Виды избирательных систем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 18:06, курсовая работа

Краткое описание

Как известно, основными принципами демократии являются выборность и сменяемость органов власти, их легитимность. Недостаточно объявить государство демократическим, включив в конституцию соответствующее положение. Необходимо добиться, чтобы этот постулат прочно укрепился в сознании миллионов граждан, сделать демократию потребностью широких масс населения. Важнейшую роль в этом процессе играют выборы и референдум.
В истории достижений человеческой цивилизации выборы и избирательные процедуры занимают свое особое место. Право граждан участвовать в формировании властных институтов является общепризнанным элементом современного общества и государства. Каждая страна в своем стремлении к политической демократии открывает новые возможности и условия превращения граждан в полноправных субъектов мира политики и управления.

Содержание

Введение 3
1 Избирательные системы и избирательное право 5
2 Избирательный процесс, его стадии 10
3 Принципы проведения выборов в Российской Федерации 19
Заключение 26
Глоссарий 28
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Мизонова Ю.В., КР, КПР.doc

— 871.00 Кб (Скачать файл)

Голосование на всеобщих выборах проводят обычно в течение  одного дня, что предписывается избирательным  законом. Это лишняя гарантия от возможных  фальсификаций. О времени и месте  голосования территориальные и  участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за 20 дней до дня его проведения через средства массовой информации или иным способом.

Каждый избиратель голосует лично, голосование за других избирателей  не допускается. Избирательные бюллетени  выдаются избирателям, включенным в список избирателей, по предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего их личность. Участковая избирательная комиссия обязана обеспечить всем избирателям возможность участвовать в голосовании, в том числе лицам, которые по состоянию здоровья либо по другим уважительным причинам не могут прибыть в помещение для голосования. В этих целях у участковой избирательной комиссии должно быть необходимое число (но не более трех) переносных избирательных ящиков, которое определяется решением окружной избирательной комиссии. Организация голосования вне помещения должна исключать возможность нарушения избирательных прав гражданина, а равно искажение волеизъявления избирателя.

Голосование является этапом, завершающим избирательную кампанию, после чего приступают к подсчету голосов и определению результатов выборов. Поданные голоса подсчитывают сначала на избирательных участках, затем пересылают в вышестоящие избирательные комиссии. Порядок подсчета голосов регламентируется в общем виде статьей 68 ("Порядок подсчета голосов избирателей, участников референдума и составления протокола об итогах голосования участковой комиссией") Федерального закона от 12 июня 2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Обработка данных при подсчете голосов в России на уровнях выше участкового осуществляется посредством Государственной автоматизированной системы "Выборы" (на некоторых избирательных участках применяются ГАС-совместимые комплексы средств автоматизации участковых избирательных комиссий). Критики автоматизированной системы утверждают, что работа системы не может контролироваться наблюдателями и существует возможность искажения результатов выборов.

После подсчета голосов  избирателей участковая избирательная комиссия заполняет протокол об итогах голосования. Результаты выборов должны быть обязательно опубликованы. Если выборы не дали результата (например, в случае неявки избирателей), то проводят либо повторное голосование, либо повторные выборы.

2.7 Ответственность за  нарушение избирательных прав  граждан

Действующее законодательство о выборах предусматривает ответственность  за нарушение избирательных прав граждан. Уголовную, административную либо иную ответственность в соответствии с федеральными законами несут лица:

 препятствующие путем  насилия, обмана, угроз, подлога  или иным способом свободному  осуществлению гражданином права  избирать и быть избранным; 

использующие преимущества своего должностного или служебного положения в целях избрания;

принуждающие граждан  или препятствующие им ставить подписи  в поддержку кандидата, избирательного объединения или блока, а также  участвующие в подделке этих подписей;

осуществляющие подкуп избирателей и принуждающие избирателей голосовать вопреки их собственному выбору;

своевременно не сформировавшие и не уточнившие сведения о зарегистрированных избирателях перед направлением таких сведений в соответствующие  территориальные избирательные  комиссии;

