Юридическая личность некоммерческих организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 11:25, дипломная работа

Краткое описание

За последние годы в России наметилась устойчивая тенденция роста числа некоммерческих организаций. Возникают все новые фонды, объединения, союзы и т.д. Это во многом объясняется разнообразием и важностью функций, выполняемых некоммерческими организациями. Так, например, добровольные объединения юридических лиц (ассоциации и союзы) обеспечивают координацию предпринимательской деятельности, защиту имущественных интересов юридических лиц. Немаловажную роль играют также общественные объединения граждан, различные фонды, учреждения.
Сегодня открываются все новые возможности расширения деятельности некоммерческих организаций, постепенно преобразующихся в обширную и влиятельную систему, во всех областях экономической, социальной и общественной жизни России.

Содержание

Введение……………………………………………………………...……………3
Глава 1 Понятие и основные организационно – правовые формы некоммерческих организаций
1.1 Правовой статус некоммерческих организаций…………….........................6
1.2 Общественные объединения.............................................................................11
1.3 Религиозные организации.................................................................................18
1.4 Фонды.................................................................................................................21
1.5 Учреждения........................................................................................................25
1.6 Автономные некоммерческие организации....................................................27
1.7 Некоммерческие партнерства..........................................................................29
1.8 Общины коренных малочисленных народов Российской Федерации.......31
1.9 Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)................................34
Глава 2. Способы создания и ликвидации некоммерческих организаций
2.1 Учредители (участники, члены) некоммерческих организаций............... .36
2.2 Учредительные документы некоммерческих организаций……................42
2.3 Уставные цели некоммерческих организаций………………………...….47
2.4 Государственная регистрация некоммерческих организаций…................52
2.5 Реорганизация и ликвидация некоммерческих организаций…..................60
Заключение…………………………………………………………….................73
Библиография………………………….………………………………...………75

Вложенные файлы: 1 файл

диплом Шелленберг (1).doc

— 337.50 Кб (Скачать файл)

 

Согласно п. 2 ст. 61 ГК РФ основаниями для ликвидации организации по решению суда могут  быть:

1.осуществление  деятельности без надлежащего  разрешения (лицензии);

2.осуществление  деятельности, запрещенной законом; 

3.осуществление  деятельности с иными неоднократными  или грубыми нарушениями закона  или других правовых актов; 

4.систематическое  осуществление общественной или  религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей их уставным целям;

5.иные основания,  предусмотренные ГК РФ.

ГК РФ и ФЗ «О некоммерческих организациях62» достаточно детально регулируют порядок ликвидации, подробно определяя содержание и последовательность действий при ее осуществлении. Это связано в первую очередь с необходимостью обеспечить выполнение ликвидируемым юридическим лицом своих обязанностей перед кредиторами, поскольку его обязательства, не исполненные до или в процессе ликвидации, прекращаются. Исключение здесь составляют только случаи, когда законом или иными правовыми актами исполнение обязательства ликвидированного юридического лица возлагается на другое лицо (по требованиям о возмещении вреда причиненного жизни или здоровью, и др.).

Законы об отдельных  видах некоммерческих организаций  тоже содержат нормы, устанавливающие  основания и порядок ликвидации организаций соответствующих видов.

Например, согласно ФЗ «Об общественных объединениях63» ликвидация общественного объединения осуществляется по решению съезда (конференции) или общего собрания в соответствии с уставом данного общественного объединения либо судом.

Общественное  объединение может быть ликвидировано  по решению суда в случаях:

1.нарушения  требований ФЗ «Об общественных объединениях», в соответствии с которой запрещаются создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни;

2.виновного  нарушения своими действиями  прав и свобод граждан; 

3.неоднократных  или грубых нарушений закона  или иных правовых актов либо при систематическом осуществлении Общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.

Ликвидация  общественного объединения по решению  суда означает запрет на его деятельность независимо от факта его государственной  регистрации. Решение суда о ликвидации общественного объединения может быть обжаловано в случаях и порядке, установленных федеральными законами. Отмена решения о ликвидации общественного объединения влечет возмещение государством всех убытков, понесенных общественным объединением в связи с его незаконной ликвидацией.

