Внутренние функции государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 04:31, курсовая работа

Краткое описание

Вопросы о государстве, рассматриваемые в «Теории государства и права», его понятие, сущности и роли в обществе с давних пор относятся к числу основополагающих и остродискуссионных в государствоведении. Это объясняется тем, что названные вопросы прямо и непосредственно затрагивают интересы различных слоев общества. Рожденное противоречивым обществом государство само неизбежно становится противоречивым, противоречивы его деятельность и социальная роль. Как форма организации общества, призванная обеспечивать его целостность и управляемость, государство выполняет потребности общества, служит его интересам.
Теория государства для описания, объяснения и прогнозирования деятельной стороны государства использует понятие функции государства – характеристики именно того, что и как государство «делает».

Содержание

Введение……………………………………………………… 3 стр.
Глава 1. Функции государства.
1.1. Понятие и признаки функций государства…………………5 стр.
1.2 Классификация функций государства………………………9 стр.
1.3 Глобальные проблемы и функции государства…………….10 стр.
1.4. Эволюция функций государства……………………………11 стр.
Глава 2.Основные внутренние функции
2.1. Экономическая функция……………………………………12 стр.
2.2. Социальная функция………………………………………..14 стр.
2.3. Функция развития культуры, науки и образования………16 стр.
2.4. Экологическая функция………………………………….....17 стр.
2.5. Функция налогообложения и взимания налогов…………..19 стр.
2.6. Функция охраны прав и свобод граждан, всех форм собственности,
правопорядка……………………………………………………..22 стр.
Заключение………………………………..…………………..…..24 стр.
Список использованной литературы.………………………........25 стр.

Вложенные файлы: 1 файл

Внутренние функции государства.doc

— 166.00 Кб (Скачать файл)

В-третьих, с точки  зрения своего содержания и структуры  основная функция носит комплексный, собирательный характер, требует системного анализа. Она воплощает сосредоточение усилий государства на одном из решающих, генеральных направлений его внутренней или внешней деятельности. Ее объектом является широкий круг обладающих известным сходством общественных отношений в какой-то определенной большой области социальной жизни.

Сообразно с этим основные функции государства охватывают, группируют по наиболее важным направлениям государственного воздействия на общественные отношения множество других его функций, именуемых неосновными функциями.

Последние, будучи составными структурными частями основных функций, представляют собой направления  деятельности государства по выполнению его задач в конкретной, и в  этом смысле более узкой, сфере общественной жизни.

Необходимо помнить, что  термин «неосновные функции» условный. Его употребление правомерно лишь постольку, поскольку помогает выделить из множества  различных государственных функций  более широкие по объему и общие  по содержанию основные функции государства.

Важно подчеркнуть, что  основная функция — не конгломерат, а определенная, проникнутая внутренним единством и целеустремленностью  система многочисленных направлений  деятельности государства. Эта система  отличается от составляющих ее элементов.

От основных и неосновных функций государства следует  отграничивать функции органов  государства, т.е. реализацию компетенции, прав и обязанностей отдельных органов  в соответствии с их местом и назначением  в государственном механизме  и политической системе общества.

Осуществление основных функций государства по своему содержанию есть непрерывный процесс реализации многочисленных неосновных государственных  функций и функций отдельных  государственных органов. Соотношение  между указанными разновидностями государственных функций отражает диалектику общего, особенного и единичного в деятельности государства.

Рассмотрение понятия  основных функций государства требует  ответа и на вопрос об их взаимодействия с его задачами и принципами деятельности.

Задачи и функции государства — явления соотносимые, тесно взаимосвязанные, но не совпадающие. Их нельзя ни противопоставлять, ни отождествлять.

В задачах государства  определяются его социальное назначение, историческая миссия в тот или  иной исторический период.

Задачи государства имеют исходное значение по отношению к его функциям, являются их ближайшей непосредственной предпосылкой. В задачах концентрируется и преломляется воздействие экономики и политики на развитие функций государства.

В свою очередь, функции  государства представляют собой средство реализации, выполнения его задач. Задачи государства воплощаются в жизнь посредством осуществления его функций.

Не следует также  смешивать функции государства  с принципами его формирования и  деятельности.

В процессе исторического развития государства в его функциях происходят изменения: одни из них отпадают, другие — углубляются и видоизменяют свое содержание, третьи — возникают вновь. Но во всех случаях они обусловливаются свойственными определенной исторической эпохе экономической и социально-классовой структурой общества, сущностью государства и его социальным назначением. Поэтому функции конкретного государства должны рассматриваться с учетом его принадлежности к определенному типу государства.