распространяющие заведомо ложные сведения о кандидатах или совершающие иные действия, порочащие честь и достоинство кандидатов;

нарушающие права членов избирательных комиссий, наблюдателей, доверенных лиц, средств массовой информации;

нарушающие правила  проведения предвыборной агитации и финансирования избирательной кампании;

препятствующие или  противозаконно вмешивающиеся в  работу избирательных комиссий и  их членов;

препятствующие голосованию  на избирательных участках, нарушающие тайну голосования;

осуществившие подлог избирательных  документов, составившие и выдавшие заведомо ложные документы, осуществившие неправильный подсчет голосов или установление результатов выборов, не представившие или не опубликовавшие сведения об итогах голосования вопреки возложенным на них обязанностям;

нарушающие права граждан на ознакомление со списком избирателей;

выдающие гражданам  избирательные бюллетени в целях  предоставления им возможности голосования  за других лиц;

не представляющие или  не публикующие отчеты о расходовании средств на подготовку и проведение выборов, финансовые отчеты избирательных  фондов кандидатов, избирательных объединений или блоков и финансовые отчеты о расходовании бюджетных средств, выделенных на проведение избирательной кампании, а также работодатели, отказывающие в предоставлении предусмотренного законом отпуска для участия в выборах.

Относятся к нарушениям, но не караются уголовным законом: использование административного ресурса, проявляющаяся в форме мобилизации организационных и финансовых ресурсов, оказания давления на предпринимателей с целью финансирования некоторых "избранных" кандидатов и партий и т.п.; избирательное толкование и применение законов о выборах; пересмотр результатов выборов; контроль над средствами массовой информации; регистрация кандидатов, копирующих образ конкурентов для размывания голосов оппозиции.

3 Принципы проведения выборов в Российской Федерации

Действующим российским законодательством регламентируются выборы Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, иные федеральные государственные органы и государственные органы субъектов Российской Федерации, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, конституциями, уставами субъектов Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации, а также выборы в органы местного самоуправления, проводимые на основе законов, соответствующих уровню выборов.

К числу основных принципов  организации и проведения выборов  в Российской Федерации относятся:

1) обязательность выборов;

2) периодичность выборов;

3) открытость и гласность  выборов;

4) свобода выборов;

5) альтернативность выборов.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации выделяются три  уровня выборов: федеральные выборы; региональные выборы; муниципальные выборы.

К гарантиям всеобщего  избирательного права можно отнести:

 а) назначение выборов  в нерабочий день;

 б) составление  списков избирателей, в том  числе граждан, постоянно проживающих  за рубежом;

 в) размещение избирательных  участков с максимальными удобствами для населения;

 г) продолжительность  голосования, в течение которого  избиратель может реализовать  свое право;

 д) возможность  досрочного голосования для тех,  кто в день выборов должен  находиться вне места своего  жительства;

 е) обеспечение  избирателям, которые по состоянию здоровья не могут явиться на избирательный участок, возможности голосовать на дому;

 ж) освобождение  от обложения сборами действий, совершаемых во исполнение избирательных  прав;

 з) финансирование  основной части расходов по  выборам из государственного бюджета;

 и) установление  административной и уголовной  ответственности за воспрепятствование  осуществлению избирательных прав  граждан или за попытку такого  воспрепятствования.

Выборы, проводимые в  Российской Федерации, являются равными. Это означает, что каждый избиратель имеет один голос и все избиратели участвуют в выборах на равных основаниях. Таким образом, только при наличии двух названных элементов выборы могут считаться равными.

Первый элемент равного  избирательного права - наличие у каждого избирателя только одного голоса - обеспечивается тем, что избиратель не может быть включен более чем в один список избирателей; он голосует лично, и для получения избирательного бюллетеня требуется предъявление документа, удостоверяющего личность избирателя, а в списке избирателей делается отметка о выдаче избирательного бюллетеня.

