Виды избирательных систем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июля 2013 в 13:51, курсовая работа

Краткое описание

Избирательная система - принципиальный фактор в политической жизни каждой страны. Отличительные черты избирательной системы способны спровоцировать за собой широкие результаты - от раскола партии вплоть до распада страны. Подобных случаев в истории много. Исследование избирательных систем различается от многих иных нюансов политической науки тем, что оно допускает численное прогнозирование, так как данные (голоса, места) поступают в виде чисел. Оттого данная тема представляет широкий теоретический интерес.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
1. Избирательные системы: понятия и принципы………………………………..5
2. Виды избирательных систем…………………………………………………..11
Заключение ………………………………………………………………………..19
Глоссарий …………………………………………………………………………21
Список использованных источников ……………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Конституционное право Ищенко Сергей.doc

— 246.50 Кб (Скачать файл)

Основные данные о работе

Версия шаблона

2.1

Филиал

Волгоградский

Вид работы

Курсовая работа

Название дисциплины

Конституционное право (курс 1)

Тема

Виды избирательных  систем

Фамилия студента

 

Имя студента

 

Отчество студента

 

№ контракта

 

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3

1. Избирательные системы: понятия и принципы………………………………..5

2. Виды избирательных систем…………………………………………………..11

Заключение ………………………………………………………………………..19

Глоссарий …………………………………………………………………………21

Список использованных источников ……………………………………………23

Приложения……………………………………………………………………….24

Введение

Избирательная система - принципиальный фактор в политической жизни каждой страны. Отличительные  черты избирательной системы  способны спровоцировать за собой широкие  результаты - от раскола партии вплоть до распада страны. Подобных случаев в истории много. Исследование избирательных систем различается от многих иных нюансов политической науки тем, что оно допускает численное прогнозирование, так как данные (голоса, места) поступают в виде чисел. Оттого данная тема представляет широкий теоретический интерес.

В научной литературе термин «избирательная система» применяется  традиционно в двух значениях - широком  и узком

В широком смысле избирательная  система - это система публичных отношений, сопряженных с выборами органов публичной власти. Поле данных отношений очень широк. В нее входят задачи и определения круга избирателей и выбираемых, и инфраструктуры выборов (создание избирательных единиц, избирательных органов и др.), и взаимоотношений, складывающихся на каждой из стадий избирательного процесса вплоть до его окончания.

Нас более интересует избирательная система в так  называемом узком смысле. Это метод  установления того, кто из баллотировавшихся  претендентов избран на должность либо в качестве депутата. В зависимости от того, какая будет применена избирательная система, итоги выборов при одних и тех же результатах голосования могут оказаться совсем разными. Вследствие этого политические силы часто борются между собой за более выгодную для себя избирательную систему (однако, расценивая ее выгодность, они могут и ошибиться).

Значительность рассматриваемой  темы неоспорима. Избирательная система  устанавливает порядок проведения выборов в государстве, а также  содержит в себе все социальные отношения, связанные с ними. Впрочем, избирательная система не может образовывать, а тем более играть немаловажную роль в процессе развития государственности, напротив, государственность является институтом, полностью и исключительно отвечающим за структуру и форму избирательной системы.

Цель данной работы заключается  в теоретико-правовом анализе сущности, понятия, функций, видов избирательной  системы, акцентировании внимания на избирательной  системе Российской Федерации.

Для достижения установленной цели нужно решить следующие задачи: произвести правовой анализ избирательной системы, узнать какие есть виды избирательных систем, дать им характеристику; очертить главные характеристики и характерные черты современной российской избирательной системы.

Основная часть

1 Избирательные системы: понятия и принципы

«Под избирательной системой в Российской Федерации подразумевается порядок выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, процедура выборов в другие федеральные государственные органы, предустановленные Конституцией Российской Федерации и избираемые конкретно гражданами  Российской Федерации в согласовании с федеральными законами, порядок применения при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также при выборах  в органы местного самоуправления, проводимых в согласовании с федеральными законами, законами и другими нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации»1.

В научной литературе термин «избирательная  система» применяется  обычно в двух значениях - широком  и узком.

