Виды избирательных систем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 20:50, курсовая работа

Краткое описание

В современной юридической литературе нет единой точки зрения на понятие "избирательная система". Одни под ней понимают совокупность фактических общественных отношений, возникающих в процессе организации и проведения выборов, взаимоотношения между избирателями и депутатами, другие, под избирательной системой понимают порядок определения результатов выборов.

Содержание

Введение 3
Основная часть 5
1 Понятие, виды и принципы избирательных систем 5
2 Избирательные округа, участки, комиссии 21
3 Кандидаты, голосование, подсчет голосов 31
Заключение 43
Глоссарий 45
Список использованных источников 47

Вложенные файлы: 1 файл

Конституционное право.doc

— 229.50 Кб (Скачать файл)

Основные данные о работе

Версия шаблона

2.1

   

Вид работы

Курсовая работа

Название дисциплины

Конституционное право

Тема

Виды избирательных  систем

Фамилия студента

 

Имя студента

 

Отчество студента

 

№ контракта

 

 

Содержание

Введение

В современной юридической  литературе нет единой точки зрения на понятие "избирательная система". Одни под ней понимают совокупность фактических общественных отношений, возникающих в процессе организации  и проведения выборов, взаимоотношения  между избирателями и депутатами, другие, под избирательной системой понимают порядок определения результатов выборов. По моему мнению, избирательное право есть совокупность: избирательного права (юридические нормы, закрепляющие права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти) и порядка определения результатов выборов. Следовательно, избирательное право, и порядок подсчета результатов выборов являются составными частями избирательной системы. Таким образом, избирательная система и становится системой, так как она состоит из упорядоченной системы совокупности элементов, институтов: правовых норм и порядка определения результатов выборов. Это дает нам определение избирательной системы в широком смысле. В узком смысле – это порядок определения результатов выборов.

В этом случае избирательную систему  следует рассматривать как технико-процедурные  нормы, которые позволяют объективно определить результаты выборов.

Источниками избирательной  системы являются: Конституция Российской Федерации; Федеральные законы: "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", "О выборах Президента РФ", "О выборах депутатов Государственной Думы ФС РФ", "О формировании Совета Федерации ФС РФ". Конституции республик, уставы, законы субъектов РФ о выборах в представительные органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Выборы являются центральным  институтом демократии, потому что  власть правительства исходит исключительно  из согласия управляемых. Главный механизм, превращающий это согласие во властные полномочия правительства, – это свободные, тайные и равные выборы. Неслучайно избирательные системы и процессы считаются одной из главных характеристик демократии. А демократическим называется государство, в котором идеологически и социально различающимся группам открывается легальная возможность для соревнования за контролью над властью, и где агенты, контролирующие властные институты, избираются и ответственны перед народом. Когда в демократическом обществе граждане участвуют в выборах, они осуществляют свое право и обязанность решать, кто будет управлять от их имени1.

Избирательная система – явление  чрезвычайно сложное и динамичное. Её конкретное содержание различно в  каждой стране, и в рамках одной страны оно со временем под влиянием многочисленных обстоятельств изменяется.

Сущность любой избирательной  системы – характер соотношения  голосов избирателей, поданных за отдельного кандидата или партийный список, и полученных ими мандатов2.

Представленной курсовой работой рассматривается тема «Виды избирательных систем». Тема будет рассматриваться с позиций следующих вопросов:

  • Понятие, виды  и принципы избирательных систем;
  • Избирательные округа, участки, комиссии;
  • Кандидаты, голосование, подсчет голосов.

Основная часть

1 Понятие, виды и принципы избирательных систем

1.1 Понятие  избирательной системы и избирательного  права

«Под избирательной  системой в Российской Федерации  понимается порядок выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, порядок выборов в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами  Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, порядок использования при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также при выборах  в органы местного самоуправления, проводимых в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации»3.

В научной литературе термин «избирательная  система»  употребляется обычно в двух значениях - широком и узком.

