порядке, установленном федеральным конституционным законом. Выборы - наиболее часто и широко применяемая форма непосредственной демократии. Ими охватывается сложный процесс, именуемый избирательной кампанией, которая начинается с назначения даты выборов и завершается определением итогов голосования. Выборы - один из важнейших способов формирования государственных органов, замещения должностей [15, c. 135].

Информация о работе Некоторые принципы реализации в России политических прав