Религиозные организации, согласно ст. 14 ФЗ «О свободе совести  и о религиозных объединениях»  могут быть ликвидированы:

1.по решению  их учредителей или органа, уполномоченного  на то уставом религиозной организации;

2.по решению  суда в случае неоднократных  или грубых нарушений норм  Конституции РФ, ФЗ «О свободе  совести и о религиозных объединениях»  и иных федеральных законов  либо в случае систематического  осуществления религиозной организацией  деятельности, противоречащей целям ее создания (уставным целям).

3.по решению  суда в случае неоднократного  непредставления религиозной организацией  обновленных сведений, необходимых  для внесения изменений в единый  государственный реестр юридических  лиц.

Основаниями для ликвидации религиозной организации и запрета на деятельность религиозной организации или религиозной группы в судебном порядке являются:

1.нарушение  общественной безопасности и  общественного порядка;

2.действия, направленные  на осуществление экстремистской деятельности;

3.принуждение  к разрушению семьи;

4.посягательство  на личность, права и свободы  граждан;

5.нанесение  установленного в соответствии  с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе  использованием в связи с их  религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипноза, совершением развратных и иных противоправных действий;

6.склонение  к самоубийству или к отказу  по религиозным мотивам от  оказания медицинской помощи  лицам, находящимся в опасном  для жизни и здоровья состоянии;

7.воспрепятствование  получению обязательного образования;

8.принуждение  членов и последователей религиозного  объединения и иных лиц к  отчуждению принадлежащего им  имущества в пользу религиозного  объединения;

9.воспрепятствование  угрозой причинения вреда жизни, здоровью, имуществу, если есть опасность реального ее исполнения, или применения насильственного воздействия, другими противоправными действиями выходу гражданина из религиозного объединения;

10.побуждение  граждан к отказу от исполнения  установленных законом гражданских обязанностей и совершению иных противоправных действий.

Органы прокуратуры  Российской Федерации, орган, осуществляющий регистрацию религиозных организаций, а также органы местного самоуправления вправе вносить в суд представление о ликвидации религиозной организации либо о запрете деятельности религиозной организации или религиозной группы.

Основания и  порядок ликвидации религиозной  организации по решению суда применяются  также в отношении запрета  деятельности религиозной группы.

Подобные специальные  нормы имеются и в других законах  о некоммерческих организациях. В  ряде случаев законов содержатся по этому поводу отсылочные нормы, устанавливающие, что ликвидация соответствующей  организации осуществляется в соответствии с ее учредительными документами или в соответствии с законом, например, ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

Согласно ГК РФ64  учредители (участники) юридического лица или орган, принявший решение о его ликвидации, обязаны незамедлительно сообщить о принятых решениях органу, осуществляющему государственную регистрацию юридических лиц, а также согласовать с этим органом состав ликвидационной комиссии.

Правила о ликвидации потребительских кооперативов, на которые, как известно, не распространяют свое действие нормы Закона , определяются в соответствии со ст. 61-63 и другими ГК РФ, а также законами о таких кооперативах. Например, ликвидация потребительских обществ осуществляется в соответствии с ГК РФ с учетом правил ст. 30 ФЗ РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации». Ликвидация потребительского общества осуществляется по решению его общего собрания или по решению суда в соответствии с законодательством Российской Федерации. При принятии общим собранием решения о ликвидации потребительского общества совет потребительского общества незамедлительно в письменной форме сообщает об этом органу, осуществляющему государственную регистрацию юридических лиц.

Решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц.  Фонд может быть ликвидирован:

1.если имущества  фонда недостаточно для осуществления  его целей и вероятность получения  необходимого имущества нереальна;

2.если цели  фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены;

3.в случае  уклонения фонда в его деятельности  от целей, предусмотренных его  уставом;

4.в других  случаях, предусмотренных федеральным  законом. 