В широком смысле избирательная  система - это система общественных отношений, сопряженных с выборами органов публичной власти. Область данных отношений очень широка. В нее входят проблемы и определения круга избирателей и избираемых, и инфраструктуры выборов (устройство избирательных единиц, избирательных органов и др.), и взаимоотношений, складывающихся на  каждой из стадий избирательного процесса вплоть до его окончания. Регулируется избирательная система нормами избирательного права, понимаемого как система правовых норм, играющая собой подотрасль конституционного (государственного) права. Впрочем, не вся избирательная система регулируется правовыми нормами. В ее состав входят в свою очередь отношения, контролируемые корпоративными нормами (уставами  политических общественных объединений и др.), а еще обычаями и традициями данного сообщества.

Избирательная система  в узком смысле - это организация конкретного распределения депутатских мандатов среди кандидатами в зависимости от итогов голосования. Избирательная система в узком смысле разделяется на: мажоритарную, пропорциональную и смешанные системы. В свою очередь мажоритарная система дробится на: мажоритарную систему относительного большинства, мажоритарную систему абсолютного большинства. Пропорциональная система распределяться на: пропорциональную и полупропорциональную системы. (Приложение А)

В предоставленной работе нас более интересует избирательная система в так называемом узком смысле. Это метод нахождения того, кто из баллотировавшихся кандидатов избран на должность либо в качестве  депутата.  В  зависимости  от того, какая будет применена  избирательная  система,  итоги  выборов при  одних  и  тех же результатах голосования могут оказаться разными. Потому политические силы часто борются между собой за более выгодную для себя избирательную систему (однако, оценивая ее практичность, они могут и сделать ошибки). 

Избирательная система регулируется нормами избирательного права. «Ход выборов обусловливается конституционно-правовыми нормами, которые в своей совокупности формируют избирательное право. Значит, избирательная система и избирательное право плотно сопряжены между собой, хотя сравнивать их нельзя»2. А что же такое собственно избирательное право? Оно также как и избирательная система применяется в двух смыслах: в широком (объективном) и узком (субъективном) значениях. В широком смысле избирательное право- это система правовых норм стабилизирующих порядок создания выборных органов государства и местного самоуправления. В узком смысле избирательное право- это гарантированная государством гражданину право принять участие в выборах органов государства и местного самоуправления. Это субъективное право граждан подразделяют на активное и пассивное избирательное право. Активное избирательное право- это право граждан Российской Федерации принять участие в выборах в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления. Пассивное избирательное право - право избираться в избирательные органы государства и местного самоуправления.

Понятия « избирательная  система» и «избирательное право»  по сущности, носят обобщенный характер. Эти понятия содержат в себе пять разных подсистем, устанавливающих распорядок избрания соответствующих органов государственной власти:

а) распорядок избрания Президента РФ,

б) распорядок избрания депутатов  Государственной Думы,

в) распорядок избрания глав администраций субъектов РФ,

г)  распорядок избрания депутатов законодательных органов субъектов РФ,

д)  распорядок избрания органов местного самоуправления.

Любая подсистема регулируется отдельными правовыми актами. Они  в свою очередь имеют единые для  всех источники права. «Ими считаются  нормативные акты, в которых заключаются конституционно-правовые нормы, устанавливающие ход проведения выборов»3.

К числу этих источников причисляются:

1) Конституция РФ, конституции  республик в составе РФ; городов федерального значения, уставы краев, областей,  автономной области, автономных округов;

2) Федеральный закон  от 19 сентября 1997г. « Об основных  гарантиях избирательных прав  и право на участие  в  референдуме граждан Российской  Федерации»4; др. федеральные законы, а также, законы субъектов РФ, тщательно регламентирующие систему и порядок выборов в всевозможные органы государственной власти и  органы местного самоуправления;

3) указы и распоряжения  Президента РФ, акты глав администраций  и иных руководителей исполнительных органов субъектов РФ по задачам и организации и проведения выборов.

Определенные вопросы  избирательного процесса регулируются постановлениями Государственной  Думы и Центральной избирательной  комиссии.

Характерной чертой является то, что в Конституции никак  нет  особенного раздела об избирательном праве (избирательной системе), в котором были бы зафиксированы единые принципы избирательного права.

