Юридическая личность некоммерческих организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 11:25, дипломная работа

Краткое описание

За последние годы в России наметилась устойчивая тенденция роста числа некоммерческих организаций. Возникают все новые фонды, объединения, союзы и т.д. Это во многом объясняется разнообразием и важностью функций, выполняемых некоммерческими организациями. Так, например, добровольные объединения юридических лиц (ассоциации и союзы) обеспечивают координацию предпринимательской деятельности, защиту имущественных интересов юридических лиц. Немаловажную роль играют также общественные объединения граждан, различные фонды, учреждения.
Сегодня открываются все новые возможности расширения деятельности некоммерческих организаций, постепенно преобразующихся в обширную и влиятельную систему, во всех областях экономической, социальной и общественной жизни России.

Содержание

Введение……………………………………………………………...……………3
Глава 1 Понятие и основные организационно – правовые формы некоммерческих организаций
1.1 Правовой статус некоммерческих организаций…………….........................6
1.2 Общественные объединения.............................................................................11
1.3 Религиозные организации.................................................................................18
1.4 Фонды.................................................................................................................21
1.5 Учреждения........................................................................................................25
1.6 Автономные некоммерческие организации....................................................27
1.7 Некоммерческие партнерства..........................................................................29
1.8 Общины коренных малочисленных народов Российской Федерации.......31
1.9 Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)................................34
Глава 2. Способы создания и ликвидации некоммерческих организаций
2.1 Учредители (участники, члены) некоммерческих организаций............... .36
2.2 Учредительные документы некоммерческих организаций……................42
2.3 Уставные цели некоммерческих организаций………………………...….47
2.4 Государственная регистрация некоммерческих организаций…................52
2.5 Реорганизация и ликвидация некоммерческих организаций…..................60
Заключение…………………………………………………………….................73
Библиография………………………….………………………………...………75

Вложенные файлы: 1 файл

диплом Шелленберг (1).doc

— 337.50 Кб (Скачать файл)

Отличительной особенностью учреждения является характер его прав на используемое имущество. Учреждения являются единственным видом некоммерческих организаций, обладающих не правом собственности, а лишь правом оперативного управления имуществом. Этим обусловлена тесная имущественная связь учреждения и его учредителя.

Меньший, нежели чем у других некоммерческих организаций, объем прав на имущество компенсируется субсидиарной ответственностью собственника по обязательствам учреждения. Взыскание  по долгам учреждения может быть обращено лишь на его денежные средства и самостоятельно приобретенное им имущество14.

Управление  учреждением может осуществляться несколькими способами:

1. собственник  (учредитель) непосредственно осуществляет  управление учреждением, выполняя  функции как высшего органа  управления, так и исполнительного органа;

2. собственник  (учредитель) является высшим органом  управления, а текущее руководство  осуществляется созданным им  исполнительным органом;

3. собственник  (учредитель) не принимает непосредственно  участия в управлении учреждением, а формирует для этого соответствующие органы управления.

Учреждения  некоторых видов имеют особенности  управления. Например, в соответствии со ст. 36 Закона «Об образовании» негосударственным  образовательным учреждением может  управлять непосредственно сам учредитель либо созданный им попечительский совет.

Некоторые особенности  создания и прекращения высших учебных  заведений предусмотрены п. 2 ст. 10 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Государственные  высшие учебные заведения, находящиеся в ведении Российской Федерации, создаются и реорганизуются Правительством Российской Федерации по согласованию с органами законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Государственные высшие учебные заведения, находящиеся в ведении субъектов Российской Федерации, создаются и реорганизуются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным (центральным) органом управления высшим профессиональным образованием.

Законодательство Российской Федерации допускает создание государственных (федеральных или находящихся в ведении субъекта Российской Федерации), муниципальных, негосударственных учреждений.

1.6 Автономные  некоммерческие организации

Автономной  некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры, спорта и иных услуг15.

