Шпаргалка по дисциплине "Право интеллектуальной собственности"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 10:43, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена дисциплине "Право интеллектуальной собственности".

Вложенные файлы: 1 файл

PIS_Shpargalka.doc

— 224.50 Кб (Скачать файл)

1. ПОНЯТИЕ  ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ  
Понятие интеллектуальной собственности определяется международными актами и Гражданским кодексом РФ (ГК). 
Согласно Конвенции, учреждающей ВОИС, интеллектуальная собственность включает права, относящиеся к: 
o литературным, художественным и научным произведениям; 
o исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио- и телевизионным передачам; 
o изобретениям во всех областях человеческой деятельности; 
o научным открытиям: 
o промышленным образцам: 
o товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям и коммерческим обозначениям: 
o защите против недобросовестной конкуренции: 
o а также все другие права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях. Новая редакция ст. 128 ГК определяет интеллектуальную собственность как охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации. 
Результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью, объектами охраны), являются (ст. 1225 ГК): 1) произведения науки, литературы и искусства; 2) программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ) 3) базы данных; 4) исполнения; 5) фонограммы 6) сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания); 7) изобретения; 8) полезные модели: 9) промышленные образцы; 10) селекционные достижения; 11) топологии интегральных микросхем: 12) секреты производства (ноу-хау); 13) фирменные наименования; 14) товарные знаки и знаки обслуживания; 15) наименования мест происхождения товаров; 16) коммерческие обозначения. 
Составляющими понятия "интеллектуальная собственность" исторически считаются литературная (художественная) и промышленная собственность. Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 г. относит к объектам литературной (художественной) собственности произведения науки, литературы и искусства. Парижская конвенция по охране промышленной собственности 1883 г считает объектами охраны промышленной собственности изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования и наименования места происхождения. Развитие техники, технологий, экономики приводит к появлению новых объектов интеллектуальной собственности. 

2. ОБЪЕКТЫ АВТОРСКОГО ПРАВА  
Объектом авторского права являются произведения науки, литературы и искусства, обладающие двумя признаками: 
а) являющиеся результатом творческой деятельности; 
б) существующие в какой-либо объективной форме (в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме). 
Произведение - это совокупность идей, мыслей и образов, получивших в результате творческой деятельности автора свое выражение в доступной для восприятия человеческими чувствами конкретной форме, допускающей возможность воспроизведения. 
Под творчеством понимается интеллектуальная деятельность, в результате которой создается качественно новый, ранее не существовавший результат обеспечиваемый индивидуальностью автора. 
В рамках произведения различают охраняемые (образы и язык произведения) и неохраняемые (тема, материал произведения, сюжетное ядро, идейное содержание) элементы. 
Авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования. 
Авторское право охраняет произведения независимо от их назначения и достоинств, а также от способа их выражения. 
Авторское право на произведение науки, литературы и искусства возникает в силу факта его создания Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации произведения или соблюдения каких-либо иных формальностей. 

3. ОБНАРОДОВАННЫЕ (ОПУБЛИКОВАННЫЕ) И НЕОБНАРОДОВАННЫЕ (НЕОПУБЛИКОВАННЫЕ) ПРОИЗВЕДЕНИЯ     

 Понятие  «обнародование» характеризуется  следующими основными моментами. 

Во-первых, в  какой бы форме ни осуществлялось обнародование, оно охватывает собой  действия, которые впервые делают произведение доступным для всеобщего сведения. 
     Во-вторых, доведение произведения до сведения третьих лиц лишь тогда приобретает юридическое значение обнародования, когда это сделано с согласия автора или его правопреемников.  
     В-третьих, обнародование произведения может быть осуществлено с помощью любых действий, которые делают произведение доступным для публики, в том числе путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, передачи в эфир или иным способе.  
     В-четвертых, закон не связывает указанные выше способы доведения произведения до сведения третьих лиц с взиманием платы за это.  
     В-пятых, обнародованием признается создание возможности ознакомиться с произведением для неопределенного круга лиц.    