Учредители  некоммерческой организации или  орган, принявший решение о ликвидации некоммерческой организации, назначают ликвидационную комиссию, т.е. ликвидатора и устанавливают в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и ФЗ «О некоммерческих организациях» порядок и сроки ликвидации некоммерческой организации.

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят  полномочия по управлению делами некоммерческой организации. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемой некоммерческой организации выступает в суде. Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, публикацию о ликвидации некоммерческой организации, в порядке и сроке заявления требований ее кредиторами. Срок заявления требований кредиторами не может быть менее чем два месяца со дня публикации о ликвидации некоммерческой организации. Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации некоммерческой организации. По окончании срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемой некоммерческой организации, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями некоммерческой организации или органом, принявшим решение о ее ликвидации. Если имеющиеся у ликвидируемой некоммерческой организации (за исключением частных учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества некоммерческой организации с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений. При недостаточности у ликвидируемого частного учреждения денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника этого учреждения. Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемой некоммерческой организации производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной Гражданским кодексом Российской Федерации, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями некоммерческой организации или органом, принявшим решение о ликвидации некоммерческой организации.

При ликвидации некоммерческой организации оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество, если иное не установлено  федеральными законами, направляется в соответствии с учредительными документами некоммерческой организации на цели, в интересах которых она была создана, или на благотворительные цели. В случае, если использование имущества ликвидируемой некоммерческой организации в соответствии с ее учредительными документами не представляется возможным, оно обращается в доход государства. При ликвидации некоммерческого партнерства оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество подлежит распределению между членами некоммерческого партнерства в соответствии с их имущественным взносом, размер которого не превышает размер их имущественных взносов, если иное не установлено федеральными законами или учредительными документами некоммерческого партнерства.

Оставшееся  после удовлетворения требований кредиторов имущество частного учреждения передается его собственнику, если иное не предусмотрено  законами и иными правовыми актами Российской Федерации или учредительными документами такого учреждения.

Ликвидация  некоммерческой организации считается  завершенной, а некоммерческая организация - прекратившей существование после  внесения об этом записи в единый государственный  реестр юридических лиц.

С момента внесения в государственный реестр записи о прекращении деятельности некоммерческой организации соответствующее юридическое лицо прекращает свое существование в качестве субъекта права65.

Запись о  прекращении деятельности некоммерческой организации вносится органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, при представлении следующих документов:

1.заявления  о внесении записи о ликвидации (в случае добровольной ликвидации) или о прекращении деятельности  некоммерческой организации, подписанного  лицом, уполномоченным некоммерческой организацией;

2. решения соответствующего  органа о ликвидации или о  прекращении деятельности некоммерческой  организации; 

3.устава некоммерческой  организации и свидетельства  о ее государственной регистрации; 

4.ликвидационного баланса, или передаточного акта, или разделительного баланса;

5.документа  об уничтожении печати некоммерческой  организации.

Заявление о  внесении записи о ликвидации или  о прекращении деятельности некоммерческой организации может быть составлено в произвольной форме с указанием полных сведений о соответствующей организации и сведений, подтверждающих выполнение всех требований законодательства, предъявляемых к ликвидации некоммерческой организации. На практике органы, осуществляющие государственную регистрацию некоммерческих организаций, как правило, предлагают собственные типовые формы указанных заявлений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Сегодня некоммерческие организации в России – это  не только реальность, но и активная сила, являющаяся символом самодеятельности масс, надежной опорой государства на пути демократизации общественной жизни.

Инициативные  программы некоммерческих организаций  направлены на правовую защиту, бесплатное юридическое консультирование, правовое просвещение населения. Это забота о малообеспеченных, больных, социально неблагополучных гражданах, содействие воспитанию и образованию детей и подростков, сохранение и развитие культуры, реальная защита прав и свобод, гарантированных Конституцией Российской Федерации, и многое другое.

Информация о работе Юридическая личность некоммерческих организаций