 Второй элемент  равного избирательного права  - участие в выборах на равных  основаниях - обеспечивается тем,  что ни один избиратель не  имеет каких-либо преимуществ  перед другим избирателем (например, организуются равные по количеству населения избирательные округа в соответствии с нормами представительства), а избирательные права всех российских граждан в равной мере охраняются законом.

Помимо принципов, перечисленных в Федеральном законе от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", существует ряд принципов, декларируемых в международных юридических документах подписанных представителями Российской Федерации. Так, во Всеобщей декларации прав человека утверждается принцип "нефальсифицированности" выборов. Чаще в качестве принципа употребляется более широкий термин "справедливые выборы", а также термин "подлинные выборы".

На сегодняшний день избирательную систему Российской Федерации под действием изменяющейся политической ситуации все еще нельзя назвать сложившейся. Политическая элита находится в поиске избирательных технологий, наиболее эффективных для реализации текущих политических задач. Для этого вносятся изменения в Конституцию Российской Федерации и федеральное законодательство о выборах. С 2007 года выборы в Государственную Думу России проходят по пропорциональной системе (по партийным спискам), в 2005 году проходной барьер для партий повышен до 7%, однако в 2011 году принят законопроект, в соответствии с которым по итогам парламентских выборов 2016 года полноценные фракции смогут сформировать партии, набравшие 5% голосов избирателей. В соответствии с текущим законодательством партия, получившая от 5 до 6%, получает в Государственной Думе одно место. Набрав от 6 до 7% голосов, политическая организация получит два мандата. Эта норма будет впервые применена на выборах 2011 года.

На выборах депутатов Государственной Думы шестого созыва политическая партия, которая осуществляет сбор подписей избирателей в поддержку выдвинутого ею федерального списка кандидатов, обязана собрать не менее 150 тысяч подписей. На выборах депутатов Государственной Думы следующих созывов такая политическая партия обязана собрать не менее 120 тысяч подписей избирателей. В 2009 году был отменен избирательный залог, ранее обязательный для предоставления вместе с подписями избирателей.

В 2011 году в рамках предвыборной кампании в Государственную Думу Российской Федерации шестого созыва Всероссийская политическая партия "Единая Россия" предложила для выбора кандидатов использовать процедуру народного голосования - праймериз, в котором участвуют не только политические партии, но и общественные организации. Окончательные региональные списки кандидатов по итогам предварительного голосования в регионах были представлены на всероссийском съезде партии.

В 2004 году в избирательное  законодательство России были внесены  изменения, в соответствии с которыми введен единый день голосования на выборах регионального и местного уровня - первое или второе воскресенье марта. При этом выборы Президента России и выборы в Государственную Думу проходят раз в 4 года в марте (начиная с 2000 года) и в декабре (начиная с 1993 года), но жестко не привязаны к единому дню голосования. Эти сроки могут сместиться в случае досрочного прекращения полномочий Президента России или роспуска Государственной Думы. В целях совмещения дня голосования на выборах в органы местного самоуправления с днем голосования на выборах в органы государственной власти в одном и том же субъекте Российской Федерации, либо с днем голосования на выборах в федеральные органы государственной власти, либо с днем голосования на иных выборах, проводимых в соответствии с федеральными законами на территории Российской Федерации в целом на основании международных договоров, допускается однократное продление или сокращение не более чем на один год сроков полномочий органов местного самоуправления.

Ранее в Российской Федерации  действовала смешанная избирательная система - половина общего состава депутатов избиралась по мажоритарной системе (по одномандатным округам). В 2008 году внесены изменения в Конституцию России об увеличении срока полномочий Госдумы РФ до 5 лет, а Президента РФ до 6 лет.

Согласно изменениям, внесенным в 2005 году в Федеральный  закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, прямые губернаторские выборы заменены на утверждение глав регионов местными законодательными собраниями по представлению президента. Кандидатура главы региона вносится президентом за 35 дней до истечения срока полномочий действующего губернатора, и в течение 14 дней региональный парламент должен вынести свое решение. Если же законодательное собрание два раза отклонит предложенную кандидатуру, то президент имеет право распустить его.

Информация о работе Виды избирательных систем