Юридическая личность некоммерческих организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 11:25, дипломная работа

Краткое описание

За последние годы в России наметилась устойчивая тенденция роста числа некоммерческих организаций. Возникают все новые фонды, объединения, союзы и т.д. Это во многом объясняется разнообразием и важностью функций, выполняемых некоммерческими организациями. Так, например, добровольные объединения юридических лиц (ассоциации и союзы) обеспечивают координацию предпринимательской деятельности, защиту имущественных интересов юридических лиц. Немаловажную роль играют также общественные объединения граждан, различные фонды, учреждения.
Сегодня открываются все новые возможности расширения деятельности некоммерческих организаций, постепенно преобразующихся в обширную и влиятельную систему, во всех областях экономической, социальной и общественной жизни России.

Содержание

Введение……………………………………………………………...……………3
Глава 1 Понятие и основные организационно – правовые формы некоммерческих организаций
1.1 Правовой статус некоммерческих организаций…………….........................6
1.2 Общественные объединения.............................................................................11
1.3 Религиозные организации.................................................................................18
1.4 Фонды.................................................................................................................21
1.5 Учреждения........................................................................................................25
1.6 Автономные некоммерческие организации....................................................27
1.7 Некоммерческие партнерства..........................................................................29
1.8 Общины коренных малочисленных народов Российской Федерации.......31
1.9 Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)................................34
Глава 2. Способы создания и ликвидации некоммерческих организаций
2.1 Учредители (участники, члены) некоммерческих организаций............... .36
2.2 Учредительные документы некоммерческих организаций……................42
2.3 Уставные цели некоммерческих организаций………………………...….47
2.4 Государственная регистрация некоммерческих организаций…................52
2.5 Реорганизация и ликвидация некоммерческих организаций…..................60
Заключение…………………………………………………………….................73
Библиография………………………….………………………………...………75

Вложенные файлы: 1 файл

диплом Шелленберг (1).doc

— 337.50 Кб (Скачать файл)

6.соответствующее  решение правомочного органа  учредителя (учредителей);

7.документ об  уплате государственной пошлины.

При создании централизованной религиозной организации учредитель (учредители) представляет также уставы не менее чем трех местных религиозных организаций, входящих в ее структуру, и сведения об иных входящих в указанную структуру религиозных организациях.

Заявление о  государственной регистрации религиозной  организации, создаваемой централизованной религиозной организацией или на основании подтверждения, выданного централизованной религиозной организацией, рассматривается в месячный срок со дня представления всех документов. В иных случаях орган, принимающий решение о государственной регистрации религиозной организации, вправе продлить срок рассмотрения документов до шести месяцев для проведения государственной религиоведческой экспертизы. Порядок проведения государственной религиоведческой экспертизы устанавливается Правительством Российской Федерации.

 Орган принимающий  решение о государственной регистрации  религиозной организации в случае  несоблюдения заявителем требований  вправе оставить заявление без  рассмотрения с уведомлением  об этом заявителя.

Федеральный орган  государственной регистрации или его территориальный орган после принятия решения о государственной регистрации религиозной организации направляет в уполномоченный регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц.

На основании  принятого решения о государственной  регистрации религиозной организации  уполномоченный регистрирующий орган  в срок не более чем пять рабочих  дней со дня получения необходимых  сведений и документов вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения указанной записи, сообщает об этом в орган, принявший решение о государственной регистрации религиозной организации.

Федеральный орган  государственной регистрации или  его территориальный орган не позднее трех рабочих дней со дня  получения информации о внесенной  в единый государственный реестр юридических лиц записи о религиозной  организации выдает заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи о религиозной организации в единый государственный реестр юридических лиц.

Изменения и  дополнения, внесенные в уставы религиозных  организаций, подлежат государственной  регистрации в порядке, предусмотренном  для регистрации религиозных организаций, и вступают в силу для третьих лиц со дня государственной регистрации.

