Юридическая личность некоммерческих организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 11:25, дипломная работа

Краткое описание

За последние годы в России наметилась устойчивая тенденция роста числа некоммерческих организаций. Возникают все новые фонды, объединения, союзы и т.д. Это во многом объясняется разнообразием и важностью функций, выполняемых некоммерческими организациями. Так, например, добровольные объединения юридических лиц (ассоциации и союзы) обеспечивают координацию предпринимательской деятельности, защиту имущественных интересов юридических лиц. Немаловажную роль играют также общественные объединения граждан, различные фонды, учреждения.
Сегодня открываются все новые возможности расширения деятельности некоммерческих организаций, постепенно преобразующихся в обширную и влиятельную систему, во всех областях экономической, социальной и общественной жизни России.

Содержание

Введение……………………………………………………………...……………3
Глава 1 Понятие и основные организационно – правовые формы некоммерческих организаций
1.1 Правовой статус некоммерческих организаций…………….........................6
1.2 Общественные объединения.............................................................................11
1.3 Религиозные организации.................................................................................18
1.4 Фонды.................................................................................................................21
1.5 Учреждения........................................................................................................25
1.6 Автономные некоммерческие организации....................................................27
1.7 Некоммерческие партнерства..........................................................................29
1.8 Общины коренных малочисленных народов Российской Федерации.......31
1.9 Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)................................34
Глава 2. Способы создания и ликвидации некоммерческих организаций
2.1 Учредители (участники, члены) некоммерческих организаций............... .36
2.2 Учредительные документы некоммерческих организаций……................42
2.3 Уставные цели некоммерческих организаций………………………...….47
2.4 Государственная регистрация некоммерческих организаций…................52
2.5 Реорганизация и ликвидация некоммерческих организаций…..................60
Заключение…………………………………………………………….................73
Библиография………………………….………………………………...………75

Вложенные файлы: 1 файл

диплом Шелленберг (1).doc

— 337.50 Кб (Скачать файл)

Некоммерческая  организация может быть создана в результате ее учреждения, а также в результате реорганизации существующей некоммерческой организации. Создание некоммерческой организации в результате ее учреждения осуществляется по решению учредителей (учредителя).

Число учредителей некоммерческой организации не ограничено, если иное не установлено федеральным законом.

Некоммерческая  организация может быть учреждена  одним лицом, за исключением случаев  учреждения некоммерческих партнерств, ассоциаций (союзов) и иных случаев, предусмотренных федеральным законом (например, в общественной организации— число учредителей не менее трех граждан, в потребительском обществе— не менее пяти граждан или трех юридических лиц, а в торгово-промышленной палате— пятнадцати лиц). В отличие от требований к учредителям коммерческих организаций, учредителями некоммерческой организации могут быть государственные служащие и военнослужащие.

Особенности создания некоммерческого юридического лица определяются в зависимости от ряда факторов, среди которых организационно-правовая форма будущей организации, территории предполагаемой деятельности, места нахождения органов управления и т.д. Так, например, для создания Ассоциации (Союза) требуется пройти согласование в Министерстве по антимонопольной политике РФ с оформлением паспорта на каждого члена-учредителя и оплатой госпошлины за рассмотрение ходатайства. Общественные объединения подлежат регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации. Регистрация большинства других некоммерческих организаций осуществляется регистрационной палатой.

Таким образом, при выборе типа будущей организации  необходимо провести тщательный анализ достоинств и недостатков различных  видов и организационно-правовых форм юридических лиц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Общественные  объединения

Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для  реализации общих целей, указанных  в уставе общественного объединения1.

Учредителями  общественного объединения могут  являться физические лица и другие общественные объединения, созвавшие  съезд (конференцию) или общее собрание, на котором принимается устав  общественного объединения, формируются  его руководящие и контрольно-ревизионные органы. Объединения могут быть созданы по инициативе, как минимум, трех граждан, достигших 18 лет.

Члены объединений  оформляют свое участие в них  индивидуальными заявлениями и  имеют право избирать и быть избранными в их руководящие органы, а также контролировать деятельность руководящих органов общественного объединения в соответствии с его уставом.

Участники объединений  формально не закрепляют своего участия  в их деятельности. Они обладают более узкими правами, нежели полные члены, в частности, они не могут быть избраны в руководящие органы.

Имущество общественного  объединения формируется на основе:

1.  вступительных  и членских взносов, если их  уплата предусмотрена уставом;

2. добровольных взносов  и пожертвований;

3.поступлений от проводимых  в соответствии с уставом общественного объединения лекций, выставок, лотерей, аукционов, спортивных и иных мероприятий;

4.доходов от предпринимательской  деятельности общественного объединения; 

5.гражданско-правовых сделок;

6.внешнеэкономической деятельности общественного объединения;

7.других не запрещенных  законом поступлений. 

Общественные  объединения, уставы которых предусматривают  участие в выборах и референдумах в порядке, установленном законодательством  Российской Федерации, могут принимать  пожертвования в виде денежных средств и иного имущества на деятельность, связанную с подготовкой и проведением выборов, только в порядке, предусмотренном ФЗ «О политических партиях» и законодательством Российской Федерации о выборах2.

Для приобретения прав юридического лица общественное объединение подлежит государственной регистрации в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом установленного ФЗ «Об общественных объединениях» специального порядка государственной регистрации общественных объединений.