В широком смысле  избирательная  система  -  это  система  общественных отношений,  связанных  с  выборами  органов  публичной  власти.  Сфера  этих отношений  весьма  широка.  В  нее  входят  вопросы  и   определения   круга избирателей и избираемых, и инфраструктуры выборов  (создание  избирательных единиц, избирательных органов и др.), и отношений, складывающихся на  каждой из стадий избирательного процесса вплоть  до  его  завершения.  Регулируется избирательная система нормами избирательного права, понимаемого как  система правовых   норм,   представляющая    собой    подотрасль    конституционного (государственного) права. Однако не вся избирательная  система  регулируется правовыми  нормами.  В  ее  состав  входят  также  отношения,   регулируемые корпоративными нормами (уставами  политических  общественных  объединений  и др.), а также обычаями и традициями данного общества.

Избирательная система в узком смысле - это  система непосредственного распределения  депутатских мандатов между кандидатами  в зависимости от результатов  голосования. Избирательная система  в узком смысле подразделяется на: мажоритарную,   пропорциональную и смешанные системы. В свою очередь мажоритарная система делится на: мажоритарную систему относительного большинства, мажоритарную систему абсолютного большинства. Пропорциональная система делиться на: пропорциональную и полупропорциональную системы.

Избирательная система регулируется нормами избирательного права. «Порядок выборов определяется конституционно-правовыми нормами, которые в своей совокупности образуют избирательное право. Следовательно, избирательная система и избирательное право тесно связаны между собой, хотя отождествлять их нельзя»4. А что же такое непосредственно избирательное право? Оно также как и избирательная система употребляется в двух смыслах: в широком (объективном) и узком (субъективном) смыслах. В широком смысле избирательное право - это система правовых норм регулирующих порядок формирования выборных органов государства и местного самоуправления. В узком смысле избирательное право - это гарантированная государством гражданину возможность участвовать в выборах органов государства и местного самоуправления. Данное субъективное право граждан подразделяют на активное и пассивное избирательное право. Активное избирательное право - это право граждан РФ участвовать в выборах в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления. Пассивное избирательное право - право избираться в выборные органы государства и местного самоуправления.

Понятия «избирательная система» и «избирательное право»  по сути, носят собирательный характер. Данные понятия включают в себя пять различных подсистем, устанавливающих порядок избрания соответствующих органов государственной власти:

  • порядок избрания Президента РФ,
  • порядок избрания депутатов Государственной Думы,
  • порядок избрания глав администраций субъектов РФ,
  • порядок избрания депутатов законодательных органов субъектов РФ,
  • порядок избрания органов местного самоуправления.

Каждая подсистема регулируется отдельными правовыми  актами. Они также имеют общие для всех источники права. Ими являются нормативные акты, в которых содержатся конституционно-правовые нормы, определяющие порядок проведения выборов5. К числу таких источников относятся:

1) Конституция  РФ, конституции республик в составе  РФ; уставы краев, областей, городов  федерального значения, автономной области, автономных округов;

2) Федеральный  закон от 19 сентября 1997г. «Об основных  гарантиях избирательных прав  и право на участие  в  референдуме граждан Российской  Федерации»6; другие федеральные законы, а также, законы субъектов РФ, подробно регламентирующие организацию и порядок выборов в различные органы государственной власти и  органы местного самоуправления;

3) указы и  распоряжения Президента РФ, акты  глав администраций и других  руководителей исполнительных органов  субъектов РФ по вопросам организации и проведения выборов.

Некоторые вопросы  избирательного процесса регулируются постановлениями Государственной  Думы и Центральной избирательной  комиссии. Особенностью является то, что  в Конституции нет  специального раздела об избирательном праве (избирательной системе), в котором были бы закреплены общие принципы избирательного права.

 

1.2 Мажоритарная система

Наиболее распространена на выборах  система большинства, именуемая  мажоритарной. При этой системе избранным  считается тот, за кого было подано большинство голосов, а голоса, поданные за остальных кандидатов, пропадают. Эта система - единственно возможная при выборах одного должностного лица. Когда же она применяется для выборов коллегиального органа власти, например, палаты парламента, обычно создаются одномандатные избирательные округа, то есть в каждом из них должен быть избран один депутат.