Религиозной организации  может быть отказано в государственной  регистрации в случаях, если:

1.цели и деятельность  религиозной организации противоречат  Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации;

2.создаваемая  организация не признана в  качестве религиозной;

3.устав и  другие представленные документы  не соответствуют требованиям  законодательства Российской Федерации  или содержащиеся в них сведения не достоверны;

4.в едином  государственном реестре юридических  лиц ранее зарегистрирована организация  с тем же наименованием;

5.учредитель (учредители) неправомочен.

Факт государственной  регистрации завершает процедуру  создания  некоммерческой организации в качестве юридического лица – субъекта гражданских правоотношений. С этого момента организация, согласно Закона, вправе иметь в собственности или оперативном управлении обособленное  имущество, отвечать по своим обязательствам этим имуществом, от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.5 Реорганизация  и ликвидация некоммерческих  организаций

 

Понятие «реорганизация»  означает прекращение реорганизуемого юридического лица с переходом его прав и обязанностей к другим лицам. Порядок реорганизации некоммерческих организаций, регулируемых ФЗ «О некоммерческих организациях52», определяется также ГК РФ53 и другими федеральными законами, регулирующими создание, деятельность, реорганизацию и ликвидацию отдельных видов некоммерческих организаций.

Например, реорганизация  общественного объединения осуществляется с учетом правил ФЗ «Об общественных объединениях54», согласно которой реорганизация общественного объединения производится по решению съезда (конференции) или общего собрания.

Реорганизация некоммерческой организации может  быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения  и преобразования.

Слиянием организации  признается создание новой организации с передачей ей всех прав и обязанностей двух или нескольких организаций, участвующих в слиянии, и прекращением последних. При слиянии организации все права и обязанности каждой из них переходят к организации, созданной в результате слияния, в соответствии с передаточными актами. Организации, участвующие в слиянии, прекращают свое существование в качестве юридических лиц, и сведения о них исключаются из государственного реестра.

В результате слияния  возникает новая организация, подлежащая государственной регистрации в установленном порядке. Факт государственной регистрации такой организации влечет возникновение нового юридического лица, и с этого момента к нему переходят права и обязанности всех организаций, участвовавших в слиянии.

Присоединением организации признается прекращение одной из нескольких организаций с передачей всех их прав и обязанностей другой организации.

При присоединении  одной организации к другой к  последней переходят все права  и обязанности присоединенной организации в соответствии с передаточным актом55.

Таким образом, присоединение представляет собой  форму реорганизации, при которой  возникает не новое юридическое  лицо (таковым уже является организация, к которой осуществляется присоединение), а изменяется юридический статус (объем прав и обязанностей) организации, к которой присоединились одна или несколько их организаций56. Государственной регистрации в этом случае подлежит не организация, к которой осуществлялось присоединение, а изменения и дополнения к ее учредительным документам. Сама же организация, к которой осуществлялось присоединение, считается реорганизованной не с момента государственной регистрации, а с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенной организации. Присоединившаяся организация прекращает свое существование с этого момента.

Разделением организации  признается ее прекращение с передачей  всех ее прав и обязанностей вновь  созданным организациям. При разделении организации все ее права и обязанности переходят к юридическим лицам, созданным в результате разделения, в соответствии с разделительным балансом57.

В результате реорганизации  в форме разделения реорганизованная организация прекращает свою деятельность, и сведения о ней исключаются из государственного реестра юридических лиц58. При разделении организации возникают как минимум две новые организации, каждая из которых подлежит государственной регистрации в установленном порядке.

В соответствии со ст.12 ФЗ от 12 ноября 1996 года «О бухгалтерском учете» при реорганизации юридического лица обязательно проводится инвентаризация его имущества и обязательств. Поэтому составлению разделительного баланса должна предшествовать полная инвентаризация имущества организации, подлежащей разделению, и ее обязательств.

Выделением  организации признается создание одной  или нескольких организаций с  передачей ей части прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица без прекращения последнего. Следовательно, к каждой из организаций переходит  часть прав и обязанностей реорганизованной организации в соответствии с разделительным балансом.