 В-шестых, обнародование,  даже если оно осуществлено самим автором или с его согласия, может быть аннулировано автором путем отзыва произведения. В этом случае произведение вновь приобретает режим необнародованного со всеми вытекающими отсюда последствиями. 
     В отличие от обнародования, опубликование связывается российским законодательством лишь с такими действиями, которые означают выпуск в обращение экземпляров произведения. Иными словам  речь идет об изготовлении и выпуске в обращение копий произведения, изготовленных в любой материальной форме. При этом указанные действия должны быть так же, как и действия по обнародованию совершены с согласия автора произведения, а количество выпущенных экземпляров должно быть достаточным для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения. 
    

 

4. ПРОИЗВЕДЕНИЯ ОРИГИНАЛЬНЫЕ И ПРОИЗВОДНЫЕ 

Широкое применение как в российском законодательстве, так и в доктрине авторского права  находит подразделение охраняемых законом произведений на оригинальные (самостоятельные) и производные (зависимые). 
     Практическое значение данной классификации заключается в том, что если оригинальные произведения используются их авторами исключительно по их собственному усмотрению, то для использования производных требуется получить разрешение обладателей авторских прав на те произведения, на основе которых они созданы. 
     Оригинальным является такое произведение, все основные охраняемые элементы которого созданы самим автором. В соответствии с современной доктриной российского авторского права охраняемыми элементами признаются его язык (внешняя форма) и система образов (внутренняя форма). Содержание произведения вне связи с формой законом не охраняется. Поэтому произведение, которое заимствует элементы содержания другого произведения (тема, сюжетное ядро, материал и т.д.), но имеет новую форму (внешнюю и внутреннюю), признается оригинальным. Например, самостоятельным трудом является картина художника Ю. Непринцева «Отдых после боя», хотя общепризнана ее тесная связь с поэмой А. Т. Твардовского «Василий Теркин». 
     Закон, однако, признает объектами авторского права и так называемые производные или зависимые произведения, при создании которых частично заимствуются охраняемые элементы чужого произведения. Основным критерием для предоставления им охраны является требование творческой самостоятельности по сравнению с оригиналом. Как правило, это выражается в придании произведению новой внешней формы, отражающей оригинал. Предполагается, что для этого требуются не только специальные знания, но и определенные творческие усилия, что является достаточным основанием для охраны зависимых произведений. 
     Вторым непременным условием возникновения авторских прав на такое произведение является соблюдение его создателем прав автора произведения, подвергшегося переводу, переделке, аранжировке или другой переработке. Как правило, закон требует, чтобы с автором оригинала был заключен договор на использование его труда для создания на его основе другого творческого произведения, либо, по крайней мере, ему гарантируется соблюдение неимущественных прав и выплата справедливого вознаграждения. Если создание независимого произведения сопровождалось нарушением авторских прав, закон не признает его объектом авторского права и не гарантирует защиту прав ег создателя. 
     К числу производных произведений относятся переработки, например, переделка повествовательных произведений в драматически и сценарные или наоборот, переводы на другой язык, аранжировки оркестровки, воспроизведение произведений живописи средствам ваяния, аннотации, рефераты, резюме, обзоры и т. п.

 

5. СЛУЖЕБНЫЕ И НЕСЛУЖЕБНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Понятие "служебные произведения" закон не раскрывает, относя к их числу произведения, созданные в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя (ст. 14 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах"). Произведение может считаться созданным в порядке выполнения служебного задания только тогда, когда содержанием такого задания является именно создание произведения.        

 Наряду с  плановыми работами служебными обычно признаются произведения, создаваемые в порядке выполнения служебных обязанностей штатными сотрудниками редакций газет и журналов, киностудий и радиовещательных организаций и т.д. Если же произведение штатного сотрудника не связано непосредственно с его трудовыми обязанностями, оно служебным не является.     

 Основные  особенности правового режима  служебных произведений:

 Во-первых, авторское  право на него принадлежит  его автору.    