Самая простая разновидность - это  система относительного большинства, при которой избранным считается  кандидат, получивший больше голосов, чем любой из остальных кандидатов. Такая система применяется, например, на парламентских выборах в США, Великобритании, Индии, частично в Германии и частично, как известно, у нас в России. Очень часто она применяется при местных выборах. Практически чем больше кандидатов баллотируются на одно место, тем меньше голосов требуется для избрания. Если кандидатов более двух десятков, может оказаться избранным кандидат, за которого подано 10 процентов голосов или даже меньше. К тому же в законодательстве ряда стран, где применяется данная система, не предусмотрены ни обязательность участия избирателей в голосовании, ни минимальная доля их участия, необходимая для признания выборов действительными.7 В Великобритании, например, если в избирательном округе выдвинут один кандидат, он считается избранным без голосования, ибо ему достаточно проголосовать самому за себя. А поскольку при данной системе значительная часть голосов, а именно голоса, поданные за неизбранных кандидатов, пропадает, то порой оказывается, что партия, кандидатов которой по стране поддержало большинство избирателей, получает в палате парламента меньшинство мест.8

При системе абсолютного большинства, чем больше в избирательном округе кандидатов, тем меньше вероятность, что кто-то из них получит абсолютное большинство голосов. Поэтому выборы по такой системе часто оказываются нерезультативными.

1.3 Пропорциональная система

Явная несправедливость по отношению  к участвующим в выборах политическим партиям, которую часто несет  в себе мажоритарная система, породила систему пропорционального представительства партий и движений, сокращенно именуемую пропорциональной системой. Ее основная идея заключается в том, чтобы каждая партия получала в парламенте или ином представительном органе число мандатов, пропорциональное числу голосов, поданных за ее кандидатов на выборах. Требование пропорционального представительства подчас поднимается на конституционный уровень (например, ч. 3 ст. 68 Конституции Испании).9

Однако пропорциональная система  имеет не только плюсы, но и минусы. К числу последних относится, во-первых, то обстоятельство, что голосование при пропорциональной системе проводится по многомандатным избирательным округам, в которых соперничают списки кандидатов, выдвинутые политическими партиями и движениями, следовательно, избиратель должен выбирать не между персонами, как при мажоритарной системе, а между партиями и голосовать за список кандидатов, из которого ему известны в лучшем случае несколько лидеров.

Правда, с другой стороны, руководство  партии может, таким образом, наряду с громогласными ораторами провести в парламент неизвестных широкой публике людей, которые, будучи профессионалами в различных сферах, в состоянии компетентно участвовать в разработке законов и контроле за деятельностью исполнительной власти. Впрочем, следует оговориться, что может сложиться и такая ситуация, когда эти неизвестные люди окажутся личностями бесполезными или даже одиозными.

Во-вторых, неограниченное использование  пропорциональной системы может  привести к появлению в палате множества мелких фракций, объединенных вокруг маловлиятельных, но амбициозных лидеров, которые, не будучи способны к конструктивному сотрудничеству, путем обструкции препятствуют принятию необходимых для страны или соответствующего регионального сообщества решений. Характерный пример представлял собой польский Сейм в 1989-1993 годах, где при общей численности 460 депутатов одной из крупных фракций оказалась насчитывавшая менее полутора десятков депутатов фракция Партии любителей пива. Такие ситуации особенно нежелательны в условиях, когда правительство должно опираться на парламентское большинство. Даже если такое большинство удается создать, оно обычно недолговечно, и раскол его приводит к правительственным кризисам. Например, в Италии в условиях действия Конституции 1947 года, учредившей парламентарную республику, и пропорциональной системы выборов палат Парламента правительство держалось обычно не более года.10 Суть этого института заключается в том, что избиратель, голосующий за партийный список кандидатов, получает право указать в нем кандидатов, избрание которых было бы для него особенно желательно, то есть определить свои предпочтения (преференции) в рамках списка. Если, например, кандидат, помещенный в конце списка, получит предпочтения большинства избирателей, отдавших голоса за список данной партии, либо числа избирателей, равного действующей в стране избирательной квоте, ему обязаны дать мандат в первоочередном порядке, а кто-то, заранее помещенный на мандатное место, этого мандата не получит.

Информация о работе Виды избирательных систем