В отличие от реорганизации в форме разделения, при выделении реорганизованная организация продолжает действовать  в качестве юридического лица. Вторым отличием является то, что при выделении передаются не все, а только часть прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица. Определенные права и обязанности сохраняются за реорганизуемой организацией.

Преобразование  юридического лица означает изменения  его организационно-правовой формы, в результате чего возникает юридическое лицо другого вида, предусмотренного Гражданским законодательством59. Пи преобразовании организации к юридическому лицу, созданному в результате преобразования переходят все права и обязанности реорганизованной организации в соответствии с передаточным актом.

В случае преобразования организации государственной регистрации  подлежит вновь возникшее юридическое  лицо, вид которого определяется по правилам ст. 17 ФЗ «О некоммерческих организациях» в зависимости от организационно-правовой формы некоммерческой организации, претерпевшей преобразование. К этому юридическому лицу с момента его государственной регистрации переходят все имущественные (а в ряде случаев и неимущественные) права и обязанности преобразованной некоммерческой организации как субъекта гражданско-правовых отношений.

Некоммерческое  партнерство вправе преобразоваться  в фонд или автономную некоммерческую организацию, а также в хозяйственное  общество в случаях и порядке, которые установлены федеральным законом. Автономная некоммерческая организация вправе преобразоваться в фонд. Ассоциация или союз вправе преобразоваться в фонд, автономную некоммерческую организацию, хозяйственное общество, товарищество или некоммерческое партнерство. Решение о преобразовании некоммерческого партнерства принимается учредителями единогласно, ассоциации (союза) - всеми членами, заключившими договор о ее создании. Решение о преобразовании частного учреждения принимается его собственником.

С момента государственной регистрации нового юридического лица некоммерческая организация, реорганизованная путем преобразования, перестает существовать в качестве юридического лица, и запись о ней исключается из государственного реестра.

Некоммерческая  организация считается реорганизованной, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникшей организации (организаций). По общему правилу, реорганизация организации признается завершенной и влечет юридические последствия (правопреемство) с момента осуществления государственной регистрации созданного в результате реорганизации юридического лица.

Поскольку в  случае присоединения одной организации  к другой вместо двух юридических  лиц остается одно, права и обязанности реорганизованной организации переходят к организации, к которой осуществлялось присоединение, с момента совершения в едином государственном реестре записи о прекращении присоединенного юридического лица.

Целесообразно иметь в виду, что ГК РФ предусматривает два основания для отказа в государственной регистрации юридических лиц, возникших в результате реорганизации. Это: непредставление вместе с учредительными документами передаточного акта или разделительного баланса и отсутствие в указанных документах положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица60. Передаточный акт и разделительный баланс обязательно должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованной организации в отношении всех ее кредиторов и должников, в т.ч. и обязательства, оспариваемые сторонами61.

Передаточный  акт и разделительный баланс утверждаются учредителями юридического лица или  органом, принявшим решение о  реорганизации юридических лиц, и представляются вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц.

Непредставление вместе с учредительными документами   передаточного акта или разделительного баланса, а также отсутствие в них положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица влекут отказ в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

Ликвидация  некоммерческой организации производится на основании и в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом РФ, который указывает на общие правила ликвидации, а также ФЗ«О некоммерческих организациях» и другими федеральными законами.

Главное отличие  ликвидации организации от ее реорганизации  в любой форме заключается в том, что ликвидация не предполагает правопреемства, т.е. перехода прав и обязанностей ликвидируемого юридического лица к другим субъектам. Поэтому при ликвидации некоммерческая организация прекращает свое существование в качестве юридического лица и в качестве участника правоотношений.

Юридическое лицо может быть ликвидировано либо в  добровольном порядке, либо принудительно.

Добровольная  ликвидация некоммерческой организации  проводится на основании решения  учредителей организации или  по решению ее органа, уполномоченного принимать подобного рода решения учредительными документами организации.

Информация о работе Юридическая личность некоммерческих организаций