                 

1.2 Классификация функций государства

 

   В  юридической  теории  существует  множество  оснований   (критериев) классификации функций  государства.  Ученые  дают  различный  перечень  этих функций, по-разному их называют.

  Их  пытаются  подразделять  в  зависимости  от  продолжительности   их существования и  деятельности:  постоянные,  присущие  государству  на  всех этапах его развития, и временные. Первые выполняются государством в  течение длительного времени и чаще всего присущи  государству  на  ряде  этапов его существования. Вторые – обусловлены конкретным  периодом общественного развития и по мере перехода к иному периоду утрачивают свое значение.

             В зависимости от социальной значимости на выражающие интересы правящих классов, слоев, групп, или представляющие, концентрирующие в  себе  интересы всего общества.

   Предпринимаются    попытки    классификации    функций    государства, базирующиеся  на  принципе  разделения  властей.  В  соответствии с данным критерием функции подразделяются на законодательные (правотворческие), управленческие и судебные.[1]

             Каждая из названных  функций  осуществляется, как  правило,   не   одним,  а совокупностью государственных   органов, принадлежащих к определенной ветви власти – законодательной,  исполнительной и судебной.[2]

    Кроме   того,  существуют  классификации:  по  сферам  «приложения»   и осуществления (политические, идеологические, социальные, экономические),  по формам        реализации        (правотворческие,        правоохранительные, правоприменительные), на основании  территориального  масштаба,  в  пределах которого они реализуются (федеративные и унитарные).[3]


 1. Теория государства и права. Курс лекций / Под ред.  М.Н.  Марченко,  с. 85.

2. Теория государства  и права / Отв.ред. Н.А. Катаев, В.В. Лазарев –  Уфа, 1994, с. 166.

3. Обществознание. Пособие для поступающих в вузы Российской  Федерации  / Под ред. М.Н. Марченко – М.: Зерцало, 2000, с. 291.

 По  важности  в  общественной  жизни  функции  делят  на  основные   и неосновные  (подфункции).[1]  К последним относят:  учет  и   координация интересов различных групп  населения,  защита  меньшинств;  вмешательство  в экономику с целью  социальной  защиты  человека;  охрана  окружающей  среды; поддержание общественного порядка, организация  статистического  учета. [2] 

Однако данная классификация вызывает возражения  в  юридической  науке. 

           Ряд ученых полагает,  что  поскольку  функциями  государства  являются  основные направления  его  деятельности,  признание  каких-либо  функций  неосновными некорректно.

          Наиболее распространенной и широко признанной  является  классификация функций государства по объекту воздействия на внутренние и внешние.[3]

 

1.3. Глобальные  проблемы и функции государства

 

Существование глобальных проблем человечества обусловливает и возникновение у государства глобальных функций. Для таких функций характерна всеобщность, они определяют необходимость объединения усилий всех государств.

Наличие глобальных функций  практически стирает различия между внутренними и внешними функциями государства. Как справедливо отметил проф. Венгеров, такое деление, присущее социалистическому государствоведению и обусловленное классовой оценкой природы государства, в известной степени утратило свое значение, многие внутренние функции приобретают внешний характер. В частности, экологическое направление в деятельности государства. И тому пример Чернобыльская катастрофа, которая затронула экологическую безопасность целого ряда стран.

Итак, учитывая соответствие между глобальными проблемами человечества и глобальными функциями государств, в ряду таких функций можно, в частности, назвать:

 

 

 


           1. Черноголовкин Н.В. Теория функций социалистического государства.  М., 1970, с. 134-135.

2. Лившиц Р.З. Государство  и  право  в  современном  обществе  //  Теория права: новые идеи. М., 1991. Вып. 1. с. 13.

         3.Обществознание. Пособие для поступающих в вузы  Российской  Федерации,

с. 290-291.

- функцию защиты прав  и свобод человека, в том числе «права на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением» (ст. 42 Конституции РФ);

- функцию предотвращения  экологических катастроф и ликвидации их последствий;

- функцию решения демографических,  сырьевых и энергетических проблем;

- функцию борьбы с  международной преступностью, обеспечения  мирового правопорядка;

- функцию сотрудничества  в области освоения космоса;

- функцию объединения усилий в создании общепланетарного информационного пространства;

- другие функции.

Например, можно  выделить отдельным направлением борьбу с голодом на планете (хотя это  направление входит в функцию  защиты прав человека -права на жизнь  и достойное существование).