Учредителями  автономной некоммерческой организации  могут быть физические и юридические  лица, при этом законодательство Российской Федерации не запрещает создание автономной некоммерческой организации  одним лицом.

Учредительным документом автономной некоммерческой организации является устав, утвержденный учредителями. Так же как и учредители некоммерческого партнерства, учредители автономной некоммерческой организации  при желании могут заключить  между собой учредительный договор.

Имущество, переданное автономной некоммерческой организации  ее учредителями (учредителем), является собственностью автономной некоммерческой организации. Учредители автономной некоммерческой организации не сохраняют прав на имущество, переданное ими в собственность этой организации. Учредители не отвечают по обязательствам созданной ими автономной некоммерческой организации, а она не отвечает по обязательствам своих учредителей.

Учредители  автономной некоммерческой организации  могут пользоваться ее услугами только на равных условиях с другими лицами.

В соответствии со ст. 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях» в автономной некоммерческой организации обязательно создается  коллегиальный высший орган управления. Основной его функцией является обеспечение соблюдения организацией целей, ради которых она была создана. В состав указанного высшего органа управления входят как учредители (их представители), так и наемные работники этой организации, при этом лица, являющиеся работниками этой некоммерческой организации, не могут составлять более чем одну треть общего числа членов коллегиального высшего органа управления автономной некоммерческой организацией.

В автономной некоммерческой организации создается также  исполнительный орган, который может быть коллегиальным и (или) единоличным.

Так же, как и  некоммерческое партнерство, автономная некоммерческая организация вправе преобразоваться в общественную организацию (объединение) либо в фонд. Однако преобразоваться собственно в некоммерческое партнерство нельзя, что выглядит вполне логичным: невозможно установить членские отношения в структуре, где круг участников формально не определен и документально не зафиксирован.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.7 Некоммерческие  партнерства

Некоммерческим  партнерством признается основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение некоммерческих целей, посредством осуществления предпринимательской деятельности16.

Можно полагать, что содействие в ведении членами  некоммерческого партнерства общеполезной деятельности будет в основном заключаться  в выполнении тех или иных хозяйственных  функций, не ориентированных на извлечение прибыли.

Создать некоммерческое партнерство могут не менее двух учредителей. В качестве учредителей некоммерческого партнерства могут выступать физические и юридические лица.

Учредительным документом некоммерческого партнерства  является устав, по желанию учредителям  разрешено заключать учредительный договор.

Согласно п. 1 ст. 17 Закона «О некоммерческих организациях»  некоммерческое партнерство вправе преобразоваться в общественную организацию, фонд или автономную некоммерческую организацию.

В форме некоммерческого  партнерства создаются:

1. фондовые биржи  (ФЗ «О рынке ценных бумаг»  ст. 11);

2. адвокатские  коллегии (ФЗ «Об адвокатской  деятельности и адвокатуре в  Российской Федерации» ст. 22);

3. нотариальные  палаты (ст. 24 Основ законодательства  Российской Федерации о нотариате);

4. садоводческие,  дачные и огороднические некоммерческие  партнерства (ФЗ «О садоводческих,  огороднических и дачных некоммерческих  объединениях граждан» ст. 4);

5. администраторы  торговой системы оптового рынка  (ФЗ «Об электроэнергетике» ст. 33);

6. саморегулируемые организации арбитражных управляющих (ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» ст. 21-22);

7. саморегулируемые  организации оценщиков (ФЗ «Об  оценочной деятельности» ст. 22);

8. саморегулируемые  организации профессиональных участников  рынка ценных бумаг (ФЗ «О рынке ценных бумаг» ст. 48-50).

Имущество, переданное некоммерческому партнерству его  членами, является собственностью партнерства. Члены некоммерческого партнерства  не отвечают по его обязательствам, а некоммерческое партнерство не отвечает по обязательствам своих членов.