 Во-вторых, создание  произведения по заданию работодателя самым существенным образом влияет на режим его использования. Согласно п. 2 ст. 14 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» исключительные права на использование служебного произведения принадлежат лицу, с которым автор состоит в трудовых отношениях (работодателю), если в договоре между ним и автором не предусмотрено иное. Это означает, что автор не вправе без согласия работодателя передать созданное им произведение для использования другим лицам.  Напротив, работодатель может как использовать такое произведение в своих собственных интересах, так и выдавать разрешения на его использование третьим лицам. 
         В-третьих, особым образом решается вопрос о вознаграждении за использование служебных произведений. Ранее действовавшее законодательство исходило из того, что их создание уже оплачено заработной платой автора и потому, по общему правилу, не предусматривало выплату автору дополнительного вознаграждения, за исключением Дунаев, прямо установленных нормативными актами. В новом авторском законе указывается, что размер авторского вознаграждения за каждый вид использования служебного произведения и порядок его выплаты устанавливаются договором между автором и работодателем (п. 2 ст. 14). Данная норма позволяет сделать вывод, что отныне использование служебных произведений, по общему правилу, подлежит дополнительной оплате.  
     В-четвертых, российское авторское право исходит из того, что отношения между авторами, создающими произведения в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя, и их работодателями регламентируются заключенным между ними трудовым договором или контрактом. Данный договор (контракт) может, в частности, предусматривать сохранение прав на использование созданных произведений за автором, включать условия использования служебных произведений, устанавливать порядок определения размера причитающегося автору дополнительного вознаграждения, а также содержать иные условия, не противоречащие действующему законодательству.  
     В-пятых, применительно к созданным в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя энциклопедиям, энциклопедическим словарям, периодическим и продолжающимся сборникам научных трудов, газетам, журналам и другим периодическим изданиям закон устанавливает более жесткий правовой режим по сравнению с другими служебными произведениями. В данном случае действует правило, установленное ч. 1 п. 2 ст. 1 1 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах», в соответствии с которым издателям указанных изданий принадлежат исключительные права на использование таких изданий.

 

 

6. ЦЕЛЬ СОЗДАНИЯ  ОРГАНИЗАЦИЙ, УПРАВЛЯЮЩИХ ИМУЩЕСТВЕННЫМИ  ПРАВАМИ НА КОЛЛЕКТИВНОЙ ОСНОВЕ, ФУНКЦИИ

Важными субъектами авторского права являются организации, управляющие имущественными правами  авторов и обладателей смежных прав на коллективной основе. В соответствии с Законом РФ "Об авторском праве и смежных правах" такого рода организации могут создаваться непосредственно обладателями авторских и смежных прав в целях обеспечения этих прав в случаях, когда их практическое осуществление в индивидуальном порядке затруднено (публичное исполнение, в том числе на радио и телевидении, воспроизведение путем механической, магнитной и иной записи, репродуцирование и другие случаи). 
        Коллективное управление авторскими правами - новое для российского авторского права юридическое явление. Ранее действовавшее законодательство создания подобных организаций не предусматривало. Функции по регистрации публичного исполняемых произведений, сбору и выплате гонорара за их использование выполнялись Всесоюзным агентством по авторским правам (ВААП), а в последующем - Российским агентством интеллектуальной собственности (РАИС). Указом Президента РФ № 10 "О государственной политике в области охраны авторских и смежных прав" от 7 октября 1993 г. РАИС было упразднено и одобрено создание авторами, имеющими договоры с РАИС об управлении их имущественными правами, Российского авторского общества (РАО) с целью реализации и защиты авторских прав. Российское авторское общество признано правопреемником РАИС в отношении имущества и внебюджетных финансовых средств на всех рублевых и валютных счетах, а также, с согласия сторон, по договорам, заключенным РАИС или перешедшим к РАИС в порядке правопреемства с российскими и зарубежными авторами, по соглашениям с зарубежными авторско-правовыми организациями и иными юридическими лицами. Подобное решение вопроса, безусловно, является целесообразным, так как в противном случае неизбежно возникла бы ситуация, при которой публично исполняемые и некоторые другие произведения на какое-то время вообще остались бы без авторско-правовой охраны. Кроме того, было бы неоправданным полное разрушение существовавшей ранее структуры, на материальной, организационной и кадровой базе которой в более короткий срок и с меньшими издержками можно было создать достаточно мощную организацию по осуществлению и защите авторских прав. 
             Разумеется, наряду с РАО могут быть созданы и другие организации, управляющие имущественными правами авторов на коллективной основе. Закон передает решение этого вопроса на усмотрение самих авторов и обладателей смежных прав. Допускается создание либо отдельных организаций по различным правам и различным категориям обладателей прав, либо организаций, управляющих разными правами в интересах разных категорий обладателей прав, либо одной организации, одновременно управляющей авторскими и смежными правами. Зарубежный опыт показывает, что обычно в стране действует несколько достаточно крупных организаций такого рода, сфера деятельности которых разграничивается либо предметом, либо территориально. 
            Организации, управляющие имущественными правами авторов на коллективной основе, действуют в пределах полученных от авторов полномочий на основе устава, утверждаемого в порядке, установленном законодательством. Они не вправе заниматься коммерческой деятельностью и самостоятельно осуществлять использование произведений и объектов смежных прав, полученных для управления на коллективной основе. Деятельность организаций, управляющих имущественными правами на коллективной основе, осуществляется в интересах обладателей авторских и смежных прав, предоставляемых такой организации.