 

 

1.4. Эволюция  функций государства

 

 

Появление тех или  иных новых  функций  на  различных  этапах  развития государственности конкретных  обществ  не  имеет  строго  предопределенного, причинно  -  следственного  характера,  не  жестко   детерминировано   новой сущностью  и  формой  государства.  Вместе  с  тем  такая  более  или  менее причинная зависимость все  же  характеризует  функции  государства,  которые представляют  собой  важнейшие  направления   деятельности   государства   в определяющих  областях  его  существования  в  экономической,  политической, социальной  и  иных.

Основные  функции  наиболее   "чутки"   к   сущностным изменениям государства.

    

 Иные же функции  подвергаются мощному влиянию  стабильных этнокультурных пластов  жизни   общества,   национальных,   территориальных   особенностей, традиций и тому подобное.  Поэтому  новый  тип  государства,  появившийся  в развитии конкретного государственно-организованного общества, может в  явной или скрытой форме сохранять и иногда развивать некоторые старые функции.

 

Делаем вывод, что, таким образом, в государственности того  или иного общества  сохраняется  преемственность  функций,  но  действует  и  механизм обновления  функций.   Например,   на   появление   новых   функций влияют самоорганизационные, субъективные  и  даже  случайностные  (синергетические) процессы, а не только та или иная степень зависимости функций  от  изменения сущности и формы государства.

     

Функции  не  являются  чем-то  раз   и   навсегда,   навечно   данным, фундаментальным, застывшим  и  неизменным.  В  зависимости  от  конкретно  - исторических  условий  элементы  этих  общих   функций   могут   приобретать самостоятельное   значение,   становясь    в    силу    особой    значимости самостоятельными функциями. Это могут быть функции организации  общественных работ  (например,  строительство  ирригационных   сооружений   в   азиатских странах), обеспечение  прав  и  свобод  граждан  (современные  развивающиеся страны, в которых осуществляется переход к  правовому  государству),  охраны природы (в  странах,  где  серьезно  нарушено  экологическое  равновесие)  и другие.

    

 В дополнение ко всему  сказанному отметим, что в настоящее  время  более важным становится выделение глобальных функций государства,  характеризующих деятельность  современного  государства  в  экологической,  демографической, сырьевой, космической сферах, в области создания  и  использования  ядерной, информационной технологий, в области защиты  прав  и  свобод  человека  и  в других   современных   глобальных   государственных   сферах   деятельности, затрагивающих всю цивилизацию.

 

 

Глава 2. Основные внутренние функции.

 

                       

2.1. Экономическая  функция

     

 

 Вторая половина XX  столетия  характеризуется  тем,  что в развитых странах мира в число основных стала входить  экономическая  функция.  Теперь государство  вмешивается   в   экономику,   определяет   темпы   ее   роста, устанавливает   пропорции   между   отдельными   ее   отраслями.    Возникли государственный сектор экономики, т.  е.  государственная  собственность,  и государственное   управление   предприятиями   и   организациями,   на   ней базирующимися.  В  большинстве  стран   государство   выступает   крупнейшим предпринимателем:    многочисленные    акционерные     общества     являются государственными  предприятиями.   Оно   играет   роль   крупного   банкира, сосредоточившего в своих руках большую часть ссудного капитала.  Современное государство  способно  прогнозировать  и  гибко  регулировать  экономические процессы в масштабе всей страны.

       Экономическая  функция государства имеет антикризисную   направленность и  нацелена  на  создание  социально  ориентированной  рыночной   экономики, учитывающей и согласующей  интересы  производителей  и  потребителей. 

       Этому посвящено законодательство о компаниях, об акционерных  обществах  и  других объединениях.  Оно  защищает  права  и  интересы   граждан   —   вкладчиков, акционеров потребителей, не допускает к  участию  в  рынке недобросовестных контрагентов.  Государство   принимает   антимонопольное   законодательство, осуществляет  лицензирование  производства  многих  видов товаров широкого потребления и торговли данными товарами, контроль над экспортом и импортом ряда товаров, стимулирует развитие приоритетных отраслей  и  т.  д.  Словом, экономическая функция обусловлена потребностями развития  общества  в  целом. [1]

       В экономической функции наиболее полно проявляется современная роль государства в области хозяйствования. В основе этой функции  лежит  жизненно необходимая  реальная  рыночная   реформа,   призванная   коренным   образом трансформировать экономический механизм России.      

Информация о работе Внутренние функции государства