 «Под принципами  избирательного права (избирательной  системы) понимаются неотъемлемые  условия и обстоятельства, без  соблюдения которых всевозможные  выборы не могут быть признанными правомочными»5

Эти принципы сформулированы в международно-правовых актах, Конституции  и законодательстве РФ.

В соответствии со ст.32 ч.2 Конституции РФ «Граждане Российской Федерации имеют право выбирать и быть избранными в органы государственной власти органы местного самоуправления, а также принять участие в референдуме». На базе этой статьи есть принцип всеобщности. Всеобщим признается такое избирательное право, при котором все совершеннолетние граждане имеют право осуществлять участие в выборах. Есть два вида цензов: возрастной ценз и ценз оседлости, которые сдерживают принцип всеобщности. Возрастной ценз – правило закона, согласно которому право принять участие в выборах предоставляется только по достижении конкретного возраста. К примеру, Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин, который достиг 21 года. Ценз оседлости – определенное Конституцией либо законом правило, согласно которому приобретение гражданином избирательного права обуславливается  конкретным сроком проживания в стране к моменту проведения выборов. К примеру, Президентом РФ может быть избран гражданин РФ не младше 35 лет, непрерывно живущий в Российской Федерации не менее 10 лет.

Следующий принцип –  равное избирательное право. В Федеральном  законе оно трактуется как участие граждан в  выборах « на одинаковых основаниях». Это значит, что все граждане, которые удовлетворяют условиям закона и не отстраненные от участия в голосовании по легитимным основаниям, имеют одинаковые права и обязанности как избиратели.

В свою очередь данный принцип подразумевает существование  двух условий:

Любой избиратель обязан иметь одинаковое число голосов. 

 Это условие гарантируется  тем, что избиратель не может  быть включен больше чем в  один перечень избирателей. Он  голосует собственноручно и для получения избирательного бюллетеня необходимо предъявление документа, который подтверждает личность избирателя, а в перечне избирателей производится отметка о выдаче избирательного бюллетеня.

Любой депутат обязан предъявлять одинаковое число избирателей. Обязана быть соблюдена единая норма представительства, в соответствии с которой возникнут одинаковые по количеству жителей избирательные округа. Это предоставляет гарантию того, что ни один избиратель не имеет каких- либо превосходств перед иным избирателем.

Прямое избирательное  право значит, что избиратель напрямую подает свой голос за определенного  кандидата либо перечня кандидатов. Прямое избирательное право различается  от не прямого, которое может быть двух видов – косвенным и многостепенным. При косвенном избирательном праве избиратели подбирают выборщиков, которые в свою очередь выбирают представителей  либо каких либо других лиц. Многостепенное избирательное право, сущность которого заключается в том, что избирают представителей в вышестоящие представительные органы нижестоящие.

Еще один принцип избирательного права – тайное голосование. Этот принцип считается неотъемлемым атрибутом демократической организации  выборов, безусловной прерогативой избирателей. Это значит, что исключается вероятность какого- либо контроля над волеизъявлением избирателей. Избиратели имеют право никому и никогда не осведомлять о собственном выборе того либо другого депутата. Избирательные бюллетени не подлежат нумерации, и ни один человек не вправе стремиться распознать примененный бюллетень. Избиратель заполняет избирательный бюллетень в замкнутой кабине либо в специализированной комнате. В данных помещениях во время заполнения избирательных бюллетеней воспрещается нахождение кого бы то ни было, в том числе и членов избирательной комиссии. Бюллетень опускается в избирательный ящик самостоятельно.

Неукоснительность и  цикличность проведения выборов. Выборы органов государственной власти и местного самоуправления считаются  неукоснительными и проводятся в сроки, определенные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований.  Выборы органов либо депутатов устанавливает уполномоченный на то орган либо должностное лицо в согласовании со сроками, определенными законом. Голосование в силах быть определено лишь на календарный выходной день. Не разрешено назначение голосования на праздничный день. В случае если соответствующим органом выборы не назначаются, то это имеет право сделать соответствующий суд общей юрисдикции. Срок полномочий абсолютно всех выборных органов, а также депутатов не может быть более пяти лет. Исправление сроков не разрешено.

Информация о работе Виды избирательных систем