 

 

7. ЛИЧНЫЕ НЕИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВА (АВТОРСТВО, ПРАВО НА ИМЯ)  
Право авторства - это право признаваться автором произведения, т. е. юридически обеспеченная возможность лица считаться автором произведения и соответствующая возможность требовать признания данного факта от других лиц. 
Данное право может принадлежать только создателю произведения, оно способствует доведению до общества информации об авторе и его творчестве и позволяет индивидуализировать результаты интеллектуальной деятельности. 
Право автора на имя - это право использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени, то есть анонимно. 
Автор вправе требовать указания своего имени при любом способе использования произведения, причем имя автора (псевдоним) не должно искажаться. Право на имя возникает в силу факта создания произведения, но реализуется, как правило, при осуществлении права на обнародование или использование произведения. Способ указания имени определяется самим автором. При соавторстве последовательность указания имен определяется соглашением соавторов; при отсутствии такового имена, как правило, располагаются в алфавитном порядке. 
Все вопросы, связанные с использованием псевдонима, решаются автором самостоятельно. 
При использовании псевдонима не допускается злоупотребление данным правом, в том числе использование псевдонима в целях причинения вреда другому лицу, недобросовестной конкуренции, нарушение норм морали и нравственности. 
Право авторства и право на имя неотчуждаемы и непередаваемы, в том числе при передаче другому лицу или переходе к нему исключительного права на произведение и при предоставлении другому лицу права использования произведения; охраняются бессрочно. Отказ от этих прав ничтожен. 
Право на неприкосновенность произведения заключается в запрете без согласия автора вносить в его произведение изменения, сокращения и дополнения снабжать произведение при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями. 
Право на неприкосновенность произведения возникает одновременно с правом авторства. При использовании произведения после смерти автора лицо, обладающее исключительным правом на произведение, вправе разрешить внесение в произведение изменений, сокращений или дополнений при условии, что этим не искажается замысел автора и не нарушается целостность восприятия произведения и это не противоречит воле автора, определенно выраженной им в завещании, письмах, дневниках или иной письменной форме. 
Неприкосновенность произведения охраняется бессрочно. После смерти охрана осуществляется лицом, указанным автором, наследниками автора, их правопреемниками и другими заинтересованными лицами. 
Право на обнародование произведения - это право осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом. 
Обнародование изменяет правовой режим произведения и открывает возможности для его использования без согласия автора в случаях, указанных в законе. Только сам автор может решить вопрос о готовности произведения к обнародованию, а также времени, месте, способе обнародования. Данное право всегда реализуется с каким-либо иным правом автора: правом на публичный показ, публичное исполнение, опубликование и т. п. 
Право на обнародование переходит после смерти автора к лицу, обладающему исключительным правом на произведение, если обнародование не противоречит воле автора произведения, определенно выраженной им в письменной форме (в завещании и т. п.) 
Право на опубликование. Опубликование (выпуск в свет) - это выпуск в обращение экземпляров произведения, представляющих собой копию произведения в любой материальной форме, в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения. 
Данное право относится к неимущественным, хотя достаточно близко связано с имущественными правами и реализуется вместе с ними (правом на воспроизведение, распространение произведения). Право на опубликование может быть реализовано одновременно с правом на обнародование. 
Право на отзыв - это право автора отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения при условии возмещения лицу, которому отчуждено исключительное право на произведение или предоставлено право использования произведения причиненных таким решением убытков. Если произведение уже обнародовано, автор также обязан публично оповестить о его отзыве. Право на отзыв не применяется в отношении программ для ЭВМ, служебных произведений и произведений, вошедших в сложный объект. 

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Право интеллектуальной собственности"