Порядок управления в некоммерческом партнерстве подчиняется  правилам управления, установленным  ФЗ «О некоммерческих организациях». Высшим органом управления является общее  собрание членов, компетенция которого определена п. 3 ст. 29 ФЗ «О некоммерческих организациях».

Уставом партнерства  может предусматриваться создание постоянно действующего коллегиального органа управления.

Текущее руководство  деятельностью некоммерческого  партнерства осуществляет исполнительный орган, который может быть единоличным или коллегиальным.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.8 Общины  коренных малочисленных народов

Российской  Федерации

Общинами коренных малочисленных народов Российской Федерации признаются формы самоорганизации  лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации и объединяемых по кровнородственному (семья, род) и (или) территориально-соседскому принципам, в целях защиты их исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры17.

Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации - это народы, проживающие в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями;

Общины малочисленных  народов - формы самоорганизации  лиц, относящихся к малочисленным  народам и объединяемых по кровнородственному (семья, род) и (или) территориально-соседскому признакам, создаваемые в целях защиты их исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры18.

Общины малочисленных  народов бывают двух видов:

1. семейные (родовые) общины малочисленных народов - это формы самоорганизации лиц, относящихся к малочисленным народам, объединяемых по кровнородственному признаку, ведущих традиционный образ жизни, осуществляющих традиционное хозяйствование и занимающихся традиционными промыслами;

2. территориально-соседские  общины малочисленных народов  - это формы самоорганизации лиц,  относящихся к малочисленным  народам, постоянно проживающих  на территориях традиционного  расселения малочисленных народов,  ведущих традиционный образ жизни,  осуществляющих традиционное хозяйствование и занимающихся традиционными промыслами.

Учредителями общин малочисленных  народов могут выступать не менее 3 граждан Российской Федерации, относящихся  к малочисленным народам и  достигших возраста 18 лет. Учредителями не могут быть юридические лица. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, их должностные лица не могут быть учредителями общин малочисленных народов.

Учредительными документами  общины малочисленных народов являются учредительный договор и устав.

Созданная община малочисленных  народов подлежит обязательной государственной  регистрации. После государственной  регистрации община малочисленных  народов приобретает права юридического лица.

Членство в общине малочисленных  народов может быть коллективным (членство семей (родов)) и индивидуальным (членство лиц, относящихся к малочисленным  народам).

Высшим органом управления общины малочисленных народов является общее собрание (сход) членов общины малочисленных народов. Общее собрание (сход) членов общины малочисленных народов созывается по мере необходимости, периодичность его проведения определяется уставом.

Органом управления общины малочисленных народов является правление (совет) общины малочисленных народов. Правление (совет) общины малочисленных народов избирается в составе председателя правления (совета) общины и других членов правления (совета) общины на общем собрании (сходе) членов общины малочисленных народов простым большинством голосов.

В собственности  общины малочисленных народов могут  находиться:

1. имущество,  переданное членами общины в  качестве вклада (взноса) при организации  общины;

2. финансовые  средства, принадлежащие общине (собственные  и заемные);

3. добровольные  пожертвования физических и юридических  лиц, в том числе иностранных;

4. иное имущество,  приобретенное или полученное  общиной в соответствии с законодательством  Российской Федерации19.

Общины малочисленных  народов с согласия членов общины вправе реализовывать продукты труда, произведенные ее членами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.9 Объединения  юридических лиц (ассоциации и  союзы)

Коммерческие  организации в целях координации  их предпринимательской деятельности, а так же представления и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими организациями. 

 Если по  решению участников на ассоциацию (союз) возлагается ведение предпринимательской  деятельности, такая ассоциация (союз) преобразуется в хозяйственное общество или товарищество в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, либо может создать для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственное общество или участвовать в таком обществе. Общественные и иные некоммерческие организации, в том числе учреждения, могут добровольно объединяться в ассоциации (союзы) этих организаций.

Информация о работе Юридическая личность некоммерческих организаций