Решение о государственной  регистрации общественного объединения  принимается Федеральной регистрационной  службой или ее территориальным  органом в месячный срок со дня  подачи заявления о государственной  регистрации общественного объединения.

Внесение в единый государственный  реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации общественных объединений, а также  иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется Федеральной налоговой службой на основании принимаемого Федеральной регистрационной службой или ее территориальным органом решения о соответствующей государственной регистрации3.

Особенности управления общественного  объединения устанавливаются федеральными законами. Высшим органом управления общественного объединения является съезд (конференция) или общее собрание участников. Исключительная компетенция высшего органа управления устанавливается законом, уставом организации. Общественное объединение обязано иметь исполнительные органы. Для общественного объединения законом установлено наличие коллегиального исполнительного органа (президиума, правления, совета и т.п.). Руководитель коллегиального исполнительного органа (президент, председатель правления, председатель совета и т.п.) одновременно считается единоличным исполнительным органом.

Особенностью  общественных объединений является необходимость указания территориальной  сферы деятельности. Соответственно, создаются и действуют следующие  виды общественных объединений:

1. международные  – если в соответствии с  его уставом в иностранных  государствах создается и осуществляет  свою деятельность, хотя бы одно  его структурное подразделение  - организация, отделение или филиал  и представительство;

2. общероссийские  – объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства;

3. межрегиональные – объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях менее половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства;

4. региональные – объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории одного субъекта Российской Федерации;

5. местные общественные  объединения – объединение, деятельность  которого в соответствии с  его уставными целями осуществляется в пределах территории органа местного самоуправления.

Общественное  объединение — это  понятие, обозначающее целую группу самостоятельных организационно-правовых форм некоммерческих юридических лиц. При этом независимо от организационно-правовой формы все общественные объединения равны перед законом. Деятельность общественных объединений основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности. Общественные объединения свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов своей деятельности.

Деятельность  общественных объединений должна быть гласной, а информация об их учредительных  и программных документах - общедоступной.

Общественные  объединения могут создаваться  в одной из следующих организационно-правовых форм:

1.общественная  организация;

2. общественное  движение;

3. общественный  фонд;

4. общественное  учреждение;

5. орган общественной  самодеятельности;

6. политическая  партия.

Представляется  не совсем верным отнесение к общественным объединениям таких организационно-правовых форм, как общественный фонд и общественное учреждение, поскольку они представляют собой разновидности некоммерческих организаций - фонда и учреждения соответственно.

Общественная  организация – основанное на началах членства объединение граждан, созданное ими на базе общности нематериальных интересов для совместного удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей, в том числе для совместного осуществления и защиты некоторых своих прав и интересов. Высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию;

Общественное движение - состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения. Высшим руководящим органом общественного движения является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественного движения является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию.

Общественный  фонд – не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели. Руководящий орган общественного фонда формируется его учредителями и (или) участниками либо решением учредителей общественного фонда, принятым в виде рекомендаций или персональных назначений, либо путем избрания участниками на съезде (конференции) или общем собрании.

Общественное  учреждение – не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения. В соответствии с учредительными документами в общественном учреждении может создаваться коллегиальный орган, избираемый участниками, не являющимися учредителями данного учреждения и потребителями его услуг. Указанный орган может определять содержание деятельности общественного учреждения, иметь право совещательного голоса при учредителе (учредителях), но не вправе распоряжаться имуществом общественного учреждения, если иное не установлено учредителем (учредителями).

Орган общественной самодеятельности – не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания. Орган общественной самодеятельности формируется по инициативе граждан, заинтересованных в решении указанных проблем, и строит свою работу на основе самоуправления в соответствии с уставом, принятым на собрании учредителей. Орган общественной самодеятельности не имеет над собой вышестоящих органов или организаций.

Политическая  партия - общественное объединение, созданное  в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни  общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и местного самоуправления4.

Для создания политической партии необходимо провести учредительный съезд. В целях его подготовки формируется организационный комитет в составе не менее 10 граждан России, имеющих политические права. Оргкомитет уведомляет Федеральную регистрационную службу о намерении создать политическую партию, сообщает ее предполагаемое название, сведения о членах организационного комитета и протокол заседания организационного комитета. Затем организационный комитет осуществляет действия по созданию отделений партии в субъектах Российской Федерации и лишь после создания таких отделений более чем в половине субъектов Российской Федерации проводит учредительный съезд партии. Съезд вправе принимать какие-либо решения только при условии, что в нем участвуют делегаты от региональных отделений более половины субъектов Российской Федерации. После проведения съезда политическая партия может быть зарегистрирована в качестве юридического лица Федеральной регистрационной службой при наличии ряда условий:

1. партия должна  иметь региональные отделения более чем в половине субъектов Российской Федерации, при этом в субъекте Российской Федерации может быть создано только одно региональное отделение данной политической партии;

2. она должна  насчитывать в своих рядах  не менее 50 тысяч членов;

3. более чем  в половине субъектов Российской Федерации политическая партия должна иметь региональные отделения численностью не менее 500 членов политической партии. В остальных региональных отделениях численность каждого из них не может составлять менее 250 членов политической партии;

Информация о работе Юридическая личность некоммерческих организаций